Введение
Актуальность изучения самодетерминации в современной психологии во многом определяется возросшим интересом к так называемым самопроцессам личности: самопониманию, самопознанию, саморегуляции, самоопределению и т. д. Понятие самодетерминации, отсылающее к проблеме индетерминизма [Гордеева, 2010; Гордеева, 2010а; Леонтьев, 2000; Москвичева, 2022], чаще всего описывается в рамках концепции Э. Деси и Р. Райана, которые рассматривают ее как собственную активность человека. При этом основным критерием выступает способность гибко взаимодействовать с окружающим миром [Deci, 1986; Ryan, 2018; Maqsood, 2022]. Теория самодетерминации на сегодняшний день является одной из самых влиятельных концепций мотивации. Значимой составляющей теории является выделение и описание трех основополагающих потребностей, присущих человеку, формирующих его мотивацию и обусловливающих психологическую стабильность. Первой важнейшей потребностью личности, по мнению авторов теории, является потребность в автономии; второй — потребность в компетентности, третьей — потребность в связанности с другими людьми [Deci, 1985].
В рамках данной концепции особое значение придается потребности в автономии, как ключевой для функционирования внутренней мотивации. Потребность в автономии — это универсальная человеческая потребность ощущать себя деятелем, инициатором, причиной собственной жизни и действовать в гармонии со своим интегрированным Я [Ryan, 2018; Maqsood, 2022]. Результаты кросс-культурных исследований подтверждают идею об универсальности потребности индивида в автономии и ее значимости для психического благополучия и внутренней мотивации человека [Линч, 2004; Chirkov, 2001; Osin, 2010; Ryan, 2018]. Некоторые исследователи утверждают, что автономия является «метапотребностью» [Assor, 2017].
Согласно теории самодетерминации, потребность в автономии имеет две составляющие: осознанный выбор (уверенность человека в том, что у него есть возможность самостоятельно переживать чувство, что он сам выбирает свою жизнь) и самосознание (осознанное восприятие и оценка себя, мысли и убеждения человека о самом себе).
На сегодняшний день существует целый набор англоязычных методик для измерения уровня самодетерминации и автономности человека: «Шкала самодетерминации» (SDT) К. Шелдона и соавторов, которая включает субшкалу осознанного выбора и субшкалу самосознания [Sheldon, 1995; Sheldon, 1996], «Шкала автономии» Л. Уортингтона [Anderson, 1994], методика «Список прилагательных» Х. Гоха и А. Хельбурна [Gough, 1983], «Форма исследования личности» Д. Джексона [Jackson, 1984], «Личностный опросник Р. Хогана» [Hogan, 1986], «Опросник межличностной зависимости» [Hirschfield, 1977], «Шкала социотропии—автономии» А. Бека [3;13].
Одной из самых используемых методик для изучения связи самодетерминации с другими психологическими феноменами по всему миру является опросник «Шкала детерминации». Так, например, с помощью этого опросника иранские исследователи [Shabani, 2021] определили положительные взаимосвязи между самодетерминацией и увлеченностью учебой у студентов университетов; пакистанские ученые [Marschalko, 2021] выявили положительную взаимосвязь между самодетерминацией и удовлетворенностью работой у учителей начальной школы во время пандемии COVID-19. Качественность данного диагностического инструментария подтверждается созданием адаптированных версий в разных языковых культурах. Имеющиеся переводы показывают хорошую согласованность шкал [Nalipay, 2020].
Надо заметить, что отечественная психодиагностика имеет ограниченный арсенал стандартизированных методик для диагностики личностной автономии. Чаще всего используется первоначальная версия теста самодетерминации К. Шелдона в адаптации Е.Н. Осина, состоящая из трех субшкал, исправленная и существенно дополненная по результатам апробации на русскоязычных выборках в 2010 году [Osin, 2010], а также «Общий опросник каузальной ориентации» (The General Causality Orientation Scale — GCOS) [Deci, 2008] в адаптации Д.А. Леонтьева и О.Е. Дергачевой [ Дергачева, 2008]. Однако вопрос расширения арсенала адаптированных зарубежных средств (или создания собственных) для оценки уровня самодетерминации личности остается весьма актуальным: новая уточненная версия теста самодетерминации К. Шелдона, включающая 10 пунктов и 2 субшкалы, ранее не была адаптирована на русскоязычной выборке.
Целью данной работы является адаптация зарубежной методики «Шкала осознанного выбора и самосознания» (ранее известной как «Шкала самодетерминации») на русскоязычной выборке, а также проверка ее структурной и конструктной валидности. Методика предназначена для оценки индивидуальных различий в том, насколько люди склонны действовать самодетерминируемым образом. Адаптация данной методики позволит дополнить отечественный диагностический инструментарий для изучения личностной автономии и самодетерминации.
Методы
На первом этапе адаптации проверялось качество перевода на русский язык исходного англоязычного варианта (5 пар утверждений) на российской выборке. В исследовании приняли участие 101 студент Санкт-Петербургского государственного университета, из них 62 женщины и 29 мужчин; средний возраст — 17—19 лет. Для этого были сделаны прямой и обратный переводы опросника «Шкала осознанного выбора и самосознания».
При переводе соблюдались следующие правила и последовательность действий.
- Подготовка первичного перевода с языка оригинала (английского) на другой язык (русский). Данную процедуру осуществляли специалисты, свободно владеющие и тем и другим языками и имеющие психологическое и педагогическое образование.
- Экспертная содержательная оценка перевода предполагала проверку адаптации лексики и грамматики к возрасту и уровню образования. На этом этапе были устранены наиболее грубые различия между оригиналом и переводом.
- Проверка эквивалентности перевода оригиналу, т. е. соотнесение полученного перевода опросника с внесенными поправками лексического и грамматического плана с оригиналом. Конкретной процедурой такой проверки был обратный перевод с русского языка на язык оригинала (английский). Обратный перевод осуществлялся несколько раз до полного смыслового совпадения оригинала и перевода текста специалистами, свободно владеющими обоими языками.
Процедуры первичной апробации опросника показали, что работа по адаптации может быть продолжена. Перевод пунктов релевантен оригиналу. Улучшение отдельных пунктов может привести к снижению точности перевода и уменьшению семантической согласованности русскоязычного и оригинального вариантов опросников.
На втором этапе респондентам предлагалось заполнить русскоязычный вариант опросника, а также комплекс методик, с помощью которых измеряются характеристики, имеющие отношение к совершению выбора и процессам осознания и оценки себя. Комплекс дополнительных диагностических инструментов включал:
- методику «Субъективное качество выбора» Д.А. Леонтьева, предназначенную для исследования отношения человека к своему выбору [Леонтьев, 2007];
- методику «Шкала экзистенции» А. Лэнгле и К. Орглер [Кривцова, 2009];
- методику исследования самоотношения В.В. Столина [Столин, 1988];
- методику «Базисные убеждения WAS» («World Assumptions Scale») Р. Янов-Бульмана в адаптации М.А. Падун и А.В. Котельниковой [Падун, 2008].
Выборка второго этапа исследования включала студентов петербургских вузов (N= 588). Доля мужчин составила 45% (N = 263), доля женщин — 55% (N = 325), средний возраст — 20,5 ± 2,39 лет (мода — 1 год).
По результатам математико-статистической обработки данных почти все шкалы использовавшихся методик показали нормальное распределение. Далее для проверки конструктной валидности применялись следующие методы: корреляционный анализ (коэффициент r Пирсона), анализ надежности (коэффициент альфа Кронбаха), факторный анализ методом главных компонент с применением Варимакс-вращения, конфирматорный факторный анализ, кластерный анализ данных методом иерархической кластеризации и k-средних, сравнительный анализ (Т-критерий Стьюдента). Обработка данных производилась в программах IBM SPSS Statistics 28.0 и AMOS 28.0.
Результаты
Проверка согласованности пунктов русскоязычной версии опросника показала высокую степень их согласованности (коэффициент надежности альфа Кронбаха = 0,862 для всего опросника, α = 0,85 — для субшкалы осознанного выбора и α = 0,84 — для субшкалы самосознания); при этом наблюдается сохранение согласованности при последовательном исключении пунктов в диапазоне от 0,844 до 0,854. Показатель альфа Кронбаха оригинальной методики в нескольких выборках варьировался от 0,86 до 0,92 [Sheldon, 1996], в связи с чем можно говорить о соответствии адаптируемой версии пунктов оригиналу методики. Кроме того, коэффициент корреляции Пирсона между показателями субшкал, равный 0,45 на уровне p < 0,01, также свидетельствует о внутренней согласованности опросника.
Для проверки структурной валидности русскоязычной версии шкалы использовался факторный анализ методом главных компонент с применением Варимакс-вращения с нормализацией Кайзера. Вращение сошлось за 5 итераций (КМО — 0,870, Критерий Бартлетта — 0,000). В результате выделилась двухфакторная структура, аналогичная оригиналу. Пункты, образующие структуру факторов, полностью совпадают с адаптируемой англоязычной версией. Полученные факторные нагрузки представлены в табл. 1.
Таблица 1. Факторная структура русскоязычной версии методики «Шкала осознанного выбора и самосознания»
|
Пункт опросника |
Осознанный выбор |
Самосознание |
|
1. Мне всегда кажется, что я сам выбираю то, что делаю |
0,723 |
–0,223 |
|
3. Я сам выбираю, что я должен делать |
0,778 |
–0,240 |
|
5. Я делаю что-либо, потому что мне это интересно |
0,770 |
–0,094 |
|
7. Я свободен делать все, что я решу делать |
0,773 |
–0,158 |
|
9. Я чувствую себя вполне свободным делать все, что хочу |
0,787 |
–0,190 |
|
2. Мои эмоции всегда свойственны мне |
–0,208 |
0,666 |
|
4. Я чувствую, что всегда остаюсь самим собой |
–0,266 |
0,748 |
|
6. Когда я чего-то добиваюсь, я всегда чувствую, что это сделал именно я |
–0,216 |
0,717 |
|
8. Я всегда ощущаю свое тело, как свое собственное |
–0,085 |
0,821 |
|
10. Когда я смотрю в зеркало, я вижу самого себя |
–0,128 |
0,848 |
Примечание: жирным шрифтом выделены наибольшие значения фактурной нагрузки.
Факторная структура также была уточнена с помощью конфирматорного факторного анализа методом максимального правдоподобия (Maximum likelihood), выполненного в программе AMOS 28.0. При построении модели была учтена ковариация между двумя латентными факторами «осознанный выбор» и «самосознание». По результатам КФА, показатели ковариации, регрессии и дисперсии всех переменных и ошибок статистически значимы на уровне p < 0,001, а индексы соответствия модели эмпирическим данным достигают хороших или приемлемых величин: критерий хи-квадрат CMIN = 180,6; df = 34; отношение CMIN/DF = 5,3; критерии согласия CFI = 0,94; NFI = 0,93; GFI = 0,94; AGFI = 0,9; среднеквадратическая ошибка аппроксимации (RMSEA)=0,09. Оценки по фактору «осознанный выбор» варьируются от 0,68 до 0,77, по фактору «самосознание» — от 0,6 до 0,83, ковариация между факторами равна 0,5.
Таким образом, подтверждена исходная двухфакторная структура опросника, выявленная авторами оригинальной методики «Perceived Choice and Awareness of Self Scale». Полученный достаточно высокий результат показал предельную совместимость с оригинальной структурой опросника.
Проверка конструктной валидности русскоязычной версии опросника «Шкала осознанного выбора и самосознания» (PCASS) проводилась с использованием корреляционного анализа.
Согласно полученным результатам, шкалы русскоязычной версии опросника коррелируют со всеми шкалами других методик на уровне p < 0,01. Исключение составляет связь со шкалой «Справедливость» методики «Базисные убеждения»: корреляция является значимой на уровне p < 0,05. Кроме того, методика «Базисные убеждения» продемонстрировала наиболее низкие значения корреляций с субшкалами адаптируемого опросника. Коэффициент корреляции варьируется от 0,09 до 0,5. Полученные результаты отображены в табл. 2.
Таблица 2. Показатели коэффициента корреляции Пирсона между шкалами методики «Шкала осознанного выбора и самосознания» и другими конструктами (N = 588)
|
Субшкалы |
Осознание себя |
Осознанный выбор |
|
Субъективное качество выбора |
||
|
Основательность выбора |
0,287** |
0,342** |
|
Эмоциональный знак выбора |
0,356** |
0,312** |
|
Самостоятельность выбора |
0,285** |
0,341** |
|
Удовлетворенность выбором |
0,430** |
0,365** |
|
Шкала экзистенции |
||
|
Самодистанцирование |
0,274** |
0,164** |
|
Самотрансценденция |
0,510** |
0,429** |
|
Свобода |
0,509** |
0,432** |
|
Ответственность |
0,473** |
0,385** |
|
Самоотношение |
||
|
Глобальное самоотношение (интегральная шкала S) |
0,498** |
0,387** |
|
Самоуважение (I) |
0,472** |
0,412** |
|
Аутосимпатия (II) |
0,477** |
0,347** |
|
Ожидаемое отношение от других (III) |
0,357** |
0,259** |
|
Самоинтерес (IV) |
0,316** |
0,262** |
|
Самоуверенность |
0,497** |
0,396** |
|
Отношение других |
0,284** |
0,242** |
|
Самопринятие |
0,445** |
0,333** |
|
Саморуководство |
0,221** |
0,214** |
|
Самообвинение |
- 0,324** |
- 0,215** |
|
Самоинтерес |
0,356** |
0,270** |
|
Самопонимание |
0,370** |
0,296** |
|
Базисные убеждения |
||
|
Доброжелательность мира |
0,211** |
0,242** |
|
Справедливость |
0,090* |
0,103* |
|
Образ Я |
0,222** |
0,168** |
|
Удача |
0,165** |
0,165** |
|
Убеждения о контроле |
0,131** |
0,138** |
Примечание: «**» — корреляция значима на уровне p < 0,01; «*» — корреляция значима на уровне p < 0,05; жирным шрифтом выделены наибольшие значения фактурной нагрузки.
Остановимся подробнее на взаимосвязях переменных, характеризующихся высоким значением коэффициента корреляции Пирсона (r > 0,4). Было выявлено, что субшкала Осознанного выбора по опроснику PCASS положительно взаимосвязана со шкалой «самотрансценденции» (r = 0,429; p < 0,01) и шкалой «свободы» (r = 0,432; p < 0,01) методики «Шкала экзистенции». То есть восприятие своего выбора как самостоятельного, иницированного самим человеком сопровождается переживанием подлинности своей жизни и ощущением внутренней свободы, а также высоким уровнем самоуважения (r = 0,41; p < 0,01).
Шкала Самосознания по шкале PCASS значимо связана со шкалой «удовлетворенность выбором» (r = 0,429; p < 0,01), по методике «Субъективное качество выбора», шкалой самотрансценденции (r = 0,51; p < 0,01), шкалой свободы (r = 0,51; p < 0,01) и ответственности (r = 0,47; p < 0,01), по методике «Шкала экзистенции». Кроме того, выявлены взаимосвязи с интегральным показателем самоотношения (r = 0,49; p < 0,01), самоуважением (r = 0,47; p < 0,01), аутосимпатией (r = 0,48; p < 0,01), самоуверенностью (r = 0,49; p < 0,01) и самопринятием (r = 0,45; p < 0,01) по «Опроснику самоотношения» В.В. Столина.
Следовательно, осознанный выбор в большей степени связан с переменными, соответствующими экзистенциально-психологическим феноменам, компонентам экзистенциальной исполненности. При этом измерение по субшкале Самосознание позволяет получить большее число корреляций с параметрами самоотношения. Выявленные корреляции представляются логичными и закономерными и согласуются с исходными авторскими определениями конструктов «Шкалы осознанного выбора и самосознания».
Результаты корреляционного анализа подтверждают не только конструктную валидность русскоязычной версии шкалы, но и гипотезу авторов оригинальной методики о связи самодетерминации личности с психологическим благополучием [Sheldon, 1995; Sheldon, 1996], проявляющимся в том числе в положительном самоотношении и удовлетворенности принимаемыми решениями. Кроме того, результаты нашего исследования показывают, что самодетерминация личности связана с экзистенциальными аспектами выбора, аутентичностью и экзистенциальной исполненностью. При этом базисные убеждения играют второстепенную роль, тем самым подчеркивая, что устойчивые представления индивида о себе и мире для самодетерминированного поведения имеют меньшее значение, чем самосознание личности и отношение к себе.
Для проверки дифференцирующей способности русскоязычной версии опросника «Шкала осознанного выбора и самосознания» был проведен кластерный анализ полученных данных. С помощью иерархической кластеризации (метод Варда, интервальная мера: квадрат расстояния Евклида) была получена дендрограмма, по результатам анализа которой было принято решение разделить выборку на 4 кластера. Для уточнения результата далее была проведена кластеризация выборки по шкалам PCASS методом k-средних с произвольным включением 4 кластеров (табл. 3).
Таблица 3. Результаты кластеризации данных по Шкале осознанного выбора и самосознания (N = 588)
|
|
№ кластера |
Количество наблюдений |
% |
|
Кластер |
1 |
50 |
8,5 |
|
2 |
131 |
22,3 |
|
|
3 |
154 |
26,2 |
|
|
4 |
253 |
43 |
|
|
Валидные |
588 |
100 |
|
|
Пропущенные |
12 |
2,1 |
|
Для проверки значимости различий средних по субшкалам методики в выделенных кластерах использовался однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA). Полученные результаты отображены на рис. 1.
Рис. 1. Средние значения по субшкалам методики «Шкала осознанного выбора и самосознания» в выявленных кластерах
Первый кластер (50 чел., 8,5%) составили респонденты с низким уровнем по обеим субшкалам: самосознания и осознанного выбора. Данные респонденты характеризуются низкой осознанностью и слабым пониманием себя, а также не воспринимают свои выборы как свободные, не расценивают выбор как результат собственных целенаправленных действий. Второй кластер (131 чел., 22,3%) — респонденты с низкими значениями по субшкале самосознания, но со средним уровнем осознанности выбора: такие респонденты скорее присваивают себе свои выборы, но не могут увидеть связь между своим выборами и тем, как они относятся к себе. Третий кластер (154 чел., 26,2%) объединяет респондентов с высоким уровнем самосознания и низким уровнем осознанного выбора, т. е. тех, кто осознает свое отношение к себе, но в то же время считает, что совершает выборы скорее под влиянием внешних факторов, а не в результате собственной инициации, и не видит связи между отношением к себе и совершаемыми выборами. Наконец, четвертый кластер (253 чел., 43%) представлен респондентами с высоким уровнем самосознания и высоким уровнем осознанного выбора. Они хорошо осознают себя и считают, что их жизнь является результатом их действий, а выборы расцениваются как свободные, связанные с принятием своей ответственности за них. В целом, полученные результаты позволяют сделать вывод о хорошей дифференцирующей способности адаптируемого опросника.
Проверка диагностической чувствительности опросника была проведена с применением T-критерия Стьюдента и корреляционного анализа Пирсона. По результатам исследования выявлены достоверные различия средних значений показателей опросника по полу (Т= –2,8; p < 0,01; d Коэна = 0,23): средние значения по шкале самосознания у мужчин (M = 20,4 ± 4,8) выше, чем у женщин (M = 19,3 ± 4,8). Полученные данные аналогичны результатам адаптации методики на венгерской выборке [Nalipay, 2020], согласно которым существуют значимые гендерные различия по общей шкале самодетерминации и отдельно по каждой из субшкал: мужчины, по данным этого исследования, также характеризуются более высокими показателями.
В то же время, по результатам выполненной нами адаптации русскоязычной версии шкалы, не были выявлены различия по уровню образования и также не были обнаружены связи между возрастом и субшкалами самосознания и осознанного выбора В то же время следует отметить, что исследование проводилось на молодых людях (средний возраст — 20,5 ± 2,39 лет, мода — 21 год). Вполне вероятно, что участие респондентов, относящихся к разным возрастным когортам, могло бы выявить достоверные различия по субшкалам самодетерминации.
Выводы
Как следует из представленных результатов, русскоязычный перевод методики «Шкала осознанного выбора и самосознания» (PCASS) обнаруживает хорошие психометрические характеристики, что проявляется в параметрах структурной модели, а также в показателях внутренней согласованности шкал (высокий коэффициент надежности альфа Кронбаха). Оригинальная структура методики хорошо воспроизводится, количество и структура полученных факторов полностью с ней совпадают, что свидетельствует в пользу теоретической модели, а также позволяет говорить о методике как о качественном исследовательском инструменте. Адаптированный русскоязычный вариант опросника демонстрирует высокую дифференцирующую способность.
Результатом проведенной работы стала разработка готового для использования русскоязычного опросника, выявляющего индивидуальные различия в осознанном выборе и самосознании и имеющего показатели, которые удовлетворяют современным требованиям психодиагностики. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что русифицированная шкала соответствует не только заложенной авторами факторной структуре, но и психометрическим стандартам валидности и надежности.
В целом, методика демонстрирует хорошие психометрические показатели и может быть использована для исследований личностной автономии и самодетерминации как эффективный диагностический инструмент в широком спектре эмпирических исследований и при решении прикладных задач.
Приложение
Шкала осознанного выбора и самосознания
(PCASS), ранее известная как «Шкала самодетерминации» (SDS)
Описание шкалы
Эта шкала оценивает индивидуальные различия (уровень проявления черт характера) в осознанном выборе и самосознании. Осознанный выбор отражает субъективное восприятие выбора своего поведения как самостоятельного и независимого, а самосознанию соответствует осознанная рефлексия чувств и ощущений как своих собственных.
PCASS - это короткая, шкала из 10-ти пунктов, с двумя субшкалами, каждая содержит по 5 пунктов.
Инструкция: Ознакомьтесь с парами утверждений, расположенными ниже, и подумайте, какое из них кажется вам наиболее верным на данном этапе вашей жизни. Отметьте по 5-балльной шкале степень, в которой утверждение А кажется более верным, чем утверждение Б. Шкала расположена под каждой парой утверждений.
Если утверждение А кажется полностью верным, а утверждение Б — совершенно не верным, то подходящим ответом будет 1. Если оба утверждения одинаково верны, то подходящим ответом будет 3. Если утверждение Б кажется полностью верным, а утверждение А — совершенно не верным, то подходящим ответом будет 5.
1.
- A. Мне всегда кажется, что я сам выбираю то, что делаю.
Б. Иногда мне кажется, что на самом деле не я выбираю то, что делаю.
Только А кажется правдой 1 2 3 4 5. Только Б кажется правдой.
2.
- A. Мои эмоции иногда кажутся мне чуждыми.
Б. Мои эмоции всегда свойственны мне.
Только А кажется правдой 1 2 3 4 5. Только Б кажется правдой.
3.
- A. Я сам выбираю, что я должен делать.
Б. Я делаю то, что должен, но я не чувствую, что это действительно мой выбор.
Только А кажется правдой 1 2 3 4 5. Только Б кажется правдой.
4.
- A. Я чувствую, что редко бываю самим собой.
Б. Я чувствую, что всегда остаюсь самим собой.
Только А кажется правдой 1 2 3 4 5 Только Б кажется правдой
- A. Я делаю что-либо, потому что мне это интересно.
Б. Я делаю что-либо, потому что я должен это делать.
Только А кажется правдой 1 2 3 4 5. Только Б кажется правдой.
6.
- A. Когда я чего-то добиваюсь, мне часто кажется, что на самом деле это сделал
не я.
Б. Когда я чего-то добиваюсь, я всегда чувствую, что это сделал именно я.
Только А кажется правдой 1 2 3 4 5. Только Б кажется правдой.
7.
- A. Я свободен делать все, что я решу делать.
Б. То, что я делаю, часто не то, что я выбрал бы делать.
Только А кажется правдой 1 2 3 4 5. Только Б кажется правдой.
8.
- A. Иногда мое тело кажется мне чужим.
Б. Я всегда ощущаю свое тело, как свое собственное.
Только А кажется правдой 1 2 3 4 5. Только Б кажется правдой.
9.
- A. Я чувствую себя вполне свободным делать все, что хочу.
Б. Я часто делаю то, что не хочу делать.
Только А кажется правдой 1 2 3 4 5. Только Б кажется правдой.
10.
А. Иногда я смотрю в зеркало и вижу как будто незнакомца.
Б. Когда я смотрю в зеркало, я вижу самого себя.
Только А кажется правдой 1 2 3 4 5. Только Б кажется правдой.
Информация о подсчете баллов для PCASS.
Для начала пункты 1, 3, 5, 7, 9 необходимо подсчитать реверсивно (обратным образом), чтобы более высокие баллы по каждому пункту указывали на более высокий уровень самоопределения. Для этого вычтите балл, полученный за каждый указанный пункт из 6, и используйте полученный результат в дальнейшей обработке. Затем подсчитайте баллы по субшкалам «Осознание себя» (M =19,8 ± 4,8) и «Осознанный выбор» (M = 17,4 ± 4,6), усредняя баллы по 5 пунктам в каждой субшкале.
Субшкалы:
- Осознание себя: 2, 4, 6, 8, 10.
- Осознанный выбор: 1, 3, 5, 7, 9.
