Что такое «экопсихологическая модель становления субъектности» и какими новыми смыслами может быть наполнена психологическая интерпретация проблемы цифровизации информационной среды, если эта интерпретация будет предпринята в контексте экопсихологической модели становления субъектности? Размышления по поводу сформулированных вопросов актуализируются и одновременно структурируются в некоторую последовательность методологически обоснованных тезисов, если обратиться к двум монографическим исследованиям. Во-первых, речь идет о монографии под редакцией В.И. Панова, посвященной теоретическим и эмпирическим аспектам становления субъектности учащихся и педагогов в формате экопсихологической модели [4]. Во-вторых, это монография В.И. Панова и Э.В. Патракова, предметом анализа в которой является цифровизация информационной среды [3].
Если двигаться к истокам выбранного нами «фона», то, когда речь идет о феномене «экопсихологического», безусловно, возникает необходимость хотя бы краткого комментария по поводу современного тренда в психологии – психологии среды или environmental psychology, самостоятельной отрасли, ориентированной на анализ функционирования психического во взаимодействии со средой. Даже беглый обзор исследований в области психологической проблематики взаимодействия человека и среды практически моментально «подбрасывает» актуальные для нас «сюжеты», где подчеркивается, что созданная человеком среда включает не только здания, парки и улицы, но эта среда также включает интернет, виртуальную реальность, гаджеты и многое другое… [5]. А дальше мы встречаемся с «океаном» исследовательских подходов, каждый из которых ориентирован на решение как теоретических, так и прикладных задач.
Один из оригинальных отечественных авторских исследовательских проектов с серьезным методологическим опытом, системой теоретических положений и богатой эмпирикой реализован в представленных читателю монографиях. Попробуем репрезентировать основные смысловые единицы текстов, которые составляют содержание анализируемых работ.
В качестве наиболее глобального как с методологической точки зрения, так и в плане теоретических основ операционализации проблемы можно выделить «фрагмент», то есть главу, подготовленную В.И. Пановым и посвященную теоретическому обоснованию экопсихологической (онтологической) модели становления субъектности [1]. На наш взгляд, смыслообразующими в определении специфики экопсихологического подхода в понимании психического, согласно В.И. Панову, являются несколько тезисов. Во-первых, «психика характеризуется изначально присущей ей субстанциональностью, … которая при наличии определенных условий (взаимодействие с окружающей средой) проявляется в разных видах психической активности, опосредствующих взаимодействие индивида с окружающей средой» [1, c. 67]. Во-вторых, «развитие психики … происходит как процесс становления конкретных форм ее проявления, которые обеспечивают (опосредуют) взаимодействие их субъекта с окружающей средой» [1, с. 67]. В-третьих, «обретение психикой актуальной формы существования в виде разных видов психической активности и разных уровней ее реализации … происходит как порождающий процесс из “бытия в возможности” в “бытие в действительности” … посредством взаимодействия индивида с внешней (окружающей) и внутренней (ментальной) средой» [1, c. 67]. Структурирование смыслов, составляющих содержание представленных тезисов, позволяет В.И. Панову определить, что «в качестве методологического основания экопсихологического подхода к развитию психики выступают системное отношение “индивид – среда (внешняя, внутренняя)” и типы взаимодействия между компонентами этого отношения» [1, c. 68].
Таким образом, в качестве «узловых» моментов экопсихологической модели становления субъектности выделяются взаимодействие индивида со средой как онтологическое основание для анализа проявлений психического; «порождающий» процесс перехода психического от «бытия в возможности» к «бытию в действительности» как процессуальная составляющая и описание форм существования психического. На основе выделенного онтологического основания, описания процессуальных и формальных особенностей репрезентации психического в фокусе экопсихологического «взгляда» предлагается положение о «типах» взаимодействия в системе «индивид – среда». С точки зрения В.И. Панова, экопсихологическая типология, включающая 6 базовых типов взаимодействия в системе «индивид – среда» (объект-объектный, субъект-объектный, объект-субъектный, субъект-обособленный, субъект-порождающий и субъект-совместный), имеет универсальный характер и может квалифицировать взаимодействия индивида с различными видами среды, в том числе и информационной.
Если одной гранью репрезентации экопсихологической модели становления субъектности является обращение к операционализации феномена «экопсихологическое взаимодействие», то вторая грань – это осмысление конструкта «субъектность» в интересующем нас фокусе. Обращаем внимание читателя, что в монографии под редакцией В.И. Панова теоретическому осмыслению феномена субъектности посвящены две главы: глава 1 «Некоторые историко-философские предпосылки понятия субъект и субъектность» (Ш.Р. Хисамбеев) и глава 2 «Теоретические подходы к пониманию субъектности» (В.И. Панов). Обстоятельные аналитические тексты, посвященные историографическому и содержательному анализу феномена субъектности в отечественной и зарубежной научной мысли, в том числе в психологии, ориентируют читателя на размышления, связанные со спецификой понимания субъектности в контексте экопсихологической модели. Можно предположить, что один из векторов размышления по поводу этой специфики может быть определен вопросом, сформулированным В.И. Пановым: «возможно ли разработать новый подход к пониманию субъектности, в рамках которого предметом изучения субъектности стали бы такие особенности ее становления, которые не зависят от модальности (двигательная, когнитивная, речевая, трудовая и т.д.), от предметного содержания субъектных качеств индивида и их развития, а также от субъективного выбора личностных качеств, характеризующих субъектность и ее развитие?» [1, c. 48]. Отвечая на этот вопрос, В.И. Панов рассматривает субъектность в онтологическом контексте – как становление способности индивида быть субъектом психической активности в континууме «субъект спонтанного действия – субъект произвольного, продуктивного действия». При этом происходит последовательная трансформация способности быть субъектом мотивационной активности (субъект потребности) и далее – в субъекта перцептивной активности («наблюдатель»), в субъекта репродуктивной активности («подмастерье»), в субъекта учебной активности («ученик»), в субъекта произвольной активности («мастер») и в субъекта продуктивной активности («творец», «учитель», «тренер»). Описанию результатов эмпирических исследований, реализованных в формате «онтологической парадигмы», акцентирующей внимание на «способности индивида становиться и быть субъектом взаимодействия в системе “индивид – окружающая среда”» [4, c. 75] или экопсихологической модели становления субъектности, посвящено значительное количество глав монографии. Следует добавить, что в последние годы последовательность выделенных стадий была уточнена: после стадии «ученик» идет стадия «критик», затем стадии «мастер» и «творец» [2].
До сих пор предметом нашего анализа был «контекст», связанный с описанием некоторых методологических «условий», предоставляющих возможность для исследования взаимодействия субъекта с определенной средой. Сейчас мы обратимся к попытке исследователей репрезентировать феномен цифровизации информационной среды из ракурса экопсихологической модели становления субъектности [3]. Масштабная с точки зрения выбранных векторов эмпирической валидизации феномена цифровизации образовательной среды работа отличается теоретико-методологической оригинальностью, поскольку в качестве основания для эмпирического исследования используется разработанная В.И. Пановым типология субъект-средовых взаимодействий применительно к цифровой образовательной среде. Обзор представленных в монографии эмпирических исследований с участием отечественных и зарубежных респондентов демонстрирует, что в сферу анализа цифровизации образовательной среды в контексте экопсихологической модели развития субъектности попадают такие феномены, как риски цифровизации образовательной среды (глава 2), представления педагогов, родителей и старшеклассников о рисках взаимодействий с цифровой образовательной средой (глава 3), а также варианты взаимодействий в системе «индивид – цифровая образовательная среда» с учетом типов взаимодействий: от «объект-объектного» и далее – к «субъект-порождающему» (глава 4).
Обобщая размышления о содержании анализируемых монографий и возвращаясь к вопросам как о специфике экопсихологической модели становления субъектности, так и о возможностях академической рефлексии по поводу цифровизации образовательной среды из фокуса представленной модели, можно вернуться к тезису, сформулированному В.И. Пановым, о том, что «в научной психологии мы изучаем не психику в непосредственной форме ее существования как таковую, а именно разнообразные ее проявления (частичные феномены), в которые она “облачена” в зависимости от способа полагания, присущего тому или иному способу исследовательского мышления» [1, c. 66]. В связи с этим представленная исследователями экопсихологическая модель становления субъектности может рассматриваться в качестве одного из методологических вариантов, позволяющих «строить изучение разных психологических феноменов с единых методологических позиций – как разных проявлений единой по своей природе психики» [1, c. 66].