Введение
Чрезмерное использование интернета среди детей и подростков представляет серьезную проблему для общественного здравоохранения, однако факторы влияния и механизмы формирования интернет-зависимости (ИЗ) остаются в значительной степени неизвестными. До сих пор не существует формализованной номенклатуры для обозначения ИЗ [Pontes, 2015], хотя большинство исследователей сходятся во мнении, что данное расстройство относится к сфере поведенческих нарушений и характеризуется «чрезмерной озабоченностью или плохо контролируемым поведением, направленным на возможность использования интернета, приводящим к ухудшению общего состояния или дистрессу» [LaRose, 2001, с. 353].
На сегодняшний день существует несколько теоретических моделей, объясняющих формирование патологического использования интернета. Социально-когнитивная модель использования и удовлетворения Р. ЛаРоуз (R. LaRose) объясняет ИЗ как удовлетворение личной потребности в самопрезентации на фоне бегства от реальности [LaRose, 2004; LaRose, 2001]. Когнитивно-поведенческая модель Р. Дэвиса [Davis, 2002] рассматривает ИЗ как следствие оперантной обусловленности (или влияния случайно полученного стимула на изменение дальнейшего поведения), при которой зависимое поведение развивается в ответ на положительное подкрепление. Компонентная модель М. Гриффитса [Griffiths, 2005; Kuss, 2014] трактует ИЗ как расстройство привыкания, механизм которого включает шесть основных компонентов: значимость стимула, изменение настроения, толерантность, симптомы абстиненции, конфликты и рецидивы.
С точки зрения вышеперечисленных моделей чрезмерное использование интернета рассматривается преимущественно в контексте индивидуальных факторов риска. Однако механизмы формирования ИЗ более сложны и разнообразны. Поэтому в настоящее время общепризнанной считается биопсихосоциальная модель, которая рассматривает патологическое использование интернета как расстройство привыкания и объясняет его развитие как следствие сочетанного взаимодействия биологических [1; 33; 43; 46], психологических [Ayas, 2013; Kim, 2009; Kuss, 2014а; Müller, 2013] и социальных [Ko, 2015; Wu, 2016] факторов.
Значение социальных факторов в формировании зависимого поведения у детей и подростков бесспорно, однако подчеркивается крайняя ограниченность данного рода исследований [Bonnaire, 2017; Bussone, 2020]. До сих пор не выявлены многие механизмы, объясняющие вклад семейных и школьных факторов в развитие ИЗ. Остается открытым вопрос о том, почему при наличии одинаковых условий воспитания у одних подростков развивается ИЗ, а у других — нет. Поэтому изучение социальных факторов, их роли в формировании ИЗ является актуальной проблемой и привлекает все большее внимание исследователей [Zhai, 2019].
Цель исследования. Проанализировать имеющиеся к настоящему времени данные о социальных факторах риска и их влиянии на формирование интернет-зависимого поведения у подростков. Определить возможные перспективы дальнейших исследований в этой области.
Роль семейных факторов
Семья считается одним из главных социальных факторов, участвующих в формировании психического здоровья детей и определяющих их дальнейшую модель поведения. Что касается роли семейных факторов, то в настоящее время доказано влияние на формирование ИЗ низкого социально-экономического статуса семьи, в том числе бедности [7; 9; 40], низкого образовательного уровня родителей [Tian, 2019], проживания в бедном районе [Ševčíková, 2020]. Отмечено, что в бедных районах имеются широкий доступ к компьютерным кафе и агрессивное воздействие рекламы, которые провоцируют и поддерживают интерес к разнообразному онлайн-контенту [Chung, 2019].
Важное значение в формировании ИЗ играет состояние здоровья семьи. Показано, что наличие в семье близких родственников, страдающих психическими заболеваниями, такими как аффективные расстройства или депрессия [27], алкогольная или наркотическая зависимость, существенно увеличивает риск ИЗ у детей и подростков [Ko, 2015].
Большое влияние на формирование зависимого поведения оказывает психологическое неблагополучие семьи и такие его составляющие, как состав и численность семьи, качество семейных отношений. В целом ряде исследований показано, что чрезмерное использование интернета чаще встречается у подростков, воспитывающихся в неполных семьях, в семьях с наличием внутрисемейных конфликтов и низкой сплоченностью [6; 9; 27; 40; 49; 50]. Среди семейных факторов наиболее важными являются качество детско-родительских отношений и степень эмоционального контакта [4; 17; 41]. В благополучных семьях формирование психического здоровья определяется балансом между эмоциональной теплотой, любовью и заботой и адекватным родительским контролем, обеспечивающим усвоение социальных норм и правил социального взаимодействия [Faltýnková, 2020]. В неблагополучных семьях, где присутствуют жестокость и насилие, отсутствует эмоциональная поддержка, риск формирования ИЗ у детей довольно высок. Это происходит как при эмоциональном отвержении (непринятие, игнорирование), так и при индифферентном отношении (равнодушие, холодное отношение, отсутствие сопереживания).
Выявлено, что дефицит эмоциональных контактов приводит к нарушению распознавания, вербализации и регуляции эмоций [Karaer, 2019]. У детей, испытывающих эмоциональное отвержение, нарушается восприятие окружающего мира, появляется негативно-настороженное отношение к окружающим людям, что приводит к трудностям социальной адаптации и является предиктором ИЗ [Kalaitzaki, 2014; Yan, 2014].
В настоящее время активно изучаются механизмы влияния неблагоприятных семейных факторов на формирование ИЗ у детей и подростков, таких как жестокое обращение, чрезмерный родительский контроль, физическое или психологическое насилие и других. Так, при изучении взаимосвязи между жестоким обращением в детстве и зависимостью от мобильных телефонов выявлено, что у подростков, испытавших насилие со стороны родителей, появляется чувство одиночества, которое опосредует формирование зависимого поведения [Ma, 2020]. Эффект влияния одиночества на формирование зависимости сильнее выражен у подростков с низким самоконтролем, то есть самоконтроль в данном случае рассматривается как модератор.
Другие авторы [Bussone, 2020; Yang, 2020] объясняют причину влияния жестокого обращения в детстве на предрасположенность к ИЗ тем фактом, что у детей и подростков, переживших насилие, в ответ на психотравму появляются нарушения со стороны психического здоровья, в частности, депрессивные расстройства, которые являются связующим звеном между перенесенным насилием и ИЗ. Эта связь была показана при изучении семейного анамнеза у подростков, страдающих зависимостью от интернет-контента [Bussone, 2020], в том числе от онлайн-игр [Yang, 2020].
Изучено влияние стиля семейного воспитания на чрезмерное использование интернета у подростков. Так, в одном из недавних исследований, проведенных Hwang с соавт. [Hwang, 2020], была выявлена ассоциация между зависимостью от онлайн-игр у подростков и отсутствием системы родительского вознаграждения. Также показана роль родительского контроля как фактора, влияющего на формирование зависимости от интернета [Ding, 2017] и от онлайн-игр [Lin, 2020]. Механизм возникновения зависимого поведения в обоих случаях был одинаков и объяснялся девиантной принадлежностью к сверстникам, которая развивалась вследствие недостаточного или избыточного родительского контроля и оказывала опосредованное влияние на формирование игровой зависимости. C. Лин с соавт. (S. Lin et al.) показали, что воздействие эффекта не было линейным, так как механизм влияния включал также психологические параметры, такие как самоконтроль [Lin, 2020]. У подростков с достаточным уровнем самоконтроля не происходила интеграция в девиантные группы даже при отсутствии контроля со стороны родителей. В то время как молодые люди с низким уровнем самоконтроля нуждались в надзоре со стороны взрослых, отсутствие которого предсказывало девиантную принадлежность.
В ряде исследований, проведенных в Южной Корее [Jeong, 2020; Kim, 2018; Throuvala, 2019], изучена роль отца в механизме развития зависимости от онлайн-игр у подростков. Выявлено, что негативный стиль общения отца с ребенком (унижение, агрессия) вызывает ответное агрессивное поведение у подростка, приводит к нарушению социализации и опосредует развитие игровой зависимости [Kim, 2018]. То есть механизм формирования ИЗ в данном случае включает несколько звеньев одной цепочки. Анализ отношений «мать—ребенок» не показал такого воздействия.
Другие исследователи продемонстрировали, что недостаточное участие отца в воспитательном процессе представляет собой не единственную проблему, а является одним из компонентов общего семейного неблагополучия. Так, M. Трувала c соавт. (M. Throuvala et al.) обнаружили в таких семьях общий дефицит эмоционального тепла [Throuvala, 2019], а Х. Чон c соавт. (H. Jeong et al.) выявили наличие частых конфликтов [Jeong, 2020]. И в том, и в другом случаях присутствовало эмоциональное отвержение ребенка собственным отцом либо недостаточное участие отца в процессе воспитания. Как следствие игнорирования у детей формировалась низкая самооценка, которая была одним из звеньев в механизме формирования зависимого поведения. Авторы пришли к единому мнению о том, что отцам следует прилагать больше усилий для улучшения навыков открытого и позитивного общения со своими детьми.
По мере взросления эффект воздействия семейного окружения на зависимое поведение детей и подростков снижается, и на первый план выходит влияние подростковой среды. Это было подтверждено в одном из исследований, проведенном в Испании Л. Баденес-Риберой (L. Badenes-Ribera et al.) при изучении ассоциации зависимости от социальных сетей (Facebook1) с родительской привязанностью у подростков 11—17 лет [3]. В младшем подростковом возрасте отношения с родителями играют значительную роль, и нарушения детско-родительских отношений (игнорирование, непринятие, конфликт) увеличивают риск зависимости от социальных сетей. В то время как для старших подростков на первый план выходят отношения со сверстниками, и нарушение именно этого вида отношений увеличивает риск формирования зависимости. Данное исследование демонстрирует, что в соответствии с законами возрастной психологии влияние родителей и сверстников приобретает разную силу в младших и старших возрастных группах подростков.
Влияние семьи может выступать как в роли фактора риска, так и защитного фактора. Установлено, что семейная сплоченность, позитивные внутрисемейные отношения, хорошие отношения подростка с родителями, отсутствие семейных конфликтов и адекватный родительский контроль обеспечивают защиту от формирования онлайн-зависимости [Hwang, 2020; Wartberg, 2015]. В одном из последних исследований, проведенном в Китае [Zhai, 2019], на примере влияния виктимизации на формирование ИЗ была доказана защитная функция семьи. Авторы раскрыли двойной механизм этой связи, показав, что связь между виктимизацией и ИЗ частично опосредуется девиантным поведением подростка. При этом у подростков из благополучных семей эта связь была слабее, вследствие чего авторы пришли к выводу о том, что поддержка со стороны близкого семейного окружения является модератором между виктимизацией и девиантным поведением.
Таким образом, качество семейных отношений, сплоченность семьи и эмоциональный контакт оказывают существенное влияние на частоту использования интернета у детей и подростков.
Влияние школьных факторов
Влияние школьных факторов в появлении ИЗ у подростков изучено в меньшей степени. Известно, что к основным школьным факторам, влияющим на формирование здоровья детей и подростков, относится школьный климат, который складывается из многих составляющих — сплоченности или разобщенности классного коллектива, доброжелательности или враждебности педагогического состава и так далее. Позитивный школьный климат включает нормы и ценности, которые создают и поддерживают чувство физической, эмоциональной и социальной безопасности, способствуют личностному развитию учащихся.
Недавние проспективные исследования, проведенные Ю. Лью с соавт. (Y. Liu et al.), показали, что благоприятный школьный климат способствует групповой сплоченности и развивает чувство принадлежности к сверстникам [Liu, 2020]. Это играет важную роль в формировании психологической безопасности и в конечном итоге снижает риск ИЗ у подростков.
Негативный школьный климат приводит к противоположным результатам и часто ассоциирован с патологическим использованием интернета у учащихся [Zhai, 2020]. Механизм данной ассоциации Б. Чжай с соавт. (B. Zhai et al.) объясняют появлением симптомов депрессии вследствие групповой разобщенности школьного коллектива, что потенцирует риск формирования ИЗ [Zhai, 2020]. Также обнаружена связь негативного школьного климата [Yu, 2015] и буллинга [Yang, 2020] с зависимостью от компьютерных игр. C. Ю с соавт. (C. Yu et al.) обосновывают эту связь развитием чувства одиночества у учащихся [Yu, 2015]. Стремление к компьютерным играм в данном случае более выражено у подростков с низкой волевой саморегуляцией. Полученные результаты подчеркивают, что развитие эмоциональных нарушений — чувства одиночества или депрессии — является потенциальным связующим звеном между неблагоприятным школьным климатом и патологическим увлечением подростков интернетом.
Еще один механизм, объясняющий связь между разобщенностью школьного коллектива и проблемным использованием интернета, был раскрыт Д. Ли с соавт. (D. Li et al.). В их работах было показано, что низкая включенность подростков в школьное сообщество способствует интеграции в другую социальную среду, которая часто бывает девиантной [Li, 2013]. Тенденция принадлежности к девиантной среде выше у подростков с низким самоконтролем.
Дж. Тан c соавт. (J. Tang et al.) считают, что влияние неблагоприятного школьного климата на развитие ИЗ может быть опосредовано неадаптивным стилем совладающего поведения, который потенцирует эффект стрессовых школьных событий, увеличивая риск формирования зависимости [Tang, 2014].
Изучена роль враждебного отношения со стороны педагогов на увеличение риска патологического использования интернета [Martín-Babarro, 2018] и игровой зависимости [Yang, 2020]. Механизм этой связи был раскрыт группой ученых из Испании [Martín-Babarro, 2018], которые обнаружили, что враждебное отношение педагога способствует формированию у подростка неадаптивной временной перспективы и фаталистического отношения к будущему. В то же время доброжелательное отношение со стороны педагогов в сочетании с поддержкой автономии у учащихся являются важными защитными факторами от игровой зависимости, а удовлетворение основных психологических потребностей и участие школы являются основными посредниками в этой ассоциации [Yu, 2019]. Авторы пришли к выводу, что для предотвращения ИЗ необходимо повышать самооценку и уверенность подростка в личном потенциале путем позитивного взаимодействия с учителями и признания достижений учащегося в учебном процессе.
Низкая академическая успеваемость также ассоциирована с ИЗ, в частности, с зависимостью от компьютерных игр. Однако низкая успеваемость — это не единственная проблема у зависимых подростков. В исследованиях, проведенных европейскими учеными [6; 48], было выявлено, что у таких подростков также отмечаются проблемы в семье, они несут бремя психопатологических проблем, у них формируются такие особенности характера, как сенситивность и неуверенность, отмечаются нарушения в сфере межличностных взаимоотношений, отсутствие друзей. Все это свидетельствует о множественных факторах риска, которые приводят к зависимости от интернета у подростков, и многочисленных проблемах, которые ее сопровождают.
Заключение
Таким образом, семья и школа являются важными факторами, определяющими психическое здоровье и успешность социализации детей и подростков. Социальная среда, качество семейных отношений и школьное окружение оказывают существенное влияние на формирование ИЗ у молодых людей. Это влияние опосредуется через развитие определенных черт характера, которые либо способствуют усвоению социальных норм и правил, либо провоцируют зависимое поведение. Дальнейшее изучение механизмов влияния семейных и школьных факторов является актуальным направлением с точки зрения разработки мер профилактики интернет-зависимого поведения и своевременного вмешательства.
В то же время социальные факторы влияния нельзя назвать абсолютными. Наличие у подростков таких качеств, как высокий уровень самоконтроля и волевая саморегуляция, обеспечивает устойчивость к развитию ИЗ. Данные характеристики, скорее всего, имеют биологическую природу, что подтверждает биопсихосоциальную модель интернет-зависимости. Феномен устойчивости является чрезвычайно актуальной, но малоизученной областью [Cousijn, 2018; Masten, 2018], что определяет перспективы дальнейших научных поисков, в том числе и для проблематики интернет-зависимого поведения у детей и подростков.
________________________________________
1 C 21 марта 2022 года официально запрещен на территории России.