Особенности адаптации студентов – представителей коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к образовательной среде колледжа

237

Аннотация

Цель. Эмпирическое обоснование критериев оценки адаптированности студентов – представителей коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (КМНСС и ДВ) к образовательной среде ссузов и изучение особенностей их адаптации с учетом характеристик социокультурной среды, в которой протекают адаптационные процессы.
Контекст и актуальность. Актуальность изучения особенностей адаптации студентов КМНСС и ДВ к образовательной среде ссузов обусловлена высокой значимостью среднего профессионального образования для сохранения и развития культуры этих народов на фоне констатируемых рисков их отсева из образовательных организаций.
Дизайн исследования. С помощью факторного анализа по методу главных компонент были выделены показатели адаптированности студентов к образовательной среде колледжа; для описания особенностей адаптированности студентов КМНСС и ДВ и роли средовых факторов, опосредующих адаптацию, были использованы корреляционный и дисперсионный анализы, а также анализ значимости различий.
Участники. Студенты КМНСС и ДВ – 304 человека (179 девушек, 125 юношей); студенты группы сравнения – 416 человек (195 девушек, 221 юноша).
Методы (инструменты). Русскоязычная версия Шкалы социокультурной адаптации (Дж. Вилсон и др.). Авторская шкала самооценки степени удовлетворенности основными сторонами жизни. Авторская анкета оценки степени адаптированности к образовательной организации.
Результаты. Выделены три группы показателей адаптированности студентов к образовательной среде колледжа, одинаковые для студентов КМНСС и ДВ и группы сравнения: академическая адаптация, социокультурная адаптация и психологическая адаптация. Студенты КМНСС и ДВ и группы сравнения не различаются по показателям социокультурной и психологической адаптации, показатели академической адаптации студентов КМНСС и ДВ выше, чем в группе сравнения, в условиях однородности социокультурной среды колледжа и ниже в условиях ее разнородности.
Основные выводы. Выделенные показатели адаптированности студентов позволяют оценить особенности адаптации студентов КМНСС и ДВ к образовательной организации, учебной деятельности и учебной группе, к новой социокультурной среде, а также степень эмоционального благополучия личности.

Общая информация

Ключевые слова: студенты ссуза, адаптация к ссузу, академическая адаптация, социо-культурная адаптация, психологическая адаптация, коренные и малочисленные народы, народы Севера, Сибири и Дальнего Востока

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2023140309

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Минпросвещения России в рамках государственного задания по теме "Ресурсы адаптации студентов ссузов – представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ к новой социокультурной среде" (дополнительное соглашение от 01.06.2022 № 073-03-2022-040/6).

Получена: 17.12.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Баева И.А., Микляева А.В., Пежемская Ю.С., Хороших В.В. Особенности адаптации студентов – представителей коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к образовательной среде колледжа // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 3. С. 136–153. DOI: 10.17759/sps.2023140309

Полный текст

Введение

Эффективное развитие российского Севера прочно ассоциируется с развитием системы профессионального образования, рассматриваемой в качестве важного ресурса подготовки квалифицированных кадров, имеющих опыт проживания в суровых климатических условиях. Именно система образования выделяется в качестве системообразующего фактора, позволяющего коренным малочисленным народам интегрироваться в современное общество, сохраняя собственную этническую идентичность [2; 23].

В ряде работ [12; 22; 27] дается подробный анализ особенностей современной системы образования для коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНСС и ДВ). Сложности адаптации к условиям жизни в городской среде, разрыв между предлагаемыми в учебных заведениях специальностями и востребованностью ряда профессий в соответствующих регионах, противоречия между традиционными и современными образовательными практиками выделяются в качестве факторов, затрудняющих получение среднего и высшего профессионального образования представителями КМНСС и ДВ. Отдельно можно выделить вопросы адаптации студентов данной группы к образовательной среде вуза или ссуза [16; 20], в процессе которой трудности адаптации к новым учебным требованиям и новым социальным связям дополняются трудностями социокультурной адаптации [5; 21]. От успешности адаптации к образовательной среде профессиональной образовательной организации в значительной степени зависит эффективность профессиональной подготовки студентов, дальнейшая профессиональная востребованность и, в конечном счете, психологическое благополучие личности, что определяет актуальность исследования особенностей адаптации студентов – представителей КМНСС и ДВ к образовательной среде колледжа.

Адаптацию студентов трактуют в узком смысле как процесс приспособления к существующим в ссузе технологиям и методам учебной, научной и воспитательной деятельности [7]. В широком смысле адаптация студентов представляет собой активное взаимодействие с новыми условиями социальной среды и рассматривается как проявление адаптивности личности и адаптированности как результата процесса адаптации [18; 21]. Среди прочих исследовательских направлений сегодня широко распространены работы, посвященные исследованию адаптации обучающихся к образовательной среде: описаны ее этапы и динамика [11; 24], показана роль факторов образовательной среды [8; 11] и индивидуальных особенностей студентов [13] в процессе адаптации. Отдельное направление в изучении адаптации молодежи к образовательной среде представлено исследованиями особенностей адаптации студентов к обучению в колледже [24; 26; 28].

К отличительным особенностям социальной ситуации развития молодежи, поступающей в колледж, относят неопределенность ближайшего будущего, активизацию процесса формирования профессиональной Я-концепции, переосмысление собственного места в системе социальных отношений [17]. Анализируются факторы, способствующие успешной адаптации студентов. Так, И.В. Григорьевская выделяет две группы факторов адаптации к образовательной среде колледжа: педагогические (образовательные технологии, применяемые в процессе обучения) и социально-психологические (психологический климат в организации; развитие рефлексии и критичности мышления; организационная культура и др.) [7]. О.А. Воскрекасенко и С.Н. Игошин выделяют: факторы, отражающие особенности общеобразовательной подготовки, школьного опыта; психологические особенности обучающихся; факторы образовательной среды колледжа; фактор семьи и семейного воспитания [6].

В современных исследованиях, посвященных изучению адаптации студентов к обучению в организациях профессионального образования, большое внимание уделяется поиску критериев оценки адаптированности студентов к ссузу. В статье Ю.И. Толстых в качестве базовых критериев адаптации автором выделены результативность и удовлетворенность учебной деятельностью, удовлетворенность учебной организацией и удовлетворенность собой как личностью [25]. Академическую успеваемость, рассматриваемую в качестве результата положительного отношения к учебной деятельности и осваиваемой профессии, выделяют в качестве основного результата адаптации и релевантного критерия для оценки адаптированности Л.И. Забара, Ю.В. Лебедева и Н.А. Шабанова [8], И. Гонта и А. Булгак (I. Gonta и A. Bulgac) [30] и др. авторы. М.В. Баделина в числе критериев успешной адаптации студентов выделяет такие социально-психологические показатели, как: социальный статус в группе; формирование толерантности, в том числе к иной культуре; приспособление к новым условиям организации жизни; финансовая самостоятельность [29]. Психологическое благополучие, общий уровень осмысленности жизни выделяются в качестве критериев успешной адаптации В.В. Константиновым и И.А. Красильниковым [9]. В целом, можно констатировать доминирование феноменологического подхода, основанного на описании особенностей и затруднений процесса адаптации при выделении критериев оценки адаптации и адаптированности студентов, и обозначить актуальность задачи разработки критериев оценки адаптации студентов с учетом особенностей современной ситуации, сложившейся в системе профессионального образования (смешанный формат обучения, поликультурность образования и т.д.), которая может быть реализована посредством анализа эмпирических данных об особенностях адаптации студентов КМНСС и ДВ к обучению в ссузах.

Отметим, что исследования, посвященные оценке адаптации и адаптированности к обучению в ссузе студентов КМНСС и ДВ, немногочисленны. Современные исследователи [1; 18] среди адаптационных сложностей, характерных для представителей КМНСС и ДВ, отмечают трансформации привычных режима и ритма учебной деятельности, сложившихся в годы школьного обучения в условиях кочевых, малокомплектных и сельских школ. Согласно данным Т.И. Лукьяненко и др. [10], студенты КМНСС и ДВ демонстрируют низкий уровень владения эффективными приемами учебной деятельности, что затрудняет их дидактическую адаптацию. Согласно данным Е.В. Мильковой и Н.В. Беляевой, такие студенты испытывают трудности в организации коммуникации с представителями других этнических групп, для них характерны высокая самокритичность, обидчивость, ранимость, сложности с организацией своего быта и в то же время высокий уровень нервно-психической устойчивости и адаптации [16]. Специфика адаптации к ссузу этой группы студентов определяется, помимо прочего, необходимостью интеграции в новую социокультурную среду, адаптации к жизни в условиях города [1; 20], которая имеет большое значение в контексте образовательной деятельности, включающей множество активностей, происходящих за стенами ссуза.

Следует отметить, что большинство исследований проблем адаптации студентов КМНСС и ДВ к образовательным организациям проведены с привлечением студентов вузов, в результате чего данные об особенностях адаптации студентов КМНСС и ДВ в организациях среднего профессионального образования весьма фрагментарны и, как правило, описывают отдельные аспекты адаптированности, не позволяя получить целостную картину специфики адаптации студентов этой группы к образовательной среде ссузов. Дефицит сведений об особенностях адаптации к ссузам студентов из числа КМНСС и ДВ, который подкрепляется отсутствием единого подхода к определению критериев их адаптированности к ссузу, определяет актуальность исследования, ориентированного на изучение критериев и характеристик их адаптации к образовательной среде ссузов в условиях поликультурной среды. В частности, для оценки качества адаптации к ссузу студентов данной группы представляется значимым включение в число критериев, наряду с академическим (успешность учебной и внеучебной активности в ссузе) и психологическим (связанным с субъективным благополучием) аспектами, аспекта социокультурной адаптации как особого аспекта адаптации к образовательной среде колледжа. Этот тезис был теоретически обоснован в предыдущих работах [14], в данной статье представлены результаты его эмпирической проверки.

Сказанное выше определяет цель нашего исследования, которая заключается в эмпирическом обосновании критериев оценки адаптированности студентов КМНСС и ДВ к образовательной среде ссузов и изучении особенностей их адаптации на основе выделенных критериев с учетом характеристик социокультурной среды, в которой протекают адаптационные процессы. В ходе исследования проверялась гипотеза о том, что критерии адаптации к ссузам студентов КМНСС и ДВ включают показатели академической, психологической и социокультурной адаптации, значения которых могут варьироваться под влиянием особенностей социокультурной среды.

 

Методы

Выборка. В исследовании приняли участие 720 человек возрасте от 15 до 36 лет, из них 304 (179 девушек и 125 юношей) относят себя к КМНСС и ДВ, 416 (195 девушек и 221 юноша) не идентифицируют себя с ними. Участники исследования обучаются в многопрофильных колледжах, расположенных в разных регионах Российской Федерации.

Процедура и методы исследования. Для оценки адаптированности студентов к колледжу были использованы:

1) «Шкала социокультурной адаптации (SCAS-R)» Дж. Вилсон (G. Wilson) и др. в адаптации С.Л. Васильевой и др. для оценки степени затруднений в процессе адаптации к новой социокультурной среде (высокий балл по шкале свидетельствует о сложностях адаптации);

2) анкета «Самооценка степени удовлетворенности основными сторонами жизни» для оценки удовлетворенности здоровьем, учебой, отношениями, семейной ситуацией, душевным состоянием, финансовым положением до и после поступления в колледж;

3) анкета для оценки степени адаптированности к образовательной организации (самооценка сложности обучения в колледже, удовлетворенности учебной успеваемостью, интереса к обучению, эмоционального состояния в начале и в конце учебного года, качества социальных связей).

Анкеты разработаны на основании результатов систематического обзора литературы, посвященной проблемам адаптации студентов КМНСС и ДВ к колледжу [14], и прошли успешно апробацию на базе шести ссузов [19]. Необходимость разработки анкет была обусловлена отсутствием компактного инструмента оценки совокупности параметров адаптации студентов КМНСС и ДВ к колледжу, который можно было бы использовать в исследовании, не перегружая респондентов.

При анализе результатов учитывались социокультурные характеристики населенного пункта, в котором расположена образовательная организация (численность и этнический состав населения, количество учреждений профессионального образования, объектов социальной инфраструктуры, таких как учреждения культуры и досуга, здравоохранения и спорта, расположенные в населенном пункте). Помимо этого, учитывался интегративный показатель «однородность/разнородность социокультурной среды колледжа», сформулированный экспертами – филологами и культурологами, специализирующимися на изучении КМНСС и ДВ. В группу колледжей с условно однородной средой попали ссузы, в которых совместно обучаются студенты КМНСС и ДВ и группы сравнения, проживающие на одной территории, говорящие в быту на одном языке и имеющие схожие антропологические признаки (далее – «образовательные организации с высокой степенью однородности социокультурной среды»). В группу колледжей с неоднородной социокультурной средой попали те, студенты которых различаются по этим признакам («образовательные организации с низкой степенью однородности социокультурной среды»). Колледжи, занимающие промежуточное положение по этим признакам, были обозначены как «образовательные организации со средней степенью однородности социокультурной среды».

Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программного пакета Statistica10.0. Факторизация данных осуществлялась по методу главных компонент. Для обработки результатов также применялись: анализ значимости различий (U-критерий Манна–Уитни; Н-критерий Краскела–Уоллиса), корреляционный анализ Спирмена (rs) и дисперсионный анализ (F).

 

Результаты

В результате анализа данных, раскрывающих особенности адаптированности студентов КМНСС и ДВ к образовательной среде колледжа, на основе критерия Кайзера и критерия отсеивания Кеттелла было выделено три фактора (табл. 1).

 

Таблица 1

Факторная структура показателей адаптированности к колледжу студентов – представителей коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Наименование фактора

Переменные

Дисперсия фактора

Доля дисперсии

Академическая адаптация

Удовлетворенность учебной успеваемостью (0,73)

Интерес к обучению в колледже (0,72)

Самооценка качества социальных связей с одногруппниками, социальной поддержки (0,64)

Характеристика фонового эмоционального состояния в колледже (0,59)

Самооценка учебной успеваемости (0,51)

2,29

0,23

Социокультурная адаптация

Социокультурная адаптация (0,64)

Самооценка качества социальных связей с представителями своей этнической группы (0,64)

Самооценка сложности обучения в колледже (0,61)

1,27

0,13

Психологическая адаптация

Динамика эмоционального состояния к концу учебного года (0,76)

Динамика удовлетворенности различными сторонами жизни после поступления в колледж (0,69)

1,32

0,13

 

В первый фактор вошли показатели, связанные с общей удовлетворенностью учебной деятельностью, социальными связями, складывающимися в образовательной организации, и эмоциональным комфортом, связанным с пребыванием в колледже, что позволило дать ему название «Академическая адаптация». Во второй фактор, получивший название «Социокультурная адаптация», вошли показатели, раскрывающие общую оценку сложностей адаптации к новым социокультурным условиям, связанным с обучением в колледже, преимущественную ориентацию на социальную поддержку у представителей своей этнической группы, а также оценку сложности обучения в колледже. В третий фактор вошли показатели, раскрывающие динамику эмоционального состояния в процессе учебной деятельности, изменения удовлетворенности различными сторонами жизни после поступления в колледж, на основании чего фактор был идентифицирован как «Психологическая адаптация».

Факторный анализ, проведенный на материале результатов, полученных в подгруппе студентов колледжей, не причисляющих себя к КМНСС и ДВ, выявил аналогичную структуру переменных («Академическая адаптация» – 23% дисперсии; «Социокультурная адаптация» – 13% дисперсии; «Психологическая адаптация» – 14% дисперсии), что позволило осуществлять дальнейший анализ на основе факторов, полученных при анализе совокупной выборки.

Сравнительный анализ факторных коэффициентов (factor scores) показал, что студенты КМНСС и ДВ и группы сравнения в целом характеризуются схожими показателями социокультурной адаптации и психологической адаптации, при этом показатели академической адаптации выше в группе студентов КМНСС и ДВ (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Факторные коэффициенты, характеризующие адаптацию к колледжу студентов – представителей коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и группы сравнения

Факторы

Студенты КМНСС и ДВ

Студенты, не являющиеся КМНСС и ДВ

U

Академическая адаптация

0,11

–0,09

56238,00**

Социокультурная адаптация

0,08

–0,06

58978,00

Психологическая адаптация

0,03

–0,02

62095,00

Примечания: студенты КМНСС и ДВ – студенты-представители коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; ** р ≤ 0,01.

 

Корреляционный анализ позволил отметить, что факторные коэффициенты, характеризующие академическую, социокультурную и психологическую адаптацию, не коррелируют друг с другом ни в группе КМНСС и ДВ, ни в группе сравнения (rs < 0,05), что указывает на относительную независимость выделенных факторов друг от друга. При этом обнаружен ряд значимых взаимосвязей показателей адаптации студентов с характеристиками социокультурной среды населенных пунктов, в которых расположены колледжи (табл. 3).

 

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа

Показатели

Разнородность социокультурной среды

Количество объектов инфраструктуры

Количество учреждений профессионального образования

Количество этнических групп на территории

В выборке студентов – представителей коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Академическая адаптация

–0,23*

–0,02

–0,03

–0,02

Социокультурная адаптация

0,02

0,13*

0,13*

–0,15*

Психологическая адаптация

–0,02

–0,09

–0,10

0,01

В группе сравнения

Академическая адаптация

–0,11*

0,01

0,03

–0,08

Социокультурная адаптация

0,10

0,13*

0,11*

–0,04

Психологическая адаптация

–0,09

–0,16*

–0,15*

–0,05

Примечание: * – р ≤ 0,05.

 

Сравнительный анализ показал, что факторы социокультурной и психологической адаптации «чувствительны» к размеру населенного пункта, в котором расположена образовательная организация (см. табл. 4), вне зависимости от того, идентифицируют себя студенты с представителями КМНСС и ДВ или нет (р > 0,05).

 

Таблица 4

Сравнение факторных коэффициентов, характеризующих адаптацию к колледжам, расположенным в населенных пунктах разных типов

Факторы

Средний город

Малый город

Поселок

H

Академическая адаптация

–0,05

0,04

0,11

2,73

Социокультурная адаптация

0,10

–0,07

–0,18

6,57*

Психологическая адаптация

–0,08

0,03

0,31

10,60**

Примечание: * р ≤ 0,05; ** р ≤ 0,01.

 

Анализ с учетом степени однородности социокультурной среды колледжей показал, что данный фактор оказывается значимым для академической адаптации студентов КМНСС и ДВ (F = 4,52, р ≤ 0,01, см. рис.), но не оказывает значимого влияния на их социокультурную и психологическую адаптацию (р > 0,05).

Рис. Факторные коэффициенты для «Академической адаптации» в выборках студентов КМНСС и ДВ и группы сравнения, обучающихся в колледжах, различающихся по показателю однородности социокультурной среды

 

Обсуждение результатов

Эмпирическое исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что в число критериев адаптации к ссузам студентов КМНСС и ДВ входят показатели академической, психологической и социокультурной адаптации. Выделенные в результате факторизации критерии адаптированности студентов позволяют оценить ее академический, психологический и социокультурный аспекты. При этом, в отличие от большинства отечественных работ [6; 8; 9; 24], перечень критериев адаптированности студентов КМНСС и ДВ дополнен социокультурным аспектом, что позволяет охарактеризовать социокультурную адаптацию как значимый аспект адаптации к образовательной организации в поликультурной среде. Тесная сопряженность социокультурной адаптации с адаптацией к образовательной среде колледжа прослеживается в том, что в данный фактор вошла переменная «сложность обучения в колледже», что указывает на вклад социокультурного аспекта адаптации в интегральную оценку своего обучения студентами по шкале «легкость – трудность». Примечательно, что полученные результаты свидетельствуют о единой структуре показателей адаптации студентов к образовательной среде колледжа, не варьирующейся в зависимости от этнической принадлежности студентов; на наш взгляд, это указывает на значимость учета социокультурной адаптации для студентов ссузов, обучающихся в поликультурной среде, вне зависимости от их этнической принадлежности.

Вопреки данным, представленным другими исследователями [10], студенты КМНСС и ДВ обнаружили более высокий уровень академической адаптации, чем их сверстники, идентифицирующие себя с другими этносами, при этом уровень их социокультурной и психологической адаптации существенно не отличается от аналогичных показателей группы сравнения. Опираясь на ранее описанные результаты, можно конкретизировать, что студенты – представители КМНСС и ДВ отмечают высокую степень интереса к процессу обучения, высоко оценивают свои возможности в освоении учебной программы, чувствуют академическую поддержку, отмечают легкость адаптации к объему самостоятельной работы и иным аспектам организации учебного процесса.

Данный результат может быть обусловлен разными причинами. Одно из возможных объяснений связано с тем, что основной контингент студентов КМНСС и ДВ составляют так называемые «асфальтовые аборигены» [4], имеющие опыт проживания не только в «этнических» поселениях, но и в более крупных населенных пунктах, а также опыт обучения в школах-интернатах, в которых они оказываются в определенной степени оторванными от традиционных для своего народа видов деятельности и способов организации жизни, получая навыки, необходимые для успешного обучения на следующих образовательных ступенях. Другое вероятное объяснение связано с фиксируемыми исследователями особенностями менталитета представителей КМНСС и ДВ, предполагающими определенную закрытость в отношениях с другими людьми [16], которая могла проявиться в неготовности делиться своими сложностями в процессе заполнения анкеты. Кроме того, полученные различия могут быть объяснены ориентацией педагогического коллектива на поддержку обучающихся данной группы, связанной с распространенными представлениями о большей выраженности проблем с академической адаптацией в ней.

В исследовании установлено, что именно академическая адаптация наиболее тесно связана с характеристиками социокультурной среды, в которой разворачиваются процессы адаптации студентов к колледжу, прежде всего, со степенью ее однородности. Показатели академической адаптации в обеих выборках оказались отрицательно взаимосвязанными с показателем «разнородность социокультурной среды». В условиях высокой степени однородности социокультурной среды студенты КМНСС и ДВ демонстрировали более высокий уровень академической адаптации, чем их сверстники из группы сравнения, однако высокая степень разнородности социокультурной среды связана с затруднениями в академической адаптации студентов КМНСС и ДВ. Наиболее вероятное объяснение этого факта связано с наличием языкового барьера у студентов, обучающихся в социокультурно неоднородной среде. Языковой барьер может не оказывать существенного влияния на установление конструктивных отношений с одногруппниками, однако препятствовать адаптации к новым образовательным практикам, что соответствует результатам, полученным зарубежными исследователями на материале анализа адаптации студентов к образовательной среде колледжа в условиях недостаточного владения языком, на котором ведется обучение [30].

Сравнительный анализ показал, что студенты обеих групп более комфортно чувствуют себя в малых населенных пунктах, что может быть обусловлено детским опытом проживания в малых населенных пунктах, с одной стороны, и более размеренным укладом организации жизни, отсутствием характерных для городской среды перегрузок в малых населенных пунктах – с другой [15]. Согласно результатам корреляционного анализа, показатели социокультурной адаптации в обеих группах положительно связаны с показателями насыщенности среды города/поселка объектами социальной инфраструктуры и образовательными организациями. На наш взгляд, данные взаимосвязи отражают наличие перегрузок, связанных с включением в урбанистическую среду, обусловленных необходимостью ориентации в новом ландшафте, освоения возможностей организации досуга, отдыха, адаптации к плотности населения и общему шумовому фону. Помимо этого, в выборке КМНСС и ДВ результаты корреляционного анализа показывают вероятность того, что поликультурная среда населенного пункта выступает в качестве значимого фактора психологической поддержки в процессе социокультурной адаптации для студентов КМНСС и ДВ, сглаживая ощущение инородности. Для студентов группы сравнения зафиксированы отрицательные взаимосвязи показателя психологической адаптации с показателями разнообразия инфраструктуры и меньшим разнообразием учреждений профессионального образования, что может быть обусловлено отсутствием отвлекающих от учебной деятельности факторов, отсутствием сомнений в правильности сделанного профессионального выбора. Несмотря на относительно невысокие значения коэффициентов корреляции, которые, вероятно, обусловлены большим объемом выборки и особенностями количественных характеристик социокультурной среды, используемых в исследовании, представляется, что описанные взаимосвязи позволяют выделить специфичные «мишени» психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов для ссузов, расположенных в населенных пунктах, различающихся по своим характеристикам.

 

Заключение


Результаты исследования необходимо учитывать при планировании и реализации мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению адаптации к обучению в ссузах студентов из числа КМНСС и ДВ. В случае, когда социокультурная среда колледжа существенно отличается от привычной студентам, особенно в условиях языкового разнообразия, сопровождение должно быть направлено, в первую очередь, на поддержку потенциала академической адаптации студентов, в то время как задачи содействия социокультурной адаптации должны находиться в фокусе внимания, прежде всего, в колледжах, расположенных в больших населенных пунктах с развитой социальной инфраструктурой или в населенных пунктах, для населения которых не характерно выраженное этническое разнообразие. При этом отдельного обсуждения заслуживает вопрос о том, должно ли психолого-педагогическое сопровождение адаптации к обучению в ссузах студентов из числа КМНСС и ДВ осуществляться непосредственно для данной группы студентов или эта деятельность должна быть интегрирована в работу по содействию адаптации студентов без учета их этнической принадлежности. Поиск эмпирически обоснованного ответа на указанный

Литература

  1. Алексеев В.В., Алексеева А.Е. Проблемы адаптации и подготовки представителей коренных малочисленных народов Севера к учебе в системе высшего профессионального образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 12. С. 1–12.
  2. Анисимова С.Г., Дранаева И.А. Социальные проблемы населения циркумполярного пояса: образовательный аспект // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 4З7.
  3. Айварова Н.Г., Миронов А.В., Наумова М.В. Жизнестойкость и психологическое здоровье коренных малочисленных народов Севера // Психология образования в поликультурном пространстве. 2018. № 1(41). С. 6–12. DOI:10.24888/2073-8439-2018-41-1-6-12
  4. Балзер М.М. Коренные космополиты, экологическая защита и активизм в Сибири и на Дальнем Востоке // Сибирские исторические исследования. 2014. № 2. С. 15–38.
  5. Бахтина Н.Н., Губарев А.Н. Проблема социально-психологической адаптации студентов, представителей коренных малочисленных народов Севера // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2017. № 28. С. 7–9.
  6. Воскрекасенко О.А., Игошин С.Н. Адаптация обучающихся колледжа как педагогическая проблема // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 4. С. 272–276.
  7. Григорьевская И.В. Факторы адаптации студентов в образовательной среде колледжа // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 11(139). С. 124–127.
  8. Забара Л.И., Лебедева Ю.В., Шабанова Н.А. Социально-психологическая адаптация к вузу студентов-психологов // Педагогическое образование в России. 2021. № 6. С. 185–194. DOI:10.26170/2079-8717_2021_06_22
  9. Красильников И.А., Константинов В.В. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии разрешения внутренних конфликтов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. № 11(4). С. 932–938.
  10. Лукьяненко Т.И., Манеева Н.Ф., Карплюк П.Н., Чистякова В.А., Сазонова О.К., Гонохова Т.А. Исследование и учет индивидуально-психологических особенностей студентов – представителей коренных малочисленных народов в процессе их социально-психологической адаптации // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7(19). С. 139–143.
  11. Маклаков А.Г., Головешкин И.Д. Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. № 3. С. 29–З7.
  12. Маркин В.В., Силин А.Н., Воронов В.В. Образовательные траектории молодежи коренных малочисленных народов Севера: социально-пространственный дискурс // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. № 12(5). С. 141–154. DOI:10.15838/esc.2019.5.65.9
  13. Микляева А.В., Безгодова С.В., Васильева С.В., Румянцева П.В., Солнцева Н.В. Характеристики познавательной сферы и стиль учебной деятельности как факторы успешности адаптации к образовательной среде вуза у студентов различной профильной направленности // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. № 22. С. 42–54.
  14. Микляева А.В., Пежемская Ю.С., Хороших В.В., Баева И.А. Социально-психологическая адаптация студентов – представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к колледжу в новой социокультурной среде: теоретическая модель // Science for Education Today. 2022. Т. 12. № 6. С. 80–110.
  15. Милграм С. Опыт городской жизни: психологическое исследование // Практикум по социальной психологии / Под ред. Э. Пайнс, К. Маслач. СПб: Питер, 2000. С. 283–296.
  16. Милькова Е.В., Беляева Н.В. Адаптация студентов – представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в социально-педагогической деятельности КемГУКИ // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 13. С. 103–109.
  17. Мыскин С.В., Макеева Г.А. Адаптационные аспекты социальной ситуации развития подростков в условиях обучения в организации среднего профессионального образования // Психолого-педагогические исследования. 2021. № 13(2). С. 89–104.
  18. Орехова Е.Ю. Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов к вузу (на примере студентов коренных малочисленных народов Севера, ханты и манси): Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Рязань, 2006. 23 с.
  19. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов – представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к колледжу в новой социокультурной среде: методические рекомендации / И.А. Баева, А.В. Микляева, Ю.С. Пежемская, В.В. Хороших, С.В. Вохмянина, Е.В. Головань, С.В. Советкина, Г.П. Бакулина / Под науч. ред. И.А. Баевой. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2023. 272 с.
  20. Редлих С.М., Стукова Н.М. Педагогические условия успешной адаптации студентов-этнофоров в вузе: теоретические аспекты // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 279–285.
  21. Ростовцева М.В. Подходы к изучению социальной адаптации в системе образования // Философия и культура. 2017. № 8. С. 108–114. DOI:10.7256/2454-0757.2017.8.23511
  22. Серебрякова Р.В., Деттер Г.Ф. Роль культурного и языкового многообразия в образовательном процессе коренных малочисленных народов Арктики // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. 2021. № 110(1). С. 101‒119.
  23. Синица А.Л. Повышение уровня и качества образования коренных малочисленных народов Севера: проблемы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 15(3). С. 70–81. DOI:10.19181/1999-9836-2019-10074
  24. Толканюк А. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников в колледже // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Том 3. № 2(4). С. 79–81.
  25. Толстых Ю.И. Критерии оценки успешности адаптации студентов-первокурсников в вузе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2011. № 4(20). С. 137–142.
  26. Трофимова Н.С. Исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации и субъектности личности студента колледжа // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 116–121.
  27. Хамидулина Г.Ф. Профессиональное образование представителей коренных малочисленных народов севера Сахалина: ценностный подход // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки. 2019. № 10. С. 98–101.
  28. Чепарухина Е.А. Дидактическая адаптация студентов колледжа как социально-педагогическая проблема // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 4(44). С. 218–221.
  29. Badelina M.V. Process of adaptation of first-year students to study at university as pedagogical phenomenon: structure and characteristics // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9(27). P. 460–477. DOI:10.34069/AI/2020.27.03.50
  30. Gonta I., Bulgac A. The Adaptation of Students to the Academic Environment in University // Revista Romaneasca Pentru Educatie Multidimensionala. 2019. Vol. 11(3). Р. 34–44. DOI:10.18662/rrem/137
  31. Hussain M., Shen H. A Study on Academic Adaptation of International Students in China // Higher Education Studies. 2019. Vol. 9(4). DOI:5539/hes.v9n4p80

Информация об авторах

Баева Ирина Александровна, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, профессор кафедры психологии развития и образования, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психологическая безопасность и культура в образовании». Директор образовательной программы магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии», ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2457-8221, e-mail: irinabaeva@mail.ru

Микляева Анастасия Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8389-2275, e-mail: a.miklyaeva@gmail.com

Пежемская Юлия Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8296-0229, e-mail: pjshome@mail.ru

Хороших Валерия Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7116-0042, e-mail: VKhoroshikh@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 290
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 237
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 7