Этапы категориального оформления социальной психологии в России (к 95-летнему юбилею Б.Д. Парыгина)

Резюме

Контекст и актуальность. Социальная психология является отраслью, наиболее «чувствительной» к социальным изменениям психологических знаний. «Текучая современность» приобретает все более стремительный характер, чреватый массовыми проявлениями дезадаптации личности. Категориальный подход позволяет определять особенности развития социально-психологического знания на разных этапах российской истории, выявить доминирующие категории и представленность в них социально-личностной проблематики, обусловленной временем.
Цель. Показать новые возможности категориального подхода в историко-психологических исследованиях динамики социально-психологических знаний.
Методической основой исследования избран психологический анализ, основанный на фиксации ключевых категорий, их количества и главенства (иерархия, центрация, соподчиненность), соотношения субстантивных (условно стабильных) и процессуальных (динамических) характеристик, а также категориальной дифференциации различных авторских оформлений системы социально-психологических знаний на выделенных этапах. В качестве «эмпирической» базы рассматриваются системы социально-психологических знаний, представленные в ряде отечественных и зарубежных учебных изданий, а также в синхронно изданных монографиях и тематических сборниках работ по социальной психологии в период с 1960-х по 2000-е годы.
Результаты. Определены новые возможности анализа категориальных оснований социально-психологических знаний в российских и зарубежных научных и учебных изданиях периодов «возрождения» (1960-е) и обновления (1990-е) в России. В этом контексте определена специфика оформления социально-психологического знания в первых и последующих работах Б.Д. Парыгина.
Выводы. Уточнено понятие базовой (ключевой) категории и соподчиненных, то есть субкатегорий. В категориальных системах впервые выделены субстантивные и процессуальные (динамические) категории. Определена специфика моно-, би- и поликатегориальных систем в социальной психологии, а именно доминирование бикатегориальной основы, дополняемой множеством тех или иных субкатегорий в разных версиях и на разных этапах развития социальной психологии. В качестве основных этапов выделены: досоветский, довоенный, с 1960-го и современный.

Общая информация

Ключевые слова: социальная психология, этапы возрождения и обновления, Б.Д. Парыгин, категориальный анализ, виды категорий, поликатегориальные системы

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2025160211

Поступила в редакцию 24.02.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Акопов, Г.В. (2025). Этапы категориального оформления социальной психологии в России (к 95-летнему юбилею Б.Д. Парыгина). Социальная психология и общество, 16(2), 177–194. https://doi.org/10.17759/sps.2025160211

© Акопов Г.В., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Введение

При построении научного психологического знания используются различные дискурсивные знаки: термины, используемые в общеупотребительных словарных значениях; понятия – в отчетливо определенных значениях какой-либо области науки; категории – основополагающие понятия той или иной научной дисциплины либо ее отраслей. Л.С. Выготский, выделяя различные «психологические системы» в динамике психического развития, обозначал в качестве ведущих процессы восприятия, памяти, мышления и сознания. Известно, какое значение Выготский придавал соответствующим категориям, возводя сознание на высшие позиции в его приложении к психическим процессам. Не меньшее значение придавали составу категорий в решении вопросов методологии и при построении общепсихологического знания С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев, выводя на первый план категорию деятельности.
В системе общепсихологических знаний К.К. Платоновым был специально оформлен корпус основополагающих категорий и определено понятие «частнопсихологических», то есть логически соподчиненных категорий (далее – субкатегории). По той важности, которую Платонов придавал категории сознания в системе психологических знаний, можно заключить о ее главенстве среди других (Платонов, 1972). Вместе с тем нельзя не отметить, что категория сознания не только в коннотации группового и общественного сознания, но также личностного сознания не всегда присутствует в категориальном базисе социальной психологии, за исключением работ К.К. Платонова и Б.Д. Парыгина. Позже Б.Ф. Ломов содержательно обосновал состав важнейших категорий, включая категорию общения, в равном статусе с категорией деятельности (Ломов, 1999).
А.В. Петровский и В.А. Петровский в новом формате выстроили иерархическую систему содержательно взаимосвязанных категорий и субкатегорий теоретической психологии и персонологии, рассматривая категорию сознания в качестве высшей по генезу и значению. В связи с этим авторами было осуществлено определенное расширение понятия «категория» в связи с совокупностью ее функциональных производных, таких как: «категориальный анализ», «категориальный строй», «категориальная система» (А.В. Петровский, В.А. Петровский, 2000; 2014).
Предпосылки новых оформлений категориального подхода сложились в связи с формированием новой отрасли психологии – «теоретическая психология» (А.В. Петровский, В.А. Петровский, 2000; 2014; Балин, 2017), а также положениями о структуре психологических теорий (Юревич, 2018). Это, в частности, положение о центральной (ключевой) категории и базовых утверждениях теории, связанных с центральной категорией в ее привязке к определенной теории или концепции в рамках той или иной отрасли знаний, так как «основные понятия теории всегда подчинены ее центральной категории» (Юревич, 2018, с. 144). Весьма важным представляется придание категориям статуса «инструмента интеграции научного психологического знания» (Балин, 2017, с. 114). Автор разделяет все множество категорий на две группы по критерию статичности – динамичности содержательных характеристик (там же, с. 20) и, следуя К.К. Платонову, определяет иерархию категорий психологии от междисциплинарного статуса до базисного (там же, с. 32).
Базовые категории (основополагающие понятия) номинируются иногда для решения определенных теоретических проблем, в частности, проблемы сознания по признаку «нагруженности» этих категорий (одной или нескольких) соответствующей концепцией (Акопов, 2023 А). Поликатегориальные системы могут отличаться также по уровню единства или целостности. Градация уровней выстраивается в зависимости от степени взаимосвязанности, взаимообусловленности и иерархичности избранных категорий.
 

Моно- и/или поликатегориальный строй социальной психологии

Развитие социально-психологических знаний претерпело ряд этапов становления до и после оформления в качестве самостоятельной отрасли психологии в 1908 году. Изначально заложенная в названии двойственность возможной трактовки предмета социальной психологии (в двух одновременно вышедших в свет изданиях в США и Британии за авторством психолога У. Мак-Дугала и социолога Э.А. Росса) (Свенцицкий, 2014, с. 32) идентифицировалась в двух ипостасях, обусловленных психологическим и социологическим «происхождением» новой области знаний в контексте существующих автономно психологической и социологической науки. В соответствии с этим первичными понятиями в них прямо или косвенно выступали: в одном случае категория индивида с его инстинктами, в другом – категория подражания в социальных взаимодействиях. Нельзя не отметить, что ключевое понятие впервые номинируемой социальной психологии в первом случае носит субстантивный характер, во втором – процессуальный, динамический. Таким образом, «официальное» зарождение социальной психологии было изначально двойственным (бикатегориальным), но эта двойственность, на наш взгляд, связана не столько с отнесенностью социальной психологии к психологии и/или социологии, сколько с вопросом монокатегориальной либо бикатегориальной основы и проблемой единства (целостности) новой области знаний.
Отметим, что в континентальной России хронологически последовательно вышли в свет работы В.М. Бехтерева «Личность и условия ее развития»; «Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки», которые в своем смысловом единстве также определяют бикатегориальную (личность и общество) основу новой науки (Бехтерев, 1905; 1911).
Тезис об исходной социальности психики и сознания позже, на первых этапах формирования и развития советской психологии, казалось, должен был обеспечить единство общепсихологических, а вместе с ними и социально-психологических знаний. Однако поддержанное ортодоксальными марксистами вытеснение психологии теорией высшей нервной деятельности уничтожило весьма шаткие возможности целостного оформления общей и социальной психологии. В этом плане нам представляется важным положение об «исходной социальности человека», отстаиваемое А.В. Брушлинским, как в критике ряда моментов теории Л.С. Выготского, так и в преодолении некоторых противоречий теории С. Московичи. Согласно Брушлинскому, дифференциация категорий «социальное», «общественное» и «индивидуальное (личностное)» в логике соотношения всеобщего, особенного и единичного (Брушлинский, 1996, с. 10) позволяет решать проблему единства в поликатегориальных системах психологических знаний, в том числе и социально-психологических знаний. В качестве одного из примеров можно привести категориальное и содержательное оформление практически всей системы социально-психологического знания в едином названии «Социальная психология личности» (Белинская, Тихомандрицкая, 2001).

Возрождение российской социальной психологии

После продолжительной паузы в развитии отечественной социальной психологии, обусловленной известными историческими событиями, социальная психология в России в 1960-х годах вновь стала активно развиваться. Важно отметить, что эта пауза не была абсолютно «пустой», в частности, в контексте разработки Л.С. Выготским концепции культурно-исторической психологии с доминантой социального по отношению к индивидуальному и разработкой соответствующих категорий: «социальная ситуация развития», «интериоризация», «зона ближайшего развития» и других, что послужило некоторым импульсом к построению этогенической теории Р. Харре и концепции конструкционизма К. Гергена (Емельянова, 2006, с. 21-22).
В числе первооснователей возвращаемой в строй психологической науки, в частности, такой важной отрасли, как социальная психология, был Борис Дмитриевич Парыгин. Этот приоритет, на наш взгляд, основан не столько на актуальности и прикладной важности социальной психологии в то время, что одновременно или несколько раньше отстаивалось и другими известными деятелями науки, сколько научной основательностью и структурой самого содержания социальной психологии в версии Б.Д. Парыгина. Не менее важной тогда и сегодня является роль многочисленных известных приложений социальной психологии, которые отмечает Парыгин. Некоторые приложения Парыгин самостоятельно разрабатывал и внедрял. В этот период можно отметить работы по социально-психологическому климату коллектива и территориальному самоуправлению (Парыгин, 1981; 1986) и социально-психологическому тренингу (Парыгин, 1997).
Если не считать весьма важных (с точки зрения постановки вопроса о значении, месте и роли социальной психологии) публикаций А.Г. Ковалева, а также К.К. Платонова, Е.В. Шороховой и Н.С. Мансурова (Ковалев, 1959; Платонов, 1963 и др.), то первые не акцентированные идеологически информационно и проблемно-содержательные публикации по социальной психологии на этом историческом этапе принадлежат Б.Д. Парыгину (Парыгин, 1965, 1967, 1971, 1973, 1976 и др.). Важно отметить, что, конструируя свою версию социальной психологии, Б.Д. Парыгин использует значительно больше двух отмеченных выше категорий.
Поликатегориальный базис социальной психологии прослеживается во всех многочисленных работах Парыгина по социальной психологии и включает: личность, деятельность, общение, установку (психологическая готовность), психологические барьеры; группы, общность, состояние, общественное настроение; социальную коммуникацию, социальные отношения, социально-психологический климат. В качестве универсальных базовых категорий в работах Парыгина можно рассматривать сознание-самосознание в их единстве, а также социально-психологическое мышление, которое определяется автором как «новая парадигма». Любопытно отметить, что позже по другому поводу в предисловии к многотомному собранию учебников по общей психологии Б.С. Братусь выделяет в качестве ключевой компетентности будущих психологов психологическое мышление.
Все выделенные категории, как показано автором, взаимосвязаны, что определяет комплексное единство (Акопов, 2023Б); как нам представляется, их можно рассматривать по признакам субстантивности (личность, общность и т.д.) либо – процессуальности или динамичности (общение, социальная коммуникация и др.). В основе такого многообразия основополагающих понятий в конструируемой Парыгиным социальной психологии «концепция многозначности и многокачественности социальной психики человека» (Парыгин, 1966, с. 2). Поликатегориальная основа сохраняется и в более поздних работах Парыгина в социальной психологии (Парыгин, 1999; 2003).
В сопоставимом времени сравним категориальную систему Парыгина с аналогичными у других авторов: Е.С. Кузьмин – общение, А.Г. Ковалев – коллектив; Е.С. Кузьмин и В.Е. Семенов – личность, группы; Т. Шибутани (автор первой зарубежной книги по социальной психологии) – группы (включая социальный контроль) и личность (включая внешнюю и внутреннюю коммуникацию, мотивацию, систему «Я» и самоконтроль) (Кузьмин, 1967; Ковалев, 1959; Социальная психология. История, 1979; Шибутани, 1969). Особо отметим оригинальные социально-психологические концепции личности (социальная общность как фактор становления и развития личности) и группы (типы и уровни групповой общности), оформленные А.В. Петровским (Петровский, 1987). В этой логике ранее была сконструирована категория ценностно-ориентационного единства, получившая широкое распространение в отечественной психологии в методическом оформлении и приложениях (Петровский, Шпалинский, 1978).
Позже, обращаясь к дискуссии о предмете социальной психологии 1960-х, А.Л. Журавлев и Л.Г. Почебут выделили три направления, акцентирующих одну из трех категорий: массовидные явления, личность, общение (Журавлев, Почебут, 2019). Можно предположить, что в проектах социальной психологии имплицитно доминировали императивы одной категории либо так или иначе определяемого принципа единства более чем одной категории.

Обновление социальной психологии

На рубеже веков в новых идеологических и социально-экономических условиях социальная психология в России получила широкие возможности развития как в теоретическом, так и в практическом направлениях. Существенно возросло число переведенных на русский язык зарубежных академических и учебных изданий по социальной психологии. Параллельно на обновленной основе оформлялись отечественные издания.
Обратимся в рассматриваемой логике к некоторым зарубежным изданиям, предположительно повлиявшим на обновление социально-психологических знаний в России. В ставшей популярной книге Д. Майерса (Майерс, 1996) в качестве базовых категорий можно рассматривать две группы понятий, выделенных в названиях множества разделов: а) личностно-определенные: Я-концепция, самоконтроль, эгоцентризм, самопрезентация, поведение, установка, предрассудки, отношения, влечение; б) социально-групповые: социальное мышление, социальные убеждения, социальное влияние, конформизм, альтруизм, агрессия, конфликт. По примерным расчетам определяем общее число категорий – 16: из них личностных – 9, социально-групповых – 7, субстантивных – 6, процессуальных – 10. Сравним с количественными характеристиками системы Парыгина: всего категорий – 14: личностных – 5, групповых – 9, субстантивных – 9, процессуальных – 5. Как видим, различия есть, но не столь существенные, как в работах соотечественников. Мы предполагаем, что соотношение числа личностно – и социально-определенных категорий позволяет выявлять, в случаях примерного равенства, сбалансированные системы социально-психологических знаний, в противном случае – доминирование личностно- либо социально-определенной совокупности в категориальном строе социальной психологии.
В книге Э. Аронсона находим несколько меньший состав привлекаемых категорий – 10: конформность, убеждения, предрассудки, массовая коммуникация, социальное познание, самооправдание, агрессия, социальная сенситивность, симпатия, любовь (Аронсон, 1998). Следом выходит более основательное издание книги Аронсона с соавторами, в которой к предыдущим категориям добавлены социальное восприятие и влияние, самопознание, групповое и просоциальное поведение, а также межличностная аттракция. В общей совокупности – 16 категорий с небольшим уклоном в социальность. В качестве прикладных направлений выделены здоровье, окружающая среда (экология), вопросы юриспруденции, связь которых с совокупностью категорий усматривается с трудом (Аронсон и др., 2002).
В двух изданиях книги основ социальной психологии европейских авторов находим тот же спектр категорий, за исключением «социально-психологического конструкта» эмоций и категорий кооперация–конкуренция (Перспективы, 2001; Введение, 2004).
Российские научные и учебные публикации в сопоставимом времени определяют иную качественную и количественную картину категориального строя социальной психологии. В коллективной монографии «Социальная психология в современном мире», опубликованной в самом начале нового столетия и посвященной «поиску новой парадигмы» и «новых стратегий в практических приложениях» социальной психологии, представлены следующие категории: общение, социальные стереотипы, группа, коллектив, команда, личность и организация, большие группы, социализация, социальная установка и социальное познание. Перечень областей приложений социальной психологии включает: массовые коммуникации, управление организацией, потребительское поведение, правовое пространство, здравоохранение, психологическую помощь (Социальная психология в современном мире, 2002). Можно заключить, что здесь имеет место более широкий – мировой контекст, индуцирующий необходимость включения в спектр базовых категорий, таких новых, как социальные установки, представления, познание и др.
П.Н. Шихирев, осуществляя сравнительный анализ парадигм социальной психологии в США, Западной Европе и России, выделил в первом случае вместе с парадигмой объяснения такие категории: социальные – установка, стереотипы, перцепция; обыденное сознание, влияние группы, межгрупповые отношения (2 – субстантивные, 4 – процессуальные); во втором случае, вместе с парадигмой понимания, категории: влияние меньшинства, поляризация установок, межгрупповые отношения, социальные – стереотипы, представления, ситуация (также 2 и 4); в России (СССР), вместе с парадигмой преобразования, следующие категории: деятельность, общение, общественные отношения, общественное сознание, личность и коллектив (также 2 и 4) (Шихирев, 1999). При таком, вряд ли случайном, равенстве количественных соотношений числа категорий разных типов для установления принципиальных отличий в национальных парадигмах необходима определенная специфика: либо в иерархии категорий, либо в особенностях содержания ключевых категорий. По нашему мнению, к последним можно отнести первые три категории в каждой из национальных парадигм.
Как известно, в учебных изданиях ключевые категории закрепляются на определенное время до очередного пересмотра доминирующих методологических ориентаций или парадигм. Рубеж веков, как известно, был особым временем для нашей страны, для всех людей, в том числе для психологов и психологии в целом. При всех сложностях того времени несомненным плюсом было активное движение психологии в содержательную и территориальную «ширь».
Если до распада СССР в России было только пять вузов, в которых можно было получить психологическое образование (Москва, Ленинград, Ярославль, Саратов, Ростов-на-Дону), то к началу нового столетия во всех областных центрах были организованы факультеты либо отделения психологии, причем, как правило, более чем в одном вузе. Необходимо было обеспечить преподавателей и студентов необходимой научной и учебной литературой. В этот период было издано множество учебников, пособий и хрестоматий по социальной психологии. Рассмотрим также некоторые из них, подготовленные авторитетными отечественными авторами.
Учебное пособие по социальной психологии под редакцией А.Л. Журавлева – одно из немногих, в котором отчетливо заявлена позиция авторов относительно социальных и личностных проявлений в логике их единства. В авторском положении о микросоциальном подходе, то есть «от социальной психологии личности к психологии больших социальных групп» утверждена «инверсия традиционной последовательности описания социально-психологических объектов» (Социальная психология, Журавлев, 2002, с. 5). Таким образом, вполне обоснованно определена последовательность базовых категорий: личность, межличностные взаимодействия, общение, межличностное познание, межличностные отношения и воздействия, а также малые и большие группы, межгрупповые отношения. В качестве прикладных отраслей определены политическая, экономическая, этническая психологии, а также социальная психология предпринимательства.
В первых изданиях учебников Г.М. Андреевой по социальной психологии, как правило, порядок следования глав, определяющих те или иные категории, стабилен: общение, группа, личность, каждая из которых разветвляется на соответствующее множество субкатегорий, а в качестве приложений определяются промышленность, управление, политика, право, реклама и массовые коммуникации, наука, школа и служба семьи. Весьма важной является тема соотношения фундаментальной, прикладной и практической социальной психологии, а также характеристика кризисных состояний общества, не потерявшая своей актуальности во многих странах и сегодня (Андреева, 2003). Позже, в издании 2023-го года категория личности выходит на первый план, затем межличностные отношения, общение и группы.
В первом и втором учебниках А.Л. Свенцицкого «стержневая проблематика» связана с темами: социализация, взаимовлияние, социальное познание и общение, которые также определяют соответствующие категории. Помимо «стержневых», к базовым категориям по содержанию учебников А.Л. Свенцицкого можно отнести: личность, социальные установки и поведение, социальную группу, групповое влияние и динамику, социальную власть (Свенцицкий, 2003; 2014). Все одиннадцать перечисленных категорий, включая личность, которая определяется в статусно-ролевых позициях, являются социально определенными: из них 4 – субстантивных и 7 – процессуальных. Если вернуться к базовым категориям в работах Парыгина, то из 14 категорий: 9 – субстантивных и 5 – динамических. Соотношение субстантивности – процессуальности в составе категорий, на наш взгляд, определяет меру «орудийности» или потенциальной технологичности системы знаний в ее возможных приложениях. Можно предположить, что чем выше число процессуальных категорий над субстантивными в расчете относительно единицы (равенство), тем больше потенциал практических приложений в соответствующей категориальной системе социальной психологии.
В списке прикладных отраслей автор выделяет в первую очередь социальную психологию образования, следом – здоровья, бизнеса, семьи и политической деятельности (Свенцицкий, 2014). Отметим, что значительно ранее в академическом издании социальной психологии под редакцией Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова к прикладным отраслям были отнесены промышленная психология, психология: массовых коммуникаций, половой дифференциации, семьи и рождаемости в большом городе (Социальная психология. История…, 1979). Таким образом, как ранее, так и на этапе обновления в спектре прикладных отраслей доминируют междисциплинарные направления за редким исключением прикладных разработок, связанных с категориями самой социальной психологии.
В учебных изданиях жанра хрестоматий по социальной психологии конца–начала века был структурно оформлен более узкий спектр категорий: общение, группа, личность (Белинская, Тихомандрицкая, 1999); личность, группа, общение (Свенцицкий, 2000). В обширном томе «Прикладной социальной психологии» (учебное пособие) спектр направлений социально-психологических приложений включает политику, экономику, образование и сферу оказания «экстремальной» помощи (Прикладная социальная психология, 1998). Нелишне отметить, что в сопоставимом времени вышли в свет работы В.Е. Семенова по социальной психологии искусства (Семенов, 1988); А.А. Реана и Я.Л. Коломинского по социальной педагогической психологии (Реан, Коломинский, 1999); Г.В. Акопова по социальной психологии образования (Акопов, 2000) и др. Позже фундаментальную работу по формированию еще одной новой отрасли «Социальная психология развития» осуществила творческая группа под руководством Н.Н. Толстых. В связи с этим были амплифицированы соответствующие категории, а также определено важное место категории «социальные институты» в релевантном корпусе основных понятий социальной психологии (Толстых, 2014; 2025). Умножение прикладных отраслей социальной психологии, несомненно, способствует упрочению статуса всей социальной психологии.
Переходя к более близким по времени к сегодняшнему дню научным изысканиям в российской социальной психологии, можно усмотреть определенную преемственность проявлений категориального строя в организации исследований и их презентации в научном сообществе психологов. Так, на юбилейной конференции Института психологии РАН «Фундаментальные и прикладные исследования в современной психологии» секция «Современная социальная психология» работала по двум направлениям: «Актуальные проблемы личности и группы в современной социальной психологии» и «Проблемы макросоциальной и экономической психологии». В первом направлении актуализировались категории общения, социальной перцепции, межличностных отношений, деловых взаимодействий и ценностных ориентаций. Во втором – большие группы (дифференциация поколений, психология города, глобальные риски), коллективная память, социальная психология коррупции (Воробьева, Дробышева, 2017).
Несомненно, что актуализируются и новые категории и субкатегории, такие как: ценностные ориентации, глобальные риски, коррупционные установки и др. Так, авторы монографии «Психология глобальных рисков» Т.А. Нестик и А.Л. Журавлев, расширяя традиционную категорию отношений личности и группы, конструируют субкатегории «глобальная идентичность», «коллективные эмоции», «жизнеспособность группы», групповой и коллективный субъект и др. (Нестик, Журавлев, 2018). Позже, на конференции «Актуальные проблемы социальной психологии и ее отраслей» в 2023 году были представлены доклады, актуализирующие и/или закрепляющие социально-психологические категории нового времени. Это, в частности, понятия полиментальности (Семенов, 2023), внутренней коммуникации личности (Акопов, Акопян, 2023), экономической социализации личности (Дробышева, 2023) и др.
Особо отметим категорию социальных представлений. После приезда в Москву в 1990-м году выдающегося французского социального психолога С. Московичи и затем его последователей в Институте психологии РАН был проведен цикл исследований в парадигме социальных представлений. В 2006-м году вышла в свет монография Т.П. Емельяновой «Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества», в которой монокатегориальная платформа весьма актуальных социально-психологических исследований позволила практически расширить спектр традиционных категорий в российской социальной психологии (Емельянова, 2006). С другой стороны, резонно усмотреть достаточно содержательную связь избранной автором категории с психологическим понятием общественного сознания, включенного Парыгиным в свою систему категорий социальной психологии.
В опубликованных психологических работах Б.Д. Парыгина важное место занимает изданная в популярной серии «Знание» брошюра «научно-техническая революция (НТР) и социальная психология». В ней фактически изложена программа психологического сопровождения научно-технических инноваций почти 50-летней давности, но весьма резонансной и во многом практически применимой в условиях современной цифровой революции. Последняя, так же как тогда, «затрагивает… всю среду обитания и повседневного существования» человека; также разрушает традиционную общность, основанную на «непосредственных межличностных коммуникациях»; вызывает «всестороннюю интенсификацию психической деятельности людей…»; может вызывать в условиях предельных нагрузок «падение уровня психологической включенности в деятельность» (Парыгин, с. 3-9). Это предостережение призвано существенно дополнять технологии повышения производительности труда мерами превенции и профилактики эмоционального и профессионального выгорания.
Не менее важными являются выявленные Парыгиным противоречия НТР, во многом совпадающие с современной информационно-технологической революцией. Отметим, в частности, связанное с проблемой традиционных ценностей «противоречие между инерцией переживаний прошлого опыта и необходимостью постоянного психологического включения в новый цикл жизненных ситуаций» (Парыгин, с. 31).
Сопоставление различных систем социально-психологических знаний по категориальному составу, числу категорий и их специфике в концепциях социальной психологии отечественных авторов позволяет отметить уникальность понятийной системы Б.Д. Парыгина. В последней публикации автор последовательно определяет и обосновывает ключевые категории в своем проекте социальной психологии, особо выделяя значение духовно-нравственной категории (2003). Отметим, что немногим ранее А.В. Брушлинский и П.Н. Шихирев в предисловии книги С. Московичи «Машина, творящая богов» выделили в качестве ключевой категории социальной психологии «этическое отношение» (Брушлинский, Шихирев, 1998), которое в форме духовно-нравственной доминанты отстаивается в одной из работ П.Н. Шихирева (Шихирев, 1999). В этой логике, в современных условиях острого мировоззренческого, политического и военного противостояния больших социальных групп и государств, в прикладной социальной психологии становится весьма востребованной категория ценностно - аффективной поляризации, теоретически и экспериментально проработанная в исследованиях А.Н. Лебедева.

Заключение

Российская социальная психология выдержала испытание временем на каждом из выделенных этапов, обретая все большее единство различных версий в авторских проектах, определяющее «собственное лицо» в спектре зарубежных вариаций. Некоторые направления зарубежной социальной психологии, в частности, связанные с категориями «социальные представления», «социальные установки», были восприняты, адаптированы и получили развитие в отечественных вариантах в силу определенной сопоставимости с такими категориями, как «общественное (социальное) сознание» и «готовность к действию» и др.
Категориальный подход позволяет отслеживать и определять соответствие тех или иных категориальных систем социально-психологического знания масштабным социальным изменениям («оттепель» 1960-х, «перестройка» и распад СССР в 1990-х), индуцировавшим соответствующие социальные настроения, личностные переживания и дезадаптации.
Актуальный во времени спектр и направленность прикладных отраслей социальной психологии обусловлены категориальным строем и его соответствием новым задачам. Проект социальной психологии в версии Б.Д. Парыгина по категориальному строю, соответствующему содержанию и приложениям носил универсальный характер для этапов возрождения и обновления отечественной социальной психологии.

Литература

  1. Акопов, Г.В. (2023 А). Новые подходы в постановке и решениях проблемы сознания. Национальный психологический журнал, 1(49), 66–76.
    Akopov, G.V. (2023 A). New approaches to the formulation and solution of the problem of consciousness. National Psychological Journal, 1(49), 66–76.
  2. Акопов, Г.В. (2023 Б). Единство сознания: вариативность структурно-динамических оформлений. Актуальные проблемы психологического знания, 3(64), 9-41. doi: 10.51944/20738544-2023-3-8
    Akopov,V. (2023 B). The unity of consciousness: the variability of structural and dynamic patterns. Actual problems of psychological knowledge, 3(64), 9-41. doi: 10.51944/20738544-2023-3-8
  3. Акопов, Г.В. (2000). Социальная психология образования. М.: Изд-во «Флинта».
    Akopov, G.V. (2000). Social psychology of education. Moscow: Flinta Publishing House.
  4. Акопов, Г.В., Акопян, Л.С. (2023). Внутренняя коммуникация личности в предметном поле социальной психологии. Актуальные проблемы современной социальной психологии и ее отраслей (с. 355–361). Отв. ред. Т.В. Дробышева, А.Е. Воробьева, Т.П. Емельянова, Т.А. Нестик, Н.Н. Хащенко. Изд-во ИП РАН.
    Akopov, G.V., Akopyan, L.S. (2023). Internal communication of the individual in the subject field of social psychology. Actual problems of modern social psychology and its branches (pp. 355–361). Ed. T.V. Drobysheva, A.E. Vorobyeva, T.P. Emelyanova, T.A. Nestik, N.N. Khaschenko. Publishing house of the IP RAS.
  5. Актуальные проблемы современной социальной психологии и ее отраслей. (2023). Отв. ред. Т.В. Дробышева, А.Е. Воробьева, Т.П. Емельянова, Т.А. Нестик, Н.Н. Хащенко. Изд-во ИП РАН. Actual problems of modern social psychology and its branches. (2023). Responsible editors T.V. Drobysheva, A.E. Vorobyeva, T.P. Emelyanova, T.A. Nestik, N.N. Khaschenko. Publishing house of the IP RAS.
  6. Андреева, Г.М. (2001). Социальная психология. М.: Аспект-Пресс.
    Andreeva G.M. (2001). Social Psychology. Moscow: Aspect-Press.
  7. Андреева, Г.М. (2017). Социальная психология. М.: Аспект-Пресс.
    Andreeva, G.M. (2017). Social Psychology. Moscow: Aspect-Press.
  8. Балин, В.Д. (2017). Теоретическая психология. Юрайт.
    Balin, V.D. (2017). Theoretical Psychology. Yurait.
  9. Белинская, Е.П., Тихомандрицкая, О.А. (2001). Социальная психология личности. М.: Аспект-Пресс.
    Belinskaya E.P., Tikhomandritskaya O.A. (2001). Social Psychology of the Individual. M.: Aspect-Press.
  10. Бехтерев, В.М. (1905). Личность и условия ее развития и здоровья: Речь, произнес. 4 сент. 1905 г. на Втором съезде отеч. психиатров в г. Киеве / [Соч.] Акад. В. Бехтерева. 2-е изд. СПб.: К.Л. Риккер.
    Bekhterev, V.M. (1905). Personality and the conditions of its development and health: Speech delivered on September 4, 1905 at the Second Congress of Russian Psychiatrists in Kyiv / [Comp.] Acad. V. Bekhterev. 2nd ed. St. Petersburg: K.L. Ricker.
  11. Бехтерев, В.М. (1911). Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки: [Докл., чит. при открытии Психол. секции Совета Психоневрол. ин-та 20 февр. 1910 г.] / [Соч.] Акад. В.М. Бехтерева; Психоневрол. ин-т. СПб.: тип. «Т-ва худож. печати».
    Bekhterev, V.M. (1911). The Subject and Tasks of Social Psychology as an Objective Science: [Report read at the opening of the Psychological Section of the Council of the Psychoneurological Institute on February 20, 1910] [Comp.] Acad. V.M. Bekhterev; Psychoneurological Institute. St. Petersburg: type. "T-va khudozh. pechati".
  12. Брушлинский, А.В. (1996). Социальная психология в России и теория Сержа Московичи. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс (с. 5–23). М.: Изд-во «Центр психологии и психотерапии».
    Brushlinsky, A.V. (1996). Social Psychology in Russia and the Theory of Serge Moscovici. Moscovici S. The Age of the Crowd. Historical Treatise on Mass Psychology (p. 5–23). Moscow: Center for Psychology and Psychotherapy.
  13. Брушлинский, А.В., Шихирев, П.Н. (1998). О пользе вечных истин. Предисловие в книге С. Московичи «Машина, творящая богов» (c. 5–14).
    Brushlinsky, A.V., Shikhirev, P.N. (1998). On the Benefits of Eternal Truths. Preface to the book by S. Moscovici “The Machine That Creates Gods” (pp. 5–14).
  14. Введение в социальную психологию. Европейский подход. (2004). Под ред. М. Хьюстона и В. Штребе. М.: ЮНИТИ-ДАНА.
    Introduction to Social Psychology. European Approach (2004). Ed. by M. Houston and W. Strebe. Moscow: UNITY-DANA.
  15. Власов, Н.А. (2023). Трансформация системы основных социально-психологических понятий в отечественной психологической науке. Актуальные проблемы современной социальной психологии и ее отраслей (c. 287–293). Отв. ред. Т.В. Дробышева, А.Е. Воробьева, Т.П. Емельянова, Т.А. Нестик, Н.Н. Хащенко. Изд-во ИП РАН.
    Vlasov, N.A. (2023). Transformation of the system of basic socio-psychological concepts in domestic psychological science. Actual problems of modern social psychology and its branches (pp. 287–293). T.V. Drobysheva, A.E. Vorobyova, T.P. Emelyanova, T.A. Nestik, N.N. Khaschenko. Publishing house of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences.
  16. Воробьева, А.В., Дробышева, Т.В., Сарычев, С.В. (2017). Современная социальная психология: обзор секционных докладов. Юбилейная конференция ИП РАН «Фундаментальные и прикладные исследования в современной социальной психологии: результаты и перспективы развития». Институт психологии Российской Академии наук. Социальная и экономическая психология. Том 2, 4(8), 186–195.
    Vorobyova A.V., Drobysheva T.V., Sarychev S.V. (2017).  Modern social psychology: a review of sectional reports. Anniversary conference of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences "Fundamental and applied research in modern social psychology: results and development prospects". Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Social and economic psychology.   2, 4(8), 186–195.
  17. Дробышева, Т.В. (2013). Экономическая социализация личности. «Институт психологии РАН». Drobysheva, T.V. (2013). Economic socialization of the individual. "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences".
  18. Емельянова, Т.П. (2006). Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
    Emelyanova, T.P. (2006). Construction of social representations in the context of the transformation of Russian society. Moscow: Publishing house "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences".
  19. Журавлев, А.Л., Почебут, Л.Г. (2019). К 60-летию дискуссии о предмете социальной психологии в России. Психологический журнал, 40(3), 99–109.
    Zhuravlev, A.L., Pochebut, L.G. (2019). On the 60th Anniversary of the Discussion on the Subject of Social Psychology in Russia. Psychological Journal, 40(3), 99–109.
  20. Запесоцкий, А.С. (2013). В резонансе с эпохой: психологическая вселенная Б.Д. Парыгина. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 1, 33–37.
    Zapesotsky, A.S. (2013). In resonance with the era: the psychological universe of B.D. Parygina. Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology, 1, 33–37.
  21. Ковалев, А.Г. (1959). О социальной психологии. Вестник ЛГУ, 11, 70–81.
    Kovalev, A.G. (1959). On social psychology. Vestnik of Leningrad State University, 11, 70–81.
  22. Кузьмин, Е.С. (1967). Основы социальной психологии. Л.
    Kuzmin, E.S. (1967). Fundamentals of social psychology. L.
  23. Ломов, Б.Ф. (1999). Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука. Lomov, B.F. (1999). Methodological and theoretical problems of psychology. Moscow: Nauka.
  24. Майерс, Д. (1996). Социальная психология. Перев. с англ. СПб.: Питер.
    Myers, D. (1996). Social Psychology. Transl. from English. St. Petersburg: Piter.
  25. Нестик, Т.А., Журавлев, А.Л. (2018). Психология глобальных рисков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
    Nestik, T.A., Zhuravlev, A.L. (2018). Psychology of global risks. Moscow: Publishing house "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences".
  26. Парыгин, Б.Д. (1962). К вопросу о предмете социальной психологии. Вопросы психологии, 5, 107–112.
    Parygin, B.D. (1962). On the subject of social psychology. Questions of Psychology, 5, 107–112.
  27. Парыгин, Б.Д. (1967). Социальная психология как наука. Л.
    Parygin, B.D. (1967). Social Psychology as a Science. L.
  28. Парыгин, Б.Д. (1971). Основы социально-психологической теории. М.
    Parygin, B.D. (1971). Fundamentals of Social-Psychological Theory. Moscow.
  29. Парыгин, Б.Д. (1973). Современное состояние и проблемы социальной психологии. М.: Знание. Parygin, B.D. (1973). Current State and Problems of Social Psychology. Moscow: Knowledge.
  30. Парыгин, Б.Д. (1976). Научно-техническая революция и социальная психология. Ленинград: О-во «Знание» РСФСР.
    Parygin, B.D. (1976).   Scientific and Technological Revolution and Social Psychology. Leningrad: Knowledge Society of the RSFSR.
  31. Парыгин, Б.Д. (1981). Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. Ленинград: Наука.
    Parygin, B.D. (1981). Social and psychological climate of the team. Ways and methods of study. Leningrad: Nauka.
  32. Парыгин, Б.Д. (1999). Социальная психология. Проблемы, методы, история и теории. СПб.: ИГУП.
    Parygin, B.D. (1999). Social Psychology. Problems, Methods, History and Theories. Saint Petersburg: IG
  33. Парыгин, Б.Д. (2003). Социальная психология. СПб.: СПбГУП. Parygin, B.D. (2003).
    Social Psychology. Saint Petersburg: SPbGUP.
  34. Перспективы социальной психологии. (2001). Под ред. М. Хьюстона, В. Штребе, Дж. М. Стефенсона. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс.
    Prospects of Social Psychology. (2001). Ed. by M. Houston, V. Strebe, J.M. Stephenson. Moscow: EKSMO-Press Publishing House.
  35. Петровский, А.В. (1987). (Ред.) Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. ин-в. Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение.
    Petrovsky, A.V. (1987). (Ed.) Social Psychology: a textbook for students of pedagogical institutes. Ed. A.V. Petrovsky. Moscow: Education.
  36. Петровский, А.В., Петровский, В.А. (2000). Категориальная система психологии. Вопросы психологии, 5, 3–18.
    Petrovsky, A.V., Petrovsky, V.A. (2000). Categorical System of Psychology. Questions of Psychology, 5, 3–18.
  37. Петровский, А.В., Петровский, В.А. (2014). Категориальный строй психологии сегодня. Развитие личности, 2, 92–124.
    Petrovsky, A.V., Petrovsky, V.A. (2014). Categorical Structure of Psychology Today. Personality Development, 2, 92–124.
  38. Петровский, А.В., Шпалинский, В.В. (1978). Социальная психология коллектива: учебное пособие для студентов пед. ин-в. М.: Просвещение.
    Petrovsky, A.V., Shpalinsky, V.V. (1978). Social psychology of the collective: a textbook for students of pedagogical institutes. Moscow: Education.
  39. Платонов, К.К. (1971). Что изучает общественная психология. М.: Знание.
    Platonov, K.K. (1971). What Does Social Psychology Study? Moscow: Knowledge.
  40. Платонов, К.К. (1972). О системе психологии. М.: «Мысль».
    Platonov, K.K. (1972). On the System of Psychology. Moscow: Mysl'.
  41. Платонов, К.К., Шорохова, Е.В., Мансуров, Н.С. Проблемы общественной психологии. Вопросы психологии, 5, 73–82.
    Platonov, K.K., Shorokhova, E.V., Mansurov N.S. Problems of Social Psychology. Questions of Psychology, 5, 73–82.
  42. Прикладная социальная психология (1998). Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК».
    Applied Social Psychology (1998). Ed. by A.N. Sukhov, A.A. Derkach. Moscow: Publishing House "Institute of Practical Psychology"; Voronezh: NPO "MODEK".
  43. Практикум по социально-психологическому тренингу (1997). Под ред. Б.Д. Парыгина. Изд-е 2-е. СПб.
    Workshop on Social-Psychological Training (1997). Ed. by B.D. Parygin. 2nd ed. St.
  44. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива (1986). Под ред. Б.Д. Парыгина. Л.: Изд-во «Наука».
    Regulation of the socio-psychological climate of the work collective (1986). Ed. B.D. Parygin. L.: Publishing house "Science".
  45. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. (1999). Социальная педагогическая психология. СПб.: Изд-во «Питер».
    Rean, A.A., Kolominsky, Ya.L. (1999). Social pedagogical psychology. St. Petersburg: Publishing house "Piter".
  46. Свенцицкий, А.Л. (2003). Социальная психология. М.: ООО «ТК Велби».
    Sventsitsky, A.L. (2003). Social psychology. Moscow: OOO "TK Velbi".
  47. Свенцицкий, А.Л. (2014). Социальная психология. М.: Изд-во Юрайт.
    Sventsitsky, A.L. (2014). Social psychology. Moscow: Publishing house Yurait.
  48. Семенов, В.Е. (2023). Полиментальность и многообразие идеологий в аспекте российской идентичности. Актуальные проблемы современной социальной психологии и ее отраслей (c. 877–883). Отв. ред. Т.В. Дробышева, А.Е. Воробьева, Т.П. Емельянова, Т.А. Нестик, Н.Н. Хащенко. Изд-во ИП РАН.
    Semenov, V.E. (2023). Polymentality and diversity of ideologies in the aspect of Russian identity. Actual problems of modern social psychology and its branches (pp. 877–883). Ed. T.V. Drobysheva, A.E. Vorobyeva, T.P. Emelyanova, T.A. Nestik, N.N. Khaschenko. Publishing house of the Institute of Social Sciences of the Russian Academy of Sciences.
  49. Семенов, В.Е. (1988). Социальная психология искусства. Ленинград: Изд-во ЛГУ.
    Semenov, V.E. (1988). Social Psychology of Art. Leningrad: Publishing house of Leningrad State University.
  50. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования. (1979). Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: Изд-во Ленинградского университета.
    Social Psychology. History. Theory. Empirical Research (1979). Ed. by E.S. Kuzmin, V.E. Semenov. L.: Publishing house of Leningrad University.
  51. Социальная психология: Хрестоматия (1999). Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс.
    Social Psychology: Reader (1999). Comp. E.P. Belinskaya, O.A. Tikhomandritskaya. Moscow: Aspect Press.
  52. Социальная психология (2002). Отв. ред. А.Л. Журавлева. М.: Изд-во ПЕРСЭ.
    Social Psychology (2002). Responsible for ed. A.L. Zhuravlev. Moscow: PERSE Publishing House.
  53. Социальная психология в трудах отечественных психологов (2000). Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. СПб.: Питер.
    Social Psychology in the Works of Russian Psychologists (2000). and general editor A.L. Sventsitsky. St. Petersburg: Piter.
  54. Социальная психология в современном мире (2002). Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс.
    Social Psychology in the Modern World (2002). Ed. by G.M. Andreeva, A.I. Dontsov. Moscow: Aspekt Press.
  55. Социальная психология развития: учебник для бакалавриата и магистратуры (2014). Под ред. Н.Н. Толстых. М.: Издательство «ЮРАЙТ».
    Social Psychology of Development: a textbook for bachelor’s and master’s degrees (2014). Ed. N.N. Tolstykh. Moscow: Publishing House “YURAIT”.
  56. Социальная психология развития. Учебник для вузов. 2-е издание, переработанное и дополненное. (2025). Под ред. Н.Н. Толстых. М.: Издательство «ЮРАЙТ».
    Social Psychology of Development. Textbook for Universities. 2nd edition, revised and supplemented. (2025). Ed. N.N. Tolstykh. Moscow: Publishing House "YURAIT".
  57. Шибутани, Т. (1969). Социальная психология. Под ред. Г.В. Осипова. М.: Изд-во «Прогресс». Shibutani, T. (1969).
    Social Psychology. Ed. by G.V. Osipov. Moscow: Progress Publishing House.
  58. Шихирев, П.Н. (1999). Современная социальная психология. М.: ИП РАН. КСП+; Академический проект.
    Shikhirev, P.N. (1999). Modern Social Psychology. Moscow: IP RAS. KSP+; Academic project,
  59. Юревич, А.В. (2018). Структура психологических теорий. Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития (с. 141–159). Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
    Yurevich, A.V. (2018). Structure of Psychological Theories. Psychological Knowledge: Current State and Development Prospects (pp. 141–159). Ed. by A.L. Zhuravlev, A.V. Yurevich. Moscow: Publishing House “Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences”.

 

Информация об авторах

Акопов Гарник Владимирович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей, социальной психологии и управления персоналом, психолого-педагогический факультет, Самарский филиал, Московский городской педагогический университет (СФ ГАОУ ВО МГПУ), Самара, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8374-1629, e-mail: akopov@pgsga.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 31
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 31

 Скачиваний PDF

За все время: 7
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 7

 Всего

За все время: 38
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 38