Профессиональное самоопределение личности: библиометрический анализ российских исследований

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 15 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. Профессиональное самоопределение личности (ПСЛ) – актуальная проблема в условиях современного общества, где человеческий ресурс становится ключевым фактором развития. Исследования ПСЛ, берущие начало в трудах ученых XX века, охватывают философские, социологические и психологические аспекты, подчеркивая его роль в социальной адаптации и личностном развитии. Цель. Основная цель данной статьи – представить материалы и результаты работы по систематизации знаний в области ПСЛ, а также выделить потенциальные направления исследований. Методы. Для достижения поставленных целей использованы методы библиометрического и систематического анализа литературы. Результаты. Было выявлено шесть тематических кластеров, в центре которых – разные исследовательские архетипы. Выводы. Проведенное исследование расширяет существующие знания по тематике ПСЛ, раскрывает фундаментальные различия между подходами к ПСЛ в отечественной и зарубежной научной литературе, а также определяет потенциальные направления будущих исследований ПСЛ, которые еще не были изучены в академических трудах.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, психологическая готовность , библиометрический анализ

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2025300509

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Степень психологической готовности обучающихся общеобразовательных организаций к профессиональному самоопределению» рег. № 1024032700079-3-5.1.1 (соглашение № 073-03-2024-005/2 от 27 августа 2024 г.).

Дополнительные данные. Селезнева, А.И., Любчиков, М.Н., Грибанов, И.Н. (2025). Профессиональное самоопределение личности: библиометрический анализ отечественных исследований: Набор данных. RusPsyData: Репозиторий психологических исследований и инструментов. Москва. DOI: 10.48612/MSUPE/e9xe-6zf3-z2d4

Поступила в редакцию 01.11.2024

Поступила после рецензирования 10.12.2024

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Селезнева, А.И., Любчиков, М.Н., Грибанов, И.Н. (2025). Профессиональное самоопределение личности: библиометрический анализ российских исследований. Психологическая наука и образование, 30(5), 142–155. https://doi.org/10.17759/pse.2025300509

© Селезнева А.И., Любчиков М.Н., Грибанов И.Н., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Введение

В условиях современного общества профессиональное самоопределение личности (ПСЛ) становится одной из ключевых проблем, требующих глубокого изучения и анализа. В век современных технологий именно человеческий ресурс становится движущей силой любого предприятия, а следовательно, и работа, направленная на формирование готовности человека к профессиональному самоопределению, должна быть ключевым акцентом деятельности и образовательных организаций, и государства, и работодателей, и самого человека.

Наряду с экспоненциальным ростом количества научных публикаций по теме ПСЛ количество источников, систематизирующих другие работы, не демонстрирует столь быстрого роста. Целью представленного в этой статье исследования было систематизировать имеющиеся знания, а также выделить потенциальные направления исследований в области ПСЛ. Ключевые исследовательские вопросы:

  • Каково текущее состояние знаний о ПСЛ в отечественной науке?
  • Как изучалось ПСЛ в отечественной науке и какие результаты были получены?
  • Какие уроки мы можем извлечь из имеющихся знаний и чего в них не хватает?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, был проведен библиометрический и систематический анализ литературы с подробным описанием протокола исследования с целью увеличения его надежности (reliability) и валидности (validity). Благодаря комплексной модели изучения ПСЛ исследование расширяет научную дискуссию, выявляя недостаточно изученные аспекты ПСЛ и предлагая возможные направления дальнейших исследований.

Материалы и методы

С целью систематизации существующих исследований феномена ПСЛ был проведен систематический и библиометрический анализ литературы. Для сбора публикаций была использована база данных цитирования OpenAlex. Был сформирован перечень ключевых слов для поиска в базе данных: профессиональная ориентация, профориентац[1]*, профориентационная работа, профориентационная деятельность, профессиональное самоопределение личности, готовность к профессиональному самоопределению, карьерная траектория, карьерны* выбор*, профессиональны* выбор*. Результаты были ограничены типом публикаций (статьи в рецензируемых научных журналах).

По результатам поиска в базе данных было собрано 460 статей, которые соответствовали всем указанным выше критериям поиска. Статьи охватывают период с 2000 по 2024 год, при этом почти 80% публикаций приходится на последние 5 лет.

Для библиометрического анализа было применено программное обеспечение VOSviewer 1.6.20, с помощью которого можно проводить анализ совместного использования ключевых слов, употребляемых в статьях. Минимальное количество вхождений ключевого слова было установлено на уровне 4. 65 из 517 ключевых слов соответствовали этому порогу. Были удалены ключевые слова, не относящиеся к теме исследования: “youth”, “honesty”, “pandemic” и т.д. Самый крупный набор связанных ключевых слов состоял из 43 элементов.

Результаты

Библиометрический анализ совместного использования ключевых слов позволил выделить шесть тематических кластеров, характеризующихся четкими внутрикластерными связями, а также значимыми межкластерными отношениями (рис. 1).

Рис. 2 отображает карту визуализации ключевых слов с выделением тематических кластеров, которые были получены в результате библиометрического анализа литературы.

Рис. 1

Рис. 1. Карта визуализации ключевых слов в результате библиометрического анализа литературы

Fig. 1. Keyword visualization map from the bibliometric literature analysis

 

Рис. 2

Рис. 2. Карта визуализации ключевых слов с выделением тематических кластеров

fig. 2
Fig. 2. Keyword visualization map with thematic cluster highlighted

Кластер 1: Цифровые образовательные технологии

Исследования, представленные в первом кластере, рассматривают феномен ПСЛ с позиции образовательных технологий, при этом особое внимание уделяется цифровым технологиям. Это направление исследований относится к одним из наиболее поздних работ, датированных после 2021 года (рис. 3).

Одним из базовых понятий первого кластера является феномен транспрофессионализма. Определения транспрофессионализма сводятся не только к многомерности и многозадачности профессиональной деятельности человека, но также включают в себя умение быстро приспосабливаться к изменениям, находить и внедрять новые идеи (Зеер, 2018; Зеер, Третьякова, Зиннатова, 2020), способность одновременно решать несколько задач (Дорофеева, Латыпова, Зиганшина, 2015), сочетать различные направления или выполнять несколько видов деятельности (Ялалов, 2015).

 

Кластер 2: Инклюзивное образование и особые потребности обучающихся

Второй кластер, выделенный в результате библиометрического анализа литературы, сформирован вокруг проблематики инклюзивного образования.

Важнейшая тема, затрагиваемая в исследованиях второго кластера, – формирование у обучающихся с особыми образовательными потребностями так называемой субъектности, т.е. «интегративного свойства личности, отражающего ее способность и готовность к самодетерминации своего профессионально-личностного развития» (Байрамов и др., 2018). Субъектность рассматривается учеными в качестве детерминанты не только профессионального, но и личностного самоопределения учащихся с ОВЗ (Бонкало, Цыганкова, 2015). Содержательные элементы субъектности положительно коррелируют с показателями эффективности профессионального самоопределения обучающихся: сформированная профессиональная идентичность, внутренние мотивы профессиональной деятельности, выбор профессии под влиянием собственных склонностей, способностей, жизненных планов и т.д. (Байрамов и др., 2018). Исследователи делают вывод: «помощь детям с ОВЗ в профессиональном и личностном самоопределении должна быть ориентирована на поиск личностного смысла в профессиональной (трудовой) деятельности» (Белявский, Соловьева, 2016).

Рис. 3

Рис. 3. Карта визуализации ключевых слов на временно́й шкале

Fig. 3. Keyword visualization map on a timeline

Кластер 3: Образовательная среда

Третий кластер посвящен образовательной среде ПСЛ, т.е. всем элементам, которые сопровождают человека на пути построения своей профессионально-образовательной траектории.

Наиболее распространенной тематикой таких исследований является изучение подходов к профориентации, которые смогут обеспечить достаточно высокий уровень готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. Ученые отмечают комплексную природу профориентационной работы как неотъемлемый элемент современной образовательной среды, стремящейся к формированию у обучающихся мотивации к творческой самореализации (Шатыр, 2017). Некоторые исследователи оперируют понятием «мотивационный комплекс личности», который представляет собой три вида мотивации: внутренняя, внешняя положительная и внешняя отрицательная мотивация (Лаврентьева, Игнатенко, 2015).

 

Кластер 4: Система и институты

Четвертый кластер, выявленный в ходе библиометрического анализа, охватывает глобальное понимание профессионального самоопределения с точки зрения системы и входящих в нее институтов.

Наиболее частый вывод научных работ данного кластера сводится к необходимости «объединения усилий всех уровней и видов образования и иных заинтересованных сторон (семья, работодатели, органы государственной власти и т.д.)» (Гулюмова, Сичинский, 2022; Колесникова, 2016). Отдельный акцент ставится на необходимости учета специфики каждого региона при выстраивании системы государственного сопровождения ПСЛ, а также на конкретном этапе самоопределения, на котором находится человек в текущий момент (Гулюмова, Сичинский, 2022; Шатова, 2023).

 

Кластер 5: Самоактуализация человека и его профессиональное развитие

В отличие от всех остальных кластеров, исследования, входящие в пятый кластер, объединяет человекоцентричный подход, стремление к выделению самоактуализации личности в качестве важнейшего элемента ПСЛ.

Самоактуализация понимается авторами как реализация собственного потенциала, наивысшая ступень в иерархии потребностей человека (Маслоу, 1997), «желание стать всем, чем возможно» (Анцупов, 2006).

Исследователи отмечают, что процесс ПСЛ может интерпретироваться с точки зрения «интеграции двух противоположных тенденций: к адаптации и актуализации собственной самости» (Рокицкая, 2010). Процесс адаптации направлен на профессиональное развитие, обогащение, усложнение различных аспектов личности, таких как интеллект, мотивы, ценности, черты характера, Я-концепция и др. Процесс самоактуализации же заключается в том, что выстраивание человеком своей профессиональной траектории происходит согласно его уникальным особенностям, включая характер, темперамент, самовосприятие, установки и направленность личности (Рокицкая, 2010).

 

Кластер 6: ПСЛ как процесс

Последний тематический кластер рассматривает ПСЛ с точки зрения непрерывного процесса. Представители кластера определяют ПСЛ как «внутренний самотекущий процесс последовательных самостоятельных выборов, осуществляемых человеком в результате соотнесения своих внутренних ресурсов с требованиями профессионально-трудового будущего» (Чебровская, Чебровский, 2022).

В процесс ПСЛ вовлечены все блоки психоэмоционального благополучия человека: «общая удовлетворенность жизнью, чувство осмысленности жизни, наличие жизненных целей, принятие себя» и т.д. Исследователи утверждают, что с целью формирования положительного психоэмоционального фона на каждом этапе процесса ПСЛ необходима организация корректной формы психолого-педагогического сопровождения: профпросвещение – передача знаний о мире профессий и труда; профинформирование – помощь в ориентации среди различных вариантов трудовой деятельности; профконсультирование – предоставление научно обоснованных психологических и педагогических рекомендаций для оценки своих возможностей при выборе профессиональной сферы; профадаптирование – поддержка в процессе адаптации человека к выполнению профессиональных задач и взаимодействию в рабочем коллективе (Чебровская, Чебровский, 2022).

Обсуждение результатов

Результаты исследования раскрывают значительный потенциал изучения тематики ПСЛ. В таблице отображены пробелы в исследованиях, обнаруженные в каждом из шести кластеров.

 

Таблица / Table

Лакуны исследований по тематике ПСЛ

Research gaps within the PSD topic

Исследовательские лакуны

Источники

1

2

КЛАСТЕР 1: ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Определение критериев транспрофессионализма и «индикаторов развития информационной компетенции как транспрофессиональной».

(Зеер, Третьякова, Зиннатова, 2020; Табачук, 2021)

Изучение «факторов и условий формирования экосистемы образовательного пространства в контексте цифровой трансформации ведущих отраслей экономики и профессионального самоопределения обучающихся».

(Атаманова, Емельянова, Храмова, 2021; Грицкевич, Решотка, Рождественская, 2019)

Выявление изменений, происходящих в роли преподавателя и студентов в контексте ПСЛ.

(Иванова, Князькова, Сомова, 2021; Пасечкина, 2022)

Совершенствование содержания и технологий, применяемых в методах геймификации ПСЛ.

(Александрова и др., 2021; Яковлева, Гольцова, 2022)

КЛАСТЕР 2: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОСОБЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Актуализация профориентационной деятельности образовательных организаций под специальные потребности обучающихся.

(Байрамов и др., 2018; Белявский, Соловьева, 2016; Бонкало, Цыганкова, 2015)

Разрешение противоречий, возникающих в процессе ПСЛ на этапе довузовской подготовки лиц с ОВЗ и инвалидностью.

(Медведева, Ольхина, 2018)

Разработка программ содействия трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузах; разграничение понятий «технологии», «инструменты» и др. содействия трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью; дифференциация функционала вуза в рамках инициатив по содействию трудоустройству и постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью.

(Николаева, 2019)

Разработка и теоретическое обоснование системы психологического сопровождения профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе общего образования, определение условий эффективности реализации системы; разработка критериев формирования профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ.

(Ансимова, Чупрова, 2017)

Разработка диагностики степени психосоциального благополучия и уровня аутопсихологической компетенции лиц с ОВЗ.

(Самохвалова, 2013; Осьмук, Мельникова, 2019)

КЛАСТЕР 3: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Разработка и внедрение системного, комплексного подхода к профориентации в общеобразовательной организации.

(Лаврентьева, 2015; Шатыр и др., 2017)

Изучение инструментов объединения акмеологического и компетентностного подходов в организации образовательного процесса с целью формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению.

(Князева, Манухов, Щевелева, 2015)

Разработка и внедрение в образовательную среду методов работы с установками родителей в династийных семьях, которые характеризуются высокими показателями профессиональной преемственности.

(Валиахметов, Туракаев, 2020; Шаманин, 2019)

КЛАСТЕР 4: СИСТЕМА И ИНСТИТУТЫ

Разработка механизмов включения региональных органов власти в сфере образования в систему непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

(Гулюмова, 2022; Колесникова, 2016; Шатова, 2023)

Изучение инструментов для «оптимального развития всех психологических компонентов социальной ситуации развития старшеклассника <…> как основной детерминанты успешности его профессионального самоопределения».

(Арон, 2013; Штумпф, Ансов, 2023)

Изучение и разработка путей удовлетворения требований образовательных заказчиков к профессиональному самоопределению выпускников в условиях вертикальной интеграции образования.

(Лукашенко, 2002; Сергеев, 2017)

Научно-методическое обеспечение процесса успешной социализации обучающихся.

(Трубина, Зеер, Мащенко, 2017)

Эмпирическое и теоретическое обоснование моделей профессионального самоопределения обучающихся в рамках идеологии социально-ориентированного образования.

(Захарова, 2021)

КЛАСТЕР 5: САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

«Исследование и формирование готовности старших подростков к профессиональному самоопределению»; выявление различий в степени готовности обучающихся к профессиональному самоопределению и определение факторов, которые лежат в основе таких различий.

(Кузнецов, Кувшинова, Жилинская, 2023)

Разработка механизмов повышения информационной (цифровой) компетенции педагогов образовательных организаций и формирование интегративных психологических новообразований («самодетерминация, самоактуализация и самоперсонализация») в рамках применения персонализированного подхода к образованию.

(Зеер, Сыманюк, 2021)

Изучение влияния персонализированного подхода к образованию в условиях цифровизации обучения на «развитие профессионального сознания и самосознания субъекта труда, на процессы самоопределения».

(Руденко, Коваленок, 2022)

КЛАСТЕР 6: ПСЛ КАК ПРОЦЕСС

Разработка программ «подготовки педагогов в вопросах профессиоведения, социально-экономической ситуации региона, технологиях диагностики психофизических и личностных свойств (способностей) человека».

(Чебровская, Чебровский, 2022)

«Разработка технологий формирования новых, основанных на методологии форсайта, профессиональных компетенций будущих педагогов».

(Панфилов, Панфилова, 2022)

 

Заключение

Настоящее исследование посвящено обзору современной научной литературы отечественных авторов по теме ПСЛ с целью понимания текущего состояния знаний о рассматриваемом феномене, понимания направлений, через призму которых анализируется ПСЛ, а также выявления потенциальных направлений будущих исследований. Согласно результатам библиометрического и систематического анализа литературы, на основе ключевых слов было выделено шесть тематических кластеров, каждый из которых представляет собой обособленное направление исследований в области ПСЛ.

С теоретической точки зрения настоящее исследование вносит важный вклад в академическую дискуссию о ПСЛ. Во-первых, по результатам библиометрического анализа была сформирована карта визуализации ключевых слов, используемых в научных работах, посвященных ПСЛ, что позволило определить текущее состояние академических трудов по рассматриваемой тематике. Согласно результатам анализа, ПСЛ рассматривается отечественными учеными с точки зрения цифровых образовательных технологий, инклюзивного образования и особых потребностей обучающихся, образовательной среды, систем и институтов, самоактуализации человека и его профессионального развития, а также как непрерывный процесс. Во-вторых, настоящее исследование позволило выявить результаты, полученные авторами работ по теме ПСЛ на сегодняшний день, а также пробелы в исследованиях, которые ранее не были должным образом проанализированы. Выявленные исследовательские лакуны представляют собой фундамент дальнейших исследований, посвященных тематике ПСЛ.

Результаты исследования вносят вклад в профориентационную работу с точки зрения различных групп стейкхолдеров. Выводы работы могут быть использованы на федеральном, региональном или муниципальном уровнях образования при разработке программ и курсов, направленных на формирование обучающимися своей профессиональной траектории. На основе выявленных тенденций в изучении ПСЛ могут быть созданы учебные материалы, которые будут учитывать современные подходы к профессиональному самоопределению на психолого-педагогическом, институциональном, систематическом и иных уровнях. Результаты исследования могут быть полезны для работодателей и HR-специалистов, которые могут использовать эту информацию для разработки стратегий подбора персонала, учитывая последние исследования в области профессионального самоопределения. Это позволит компаниям привлекать сотрудников, которые максимально соответствуют их требованиям и ожиданиям, а также создавать условия для их дальнейшего развития и карьерного роста. Наконец, полученные выводы могут быть полезны для самих субъектов профессионального самоопределения. Благодаря выявленным факторам, которые наиболее благоприятно воздействуют на эффективность профориентационной деятельности, оптант имеет возможность выстроить и при необходимости скорректировать образовательно-профессиональную траекторию с целью формирования готовности к профессиональному самоопределению.


1 Здесь и далее знак «*» использован как символ усечения, который позволяет находить слова с разными окончаниями от указанной основы.

Литература

  1. Александрова, Л.Д. и др. (2022). «Платформа профессиональных проб» как инструмент профессионального самоопределения студентов университета. В: eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2021: материалы международной конференции. Москва, 1–2 декабря 2021 г. (с. 57–67). М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
    Aleksandrova, L.D. et al. (2022). “The Professional Trial Platform” as a tool for professional self-determination of university students. In: eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2021: Proceedings of International Conference. Moscow, December 1–2 2021 (pp. 57–67). Moscow: Publishing House of Higher School of Economics. (In Russ.).
  2. Ансимова, Н.П., Чупрова, Л.В. (2017). Психологическое сопровождение профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе общего образования. Ярославский педагогический вестник, 3, 170–177.
    Ansimova, N.P., Chuprova, L.V. (2017). Psychological support of professional self-determination of people with disabilities in the process of general education. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 3, 170–177. (In Russ.).
  3. Анцупов, А.Я. (2006). Словарь конфликтолога. СПб.: Питер.
    Antsupov, A.Ya. (2006). The Dictionary of the Conflictologist. Saint-Petersburg: Piter. (In Russ.)
  4. Арон, И.С. (2013). Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте социальной ситуации развития. Национальный психологический журнал, 3(11), 20–27.
    Aron, I.S. (2013). Professional self-determination of high school students in the context of the social development situation. National Journal of Psychology, 3(11), 20–27. (In Russ.).
  5. Атаманова, Н.П., Емельянова, О.Я., Храмова, С.А. (2022). Цифровая трансформация образования в современном образовательном пространстве. Психология образования в поликультурном пространстве, 3(59), 60–68.
    Atamanova, N.P., Emel’yanova, O.Ya., Khramova, S.A. (2022). Digital transformation of education in modern educational space. Psychology of Education in a Multicultural Space, 3(59), 60–68. (In Russ.).
  6. Байрамов, В.Д. и др. (2018). Методологические подходы к актуализации профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях становления системы инклюзивного образования. Психологическая наука и образование, 23(2), 19–28.
    Bairamov, V.D. et al. (2018). Methodological approaches to the actualization of professional self-determination of students with disabilities in the context of the formation of an inclusive education system. Psychological Science and Education, 23(2), 19–28. (In Russ.).
  7. Белявский, Б.В., Соловьева, И.Л. (2016). Система работы по профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях. Специальное образование, 2(42), 5–14.
    Belyavskii, B.V., Solov’eva, I.L. (2016). Career education of students with special educational needs at schools and universities. Special Education, 2(42), 5–14. (In Russ.).
  8. Бонкало, Т.И., Цыганкова, М.Н. (2015). Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Ученые записки Российского государственного социального университета, 14(1), 52–59.
    Bonkalo, T.I., Tsygankova, M.N. (2015). Features of professional self-determination of students with disabilities in inclusive education. Scientific notes of the Russian State Social University, 14(1), 52–59. (In Russ.).
  9. Валиахметов, Р.М., Туракаев, М.С. (2020). Факторы формирования жизненного пути профессиональных династий. Научный результат. Социология и управление, 6(1), 58–71.
    Valiakhmetov, R.M., Turakaev, M.S. (2020). Factors in developing life experience of professional dynasties. Research Result. Sociology and Management, 6(1), 58–71. (In Russ.).
  10. Грицкевич, Н.К., Решотка, Ю.Н., Рождественская, А.Н. (2019). Развитие профессионального самоопределения обучающихся в условиях современной образовательной среды. Научно-педагогическое обозрение, 5(27), 142–149.
    Gritskevich, N.K., Reshotka, Yu.N., Rozhdestvenskaya, A.N. (2019). Development of professional identity of students in modern educational environment. Scientific and Pedagogical Review, 5(27), 142–149. (In Russ.).
  11. Гулюмова, М.А., Сичинский, Е.П. (2022). Реализация региональной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области. Инновационное развитие профессионального образования, 3(35), 118–126.
    Gulyumova, M.A., Sichinskii, E.P. (2022). Implementation of the regional system of support for professional self-determination of students of the Chelyabinsk region. Innovative Development of Professional Education, 3(35), 118–126. (In Russ.).
  12. Дорофеева, А.В., Латыпова, А.Ф., Зиганшина, Р.Р. (2015). Принцип многомерности в реализации профессиональной направленности математического образования. Современные проблемы науки и образования, 3, 511–520.
    Dorofeeva, A.V., Latypova, A.F., Ziganshina, R.R. (2015). The principle of multidimensionality in the implementation of the professional orientation of mathematical education. Modern Problems of Science and Education, 3, 511–520. (In Russ.).
  13. Захарова, И.В. (2021). Профессиональное самоопределение старшеклассников: социальные факторы и личные мотивы. Образование и саморазвитие, 16(4), 120–135.
    Zakharova, I.V. (2021). Professional self-determination of high school students: social factors and personal motives. Education and Self-Development, 16(4), 120–135. (In Russ.).
  14. Зеер, Э.Ф. (2018). Методология развития транспрофессионализма субъектов социономических профессий. Образовательные технологии, 3, 46–60.
    Zeer, E.F. (2018). Methodology of transprofessionalism development of socionomic professions subjects. Educational Technologies, 3, 46–60. (In Russ.).
  15. Зеер, Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. (2021). Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития. Педагогическое образование в России, 1, 17–25.
    Zeer, E.F., Symanyuk, E.E. (2021). Theoretical and applied foundations of personalized education: development prospects. Pedagogical Education in Russia, 1, 17–25. (In Russ.).
  16. Зеер, Э.Ф., Третьякова, В.С., Зиннатова, М.В. (2020). Инновационная модель социально-профессионального развития личности обучающегося. Образование и наука, 22(3), 83–115.
    Zeer, E.F., Tret’yakova, V.S., Zinnatova, M.V. (2020). An innovative model of socio-professional development of the student’s personality. Education and Science, 22(3), 83–115. (In Russ.).
  17. Иванова, Д.С., Князькова, О.В., Сомова, М.В. (2021). Педагогические аспекты реализации дистанционного взаимодействия в вузе. Психолого-педагогический поиск, 1(57), 66–74.
    Ivanova, D.S., Knyaz’kova, O.V., Somova, M.V. (2021). Pedagogical aspects associated with the implementation of distance learning in higher education institutions. Psychological and Pedagogical Search, 1(57), 66–74. (In Russ.).
  18. Князева, Г.Н., Манухов, В.Ф., Щевелева, Г.М. (2015). Информационно-компетентностное сопровождение образовательного процесса в акмеологическом контексте. Интеграция образования, 19(2), 73–80.
    Knyazeva, G.N., Manukhov, V.F., Shcheveleva, G.M. (2015). Information and competence-based support of educational process in the acmeological context. Integration of Education, 19(2), 73–80. (In Russ.).
  19. Колесникова, Г.В. (2016). Система работы по организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательном учреждении. Вестник научных конференций, 7-3(11), 64–66.
    Kolesnikova, G.V. (2016). The system of work on the organization of support for professional self-determination of students in an educational institution. Bulletin of Scientific Conferences, 7-3(11), 64–66. (In Russ.).
  20. Кузнецов, К.Г., Кувшинова, О.Л., Жилинская, А.В. (2023). Готовность к профессиональному самоопределению у подростков-участников профессионально-ориентированных соревнований. Профессиональное образование и рынок труда, 11(1), 45–60.
    Kuznetsov, K.G., Kuvshinova, O.L., Zhilinskaya, A.V. (2023). Readiness for professional self-determination among teenagers participating in professionally oriented competitions. Vocational Education and the Labor Market, 11(1), 45–60. (In Russ.).
  21. Лаврентьева, И.В., Игнатенко, К.М. (2015). Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе обучения в вузе. Молодой ученый, 6, 778–783.
    Lavrent’eva, I.V., Ignatenko, K.M. (2015). Identification of educational and professional motivation in the process of studying at university. Young Scientist, 6, 778–783. (In Russ.).
  22. Лукашенко, М. (2002). Вертикальная интеграция в системе образования. Высшее образование в России, 3, 10–24.
    Lukashenko, M. (2002). Vertical integration into the education system. Higher Education in Russia, 3, 10–24. (In Russ.).
  23. Маслоу, А.Г. (1997). Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия.
    Maslow, A.G. (1997). The far reaches of the human psyche. Saint-Petersburg: Evraziya. (In Russ.).
  24. Медведева, Е.Ю., Ольхина, Е.А. (2018). Роль довузовской подготовки в системе инклюзивного высшего образования. Вестник Мининского университета, 6(1).
    Medvedeva, E.Yu., Ol’khina, E.A. (2018). The role of pre-university training in inclusive higher education system. Bulletin of the Minin University, 6(1). (In Russ.).
  25. Николаева, И.В. (2019). Технологии и инструменты разработки и реализации профессионального развития, карьерного роста обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Профессиональная ориентация, 1, 41–46.
    Nikolaeva, I.V. (2019). Technologies and tools for the development and implementation of professional development and career growth of students with disabilities. Professional Orientation, 1, 41–46. (In Russ.).
  26. Осьмук, Л.А., Мельникова, М.С. (2019). Психосоциальное благополучие студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшей школы. Психолого-педагогические исследования, 11(3), 84–94.
    Osmuk, L.A., Melnikova, M.S. (2019). Psychosocial wellbeing of the students with limited opportunities of health studying at the university. Psychological-Educational Studies, 11(3), 84–94. (In Russ.).
  27. Панфилов, А.Н., Панфилова, В.М. (2022). Прогнозирование собственного профессионального будущего в процессе освоения образовательной программы педагогического образования. Современные проблемы науки и образования, 3.
    Panfilov, A.N., Panfilova, V.M. (2022). Forecasting one’s own professional future in the process of mastering the educational program of pedagogical education. Modern Problems of Science and Education, 3. (In Russ.).
  28. Пасечкина, Т.Н. (2022). Скиллсет для будущего как важная составляющая профессионального самоопределения студентов. В: Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Красноярск, 15–29 ноября 2021 года (с. 14–16). Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет.
    Pasechkina, T.N. (2022). Skillset for the future as an important component of professional self-determination of students. In: Professional identity of youth in innovative region: problems and prospects: Proceedings of the All-Russian (national) Scientific and Practical Conference, Krasnoyarsk, November 15-29, 2021 (pp. 14–16). Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University. (In Russ.).
  29. Рокицкая, Ю.А. (2010). Эмоциональная обусловленность процессов адаптации и самоактуализации субъекта профессионального самоопределения. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 1, 187–193.
    Rokitskaya, Yu.A. (2010). Emotional conditioning of the processes of adaptation and self-realization of the subject of professional self-determination. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 1, 187–193. (In Russ.).
  30. Руденко, Е.И., Коваленок, Т.П. (2022). Профессиональное самоопределение в условиях персонализации обучения. В: Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Красноярск, 15–29 ноября 2021 года (с. 268–270). Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет.
    Rudenko, E.I., Kovalenok, T.P. (2022). Professional self-determination in the context of personalized learning. In: Professional self-determination of the youth of the innovative region: problems and prospects: Collection of articles based on the materials of the All-Russian (national) scientific and practical conference, Krasnoyarsk, November 15-29, 2021 (pp. 268–270). Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University. (In Russ.).
  31. Самохвалова, И.Г. (2013). Аутопсихологическая компетентность как фактор психологического благополучия личности студента. В: Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей (с. 136–139). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет.
    Samokhvalova, I.G. (2013). Autopsychological competence as a factor of psychological well-being of a student’s personality. In: Psychological well-being of the individual in the modern educational space: collection of articles (pp. 136–139). Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University. (In Russ.).
  32. Сергеев, И.С. (2017). Организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикальной интеграции образования. Профессиональное образование в России и за рубежом, 1(25), 14–18.
    Sergeev, I.S. (2017). Organization of students’ professional self-determination pedagogical support in conditions of vertical integration of education. Professional Education in Russia and Abroad, 1(25), 14–18. (In Russ.).
  33. Табачук, Н.П. (2021). Информационная компетенция студентов вуза как транспрофессиональная. Научно-педагогическое обозрение, 2(36), 100–107.
    Tabachuk, N.P. (2021). Information competence of university students as transprofessional. Scientific and Pedagogical Review, 2(36), 100–107. (In Russ.).
  34. Трубина, Г.Ф., Зеер, Э.Ф., Мащенко, М.В. (2017). Социально-ориентированный подход в образовании как условие успешной социализации учащегося. Образование и наука, 19(6), 9–32.
    Trubina, G.F., Zeer, E.F., Mashchenko, M.V. (2017). A socially oriented approach in education as a condition for successful socialization of students. Education and Science, 19(6), 9–32. (In Russ.).
  35. Чебровская, С.В., Чебровский, А.А. (2022). Педагогическое сопровождение как условие своевременного профессионального самоопределения обучающихся. Современные проблемы науки и образования, 4.
    Chebrovskaya, S.V., Chebrovskii, A.A. (2022). Pedagogical support as a condition for timely professional self-determination of students. Modern Problems of Science and Education, 4. (In Russ.).
  36. Шаманин, Н.В., Лапшин, В.Е. (2019). Психологические особенности профессионального самоопределения в трудовых династиях в Федеральной службе исполнения наказаний. Прикладная юридическая психология, 2(47), 19–27.
    Shamanin, N.V., Lapshin, V.E. (2019). Psychological features of professional self-determination in the labor dynasties of the Federal Penitentiary Service. Applied Legal Psychology, 2(47), 19–27. (In Russ.).
  37. Шатова, Е.Л. (2023). Государственная система профессиональной ориентации как фактор эффективного кадрового обеспечения экономики нового типа. Экономика: вчера, сегодня, завтра, 13(9А), 762–769.
    Shatova, E.L. (2023). The state system of professional orientation as a factor of effective staffing of a new type of economy. Economics: Yesterday, Today, Tomorrow, 13(9А), 762–769. (In Russ.).
  38. Шатыр, Ю.А. и др. (2017). Проблемы организации профориентационной работы в общеобразовательной школе. Вестник ВолГУ. Серия 11, Естественные науки, 7(2), 44–53.
    Shatyr, Yu.A. et al. (2017). Problems of career guidance work at the secondary school. Science Journal of VolSU. Natural Sciences, 7(2), 44–53. (In Russ.).
  39. Яковлева, Е.В., Гольцова, Н.В. (2022). Игровые механики геймификации в профориентации и профессиональном самоопределении детей разных возрастных групп в системе образования. Вестник Череповецкого государственного университета, 1(106), 188–199.
    Yakovleva, E.V., Gol’tsova, N.V. (2022). Game mechanics of gamification in career guidance and professional self-determination of children of different age groups in the education system. Bulletin of Cherepovets State University, 1(106), 188–199. (In Russ.).
  40. Ялалов, Ф.Г. (2015). Профессиональная многомерность: многомерные компетенции. Филология и культура, 326–330.
    Yalalov, F.G. (2015). Professional multidimensionality: multidimensional competencies. Philology and Culture, 326–330. (In Russ.).

Информация об авторах

Александра Игоревна Селезнева, заместитель начальника отдела управления проектами, Азовский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО АГПУ), преподаватель департамента стратегического и международного менеджмента Высшей школы бизнеса, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5982-5352, e-mail: aleksandra.seleznewa@gmail.com

Михаил Николаевич Любчиков, советник ректора, Азовский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО АГПУ), Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0008-8156-3919, e-mail: Liubchikov@gmail.com

Игорь Николаевич Грибанов, первый проректор, Азовский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО АГПУ), Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-0508-4708, e-mail: GribanovIN@yandex.ru

Вклад авторов

Селезнева А.И. — сбор и анализ данных; применение метода библиометрического анализа данных; визуализация результатов исследования.

Любчиков М.Н. — идеи исследования; аннотирование; планирование исследования; контроль за проведением исследования.

Грибанов И.Н. — написание и оформление рукописи; редактирование и доработка текста; согласование и интеграция результатов.

Все авторы приняли участие в обсуждении результатов и согласовали окончательный текст рукописи.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Декларация об этике

Исследование не требовало рассмотрения и одобрения Этическим комитетом, так как оно не включало эксперименты с участием людей или животных и было основано на анализе открытых данных. Авторы подтверждают, что исследование было проведено в соответствии с общепринятыми этическими стандартами.

Метрики

 Просмотров web

За все время: 166
В прошлом месяце: 152
В текущем месяце: 14

 Скачиваний PDF

За все время: 48
В прошлом месяце: 44
В текущем месяце: 4

 Всего

За все время: 214
В прошлом месяце: 196
В текущем месяце: 18