Введение
В условиях современного общества профессиональное самоопределение личности (ПСЛ) становится одной из ключевых проблем, требующих глубокого изучения и анализа. В век современных технологий именно человеческий ресурс становится движущей силой любого предприятия, а следовательно, и работа, направленная на формирование готовности человека к профессиональному самоопределению, должна быть ключевым акцентом деятельности и образовательных организаций, и государства, и работодателей, и самого человека.
Наряду с экспоненциальным ростом количества научных публикаций по теме ПСЛ количество источников, систематизирующих другие работы, не демонстрирует столь быстрого роста. Целью представленного в этой статье исследования было систематизировать имеющиеся знания, а также выделить потенциальные направления исследований в области ПСЛ. Ключевые исследовательские вопросы:
- Каково текущее состояние знаний о ПСЛ в отечественной науке?
- Как изучалось ПСЛ в отечественной науке и какие результаты были получены?
- Какие уроки мы можем извлечь из имеющихся знаний и чего в них не хватает?
Чтобы ответить на поставленные вопросы, был проведен библиометрический и систематический анализ литературы с подробным описанием протокола исследования с целью увеличения его надежности (reliability) и валидности (validity). Благодаря комплексной модели изучения ПСЛ исследование расширяет научную дискуссию, выявляя недостаточно изученные аспекты ПСЛ и предлагая возможные направления дальнейших исследований.
Материалы и методы
С целью систематизации существующих исследований феномена ПСЛ был проведен систематический и библиометрический анализ литературы. Для сбора публикаций была использована база данных цитирования OpenAlex. Был сформирован перечень ключевых слов для поиска в базе данных: профессиональная ориентация, профориентац[1]*, профориентационная работа, профориентационная деятельность, профессиональное самоопределение личности, готовность к профессиональному самоопределению, карьерная траектория, карьерны* выбор*, профессиональны* выбор*. Результаты были ограничены типом публикаций (статьи в рецензируемых научных журналах).
По результатам поиска в базе данных было собрано 460 статей, которые соответствовали всем указанным выше критериям поиска. Статьи охватывают период с 2000 по 2024 год, при этом почти 80% публикаций приходится на последние 5 лет.
Для библиометрического анализа было применено программное обеспечение VOSviewer 1.6.20, с помощью которого можно проводить анализ совместного использования ключевых слов, употребляемых в статьях. Минимальное количество вхождений ключевого слова было установлено на уровне 4. 65 из 517 ключевых слов соответствовали этому порогу. Были удалены ключевые слова, не относящиеся к теме исследования: “youth”, “honesty”, “pandemic” и т.д. Самый крупный набор связанных ключевых слов состоял из 43 элементов.
Результаты
Библиометрический анализ совместного использования ключевых слов позволил выделить шесть тематических кластеров, характеризующихся четкими внутрикластерными связями, а также значимыми межкластерными отношениями (рис. 1).
Рис. 2 отображает карту визуализации ключевых слов с выделением тематических кластеров, которые были получены в результате библиометрического анализа литературы.
Рис. 1. Карта визуализации ключевых слов в результате библиометрического анализа литературы
Fig. 1. Keyword visualization map from the bibliometric literature analysis
Рис. 2. Карта визуализации ключевых слов с выделением тематических кластеров
Кластер 1: Цифровые образовательные технологии
Исследования, представленные в первом кластере, рассматривают феномен ПСЛ с позиции образовательных технологий, при этом особое внимание уделяется цифровым технологиям. Это направление исследований относится к одним из наиболее поздних работ, датированных после 2021 года (рис. 3).
Одним из базовых понятий первого кластера является феномен транспрофессионализма. Определения транспрофессионализма сводятся не только к многомерности и многозадачности профессиональной деятельности человека, но также включают в себя умение быстро приспосабливаться к изменениям, находить и внедрять новые идеи (Зеер, 2018; Зеер, Третьякова, Зиннатова, 2020), способность одновременно решать несколько задач (Дорофеева, Латыпова, Зиганшина, 2015), сочетать различные направления или выполнять несколько видов деятельности (Ялалов, 2015).
Кластер 2: Инклюзивное образование и особые потребности обучающихся
Второй кластер, выделенный в результате библиометрического анализа литературы, сформирован вокруг проблематики инклюзивного образования.
Важнейшая тема, затрагиваемая в исследованиях второго кластера, – формирование у обучающихся с особыми образовательными потребностями так называемой субъектности, т.е. «интегративного свойства личности, отражающего ее способность и готовность к самодетерминации своего профессионально-личностного развития» (Байрамов и др., 2018). Субъектность рассматривается учеными в качестве детерминанты не только профессионального, но и личностного самоопределения учащихся с ОВЗ (Бонкало, Цыганкова, 2015). Содержательные элементы субъектности положительно коррелируют с показателями эффективности профессионального самоопределения обучающихся: сформированная профессиональная идентичность, внутренние мотивы профессиональной деятельности, выбор профессии под влиянием собственных склонностей, способностей, жизненных планов и т.д. (Байрамов и др., 2018). Исследователи делают вывод: «помощь детям с ОВЗ в профессиональном и личностном самоопределении должна быть ориентирована на поиск личностного смысла в профессиональной (трудовой) деятельности» (Белявский, Соловьева, 2016).
Рис. 3. Карта визуализации ключевых слов на временно́й шкале
Fig. 3. Keyword visualization map on a timeline
Кластер 3: Образовательная среда
Третий кластер посвящен образовательной среде ПСЛ, т.е. всем элементам, которые сопровождают человека на пути построения своей профессионально-образовательной траектории.
Наиболее распространенной тематикой таких исследований является изучение подходов к профориентации, которые смогут обеспечить достаточно высокий уровень готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. Ученые отмечают комплексную природу профориентационной работы как неотъемлемый элемент современной образовательной среды, стремящейся к формированию у обучающихся мотивации к творческой самореализации (Шатыр, 2017). Некоторые исследователи оперируют понятием «мотивационный комплекс личности», который представляет собой три вида мотивации: внутренняя, внешняя положительная и внешняя отрицательная мотивация (Лаврентьева, Игнатенко, 2015).
Кластер 4: Система и институты
Четвертый кластер, выявленный в ходе библиометрического анализа, охватывает глобальное понимание профессионального самоопределения с точки зрения системы и входящих в нее институтов.
Наиболее частый вывод научных работ данного кластера сводится к необходимости «объединения усилий всех уровней и видов образования и иных заинтересованных сторон (семья, работодатели, органы государственной власти и т.д.)» (Гулюмова, Сичинский, 2022; Колесникова, 2016). Отдельный акцент ставится на необходимости учета специфики каждого региона при выстраивании системы государственного сопровождения ПСЛ, а также на конкретном этапе самоопределения, на котором находится человек в текущий момент (Гулюмова, Сичинский, 2022; Шатова, 2023).
Кластер 5: Самоактуализация человека и его профессиональное развитие
В отличие от всех остальных кластеров, исследования, входящие в пятый кластер, объединяет человекоцентричный подход, стремление к выделению самоактуализации личности в качестве важнейшего элемента ПСЛ.
Самоактуализация понимается авторами как реализация собственного потенциала, наивысшая ступень в иерархии потребностей человека (Маслоу, 1997), «желание стать всем, чем возможно» (Анцупов, 2006).
Исследователи отмечают, что процесс ПСЛ может интерпретироваться с точки зрения «интеграции двух противоположных тенденций: к адаптации и актуализации собственной самости» (Рокицкая, 2010). Процесс адаптации направлен на профессиональное развитие, обогащение, усложнение различных аспектов личности, таких как интеллект, мотивы, ценности, черты характера, Я-концепция и др. Процесс самоактуализации же заключается в том, что выстраивание человеком своей профессиональной траектории происходит согласно его уникальным особенностям, включая характер, темперамент, самовосприятие, установки и направленность личности (Рокицкая, 2010).
Кластер 6: ПСЛ как процесс
Последний тематический кластер рассматривает ПСЛ с точки зрения непрерывного процесса. Представители кластера определяют ПСЛ как «внутренний самотекущий процесс последовательных самостоятельных выборов, осуществляемых человеком в результате соотнесения своих внутренних ресурсов с требованиями профессионально-трудового будущего» (Чебровская, Чебровский, 2022).
В процесс ПСЛ вовлечены все блоки психоэмоционального благополучия человека: «общая удовлетворенность жизнью, чувство осмысленности жизни, наличие жизненных целей, принятие себя» и т.д. Исследователи утверждают, что с целью формирования положительного психоэмоционального фона на каждом этапе процесса ПСЛ необходима организация корректной формы психолого-педагогического сопровождения: профпросвещение – передача знаний о мире профессий и труда; профинформирование – помощь в ориентации среди различных вариантов трудовой деятельности; профконсультирование – предоставление научно обоснованных психологических и педагогических рекомендаций для оценки своих возможностей при выборе профессиональной сферы; профадаптирование – поддержка в процессе адаптации человека к выполнению профессиональных задач и взаимодействию в рабочем коллективе (Чебровская, Чебровский, 2022).
Обсуждение результатов
Результаты исследования раскрывают значительный потенциал изучения тематики ПСЛ. В таблице отображены пробелы в исследованиях, обнаруженные в каждом из шести кластеров.
Таблица / Table
Лакуны исследований по тематике ПСЛ
Research gaps within the PSD topic
|
Исследовательские лакуны |
Источники |
|
1 |
2 |
|
КЛАСТЕР 1: ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
|
|
Определение критериев транспрофессионализма и «индикаторов развития информационной компетенции как транспрофессиональной». |
(Зеер, Третьякова, Зиннатова, 2020; Табачук, 2021) |
|
Изучение «факторов и условий формирования экосистемы образовательного пространства в контексте цифровой трансформации ведущих отраслей экономики и профессионального самоопределения обучающихся». |
(Атаманова, Емельянова, Храмова, 2021; Грицкевич, Решотка, Рождественская, 2019) |
|
Выявление изменений, происходящих в роли преподавателя и студентов в контексте ПСЛ. |
(Иванова, Князькова, Сомова, 2021; Пасечкина, 2022) |
|
Совершенствование содержания и технологий, применяемых в методах геймификации ПСЛ. |
(Александрова и др., 2021; Яковлева, Гольцова, 2022) |
|
КЛАСТЕР 2: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОСОБЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
|
|
Актуализация профориентационной деятельности образовательных организаций под специальные потребности обучающихся. |
(Байрамов и др., 2018; Белявский, Соловьева, 2016; Бонкало, Цыганкова, 2015) |
|
Разрешение противоречий, возникающих в процессе ПСЛ на этапе довузовской подготовки лиц с ОВЗ и инвалидностью. |
(Медведева, Ольхина, 2018) |
|
Разработка программ содействия трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузах; разграничение понятий «технологии», «инструменты» и др. содействия трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью; дифференциация функционала вуза в рамках инициатив по содействию трудоустройству и постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью. |
(Николаева, 2019) |
|
Разработка и теоретическое обоснование системы психологического сопровождения профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе общего образования, определение условий эффективности реализации системы; разработка критериев формирования профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ. |
(Ансимова, Чупрова, 2017) |
|
Разработка диагностики степени психосоциального благополучия и уровня аутопсихологической компетенции лиц с ОВЗ. |
(Самохвалова, 2013; Осьмук, Мельникова, 2019) |
|
КЛАСТЕР 3: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА |
|
|
Разработка и внедрение системного, комплексного подхода к профориентации в общеобразовательной организации. |
(Лаврентьева, 2015; Шатыр и др., 2017) |
|
Изучение инструментов объединения акмеологического и компетентностного подходов в организации образовательного процесса с целью формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. |
(Князева, Манухов, Щевелева, 2015) |
|
Разработка и внедрение в образовательную среду методов работы с установками родителей в династийных семьях, которые характеризуются высокими показателями профессиональной преемственности. |
(Валиахметов, Туракаев, 2020; Шаманин, 2019) |
|
КЛАСТЕР 4: СИСТЕМА И ИНСТИТУТЫ |
|
|
Разработка механизмов включения региональных органов власти в сфере образования в систему непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. |
(Гулюмова, 2022; Колесникова, 2016; Шатова, 2023) |
|
Изучение инструментов для «оптимального развития всех психологических компонентов социальной ситуации развития старшеклассника <…> как основной детерминанты успешности его профессионального самоопределения». |
(Арон, 2013; Штумпф, Ансов, 2023) |
|
Изучение и разработка путей удовлетворения требований образовательных заказчиков к профессиональному самоопределению выпускников в условиях вертикальной интеграции образования. |
(Лукашенко, 2002; Сергеев, 2017) |
|
Научно-методическое обеспечение процесса успешной социализации обучающихся. |
(Трубина, Зеер, Мащенко, 2017) |
|
Эмпирическое и теоретическое обоснование моделей профессионального самоопределения обучающихся в рамках идеологии социально-ориентированного образования. |
(Захарова, 2021) |
|
КЛАСТЕР 5: САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
|
|
«Исследование и формирование готовности старших подростков к профессиональному самоопределению»; выявление различий в степени готовности обучающихся к профессиональному самоопределению и определение факторов, которые лежат в основе таких различий. |
(Кузнецов, Кувшинова, Жилинская, 2023) |
|
Разработка механизмов повышения информационной (цифровой) компетенции педагогов образовательных организаций и формирование интегративных психологических новообразований («самодетерминация, самоактуализация и самоперсонализация») в рамках применения персонализированного подхода к образованию. |
(Зеер, Сыманюк, 2021) |
|
Изучение влияния персонализированного подхода к образованию в условиях цифровизации обучения на «развитие профессионального сознания и самосознания субъекта труда, на процессы самоопределения». |
(Руденко, Коваленок, 2022) |
|
КЛАСТЕР 6: ПСЛ КАК ПРОЦЕСС |
|
|
Разработка программ «подготовки педагогов в вопросах профессиоведения, социально-экономической ситуации региона, технологиях диагностики психофизических и личностных свойств (способностей) человека». |
(Чебровская, Чебровский, 2022) |
|
«Разработка технологий формирования новых, основанных на методологии форсайта, профессиональных компетенций будущих педагогов». |
(Панфилов, Панфилова, 2022) |
Заключение
Настоящее исследование посвящено обзору современной научной литературы отечественных авторов по теме ПСЛ с целью понимания текущего состояния знаний о рассматриваемом феномене, понимания направлений, через призму которых анализируется ПСЛ, а также выявления потенциальных направлений будущих исследований. Согласно результатам библиометрического и систематического анализа литературы, на основе ключевых слов было выделено шесть тематических кластеров, каждый из которых представляет собой обособленное направление исследований в области ПСЛ.
С теоретической точки зрения настоящее исследование вносит важный вклад в академическую дискуссию о ПСЛ. Во-первых, по результатам библиометрического анализа была сформирована карта визуализации ключевых слов, используемых в научных работах, посвященных ПСЛ, что позволило определить текущее состояние академических трудов по рассматриваемой тематике. Согласно результатам анализа, ПСЛ рассматривается отечественными учеными с точки зрения цифровых образовательных технологий, инклюзивного образования и особых потребностей обучающихся, образовательной среды, систем и институтов, самоактуализации человека и его профессионального развития, а также как непрерывный процесс. Во-вторых, настоящее исследование позволило выявить результаты, полученные авторами работ по теме ПСЛ на сегодняшний день, а также пробелы в исследованиях, которые ранее не были должным образом проанализированы. Выявленные исследовательские лакуны представляют собой фундамент дальнейших исследований, посвященных тематике ПСЛ.
Результаты исследования вносят вклад в профориентационную работу с точки зрения различных групп стейкхолдеров. Выводы работы могут быть использованы на федеральном, региональном или муниципальном уровнях образования при разработке программ и курсов, направленных на формирование обучающимися своей профессиональной траектории. На основе выявленных тенденций в изучении ПСЛ могут быть созданы учебные материалы, которые будут учитывать современные подходы к профессиональному самоопределению на психолого-педагогическом, институциональном, систематическом и иных уровнях. Результаты исследования могут быть полезны для работодателей и HR-специалистов, которые могут использовать эту информацию для разработки стратегий подбора персонала, учитывая последние исследования в области профессионального самоопределения. Это позволит компаниям привлекать сотрудников, которые максимально соответствуют их требованиям и ожиданиям, а также создавать условия для их дальнейшего развития и карьерного роста. Наконец, полученные выводы могут быть полезны для самих субъектов профессионального самоопределения. Благодаря выявленным факторам, которые наиболее благоприятно воздействуют на эффективность профориентационной деятельности, оптант имеет возможность выстроить и при необходимости скорректировать образовательно-профессиональную траекторию с целью формирования готовности к профессиональному самоопределению.
1 Здесь и далее знак «*» использован как символ усечения, который позволяет находить слова с разными окончаниями от указанной основы.