Социальная психология и общество
2023. Том 14. № 2. С. 66–84
doi:10.17759/sps.2023140205
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Сравнительный эмпирический анализ жизнеспособности русской и бурятской молодежи
Аннотация
Цель. Выявление возможных обусловленных этнокультуральными особенностями образа жизни отличий в показателях жизнеспособности, в связях и значимости ее компонентов и факторов у представителей русской и бурятской молодежи (от 15 до 24 лет).
Контекст и актуальность. Рост социально-экономической напряженности и вызовы современной общественной жизни обусловливают повышенные требования к жизнеспособности человека. Психологическая наука осознает запрос на анализ феноменологии и сущности жизнеспособности в разных ее аспектах. Один из таких аспектов – этнокультуральные отличия в жизнеспособности людей разной национальности, в частности, русских и бурят. Важно установить общие и национально специфичные компоненты жизнеспособности, факторы ее поддержки и рисков.
Дизайн исследования. Изучены показатели жизнеспособности в выборках русских и бурятских респондентов, с помощью кластерного анализа определена структура переменных, проведено их сопоставление. Выявлены корреляционные связи между переменными внутри каждого кластера, дана сравнительная оценка этих связей и значимости компонентов жизнеспособности, факторов поддержки и риска в каждой выборке.
Участники. 109 русских студентов вузов и 98 бурятских студентов вузов и колледжа. Всего 207 человек.
Методы (инструменты). Диагностика осуществлялась по программе «Resilient Youth in stressed environments» – «Жизнеспособная молодежь в стрессовых условиях», RYSE (Лактионова, Махнач, 2008; Унгар, Хэдфилд (Ungar, Hadfield), 2019), включающей 9 тестов, названных в статье, и социально-демографическую анкету.
Результаты. Результаты исследования свидетельствуют о сходстве уровня (он высокий у большей части респондентов обеих выборок), базовых характеристик жизнеспособности, ее факторов (собственных сил, поддержки семьи и социума). В то же время выявлены отличия по всем переменным, входящим в факторы защиты. У бурятских студентов показатели выше, чем у русских. Особенно отчетливо отличия проявляются в показателях жизнеспособности контекстуальной, прежде всего, в оценках значимости религиозной веры, отношения к культуре и традициям своего народа. Выявились отличия во взаимосвязях переменных: показатель виктимизации у респондентов-бурят положительно связан только с показателем шкалы «Травматические симптомы», а в русской выборке – с показателями депрессии и позитивными детскими переживаниями. Отрицательные связи этой переменной в русской выборке отмечаются с показателями всех компонентов жизнеспособности и с показателем восприятия соседства. В бурятской выборке значимые отрицательные корреляционные связи по этой шкале отсутствуют.
Основные выводы. Жизнеспособность имеет общие для людей разной национальности базовые основы, структуру и факторы. Не обнаружены какие-то отдельные уникальные национальные особенности в жизнеспособности представителей русской и бурятской молодежи. Вместе с тем этнокультуральные особенности образа жизни определяют некоторые отличия в оценке респондентами разной национальности значимости компонентов жизнеспособности, ее факторов, в связях показателей и характеристик.
Общая информация
Ключевые слова: жизнеспособность, молодежь, русские и буряты, культура, традиции, социальная экология мест проживания, факторы риска и защиты
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2023140205
Получена: 15.04.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Махнач А.В., Сараева Н.М., Дагбаева С.Б., Лактионова А.И., Постылякова Ю.В., Суханов А.А. Сравнительный эмпирический анализ жизнеспособности русской и бурятской молодежи // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 2. С. 66–84. DOI: 10.17759/sps.2023140205
Полный текст
Введение
- Существуют обусловленные этнокультуральными особенностями образа жизни отличия в показателях жизнеспособности русской и бурятской молодежи;
- Возможны отличия в связях, значимости компонентов жизнеспособности русских и бурят и во взаимосвязях факторов риска и защиты.
Методы
Результаты
|
|
Рис. 1. Результаты кластерного анализа структуры всех исследуемых переменных для русской выборки (n1=109) |
Рис. 2. Результаты кластерного анализа структуры исследуемых переменных для бурятской выборки (n2=98) |
|
Шкалы |
Русские, N1=109 |
Буряты, N2=98 |
t-критерий (эмпири-ческий) |
||
M |
SD |
M |
SD |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
ФЗ |
Жизнеспособность индивидуальная |
29,2 |
4,0 |
30,3 |
4,2 |
2,0* |
Жизнеспособность семейная |
29,1 |
5,5 |
30,7 |
4,8 |
2,3* |
|
Жизнеспособность контекстуальная |
54,4 |
7,9 |
59,6 |
8,8 |
4,5** |
|
Жизнеспособность общая |
112,7 |
15,3 |
120,7 |
16,5 |
3,6** |
|
Восприятие соседства |
27,6 |
6,2 |
31,4 |
5,9 |
2,9** |
|
Поддержка сверстников |
13,1 |
2,6 |
14,5 |
2,2 |
3,9** |
|
ФР |
Посттравматическая стрессовая реакция |
49,4 |
11,5 |
47,0 |
14,7 |
1,9 |
Травматические симптомы |
5,3 |
2,8 |
5,0 |
2,4 |
1,0 |
|
Депрессия |
11,5 |
9,4 |
10,6 |
11,4 |
0,6 |
|
Виктимизация со стороны сообщества |
7,5 |
1,2 |
7,7 |
1,6 |
1,0 |
|
Здоровье, общий показатель (обратный подсчет)[1] |
28,5 |
8,0 |
26,2 |
7,8 |
2,1* |
|
Позитивные детские переживания (обратный подсчет) |
2,4 |
1,9 |
1,4 |
1,4 |
4,0** |
Шкалы |
Факторы защиты (ФЗ) |
Факторы риска (ФР) |
|||||||||||
ЖИ |
ЖС |
ЖК |
ЖО |
ВС |
ПС |
ПТСР |
Д |
З |
ПдП |
ТС |
В |
||
ФЗ |
ЖИ |
1 |
|||||||||||
ЖС |
0,508** |
1 |
|||||||||||
ЖК |
0,732** |
0,663** |
1 |
||||||||||
ЖО |
0,821** |
0,834** |
0,944** |
1 |
|||||||||
ВС |
0,242* |
0,308** |
0,300** |
0,329** |
1 |
||||||||
ПС |
0,596** |
0,333** |
0,486** |
0,526** |
0,218* |
1 |
|||||||
ФР |
ПТСР |
–0,308** |
–0,299** |
–0,367** |
–0,377** |
–0,318** |
–0,272** |
1 |
|||||
Д |
–0,428** |
–0,362** |
–0,466** |
–0,482** |
–0,462** |
–0,413** |
0,631** |
1 |
|||||
З |
–0,260** |
–0,214** |
–0,215* |
–0,256** |
–0,316** |
–0,185 |
0,571** |
0,645** |
1 |
||||
ПдП |
–0,333** |
–,0314** |
–0,496** |
–0,455** |
–0,301** |
–0,243* |
0,200* |
0,431** |
0,181 |
1 |
|||
ТС |
–0,297** |
–0,441** |
–0,414** |
–0,449** |
–0,297** |
–0,243* |
0,565** |
0,499** |
0,282** |
0,212* |
1 |
||
В |
–0,306** |
–0,352** |
–0,267** |
–0,344** |
–0,263** |
–0,124 |
0,143 |
0,194* |
0,142 |
0,298** |
0,133 |
1 |
Шкалы |
Факторы защиты (ФЗ) |
Факторы риска (ФР) |
|||||||||||
ЖИ |
ЖС |
ЖК |
ЖО |
ВС |
ПС |
ПТСР |
Д |
З |
ПдП |
ТС |
В |
||
ФЗ |
ЖИ |
1 |
|||||||||||
ЖС |
0,712** |
1 |
|||||||||||
ЖК |
0,833** |
0,769** |
1 |
||||||||||
ЖО |
0,905** |
0,880** |
0,967** |
1 |
|||||||||
ВС |
0,361** |
0,373** |
0,393** |
0,409** |
1 |
||||||||
ПС |
0,454** |
0,215* |
0,336** |
0,358** |
0,275** |
1 |
|||||||
ФР |
ПТСР |
–0,278** |
–0,274** |
–0,339** |
–0,331** |
–0,314** |
–0,209* |
1 |
|||||
Д |
–0,325** |
–0,292** |
–0,.253* |
–0,302** |
–0,278** |
–0,245* |
0,520** |
1 |
|||||
З |
–0,413** |
–0,349** |
–0,304** |
–0,367** |
–0,429** |
–0,315** |
0,433** |
0,525** |
1 |
||||
ПдП |
–0,518** |
–0,418** |
–0,458** |
–0,499** |
–0,382** |
–0,258* |
0,300** |
0,553** |
0,349** |
1 |
|||
ТС |
–0,290** |
–0,85** |
–0,255* |
–0,292** |
–0,261* |
–0,221* |
0,647** |
0,403** |
0,526** |
0,352** |
1 |
||
В |
–0,067 |
–0,083 |
–0,093 |
–0,090 |
–0,067 |
–0,159 |
0,130 |
0,091 |
0,188 |
0,042 |
0,264* |
1 |
Обсуждение результатов
Выводы
- Не имеют существенных отличий, не представляют угроз для жизнеспособности, но способствуют ее сохранению экологические (социальные) детерминанты жизнедеятельности русских и бурятских респондентов.
- Показатели жизнеспособности большей части представителей и русской, и бурятской молодежи соответствуют высокому уровню. Высоко оцениваются респондентами значимость собственных усилий, поддержки семьи, сверстников, социума в целом в обеспечении жизнеспособности.
- Вместе с тем данные тестирования выявили отличия в показателях жизнеспособности русской и бурятской молодежи. Эти показатели, которые, по нашему мнению, отражают значимость для респондентов оцениваемых ими переменных, в выборке бурятской молодежи выше, чем в русской, особенно по субшкалам «Жизнеспособность контекстуальная» (прежде всего, в оценках значимости религиозной веры, национальной культуры).
- Опора на собственные силы, семейная и широкая социальная поддержка укрепляют жизнеспособность человека независимо от его национальности. При этом по результатам корреляционного анализа в выборках русских и бурят выявлены этнокультуральные отличия в связях компонентов жизнеспособности, факторов ее риска и поддержки. Прежде всего, это относится к связям показателей жизнеспособности с показателями виктимизации, травматических симптомов, депрессии, с характером детских переживаний. Молодые люди бурятской национальности, соответствуя культурной норме, предстают более сдержанными, эмоционально стойкими и закрытыми. Их жизнеспособность имеет бо́льшую опору в семье и ближайшем социуме, в сплоченности национальной группы, она теснее связана с религиозностью, опорой на традиции и национальную культуру.
Литература
- Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). М.: Наука, 1981. 390 с.
- Дагбаева С.Б. Психолого-педагогическое обеспечение процесса этнической социализации учащихся средней школы: дисс. … докт. психол. наук. Кемерово, 2015. 420 с.
- Жизнеспособность молодежного населения в регионе экологического неблагополучия (в Забайкальском крае): коллективная монография / Н.М. Сараева, А.А. Суханов и др. / под науч. ред. Н.М. Сараевой. Чита: Изд-во ЗабГУ, 2019. 260 с.
- Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. М.: МПСИ, 1999. 343 с. URL: https://vocabulary.ru/termin/nacionalnost.html (дата обращения: 07.04.2023).
- Лактионова А.И. Жизнеспособность человека: метакогнитивный подход // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / Отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 88–110.
- Махнач А.В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 459 с.
- Махнач А.В., Лактионова А.И. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 290–312.
- Нестерова А.А. Социально-психологическая концепция жизнеспособности молодежи в ситуации потери работы: дисс. … докт. психол. наук. М., 2011. 525 с.
- Постылякова Ю.В. Индивидуальная жизнеспособность и ресурсы студентов вуза // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 1. С. 92–108. URL: http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document323.pdf (дата обращения: 10.03.2023).
- Рыльская Е.А. Психология жизнеспособности человека: дисс. … докт. психол. наук. Ярославль, 2014. 446 с.
- Сравнительный анализ жизнеспособности молодежи из регионов с разными культурно-социальными и экологическими условиями / Махнач А.В. [и др.] // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 4. С. 16–27. DOI:10.31857/S020595920016005-1
- Толочек В.А. Феномен «жизнеспособность»: возможные перспективы исследования // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2021. Т. 6. № 2. С. 21–46. DOI:10.38098/ipran.opwp_2021_19_2_002
- Armsden G.C., Greenberg M.T. The Inventory of Parent and Peer Attachment: Relationships to well-being in adolescence // Journal of Youth and Adolescence. 1987. № 16(5). P. 427–450.
- Arrington E.G., Wilson M.N. A reexamination of risk and resilience during adolescence: Incorporating culture and diversity // Journal of Child and Family Studies. 2000. Vol. 9. P. 221–230. DOI:10.1023/A:1009423106045
- Beck A.T., Steer R.A., Brown G. Manual for the Beck Depression Inventory-II. San Antonio, TX: Psychological Corporation, 1996. 38 p.
- Deb S., McGirr K., Bhattacharya B., Sun J. Role of home environment, parental care, parents personality and their relationship to adolescent mental health // Journal of Psychology and Psychotherapy. 2015. Vol. 5(6). P. 1–8. DOI:10.4172/2161-0487.1000223
- Frederick C.J., Pynoos R.S., Nader K.O. Childhood Posttraumatic Stress Reaction Index (CPTS-RI). Los Angeles, CA, 1992. 48 p.
- Höltge J., Theron L., Cowden R.G., Govender K., Maximo S.I., Carranza J.S., Ungar M. A cross-country network analysis of adolescent resilience // Journal of Adolescent Health. 2021. Vol. 68(3). P. 580–588. DOI:10.1016/j.jadohealth.2020.07.010
- Kapoor M., Darda P. Happiness and self as social constructs an interpretative phenomenological analysis of Buddhist practitioners transcendence: Key lessons in Resilience // Journal of Resilient Economies. 2022. Vol. 2(1). P. 86–95. DOI:10.25120/JRE.2.1.2022.3916
- Luthar S.S., Ebbert A.M., Kumar N.L. Risk and resilience among Asian American youth: Ramifications of discrimination and low authenticity in self-presentations // American Psychologist. 2021. Vol. 76(4). P. 643–657. DOI:10.1037/amp0000764
- Manning L.K., Miles A. Examining the effects of religious attendance on resilience for older adults // Journal of Religion and Health. 2018. Vol. 57(1). P. 191–208. DOI:10.1007/s10943-017-0438-5
- Masten A.S. Global perspectives on resilience in children and youth // Child Development. 2014. Vol. 85. P. 6–20. DOI:10.1111/cdev.12205
- Meindl P., Yu A., Galla B., Quirk A., Haeck C., Parker G.J., Lejuez C.W., D`Mello S.K., Duckworth A.L. A brief behavioral measure of frustration tolerance predicts academic achievement immediately and two years later // Emotion. 2019. Vol. 19(6). P. 1081–1092. DOI:10.1037/EMO0000492
- Narayan A.J., Ghosh Ippen C., Harris W.W., Lieberman A.F. Assessing angels in the nursery: A pilot study of childhood memories of benevolent caregiving as protective influences // Infant Mental Health Journal. Vol. 38. P. 461–474. DOI:10.1002/imhj.21653
- Ruchkin V., Schwab-Stone M., Vermeiren R. Social and Health Assessment (SAHA): Psychometric development summary. New Haven, CT: Yale University, 2004. 90 p.
- Shea M., Yeh C. Asian American students’ cultural values, stigma, and relational self-construal: Correlates of attitudes toward professional help seeking // Journal of Mental Health Counseling. 2008. Vol. 30(2). P. 157–172. DOI:10.17744/mehc.30.2.g662g5l2r1352198
- Theron L., Murphy K., Ungar M. Multisystemic resilience: Learning from youth in stressed environments // Youth and Society. 2022. Vol. 54(6). P. 1000–1022. DOI:10.1177/0044118X211017335
- Tseliou F., Ashfield-Watt P. The association between resilience resources, contextual factors and mental health status: a national population-based study // BMC Public Health. 2022. Vol. 22. Art. 602. DOI:10.1186/s12889-022-13013-2
- Twum-Antwi A., Jefferies P., Ungar M. Promoting child and youth resilience by strengthening home and school environments: A literature review // International Journal of School and Educational Psychology. 2020. Vol. 8(2). P. 78–89. DOI:10.1080/21683603.2019.1660284
- Ungar M. Designing resilience research: using multiple methods to investigate risk exposure, promotive and protective processes, and contextually relevant outcomes for children and youth // Child Abuse and Neglect. 2019. Vol. 96. Art. 1040982, pp. 1–8. DOI:10.1016/j.chiabu.2019.104098
- Ungar M., Liebenberg L. Assessing resilience across cultures using mixed methods: Construction of the child and youth resilience measure // Journal of Mixed Methods Research. 2011. Vol. 5(2). P. 126–149. DOI:10.1177/1558689811400607
- Ware J.E., Sherbourne C.D. The MOS 36-item short-form health survey (SF-36). I. Conceptual framework and item selection // Medical Care. 1992. Vol. 30(6). P. 473–483.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 315
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 19
Скачиваний
Всего: 121
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0