Введение
Ключевой задачей молодежной политики России сегодня является воспитание «патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи»
[Основы государственной молодежной]. Реализуя данную задачу, важно понимать, кем выступает молодежь: объектом или субъектом воспитания? Этот вопрос звучит особенно актуально на фоне фиксируемых учеными различий и противоречий в понимании и прочтении российскими чиновниками смысла и практик патриотического воспитания молодежи
[Омельченко, 2022], а также значимости учета контекста и особенностей менталитета современной молодежи в этом процессе
[Omelchenko, 2015]. Ориентация на потенциал субъект-субъектного взаимодействия (как основы эффективного педагогического процесса) предполагает сотрудничество и взаимодействие с молодежью как с активным участником воспитательного процесса. В связи с этим научный анализ отношения молодежи к патриотизму и особенностей патриотической самоидентичности молодых россиян выступает значимой основой организации эффективного патриотического воспитания молодежи в текущих условиях поляризации российского общества. Описание особенностей поляризации российского общества, вызванной началом специальной военной операции (СВО), уже нашло отражение в научных исследованиях
[Звоновский, 2022; Седова, 2022], информационно-аналитических материалах
[Антощук, 2022; Кулешова, 2022; Макушева, 2022] и общественном мнении
[Жизнь по своим]. Молодежь чаще, чем представители других возрастных групп, становится на позицию, альтернативную официальному государственному нарративу
[Звоновский, 2022; Седова, 2022], среди молодежи больше противников СВО, чем среди представителей более старших поколений
[Макушева, 2022; Седова, 2022].
Молодежь является ценным ресурсом любой страны, особенно молодежь образованная. Поэтому любое государство заинтересовано в формировании патриотизма, патриотической самоидентичности у молодого поколения. В отечественной психологии патриотизм определяется как «одна из базовых составляющих национального самосознания народа, выражающаяся в чувствах любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям и быту, в чувстве нравственного долга его защиты, а также в признании самобытности и самоценности других сообществ, в осознании их права на самобытность и существование без конфронтации друг с другом»
[Кольцова, 2005, c. 91]. Патриотическая самоидентичность в свою очередь выступает маркером гражданской идентичности
[Рыжова, 2022], результатом самоидентификации себя в качестве патриота
[Иванова, 2018; Маленков, 2019]. Патриотизм – это важный фактор консолидации общества, ценный личностный ресурс и фактор защиты от деструктивных проявлений
[Журавлев, 2016; Муращенкова, 2014]. Результаты современных исследований показывают, что высокий уровень гражданского самосознания и патриотизм молодежи позитивно связаны с ее просоциальной активностью, направленной на конструктивное развитие общества
[Григорьева, 2022; Aydin, 2022; Hamada, 2021]. В то же время патриотизм рассматривается учеными как одно из неоднозначных понятий современной науки и политической практики
[Санина, 2016], для которого характерно разнообразие трактовок как в научном, так и в обыденном дискурсе
[Журавлев, 2016; Маленков, 2022; Муращенкова, 2014; Юревич, 2018]. Многогранность патриотизма находит отражение в его видах. Ученые дифференцируют настоящий и псевдопатриотизм
[Adorno, 1950], «слепой»/некритический и конструктивный патриотизм
[Davidov, 2009; Huddy, 2007; Schatz, 1997], культурный и политический
[Grigoryan, 2018], идеологический, проблемный и конформный патриотизм
[Гордякова, 2017] и др. Исследователи обращают внимание на риски политического манипулирования патриотизмом как элементом общественного сознания
[Рыжова, 2022], трансформации при определенных условиях патриотизма в национализм
[Григорьев, 2020], перехода патриотизма из ценности в антиценность в случае исключения из его определения компонента межэтнической толерантности
[Аполлонов, 2012]. Подобные трансформации могут касаться и представлений о патриотизме, отношения к нему как к желательному или нежелательному качеству.
Для российской молодежи характерны двойственные
[Асеев, 2022; Муращенкова, 2014] и неоднородные
[Маленков, 2022] представления о патриотизме. При этом «в сознании молодых людей разных групп существуют четкие представления о ложном и истинном патриотизме»
[Мокерова, 2022], наблюдается наделение патриотизма отрицательными чертами, если он отождествляется с национализмом, если из его содержания исключается межэтническая толерантность
[Муращенкова, 2014], а также если по представлениям молодежи патриотизм основывается только на «милитаризме», принуждении и игнорируются другие его аспекты и смыслы
[Мокерова, 2022]. Таким образом, существует риск трансформации отношения молодежи к патриотизму, в результате которой в сознании молодежи патриотизм из привлекательного феномена может перейти в отвергаемый. И тогда усилия по воспитанию патриотизма могут не только не повышать его уровень, но напротив, провоцировать рост сопротивления у молодежи в связи с тем, что в ее сознании это качество может рассматриваться как непривлекательное и/или несущее угрозу.
Как показывают результаты исследований, гражданская идентичность может достаточно сильно подвергаться влиянию внешних факторов и условий жизни
[Дробижева, 2022; Рыжова, 2022]. В текущих условиях поляризации российского общества и особого положения в нем молодежи вопрос анализа отношения к патриотизму и особенностей патриотической самоидентичности молодежи особенно актуален. При этом значимой является оценка не только выраженности патриотической самоидентичности молодежи, но и ее мотивационных основ
[Vignoles, 2011], ее субъективной значимости для личности
[Vignoles, 2011а]. Таким образом, целью данного исследования стал анализ выраженности и субъективной значимости патриотической самоидентичности, а также отношения к патриотизму у российской студенческой молодежи в условиях поляризации российского общества. Был поставлен соответствующий исследовательский вопрос: каковы выраженность и субъективная значимость патриотической самоидентичности, а также отношение российской студенческой молодежи к патриотизму в текущих условиях поляризации российского общества? Прикладной задачей исследования выступила разработка рекомендаций по повышению эффективности патриотического воспитания российской студенческой молодежи в условиях текущего кризиса.
Метод
Выборка и процедура исследования. В выборку исследования вошли 670 студентов-россиян в возрасте от 18 до 25 лет (M = 19,3, SD = 1,5, 21% мужчин), обучающихся на гуманитарном, естественно-научном, техническом и экономическом направлениях в вузах Москвы, Омска, Пензы, Саратова, Смоленска и Хабаровска. По национальности 86% респондентов идентифицировали себя как русских, а 10% опрошенных – как представителей других народов (по убыванию числа представителей в выборке): татарского, казахского, украинского, нанайского, мордвинского, азербайджанского, армянского, чеченского, чувашского, грузинского, дагестанского, осетинского, ассирийского, даргинского, еврейского, ингушского, калмыцкого, тувинского, хакасского, эвенкийского, якутского. Вместо национальности 4% респондентов указали свою гражданскую принадлежность (россияне). Сбор данных проходил в октябре 2022 г. Мы использовали платформу anketolog.ru для размещения исследовательской онлайн-анкеты и проведения анонимного онлайн-опроса. Ссылку на онлайн-анкету распространяли среди потенциальных респондентов преподаватели вузов.
Методы исследования. Для оценки выраженности патриотической самоидентичности использовался закрытый вопрос, сформулированный по аналогии со Шкалой экспресс-оценки выраженности этнической идентичности Н.М. Лебедевой
[Татарко, 2011, с. 9]: «В какой степени Вы ощущаете себя патриотом России?» с 5-балльной шкалой ответов от 1 – «совсем не ощущаю» до 5 – «ощущаю очень сильно». Для оценки субъективной значимости патриотической самоидентичности мы использовали сокращенный вариант методики «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпартленда
[Татарко, 2011, с. 7-8; Kuhn, 1954] как эффективный инструмент для оценки мотивационных основ идентичности
[Vignoles, 2011а]. С помощью количественного контент-анализа и частотного анализа оценивалась представленность в ответах каждого респондента характеристик, отражающих и патриотическую, и гражданскую самоидентификацию (например, «патриот», «гражданин России» и др.). Для выявления отношения к патриотизму респондентам предлагалось завершить предложение «Патриотизм – это…» и ответить на открытые вопросы о том, в каком поведении, на их взгляд, проявляется патриотизм личности, в чем состоят преимущества, позитивные стороны патриотизма, а также недостатки, негативные стороны патриотизма, если такие, на их взгляд, есть. Обработка ответов осуществлялась с помощью рефлексивного тематического анализа и качественного контент-анализа
[Braun, 2021] с привлечением двух независимых экспертов-психологов: кандидата и доктора психологических наук с более чем 20-летним опытом исследовательской деятельности. Анализ половых различий в распределении выявленных у респондентов типов отношения к патриотизму осуществлялся с помощью углового преобразования Фишера.
Результаты
Согласно полученным результатам, у 18,8% респондентов в ответах на вопрос «Кто Я?» присутствуют характеристики, отражающие их патриотическую самоидентификацию (у 1,8% респондентов) и гражданскую принадлежность (у 17,4% респондентов), из них у 0,8% опрошенных в ответах представлены одновременно по два гражданских самоописания: гражданин Российской Федерации и патриот; гражданка Российской Федерации и патриотка; гражданин и патриот; патриот и гражданин; гражданин и россиянин (табл. 1).
Таблица 1
Субъективная значимость гражданской и патриотической самоидентичности для российской студенческой молодежи (N = 670)
|
Ответы, отражающие гражданскую и патриотическую самоидентификацию респондентов
|
Количество (%) от общего числа респондентов
|
|
Гражданин/гражданка
|
10,7
|
|
Гражданин/гражданка страны
|
0,3
|
|
Гражданин/гражданка Российской Федерации/России
|
4,0
|
|
Гражданин/гражданка своей страны
|
1,0
|
|
Россиянин/россиянка
|
1,0
|
|
Патриот/патриотка
|
1,8
|
|
Обычный гражданин
|
0,1
|
|
Я гражданин страны, имеющий права и обязанности
|
0,1
|
|
Законопослушный гражданин
|
0,1
|
|
Гражданин своей страны – России
|
0,1
|
|
Всего респондентов
|
18,8*
|
Примечание: результаты количественного контент-анализа ответов респондентов на вопрос «Кто Я?»; * - 0,8% респондентов представили одновременно по два самоописания, отражающих их гражданскую самоидентификацию.
В то же время у 12,3% респондентов ответы, маркирующие их гражданскую принадлежность («гражданин/гражданка»), не содержат названия страны, что может интерпретироваться не только как содержательный отрефлексированный идентификационный признак, но и как ответ-клише. Варианты ответов с указанием страны принадлежности («россиянин», «гражданин России») несут наибольшую личностную идентификационную нагруженность: такие ответы дали 5,1% респондентов (табл. 1).
Относительно выраженности патриотической самоидентичности у российской студенческой молодежи получены следующие результаты: очень сильно ощущают себя патриотами 13,9% респондентов, в полной мере – 34,8% респондентов, очень слабо – 10,3% и совсем не ощущают себя патриотами 6,4% опрошенных. Чуть более трети респондентов (34,6%) ощущают себя патриотами время от времени.
В табл. 2 представлены результаты рефлексивного тематического анализа и качественного контент-анализа (с примерами дословных ответов респондентов), позволивших выделить типы отношения респондентов к патриотизму. Статистически значимых половых различий в распределении в выборке разных типов отношения к патриотизму не выявлено. Мы в комплексе анализировали содержание ответов каждого респондента сразу на четыре открытых вопроса (о понятии, проявлениях, позитивных и негативных сторонах патриотизма). Выявлены 5 типов отношения респондентов к патриотизму (табл. 2).
Таблица 2
Типы отношения российской студенческой молодежи к патриотизму (N = 670)
|
Представления о патриотизме
|
|
Патриотизм – это…
|
Проявляется в поведении
|
Позитивные стороны
|
Негативные стороны
|
|
Тип 1. Безусловное позитивное отношение к патриотизму (24,6% респондентов: 24,5% – в женской выборке, 25,2% – в мужской)
|
|
Качество, предполагающее безусловную любовь к своей родине, готовность отстоять ее интересы и права (ж., 18 лет)
|
Защита своей страны в спорах; спортивные болельщики; рассказы иностранным гражданам о своей стране
|
Патриотизм, в принципе, сам по себе одна сильная сторона
|
Отсутствуют
|
|
Сплоченность людей и любовь к своей стране (м., 22 года)
|
Защита, стремление помочь, понимание людей
|
Сплоченность людей
|
Их нет
|
|
Любить и принимать свою страну такой, какая она есть! (ж., 20 лет)
|
Защита интересов страны, искренность, честность
|
Искренние улыбки счастливых людей
|
Недостатков нет
|
|
Любовь к своей Родине, уважение и знание ее истории, традиций, языка и т.д. (м., 20 лет)
|
Поддержка страны в трудный для нее момент, знание истории, знание традиций
|
Гармония с собой, ощущение единства со своими сородичами, ощущение себя человеком
|
Их нет
|
|
Тип 2. Позитивное или нейтральное отношение к патриотизму без дополнительной рефлексии (21,8% респондентов: 21,8% – в женской выборке, 21,7% – в мужской)
|
|
Любовь к Родине (ж., 18 лет)
|
Жизнь в стране; любовь к стране; защита страны
|
-
|
-
|
|
Любовь к Родине (ж., 22 года)
|
Довольствоваться тем, что имеешь; жить в России; прийти на помощь стране
|
-
|
-
|
|
Любовь к Родине (м., 21 год)
|
Любовь к родине; охрана территорий; пропаганда России
|
Затрудняюсь ответить
|
Затрудняюсь ответить
|
|
Преданность своей стране (м., 18 лет)
|
Самопожертвование; альтруизм; благотворительность
|
Я не знаю
|
Я не знаю
|
|
Тип 3. Позитивное отношение к патриотизму с рефлексией преимуществ и возможных рисков (45,2% респондентов: 46,1% – в женской выборке, 41,9% – в мужской)
|
|
Патриотизм – это поддержка Родины, готовность помочь ей в трудную минуту ради положительной цели, при этом способность мыслить самостоятельно, не слепо идя за всеми (ж., 19 лет)
|
Уважение прошлого страны; стремление к миру, избегание войн и смертей; здравый взгляд на происходящее
|
Шанс на изменение будущего страны
|
Часто под патриотизмом воспринимается полное согласие с государством
|
|
Любовь к стране, к культуре, к традициям страны, в которой живешь (ж., 20 лет)
|
Встать на стражу своей страны; беречь экологию страны; стараться изменить минусы страны
|
Человек старается делать многое во благо своей страны. Он помогает правительству в различных сферах жизни страны
|
Когда патриотизм навязывается обществу добровольно-принудительно, то у людей вырабатывается ненависть к патриотизму
|
|
Любовь к своей стране, принятие и понимание ее сильных сторон и ее недостатков (м., 19 лет)
|
Адекватная критика своей страны; общественные деяния, направленные на развитие патриотизма; трезвый взгляд на свою страну
|
Это объединяет людей в очень тяжелые времена и дает им надежду на лучшее
|
Люди могут стать фанатично настроены к любой критике в адрес своей страны
|
|
Когда ты видишь недостатки своей родины, говоришь о них, но при этом готов защищать свою родину, делать ее лучше (м., 20 лет)
|
Добросовестное исполнение своей работы; защита своей родины и граждан; преемственность традиций
|
Они есть, патриотизм – это здоровый взгляд на свою страну
|
Радикальность, в которую он может перейти
|
|
Тип 4. Негативное отношение к патриотизму (3,0% респондентов: 2,9% – в женской выборке, 3,5% – в мужской)
|
|
Лицемерие (ж., 19 лет)
|
Не знаю
|
Не знаю
|
Непринятие других, агрессия
|
|
Механизм давления (ж., 21 год)
|
Агрессия к другим мнениям; слепота к правде
|
Нет
|
Патриотизм не работает так, как задумывался
|
|
Инструмент управления народом, навязанной им идеей, выгодной для некоторой группы элит (м., 20 лет)
|
Агрессивное навязывание; отрицание иного мнения; ксенофобия/национализм
|
Оккультное счастье
|
Слепота
|
|
Иллюзия, в которой живут люди (м., 25 лет)
|
В слепом подчинении; в вере; в жертвенности
|
Их нет
|
Слишком много жертв со стороны населения
|
|
Тип 5. Амбивалентное отношение к патриотизму (5,4% респондентов: 4,7% – в женской выборке, 7,7% – в мужской)
|
|
Понятие, которое исказили (ж., 21 год)
|
Забота о людях и о месте, где ты живешь; переживание за свою страну; переживания за будущее
|
Есть, наверное
|
Понимание его в том ключе, который транслируется государственными СМИ
|
|
Защита и привязанность к родине, традициям и людям, а также повод для очередной попойки (м., 20 лет)
|
Стремление улучшить страну; отстаивание традиций; защита страны
|
-
|
Ложные патриоты и попойки
|
|
Гордость за свою страну, государство, землю и народ. Но, к сожалению, от этого понятия ничего не осталось, кроме ненависти, боли, страданий и печали (м., 19 лет)
|
Быть открытым и приветливым к другим людям, желающим узнать побольше о нашей стране и культуре; знать свою историю, отличать настоящее от прошлого, быть терпимым к другим народам; гордиться своей культурой, страной, народом и их достижениями
|
Здравая гордость, любовь, самоотдача, защита близких и своей территории, готовность помочь людям вокруг
|
Ненависть, пропаганда, вред, ложь, боль
|
Первый тип (безусловное позитивное отношение к патриотизму) продемонстрировали 24,6% опрошенных. Критерии выделения данного типа отношения: респонденты перечислили положительные проявления патриотизма (ответ на первый и второй вопросы), отметили преимущества патриотизма (ответ на третий вопрос) и указали, что негативных сторон у патриотизма нет (ответ на четвертый вопрос) (табл. 2). Проявления патриотизма респонденты связали с любовью, преданностью, защитой, проявлением уважения к родине, народу, культуре, природе страны, с популяризацией России в общении с представителями других стран, принятием страны такой, какая она есть.
Второй тип отношения (позитивное или нейтральное отношение к патриотизму без дополнительной рефлексии) продемонстрировали 21,8% респондентов (табл. 2). Критерии выделения данного типа отношения: респонденты отметили положительные проявления патриотизма при ответе на первый и второй вопросы, но затруднились ответить на третий и четвертый вопросы. Представления этих респондентов о проявлениях патриотизма сходны с представлениями опрошенных с первым типом отношения, доминирующим ответом является «любовь к родине», ответы односложные и краткие в сравнении с ответами респондентов из других групп (табл. 2). Это может быть признаком шаблонного восприятия патриотизма и, возможно, индифферентного отношения к нему, что проявляется в том числе в неготовности тратить время на размышления и развернутые ответы на вопросы о преимуществах и недостатках патриотизма.
Самая многочисленная группа (45,2% опрошенных) – группа респондентов, продемонстрировавших третий тип отношения к патриотизму (положительное отношение с рефлексией преимуществ и возможных рисков) (табл. 2). Критерии выделения данного типа отношения: респонденты отметили положительные проявления патриотизма при ответе на первый и второй вопросы, а также дали ответы на вопросы о возможных преимуществах и рисках патриотизма. Ответы этих респондентов наиболее развернутые и многосоставные. Студенты пишут о любви, преданности, восхищении, уважении к стране, природе и людям, о проявлении смелости в условиях защиты страны, но наряду с этим звучат темы признания проблем страны, желания изменить жизнь к лучшему, предпринимать конкретные действия по исправлению недостатков. Фигурируют также темы уважения к людям с другими взглядами, проявления критического мышления и стремления к миру. В качестве преимуществ патриотизма отмечается сплочение народа, повышение веры в хорошее будущее, возможность сделать страну лучше, повысить благополучие людей. В качестве рисков наиболее часто отмечается фанатизм, негативное отношение к другим странам, навязывание патриотизма.
Четвертый тип отношения (негативное отношение к патриотизму) продемонстрировали 3,0% опрошенных (табл. 2). Критерии выделения данного типа отношения: в качестве проявлений патриотизма респонденты отметили отрицательные характеристики (ответы на первый и второй вопросы), указав при этом, что не видят в патриотизме позитивных сторон (ответ на третий вопрос), а видят в нем лишь недостатки (ответ на четвертый вопрос). Доминирующими темами в данном случае выступили темы слепой любви, взаимоотношения людей и власти, рассмотрение патриотизма в качестве манипулятивного инструмента.
Пятый (амбивалентный) тип отношения к патриотизму проявился у 5,4% опрошенных. Основным критерием выделения данного типа отношения стало наблюдаемое в ответах респондентов эмоционально заряженное двойственное отношение к патриотизму. В данном случае наиболее часто звучали темы истинного и ложного патриотизма, подмены понятий, акцентировалась тема взаимоотношения человека и государства (табл. 2).
Обсуждение результатов
Полученные результаты свидетельствуют о невысокой субъективной значимости патриотической самоидентичности в структуре социальной идентичности российской студенческой молодежи. При этом достаточно высок процент студентов с флуктуирующей патриотической самоидентичностью (более трети респондентов), а также тех, кто ощущает себя патриотами очень слабо (десятая часть опрошенных) и не ощущает себя патриотами совсем (6,4%). Эти результаты подтверждают существование барьеров на пути формирования устойчивой патриотической самоидентичности у значительной части российской студенческой молодежи. Данные барьеры, с одной стороны, могут быть обусловлены недостаточно выстроенной внутренней позицией личности, лежащей в основе позитивной гражданской идентичности
[Мухина, 2022]. С другой стороны, социологи отмечают, что значимыми причинами, блокирующими патриотические чувства у российской молодежи, являются социальное неравенство, низкий уровень жизни, неуверенность и отсутствие институционального доверия
[Omelchenko, 2015]. Пониманию блокирующих факторов проявления патриотических чувств у части молодежи может способствовать анализ исследований, раскрывающих психологические предикторы переживаний гордости и стыда за страну
[Неврюев, 2021; Сычев, 2022]. Так, психологами в апреле 2022 г. была выявлена категория молодых россиян, у которых чувство стыда за страну преобладает над чувством гордости
[Сычев, 2022]. Отличительные черты представителей данной группы – доминирующие моральные ценности свободы, пропорциональности и заботы
[Braun, 2021] (в терминологии теории моральных оснований
[Graham, 2018; Harper, 2021]). В то же время результаты психологического исследования, проведенного в 2019 г.
[Неврюев, 2021], подтверждают внутригрупповую неоднородность российской молодежи: обнаружены связи различных индивидуальных ценностей с доминирующими в сознании молодых россиян причинами для гордости и стыда за страну. На различия в политических взглядах и оценках у современных российских студентов указывают и преподаватели российских вузов, рассматривая это в том числе и как потенциально конфликтогенный внутригрупповой фактор при организации мероприятий по патриотическому воспитанию
[Дробижева, 2022]. В нашем исследовании выявлено преобладающее позитивное отношение к патриотизму у молодых россиян. Негативное отношение к патриотизму проявилось у небольшого числа респондентов. Однако выявленное в выборке российской студенческой молодежи амбивалентное отношение к патриотизму (контекстуированное проблематикой взаимоотношений человека и государства) может являться следствием поляризации российского общества в условиях СВО и признаком трансформации представлений о патриотизме у части российской молодежи. Однако данный вывод носит вероятностный характер и требует дополнительной эмпирической проверки.
У российской студенческой молодежи с различными типами отношения к патриотизму представления об этом феномене отражают как охранительное, так и гражданское измерения, что наблюдается также у представителей других поколений россиян
[Дробижева, 2022]. В гражданском измерении патриотизма отражается необходимость знания и поддержки истории и культуры страны, традиций и обычаев, важность деятельности на благо страны, а охранительное измерение связано с акцентированием значимости защиты исторически сложившейся ценностно-культурной системы от каких-либо внешних влияний
[Дробижева, 2022]. Однако, согласно данным нашего исследования, для значительной части российской студенческой молодежи (практически для половины респондентов) характерно позитивное отношение к патриотизму с рефлексией его преимуществ и возможных рисков. Содержательный анализ представлений этих респондентов о патриотизме свидетельствует о том, что они во многом отражают описываемую социологами новую модель гражданственности молодежи
[Мокерова, 2022; Nartova, 2021], ориентированной на повседневную реализацию. В рамках данной модели гражданственность артикулируется молодыми людьми через ответственность и неравнодушие к тому, что происходит вокруг, заботу и сопереживание, честность по отношению к себе и другим, умение самостоятельно мыслить, ориентацию на активность и деятельность на благо общества, а реализуется – «на расстоянии вытянутой руки», как конкретные действия, которые помогают сделать мир вокруг себя лучше
[Nartova, 2021]. Смещение акцентов с эмоционального на деятельностный в отношении патриотизма фиксируют у современной молодежи и другие исследователи
[Маленков, 2019; Мокерова, 2022], «что может свидетельствовать о формировании более осознанной, конструктивной патриотической модели»
[Маленков, 2019, с. 259]. В данную модель органично интегрируется нетерпимость российской молодежи к коррупции и коррупционерам
[Китова, 2017], обладающая в том числе мощным мотивационным эмиграционным потенциалом: обеспокоенность высоким уровнем коррупции (наряду с недовольством экономической ситуацией в стране) выступает ведущим эмиграционным мотивом для современной студенческой молодежи России (по данным, собранным в 2021 г.)
[Муращенкова, 2023].
Анализ указанных молодыми респондентами преимуществ патриотизма свидетельствует о том, что для большей части российской студенческой молодежи патриотизм выступает значимым фактором развития страны и самой личности. Однако при этом значительная часть студентов размышляет также о рисках и возможных трансформациях патриотизма, отражая тем самым и соответствующую научную проблематику. Чаще всего молодыми людьми высказываются опасения относительно возможного перехода патриотизма в национализм и фанатизм и, как следствие, проявления нетерпимости в отношении других стран и народов. В целом можно сделать вывод о том, что у значительной части российской молодежи существует запрос на формирование конструктивного гражданского патриотизма, предполагающего понимание рисков его возможной трансформации. Эти данные соотносятся и с результатами других современных исследований
[Маленков, 2022; Мокерова, 2022]. Актуальной и отвергаемой для студенческой молодежи является тема навязывания патриотизма, о непродуктивности которой высказываются и преподаватели российских вузов
[Дробижева, 2022]. В то же время не первый год в научном дискурсе идет речь о необходимости трансформации практик патриотического воспитания российской молодежи с учетом особенностей ее менталитета
[Omelchenko, 2015]. В текущих условиях исследователи особо подчеркивают необходимость поиска новых явлений и событий (помимо Великой Отечественной войны), способных выполнять интегрирующую функцию
[Дробижева, 2022; Сычев, 2022]. Психологи при этом акцентируют внимание на значимости поиска «оснований для солидаризации общества не только в отношении к прошлому, но и в отношении к коллективному будущему»
[Сычев, 2022, с. 543]. В условиях текущей неопределенности, поляризации, а также внутригрупповой неоднородности молодежи и общества в целом нахождение и укрепление общих интеграционных (разделяемых всеми согражданами) оснований построения позитивного будущего страны может стать важным фактором укрепления приверженности стране, позитивной гражданской идентичности и патриотизма в условиях кризиса. Особенно актуально это с точки зрения интеграции и включения в процесс патриотического воспитания той части российской молодежи, у которой выявлено амбивалентное и негативное отношение к патриотизму.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд ключевых выводов, значимых для процесса организации эффективного патриотического воспитания современной российской студенческой молодежи. Однако формулируем эти выводы мы с учетом тех ограничений, которые присутствуют в работе: нерепрезентативность выборки, преобладание в ней респондентов женского пола, ограничения качественного анализа и специфический эмоционально-заряженный контекст сбора эмпирических данных в октябре 2022 г. Анализ субъективной значимости патриотической самоидентичности российской студенческой молодежи показывает, что она не выступает для значительной части студентов видом идентичности, способствующим удовлетворению ключевых потребностей в контексте теории мотивов конструирования идентичности. В то же время выявлено позитивное отношение значительной части молодежи к патриотизму, признание его ценности и положительного вклада в развитие личности и страны. Наряду с этим представления о патриотизме почти половины молодых респондентов отражают новую модель гражданственности молодежи и запрос на развитие конструктивного гражданского патриотизма с тщательной рефлексией его преимуществ и возможных рисков. Обнаруженный амбивалентный тип отношения к патриотизму может выступать маркером трансформации представлений о патриотизме у части студенческой молодежи в условиях поляризации российского общества. Однако это предположение требует дополнительной эмпирической проверки. Значимым направлением будущих исследований является сравнительный анализ патриотической самоидентичности и отношения к патриотизму у российской молодежи и представителей других возрастных и поколенческих групп, в том числе у тех, кто выступает кураторами и наставниками современных студентов, агентами патриотического воспитания молодежи. Не менее ценным представляется и кросс-культурный анализ отношения к патриотизму у молодежи разных стран.
Патриотическое воспитание современной молодежи – непростая задача, требующая учета современного социально-исторического контекста, социально-психологических и поколенческих особенностей молодежи, ее неоднородности в отношении очень многих параметров. На основе интеграции результатов проведенного исследования, а также результатов исследований, изложенных в обзоре данной статьи, представляем ниже те аспекты, учет которых позволит, на наш взгляд, повысить качество патриотического воспитания российской студенческой молодежи в текущих социально-исторических условиях. Важными аспектами организации патриотического воспитания российской студенческой молодежи, на наш взгляд, являются следующие:
-
восприятие студентов не как объектов, а как субъектов патриотического воспитания;
-
определение в условиях поляризации российского общества общих принимаемых всеми интеграционных оснований позитивной гражданской идентичности и патриотизма;
-
приоритетная ориентация на воспитание у молодежи конструктивного гражданского патриотизма;
-
четкость и ясность воспитательных целей, присутствие компонента межкультурной толерантности в содержании патриотического воспитания, конгруэнтность декларируемых целей воспитательным действиям;
-
опора на прошлое страны с обращением к настоящему и конструированию общего желаемого будущего;
-
реализация патриотического воспитания авторитетными для молодежи фигурами, ориентация на взаимодействие, сотрудничество, использование личных примеров патриотичного поведения;
-
использование эффективных традиционных и новых форм патриотического воспитания с учетом особенностей российской молодежи и ее представлений о патриотизме и гражданственности;
-
преодоление и профилактика дистанцирования молодежи от государства путем повышения институционального доверия у молодежи.