Социальная психология и общество
2022. Том 13. № 1. С. 142–158
doi:10.17759/sps.2022130109
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Структура и мотивация социальной активности и ее соотношение с гражданским самосознанием молодежи
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальная активность молодежи, структура, мотивация, гражданское самосознание
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130109
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 18-18-00298.
Получена: 23.07.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Григорьева М.В., Шаров А.А., Заграничный А.И. Структура и мотивация социальной активности и ее соотношение с гражданским самосознанием молодежи // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 1. С. 142–158. DOI: 10.17759/sps.2022130109
Подкаст
Полный текст
Введение
В настоящее время наблюдается рост числа исследований в рамках изучения психологических аспектов социальной активности молодежи. Актуальность изучения данного феномена обусловлена многообразием форм социальной деятельности, появлением различных их комбинаций, трансформацией коммуникации в плане применения информационно-коммуникативных средств в виртуальной среде и необходимостью научного осмысления и социально-психологического анализа феномена социальной активности, в частности, ее структуры и мотивации, а также соотношения с гражданским самосознанием молодежи.
Современными исследователями социальная активность понимается как сложный и многоаспектный системообразующий фактор, включающий в себя практически все проявления жизни в обществе [6; 10]. В понимании Р.М. Шамионова, социальная активность — это не только факт проявления участия в различных сферах функционирующего социума и реализация социальных ролей, а, прежде всего, творческое, инициативное отношение к себе и различным сферам общественной жизни [13; 16]. Что касается обобщенного подхода к структуре социальной активности, то учеными выделяется несколько ее пластов: просоциальная [3; 4; 8; 9], девиантная [18; 19], реальная и виртуальная [2; 5; 20].
Совместно с другими исследователями нами были выделены 12 форм социальной активности (альтруистическая, досуговая, социально-политическая, интернет-сетевая, гражданская, социально-экономическая, образовательно-развивающая, духовная, религиозная, протестная и радикально-протестная, субкультурная) [16], которые легли в основу ряда научных исследований: были выявлены деятельностные характеристики [1], социально-демографические [12] и ценностные [14] предикторы социальной активности молодежи, ее соотношение со склонностью к риску [15]. В дальнейшем количество шкал, измеряющих формы социальной активности молодежи, было увеличено до 18.
Полинаправленность и трансформация социальной активности молодежи в современных условиях жизнедеятельности и научный поиск психологических характеристик этой активности, влияние на ее структуру общественных эффектов обусловливают расширение границ исследований в рассматриваемом диапазоне.
Важным аспектом является изучение вопроса соотношения различных форм социальной активности с гражданским самосознанием молодежи, поскольку именно оно играет непосредственную роль в проявлении того или иного вида активности личности. Указанный тезис можно вычленить из подходов к определению гражданского самосознания. В широком смысле — это основа социального сознания, детерминирующая поведение индивида, а в узком — набор представлений личности о себе в контексте осознания прав и свобод, места в обществе, гражданского долга [7].
Цель настоящего исследования — анализ структуры социальной активности молодежи с учетом различных форм и трех уровней (организации социальной активности, преимущественно индивидуальной активности и коллективного взаимодействия) в соотношении с феноменами гражданского самосознания, мотивации и социально-демографическими характеристиками.
Метод
Выборку исследования составили 764 респондента, средний возраст — 19,7 лет (64,5% женщин), 85% — не состоящих в браке. Проживающих в сельской местности — 6,1%, в малых городах — 19,3%, в больших городах (областных центрах) — 68,4% и 6,2% жителей мегаполиса. 77,7% имеют законченное среднее (школьное) образование, 7,6% — среднее профессиональное образование, 14,7% — высшее образование.
Методы исследования. Шкалы, направленные на измерение различных видов социальной активности (Р.М. Шамионов, М.В. Григорьева, И.В. Арендачук и др.). Заявленные шкалы демонстрируют адекватный уровень надежности: α Cronbach=0,68-0,74; х2 Friedman=1306,3, p<0,001 [12].
В аспекте нашего исследования необходим более дифференцированный подход к выделению подвидов социальной активности. Для достижения заявленной цели был разработан диагностический комплекс (М.В. Григорьева, А.А. Шаров, А.И. Заграничный).
Первая часть включала в себя вопросы, касающиеся изучения отдельных форм и уровней проявления социальной активности молодежи. Авторская позиция такова, что каждая из форм социальной активности личности может реализовываться на трех уровнях: обсуждения с другими и организации активности; индивидуальной активности с учетом социальных норм и правил; коллективной активности. Обозначенные шкалы продемонстрировали приемлемый уровень надежности: α Cronbach=0,71-0,79.
Вторая часть включала шкалы, направленные на выявление мотивации социальной активности и гражданского самосознания в аспекте готовности к поддержке различных идей, касающихся развития страны и региона проживания. Обозначенные шкалы продемонстрировали приемлемый уровень надежности: α Cronbach=0,75-0,81. Все авторские шкалы прошли экспертное оценивание социальными психологами (5 человек).
Вопросы, касающиеся оценки гражданского самосознания, были составлены на основе переменных и их показателей, предложенных в работе по исследованию социально-психологического капитала А.Н. Татарко [11].
Описательные статистики, корреляционный и факторный анализы проводились с помощью статистического пакета SPSS 26.0.
Результаты
В результате корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи между формами активности личности, характеризующими общую структуру социальной активности. Наиболее связанными с другими формами социальной активности являются альтруистическая, спортивно-оздоровительная, культурно-массовая, гражданская, социально-экономическая, профессиональная, образовательно-развивающая и духовная формы социальной активности молодежи (18 взаимосвязей из 18 возможных). Эти формы социальной активности являются системообразующими, их выраженность способствует укреплению общей структуры социальной активности личности. В меньшей степени с остальными формами социальной активности связаны досуговая и интернет-поисковая формы (13 взаимосвязей из 18 возможных). Их реализация является относительно самостоятельной и в меньшей степени поддерживает общую социальную активность молодежи.
Возраст молодежи значимо положительно связан с такими формами социальной активности, как профессиональная (r=0,19 при р<0,01), социально-политическая (r=0,11 при р<0,01), гражданская (r=0,09 при р<0,01), и отрицательно — с интернет-сетевой активностью (r=-0,09 при р<0,01). Видно, что с увеличением возраста молодежь в большей степени обращает внимание на просоциальные формы активности в реальной среде.
Каждая из форм социальной активности личности может реализовываться на трех уровнях: обсуждения с другими и организации активности; индивидуальной активности с учетом социальных норм и правил; коллективной активности. Рассмотрим структуру социальной активности личности с учетом этих уровней, где элементами структуры являются представленные выше формы активности. Поскольку 18 форм социальной активности могут реализовываться на каждом из трех выделенных уровней, в результате корреляционного анализа была получена матрица интеркорреляций 54 на 54, включающая большое количество взаимосвязей. Это потребовало снижение размерности и проведение факторного анализа, результаты которого представлены в табл. 1.
В результате факторного анализа методом главных компонент с последующим варимакс вращением (вращение сошлось за 8 итераций) с нормализацией Кайзера получено 7 факторов, объясняющих 61% дисперсии. Каждый фактор характеризует укрупненную группу элементов структуры социальной активности молодежи.
Рассмотрим мотивы социальной активности молодежи в зависимости от пола. Респондентам был предложен набор мотивов социальной активности, который соотносится с уровнями мотивов А. Маслоу: обеспеченности едой и жильем (I); уверенности и успешности (II); принятия другими (III); уважения и любви (IV); поиска нового (V); гармонии с другими (VI); саморазвития и самореализации (VII). Для выявления значимости различий в двух выборках, разделенных по половому признаку, использовался t-критерий Стьюдента (проверка на нормальность распределения по всем шкалам показала приемлемый результат: -0,5<As<0,5; -2,5<Ex<2,5). Результаты расчета статистических критериев представлены в табл. 2.
Из табл. 2 видно, что для молодежи в большей степени важны такие мотивы социальной активности, как мотивы саморазвития и самореализации (4,53 для женщин и 4,31 для мужчин). По всей видимости, социальная активность выступает одним из важных средств развития личности. Немаловажны также мотивы поиска нового (4,49 для женщин и 4,28 для мужчин). Очевидно, многообразие форм социальной активности позволяет молодежи удовлетворять потребность в необходимой новой информации для последующего анализа и ориентации своего поведения в обществе. Сравнительный анализ показал, что для женщин в большей степени, чем для мужчин, важны такие мотивы, как «Уважение и любовь» (1,96 при p<0,05) и «Гармония с другими» (1,96 при p<0,05), что свидетельствует об ориентации девушек в процессе социальной активности на позитивный социальный отклик со стороны окружающих.
Далее рассмотрим взаимосвязи форм социальной активности молодежи с феноменами гражданского самосознания и готовности к поддержке различных идей, касающихся развития страны и региона проживания. В качестве параметров гражданского самосознания и готовности к поддержке различных идей развития страны и региона проживания респондентам было предложено 12 оценочных шкал, характеризующих респондентов с позиции патриотического и гражданского самосознания, их региональной и национальной идентичности. Объединим параметры гражданского самосознания и готовности к поддержке различных идей развития страны и региона проживания в 4 группы:
1 группа «Патриотическое самосознание» включает в себя шкалы, характеризующие респондента с точки зрения гражданской идентичности (предпочтение гражданства своей страны); принадлежности к своему государству; гордости своей страной; важности принадлежности к своему государству.
2 группа «Гражданское самосознание» включает в себя заинтересованность развитием государства; готовность к деятельности, нацеленной на развитие государства.
3 группа «Региональная идентичность» включает в себя постоянное проживание в своем регионе; региональную идентичность; территориальную устойчивость с точки зрения региона проживания; связь с регионом проживания.
4 группа «Региональное самосознание» включает в себя заинтересованность развитием региона проживания; готовность к деятельности, нацеленной на его развитие.
Далее выделим наиболее значимые формы социальной активности для каждой группы. Критерий определения значимости — количество взаимосвязей форм социальной активности с показателями гражданского и регионального самосознания: 48—72 — значимая форма; 24—47 — среднезначимая; 0—23 — малозначимая. Интервал 24 определялся, исходя из равномерного деления максимально возможного количества взаимосвязей на три.
Очевидно, что мировоззрение тесно связано с социально-демографическими характеристиками личности, влияющими на жизненный опыт, на основе которого и складывается мировоззрение. Были получены следующие значимые корреляционные взаимосвязи. Возраст респондентов имеет прямую значимую связь с предпочтением российского гражданства (r=0,134 при р<0,01), ощущением принадлежности к России (r=0,77 при р<0,05), оценкой постоянства проживания в регионе (r=0,103 при р<0,01), оценкой региональной идентичности (r=0,93 при р<0,01), территориальной устойчивостью с точки зрения региона проживания (r=0,83 при р<0,05). Уровень образования имеет прямую значимую связь с такими параметрами, как предпочтение российского гражданства (r=0,91 при р<0,05) и территориальная устойчивость с точки зрения региона проживания (r=0,95 при р<0,01). Место жительства и уровень благосостояния молодежи не имеют значимых взаимосвязей ни с одним из параметров гражданского самосознания и готовности к поддержке различных идей развития страны и региона проживания.
Обсуждение результатов
Положительные взаимосвязи возраста молодежи с профессиональной, социально-политической, гражданской активностью можно объяснить тем, что именно в этом возрасте происходит процесс освоения профессии, идет активное участие в политической жизни, вырабатывается и выражается активная гражданская позиция по различным аспектам жизни социума. Что касается отрицательной взаимосвязи возраста и интернет-сетевой активности, то можно предположить, что с взрослением активность в виртуальной среде становится более целенаправленной и избирательной, чем, например, в детском и подростковом возрасте, когда идет активное освоение виртуального пространства и знакомство с различными видами контента.
Проведенный факторный анализ позволил выделить семь факторов, каждый из которых характеризует укрупненную группу элементов структуры социальной активности молодежи. В первый фактор вошли 9 форм социальной активности. Субкультурная на всех трех уровнях реализации, протестная и гражданская на уровне коллективного взаимодействия и индивидуальной реализации, а также социально-политическая и экономическая на уровне коллективного взаимодействия. Эту группу элементов структуры можно интерпретировать как «Участие в коллективных субкультурно-протестных акциях». Участие в деятельности объединений субкультурной направленности, скорее всего, связано с выражением гражданской позиции в экономическом и социально-политическом контекстах, а также протестных настроений. Во второй фактор вошли 5 форм социальной активности: социально-политическая, гражданская, экономическая и протестная на уровне межличностного общения и обсуждения, социально-политическая на уровне индивидуальной реализации. Эту группу элементов структуры можно интерпретировать как «Обсуждение социально-политической и экономической активности для последующей индивидуальной реализации». В третий фактор вошли 8 форм социальной активности: экологическая и альтруистическая на всех уровнях, образовательно-развивающая и культурно-массовая на уровне коллективного взаимодействия. Эту группу элементов структуры можно интерпретировать как «Участие в коллективных экологическо-альтруистических акциях». В четвертый фактор вошли 7 форм социальной активности: досуговая на всех уровнях, культурно-массовая и образовательно-развивающая на уровнях межличностного общения, обсуждения и индивидуальной реализации. Эту группу элементов структуры можно интерпретировать как «Культурно-досуговую активность, связанную с индивидуальным образованием». Различные рекреационные мероприятия (отдых на природе, хобби и т.д.) реализуются представителями молодого поколения с учетом культурно-массового оттенка. В пятый фактор вошли 3 формы социальной активности: спортивно-оздоровительная на всех уровнях. Эту группу элементов структуры можно интерпретировать как «Спортивно-оздоровительная активность». Данный компонент структуры социальной активности носит однородный характер по форме и уровням. По-видимому, это обусловлено трендом на здоровый образ жизни, физическое благополучие, необходимые молодежи в рамках ответной реакции на высокие жизненные темпы, стрессогенность. В шестой фактор также вошли 3 формы социальной активности: семейно-бытовая на всех уровнях. Эту группу элементов структуры можно интерпретировать как «Семейно-бытовая социальная активность». Представители молодежи взаимодействуют с родственниками, проводят время с семьей, решают и обсуждают бытовые вопросы. Рассмотренный компонент структуры социальной активности также носит однородный характер по форме и уровням. Можно предположить, что представители молодого поколения осознают ценность семьи и прилагают усилия для ее развития и укрепления как на индивидуальном, так и коллективном уровне. В седьмой фактор также вошли 3 формы социальной активности: религиозная на всех уровнях. Эту группу элементов структуры можно интерпретировать как «Религиозная активность». Данная активность включает в себя посещение мечетей, храмов, общение на религиозные темы и т.д. Рассмотренный компонент структуры социальной активности также носит однородный характер по форме и уровням.
Полученные нами данные согласуются с результатами исследования Р.М. Шамионова [12; 14] в аспекте того, что социальная активность может иметь как отдельные формы, так и являться полинаправленной и сочетаться, а также быть разноуровневой и избирательной.
Результат выявления значимости различий в двух выборках, разделенных по половому признаку, показывает, что для женщин в большей степени, чем для мужчин, важны мотивы уважения и любви, гармонии с другими (см. табл. 2). В целом для молодежи характерны в большей степени такие мотивы социальной активности, как поиск нового, саморазвитие и самореализация (см. табл. 2), что показывает важность социальной активности для развития личности.
Разделение форм социальной активности молодежи и групп параметров гражданского самосознания, готовности к поддержке различных идей развития страны и региона проживания по степени значимости показывает, что наиболее значимыми формами социальной активности для группы «Патриотическое самосознание» являются альтруистическая активность, спортивно-оздоровительная активность, культурно-массовая активность, семейно-бытовая активность, экологическая активность, гражданская активность, образовательно-развивающая активность, религиозная активность (см. табл. 3). Можно говорить о том, что у респондентов с высоким уровнем патриотического самосознания проявляются те формы социальной активности, которые предполагают традиционные ценности, просоциальный характер, нацеленность на взаимопомощь, совместную деятельность и конструктивное развитие общества. Для группы «Гражданское самосознание» наиболее значимыми формами активности являются те формы, которые направлены на саморазвитие и конструктивное развитие общества.
Для группы «Региональная идентичность» наиболее значимыми формами активности выступают альтруистическая активность, семейно-бытовая активность, экологическая активность, гражданская активность и религиозная активность. Это свидетельствует о том, что респонденты с высоким уровнем региональной идентичности стремятся к проявлению тех форм активности, которые нацелены на преобразование бытовой составляющей действительности.
Можно резюмировать, что наиболее значимыми формами социальной активности у респондентов с высоким уровнем гражданского самосознания, готовности к поддержке различных идей развития страны и региона проживания являются альтруистическая активность, семейно-бытовая активность, экологическая активность, гражданская активность, поскольку данные формы активности имеют взаимосвязь с каждым параметром исследуемого феномена. Респонденты стремятся к помощи ближнему, выстраиванию семейных отношений и развитию среды с экологической и социальной точки зрения.
Более взрослые респонденты в меньшей степени стремятся к переезду из своего региона и своей страны, поскольку уровень социальной привязанности выше, а постоянное проживание в своем регионе и стране приводит к повышению региональной идентичности и ощущения принадлежности к определенной общности.
Взаимосвязь уровня образования, предпочтения российского гражданства и территориальной устойчивости с точки зрения региона можно объяснить тем, что чем выше уровень образования респондентов, тем больше информации они получают о своей стране и регионе, о возможностях и перспективах, существующих в месте их проживания. Это приводит к увеличению территориальной устойчивости с точки зрения проживания как на уровне страны, так и на уровне региона. Отсутствие взаимосвязи каких-либо параметров гражданского самосознания и готовности к поддержке различных идей развития страны и региона проживания с местом жительства отражает репрезентативность выборки и свидетельствует о том, что сформулированные ранее выводы характерны для респондентов вне зависимости от места их проживания. Отсутствие взаимосвязи между уровнем благосостояния и параметрами гражданского самосознания, готовности к поддержке различных идей развития страны и региона проживания показывает, что уровень гражданского самосознания, готовности к поддержке различных идей развития страны и региона проживания не связан с благосостоянием респондентов.
Заключение
Различные формы социальной активности взаимосвязаны между собой, взаимодополняют и могут сочетаться и переходить друг в друга. Положительно взаимосвязаны следующие формы социальной активности: альтруистическая и экологическая; спортивно-оздоровительная и культурно-массовая; культурно-массовая и образовательно-развивающая; гражданская и социально-политическая; социально-экономическая и профессиональная; духовная и образовательно-развивающая; социально-политическая и протестная; протестная и радикально протестная. Молодежный возраст положительно взаимосвязан с профессиональной, социально-политической, гражданской и отрицательно — с интернет-сетевой активностью.
В структуре социальной активности молодежи с учетом различных направлений и уровней можно выделить 7 укрупненных групп, характеризующих виды социальной активности молодежи: 4 смешанных (Участие в коллективных субкультурно-протестных акциях, Обсуждение социально-политической и экономической активности для последующей индивидуальной реализации, Участие в коллективных экологическо-альтруистических акциях, Культурно-досуговая активность, связанная с индивидуальным образованием) и 3 однородных (Спортивно-оздоровительная, Семейно-бытовая и Религиозная).
Женщины в большей степени, чем мужчины, склонны оценивать процесс и результат социальной активности с точки зрения социальных отношений. Об этом говорит большая значимость для женщин мотивов социального успеха.
Каждый из компонентов гражданского и регионального самосознания имеет набор наиболее значимых корреляционных связей, отражающий специфику социальной активности. Респонденты с высоким уровнем гражданского самосознания нацелены на просоциальную активность в наиболее традиционных формах, которая направлена на взаимопомощь, совместную деятельность и конструктивное развитие общества. Респонденты с высоким уровнем региональной идентичности нацелены на те формы активности, цель которых — преобразование бытовой составляющей действительности.
Анализ взаимосвязи феноменов гражданского самосознания с социально-демографическими характеристиками респондентов указывает на то, что с возрастом респонденты усиливают свою социальную привязанность, уровень ассимиляции и идентичности, что приводит к увеличению уровня территориальной устойчивости с точки зрения проживания как на уровне региона, так и на уровне страны. Более высокий уровень образования позволяет получать больше информации о возможностях и перспективах места проживания, что также приводит к увеличению уровня территориальной устойчивости на разных уровнях.
Ограничение результатов данного исследования связано с участием малочисленной группы молодежи, проживающей в сельской местности и мегаполисах, в основном в выборке представлены жители больших и малых городов России.
Полученные результаты могут быть использованы в работе с молодежью, для привлечения ее к прогрессивным преобразованиям общества и государства, могут быть основой молодежной политики и просоциальной работы в направлении формирования, развития и реализации идей, приводящих к повышению интенсивности и эффективности участия молодежи в развитии гражданского общества, своей страны и региона.
Перспективы дальнейших исследований могут быть связаны с изучением влияния социальной активности молодежи на бытийные и мировоззренческие установки, с определением степени радикализации социальной активности молодежи, изучением механизма поиска групп поддержки с использованием цифровых и традиционных средств, а также с расширением выборки участников исследования за счет жителей сельской местности, мегаполисов, представителей этнических областей и округов России. Перспективным представляется анализ социальной активности с точки зрения системно-диахронического подхода, позволяющего оценить траекторию и динамику социальной активности молодежи в разные временные отрезки.
Таблица 1
Показатели факторной модели социальной активности молодежи
Формы и уровни социальной активности |
|||||||
Субкультурная ИР |
0,83 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Субкультурная КВ |
0,82 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Протестная КВ |
0,69 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Субкультурная МО |
0,62 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Протестная ИР |
0,62 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Социально-политическая КВ |
0,57 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Гражданская ИР |
0,56 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Гражданская КВ |
0,49 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Экономическая КВ |
0,41 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Социально-политическая МО |
- |
0,77 |
- |
- |
- |
- |
- |
Гражданская МО |
- |
0,74 |
- |
- |
- |
- |
- |
Экономическая МО |
- |
0,69 |
- |
- |
- |
- |
- |
Протестная МО |
- |
0,65 |
- |
- |
- |
- |
- |
Социально-политическая ИР |
- |
0,59 |
- |
- |
- |
- |
- |
Экологическая ИР |
- |
- |
0,79 |
- |
- |
- |
- |
Экологическая КВ |
- |
- |
0,79 |
- |
- |
- |
|
Экологическая МО |
- |
- |
0,73 |
- |
- |
- |
- |
Альтруистическая КВ |
- |
- |
0,60 |
- |
- |
- |
- |
Альтруистическая МО |
- |
- |
0,57 |
- |
- |
- |
|
Образовательная КВ |
- |
- |
0,46 |
- |
- |
- |
- |
Альтруистическая ИР |
- |
- |
0,46 |
- |
- |
- |
- |
Культурно-массовая КВ |
- |
- |
0,39 |
- |
- |
- |
- |
Досуговая МО |
- |
- |
- |
0,76 |
- |
- |
- |
Культурно-массовая МО |
- |
- |
- |
0,75 |
- |
- |
- |
Культурно-массовая ИР |
- |
- |
- |
0,63 |
- |
- |
- |
Образовательно-развивающая МО |
- |
- |
- |
0,61 |
- |
- |
- |
Досуговая КВ |
- |
- |
- |
0,59 |
- |
- |
- |
Образовательно-развивающая ИР |
- |
- |
- |
0,57 |
- |
- |
- |
Досуговая ИР |
- |
- |
- |
0,47 |
- |
- |
- |
Спортивно-оздоровительная МО |
- |
- |
- |
- |
0,80 |
- |
- |
Спортивно-оздоровительная ИР |
- |
- |
- |
- |
0,75 |
- |
- |
Спортивно-оздоровительная КВ |
- |
- |
- |
- |
0,75 |
- |
- |
Семейно-бытовая ИР |
- |
- |
- |
- |
- |
0,74 |
- |
Семейно-бытовая КВ |
- |
- |
- |
- |
- |
0,70 |
- |
Семейно-бытовая МО |
- |
- |
- |
- |
- |
0,58 |
- |
Религиозная МО |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,70 |
Религиозная ИР |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,68 |
Религиозная КВ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,54 |
Условные обозначения: МО — уровень межличностного общения и обсуждения, ИР — индивидуальная реализация, КВ — коллективное взаимодействие.
Таблица 2
Сравнительный анализ мотивов социальной
активности молодежи
в зависимости от пола (max 5 баллов)
Группы |
Стат. показатели |
Мотивы социальной активности |
||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
||
Жен. |
Средн. |
3,59 |
3,42 |
3,58 |
3,79 |
4,49 |
4,06 |
4,53 |
Станд. откл. |
1,21 |
1,23 |
1,25 |
1,15 |
0,78 |
1,08 |
0,79 |
|
Муж. |
Средн. |
3,47 |
3,26 |
3,32 |
3,05 |
4,28 |
3,36 |
4,31 |
Станд. откл. |
||||||||
t-Стьюдента |
0,07 |
0,09 |
0,11 |
1,96* |
0,10 |
1,96* |
0,10 |
|
Вся выборка |
Средн. |
3,54 |
3,36 |
3,49 |
3,65 |
4,41 |
3,88 |
4,45 |
Станд. откл. |
1,21 |
1,24 |
1,26 |
1,17 |
0,83 |
1,15 |
0,86 |
Примечание: * — уровень значимости р<0,05.
Таблица 3
Значимость форм социальной активности молодежи для гражданского и регионального самосознания
Формы социальной активности молодежи |
Отношение к стране и региону проживания |
|||
Патриотическое самосознание |
Гражданское самосознание |
Региональная идентичность |
Региональное самосознание |
|
Альтруистическая активность |
з |
з |
з |
з |
Досуговая активность |
с.з |
з |
м |
з |
Спортивно-оздоровительная активность |
з |
з |
с.з |
з |
Культурно-массовая активность |
з |
з |
с.з |
з |
Семейно-бытовая активность |
з |
з |
з |
з |
Экологическая активность |
з |
з |
з |
з |
Социально-политическая активность |
с.з |
з |
с.з |
з |
Интернет-сетевая активность |
м |
з |
м |
з |
Интернет-поисковая активность |
м |
з |
м |
з |
Гражданская активность |
з |
з |
з |
з |
Социально-экономическая активность |
м |
с.з |
м |
с.з |
Профессиональная активность |
с.з |
з |
м |
з |
Образовательно-развивающая активность |
з |
з |
м |
з |
Духовная активность |
с.з |
з |
м |
з |
Религиозная активность |
з |
с.з |
з |
з |
Протестная активность |
м |
с.з |
с.з |
с.з |
Радикально-протестная активность |
м |
с.з |
м |
с.з |
Субкультурная активность |
м |
м |
м |
м |
Условные обозначения: з. — значимая форма; с.з. — среднезначимая; м. — малозначимая.
Литература
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1395
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 563
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 5