Методические приемы симуляции ситуации социального остракизма O`Cam, O`Train, Cyberball: опыт пилотажных исследований в Российской Федерации

266

Аннотация

Цель. Апробация методик, позволяющих симулировать ситуацию социального остракизма (игнорирование, исключение, отвержение). Контекст и актуальность. Социальный остракизм может носить мимолетный характер или проявляться в хронической затяжной форме, приводя к депрессии, вызывая ощущение потери смысла в жизни. Исследование данного феномена в реалиях российской действительности ставит перед отечественными учеными ряд теоретических (отсутствие сложившейся теоретической базы) и, как следствие, методологических и методических проблем. Дизайн исследования. Были проведены три эксперимента с разными сценариями и приемами симуляции условий включения/исключения, применялась техника психологического дебрифинга. В двух экспериментах («Остракизм-камера», «Кибербол») была использована методика Шкала нарушенных потребностей-Остракизм (ШНП-О) (адаптация Бойкиной Е.Э., 2019) в двух модификациях: для взрослых и детей. В исследовании проводилась калибровка параметров условий включения/исключения в программе «Кибербол». Участники. Исследование включало три выборки: апробация приема «Остракизм в поезде»: N=66, женщины — 61, мужчины — 5, средний возраст — 18,3; «Кибербол»: N=96, девочки — 57, мальчики — 39, средний возраст — 12,84; «Остракизм-камера»: N=37, девочки — 19, мальчики — 18, средний возраст — 13,6. Методы (инструменты). Метод эксперимента, самоотчетная методика Шкала нарушенных потребностей-Остракизм (ШНП-О), компьютерная программа «Cyberball» (Williams, Cheung, Choi, 2000), качественный анализ данных. Результаты. Апробированные приемы подтвердили свою надежность как методики симуляции ситуации социального остракизма. Основные выводы. В качестве рекомендаций сформулированы следующие критерии выбора приема: 1) симуляция условий игнорирования/исключения/отвержения, 2) наименьший психологический дискомфорт объекта, 3) жизнеспособность организации исследования (включая количество участников эксперимента и достоверность легенды), 4) избегание конфронтации участников. Апробированные авторами методики могут использоваться как в исследовательских, так и в прикладных целях с учетом соблюдения этических принципов психологического эксперимента.

Общая информация

Ключевые слова: социальный остракизм, исключение, игнорирование, отвержение, деструктивное поведение, методология, Cyberball, O`Cam, O`Train, модель остракизма К.Д. Вильямса

Рубрика издания: Методический инструментарий

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120411

Получена: 25.04.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Бойкина Е.Э. Методические приемы симуляции ситуации социального остракизма O`Cam, O`Train, Cyberball: опыт пилотажных исследований в Российской Федерации // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 4. С. 189–206. DOI: 10.17759/sps.2021120411

Литература

  1. Белозерова Л.А., Поляков С.Д., Жидяева О.О. Социокультурные особенности поколения Z: опыт эмпирического исследования [Электронный ресурс] // Поволжский педагогический поиск (научный журнал). 2018. № 3. Т. 25. С. 16—23.
  2. Богачева Н.В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z» / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 56 с.
  3. Бойкина Е.Э. Роль игнорирования и социального исключения в формировании антисоциального поведения у детей. Результаты экспериментального исследования. Часть 1: Методология // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сборник научных трудов по материалам Международной научно- практической конференции (г. Ялта, 8—9 октября 2019 г.). Ялта: Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, 2019. С. 29—36.
  4. Бойкина Е.Э., Чиркина Р.В. Социальный остракизм: современное состояние проблемы, методология и методы исследования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 1. С. 152—170. DOI:10.17759/psylaw.2020100114
  5. Дозорцева Е.Г., Ошевский Д.С., Сыроквашина К.В. Психологические, социальные и информационные аспекты нападений несовершеннолетних на учебные заведения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 1. С. 97—110. DOI:10.17759/ psylaw.2020100208
  6. Твенге Дж.М. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым к взрослой жизни и что это значит для всех остальных. Пер. с англ. Толмачев А.М.: РИПОЛ классик, 2019. 406 с.
  7. Этический кодекс психолога [Электронный ресурс]. URL: http://рпо.рф/rpo/ documentation/ethics.php (дата обращения: 06.04.2020).
  8. Are all ostracism experiences equal? A comparison of the autobiographical recall, Cyberball, and O-Cam paradigms Adolescents [Электронный ресурс] / Godwin A. [et al.] // Behavior Research Methods. 2013. Vol. 46. Iss. 3. P. 1—8. DOI:10.3758/s13428-013-0408-0
  9. Baumeister R.F., Twenge J.M., Nuss C.K. Effects of social exclusion on cognitive processes: anticipated aloneness reduces intelligent thought // J. Personal. Soc. Psychol. 2002. Vol. 83. P. 817—827.
  10. Eisenberger N. Social Pain and the Brain: Controversies, Questions, and Where to Go from Here [Электронный ресурс] // Annual Review of Psychology. 2014. Vol. 66. № 1. P. 601—629. DOI:10.1146/annurev-psych-010213-115146
  11. Goodacre R., Zadro L. O`Cam: A new paradigm for investigating the effects of ostracism [Электронный ресурс] // Behavior Research Methods. 2010. Vol. 42. Iss. 3. P. 768—774. DOI:10.375/BMR.42.3.768
  12. Heckhausen J., Schulz R.A. The life-span theory of Control [Электронный ресурс] // Psychological Review. 1995. Vol. 102. Iss. 2. P. 284—304. DOI:10. 1037/0033-295X.102.2.284
  13. If you can’t join them, beat them: effects of social exclusion on aggressive behavior [Электронный ресурс] / Twenge J.M. [et al.] // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. Vol. 81. Iss. 6. P. 1058—1069. DOI:10.1037//0022-3514.81.6.1058
  14. Leary M.R. Sociometer theory and the pursuit of relational value: Getting to the root of self-esteem [Электронный ресурс] // European Review of Social Psychology. 2005. Vol. 16. P. 75— 111. DOI:10.1080/10463280540000007
  15. MacDonald G., Kingsbury R., Shaw S. Adding insult to injury: Social pain theory and response to social exclusion / In K.D. Williams, J.P. Forgas, W. von Hippel (Eds.) // The social outcast: Ostracism, social exclusion, rejection, and bullying. New York, NY: Psychology Press, 2005. P. 77— 90.
  16. One-month Stability of Cyberball Post-exclusion Ostracism Distress in Adolescent [Электронный ресурс] / Davidson Ch.A. [et al.] // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. Inpress. 2019. URL: https://www.researchgate.net/publication/331000393_One-month_Stability_of_Cyberball_Post-exclusion_Ostracism_Distress_in_Adolescents. (дата обращения: 18.06.2020).
  17. Ostracized and observed: The presence of an audience affects the experience of being excluded [Электронный ресурс] / Hales A., [et al.] // Self and Identity. 2020. Vol. 1. P. 1—22. DOI:10.108 0/15298868.2020.1807403
  18. Ostracism Online: A social media ostracism paradigm [Электронный ресурс] / Wolf W. [et al.] // Behavior Research Methods. 2015. Vol. 47. P. 361—373. DOI:10.3758/s13428-014-0475-x
  19. Pelliccio L.J., Walkerb S. What is an interpersonal ostracism message?: bringing the construct of ostracism into communication studies [Электронный ресурс] // ATLANTIC JOURNAL OF COMMUNICATION. 2020. P. 1—16. DOI:10.1080/15456870.2020.1859509
  20. Pfundmair M. Ostracism promotes a terroristic mindset [Электронный ресурс] // Behavioral Sciences of Terrorism and Political Aggression. 2019. Vol. 11. Iss. 2. P. 134—148. DOI:10.1080/19 434472.2018.1443965
  21. Pickett C.L., Gardner W.L. The social monitoring system: Enhanced sensitivity to social clues as an adaptive response to social exclusion / In K.D. Williams, J.P. Forgas, W. von Hippel // The social outcast: Ostracism, social exclusion, rejection, and bullying. New York: Psychology Press, 2005. P. 213—226.
  22. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. Part 1 // On the Horizon. 2001. Vol. 9. Issue 5. P. 1—6.
  23. ProQuest Dissertations & Theses Global [Электронный ресурс]. URL: https://ebs.mgppu. ru:5389/socialsciences/results/9E52D1B997914646PQ/1?accountid=35419# (дата обращения: 25.06.2020).
  24. Social media ostracism: The effects of being excluded online [Электронный ресурс] / Schneider F.M. [et al.] // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 73. P. 385—393. DOI:10.1016/j. chb.2017.03.052
  25. Sommer F., Leuschner V., Scheithauer H. Bulling, romantic rejection, and conflicts with teachers: the crucial role of social dynamics of school shootings — A systematic review [Электронный ресурс] // International Journal of Developmental Science. 2014. Vol. 8. P. 3—24. DOI:10.3233/ DEV-140129
  26. The Ordinal Effects of Ostracism: A Meta-Analysis of 120 Cyberball Studies [Электронный ресурс] / Hartgerink C.H.J. [et al.] // PLoS ONE. 2015. Vol. 10. Iss. 5. P. 1—25. DOI:10/1371/ journal.pone. 0127002
  27. Van Beest I., Williams K.D. When Inclusion Costs and Ostracism Pays, Ostracism Still Hurts [Электронный ресурс] // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. Vol. 91. Iss. 5. P. 918—928. DOI:10.1037/0022-3514.91.5.918
  28. Williams K.D. Ostracism [Электронный ресурс] // The Annual Review of Psychology. 2007. Vol. 58. P. 425—452. DOI:10.1146/annurev.psych.58.110405.085641
  29. Williams K.D. Ostracism: A Temporal Need-Threat Model [Электронный ресурс] // Advances in Experimental Social Psychology. 2009. Vol. 41. P. 275—314. DOI:10.1016/S0065- 2601(08)00406-1
  30. Williams K.D., Cheung C.K., Choi W. Cyberostracism: Effects of being ignored over the Internet // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. Vol. 79. P. 748—762.
  31. Williams K.D. Ostracism: The kiss of social death. Compass: Social and Personality Psychology, 2007. Vol. 1. P. 236—247.
  32. Williams K.D., Jarvis B. Cyberball: a program for use in research on interpersonal ostracism and acceptance [Электронный ресурс] // Behavior Research Methods. 2006. Vol. 38. Iss. 1. P. 174—180.
  33. Wölfer R., Scheithauer H. Ostracism in Childhood and Adolescence: Emotional, Cognitive, and Behavioral Effects of Social exclusion [Электронный ресурс] // Journal Social Influence. 2013. Vol. 8. Iss. 4. P. 217—236. DOI:10.1080/15534510.2012.706233
  34. Zadro L., Williams K.D., Richardson R. Riding the `O` Train: Comparing the Effects of Ostracism and Verbal Dispute on Targets and Sources [Электронный ресурс] // Group Processes and Intergroup Relations. 2005. Vol. 8. Iss. 2. P. 125—143. DOI:10/1177/1368430205051062
  35. Zadro L., Williams K.D., Richardson R. How low can you go? Ostracism by a computer lowers belonging, control, self-esteem, and meaningful existence // J. Exp. Soc. Psychol. 2004. Vol. 40. P. 560—567.

Информация об авторах

Бойкина Екатерина Эдуардовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2707-3969, e-mail: katarinatapfer@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 530
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 266
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 8