Социальные науки и детство
2021. Том 2. № 1. С. 73–84
doi:10.17759/ssc.2021020106
ISSN: 2713-0584 (online)
Обзор международных исследований, посвященных последствиям нахождения ребенка в условиях институционализации: как добиться положительных результатов
Аннотация
Обзор посвящен исследованиям в области институционализации детей, оставшихся без попечения родителей, и нацелен на определение того, какие улучшения могут быть сделаны для обеспечения наилучшего результата в развитии детей в этих условиях. Существующая сегодня модель институционализации, основанная на депривации, негативных факторах развития, представляется ограниченной и устаревшей. Результаты исследований рассматриваются в рамках биоэкологической модели развития У. Бронфенбреннера. Анализ публикаций показывает, что существуют убедительные доказательства того, что качество институционального ухода на уровне экзосистемы оказывает значительное влияние на благополучие детей и обеспечивает длительные положительные результаты в физическом, когнитивном, поведенческом и эмоциональном развитии ребенка. В обзоре показано, что, когда институциональный уход сочетается с определенными защитными факторами, то это не всегда приводит к негативным последствиям в развитии ребенка. Страны, устанавливающие более высокие стандарты ухода за детьми в учреждениях, и специалисты, применяющие меры, соответствующие выявленным предикторам полноценного развития, могут увидеть, что институциональный уход может быть жизнеспособным вариантом, когда адекватный уход на базе замещающей семьи невозможен.
Общая информация
Ключевые слова: дети-сироты, институциональный уход, биоэкологическая модель, вмешательство, воспитатели
Рубрика издания: Социальная психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2021020106
Финансирование. Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации «Научно-методическая разработка системы оценки благополучия ребенка в Российской Федерации» № 121061500154-6.
Для цитаты: Семья Г.В. Обзор международных исследований, посвященных последствиям нахождения ребенка в условиях институционализации: как добиться положительных результатов [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 1. С. 73–84. DOI: 10.17759/ssc.2021020106
Литература
- Кантуэлл Н. От теории к практике: реализация «руководящих указаний по альтернативному уходу за детьми»: пер. с англ. / Н. Кантуэлл, Дж. Дэвисон, С. Элсли, И. Миллиган, Н. Куинн. Великобритания: Центр передового опыта для детей, находящихся под опекой, в Шотландии, 2012. 168 c.
- Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 41—50. DOI:10.17759/pse.2020250604
- Рубцов В.В., Алехина С.В., Вихристюк О.В., Войтас С.А., Забродин Ю.М., Зарецкий В.К., Леонова О.И., Марголис А.А., Саитгалиева Г.Г., Семья Г.В., Холмогорова А.Б., Шариков С.В. О проблемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями населения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17. № 2. С. 8—34. DOI:10.17759/bppe.2020170201
- Attar-Schwartz S. Emotional, behavioral and social problems among Israeli children in residential care: a multi-level analysis // Children and Youth Services Review. 2008. № 30. P. 229—248. DOI:10.1016/j. childyouth.2007.09.009.
- Baptista J., Belsky J., Martins C., Silva J., Marques S., Mesquita A., Soares I. Social withdrawal behavior in institutionalized toddlers: individual, early family and institutional determinants // Infant Mental Health Journal. 2013. № 34. P. 562—573. DOI:10.1002/imhj.21416
- Berument S.K. Environmental enrichment and caregiver training to support the development of birth to 6-year-olds in Turkish orphanages // Infant Mental Health Journal. 2013. № 34. P. 189—201. DOI:10.1002/ imhj.21380.
- Berument S.K., Sönmez D., Eyüpoğlu H. Supporting language and cognitive development of infants and young children living in children’s homes in Turkey // Child: Care, Health, and Development. 2011. № 38. P. 743—752. DOI:10.1111/j.1365-2214.2011.01314.x.
- Bronfenbrenner U., Ceci S.J. Nature-nurture reconceptualized in developmental perspective: a bioecological model // Psychological Review. 1994. № 101. P. 568—586. DOI:10.1037/0033- 295X.101.4.568
- Caserta T.A., Pirttila-Backman A.M., Punamaki R.L. Stigma, marginalization and psychosocial well- being of orphans in Rwanda: exploring the mediation role of social support // AIDS Care — Psychological and Socio-Medical Aspects of AIDS/HIV. 2016. № 28. P. 736—744. DOI:10.1080/09540121.2016.11470 12
- Child Protection: every child has the right to live free from violence, exploitation and abuse [Электронный ресурс] // Programme. Child Protection. UNICEF. 2020, September. URL: https://www. unicef.org/protection/57929_58004.html (дата обращения: 18.06.2021).
- Daunhauer L.A., Coster W.J., Tickle-Degnen L., Cermak S.A. Effects of caregiver-child interactions on play occupations among young children institutionalized in eastern Europe // The American Journal of Occupational Therapy. 2007. № 61. P. 429—440. DOI:10.5014/ajot.61.4.429
- Denton E., Musa G.J., Hoven C. Suicide behaviour among Guyanese orphans: identification of suicide risk and protective factors in a low— to middle-income country // Journal of Child and Adolescent Mental Health. 2017. № 29. P. 187—195. DOI:10.2989/17280583.2017.1372286
- Dozier M., Zeanah C.H., Wallin A.R., Shauffer C. Institutional care for young children: Review of literature and policy implications // The Society for the Psychological Study of Social Issues. 2012. № 6. P. 1—20. DOI:10.1111/j.1751-2409.2011.01033.x
- Gallegos J., Rodríguez A., Gómez G., Rabelo M., Gutiérrez M.F. The friends for life program for mexican girls living in an orphanage: a pilot study // Behaviour Change. 2012. № 29. P. 1—14. DOI:10.1017/ bec.2012.8
- Groark C.J., McCall R.B. Implementing changes in institutions to improve young children’s development // Infant Mental Health Journal. 2011. № 32. P. 509—525. DOI:10.1002/imhj.20310
- Groark C.J., McCall R.B., McCarthy S.K., Eichner J.C., Gee A.D. Structure, caregiver—child interactions, and children’s general physical and behavioral development in three central American institutions // International Perspectives in Psychology: Research, Practice, Consultation. 2013. № 2. P. 207—224. DOI:10.1037/ipp0000007
- Guidelines for the alternative care of children [Электронный ресурс] // United Nations General Assembly on the report of the Third Committee (A/64/434). 2010. 23 p. URL: https://bettercarenetwork. org/sites/default/files/Guidelines%20for%20the%20Alternative%20Care%20of%20Children%20-%20 English.pdf (дата обращения: 18.06.2021).
- Gunnar M.R., Wenner J.A., Thomas K.M., Glatt C.E., McKenna M.C., Clark A.G. The brain-derived neurotrophic factor Val66Met polymorphism moderates early deprivation effects on attention problems // Development and Psychopathology. 2012. № 24. P. 1215—1223. DOI:10.1017/S095457941200065X
- Hermenau K., Goessmann K., Rygaard N.P., Landolt M.A., Hecker T. Fostering child development by improving care quality: a systematic review of the effectiveness of structural interventions and caregiver trainings in institutional care // Trauma, Violence & Abuse. 2016. № 18. P. 1—18. DOI:10.1177/1524838016641918
- Jozefiak T., Kayed N.S., Ranoyen I., Greger H.K., Wallander J.L., Wichstrom L. Quality of life among adolescents living in residential youth care: do domain-specific self-esteem and psychopathology contribute? // Quality of Life Research. 2017. № 26. P. 2619—2631. DOI:10.1007/s11136-017-1603-8
- McAdams T.A., Neiderhiser J.M., Rijsdijk F.V., Narusyte J., Lichtenstein P., Eley T.C. Accounting for genetic and environmental confounds in associations between parent and child characteristics: a systematic review of children-of-twins studies // Psychological Bulletin. 2014. № 140. P. 1138—1173. DOI:10.1037/ a0036416
- McCall R.B., Muhamedrahimov R.J., Groark C.J., Palmov O.I., Nikiforova N.V., Salaway J.L., Julian M.M. The development of children placed into different types of Russian families following an institutional intervention // International Perspectives in Psychology: Research, Practice, Consultation. 2016. № 5. P. 255—270. DOI:10.1037/ipp0000060
- Mota C.P., Serra L., Relva I., Fernandes O.M. Do sibling relationships protect adolescents in residential care and traditional families from developing psychopathologies? // Journal of Family Studies. 2017. № 23. P. 260—277. DOI:10.1080/13229400.2015.1106333
- Mutiso V., Tele A., Musyimi C., Gitonga I., Musau A., Ndetei D. Effectiveness of life skills education and psychoeducation on emotional and behavioral problems among adolescents in institutional care in Kenya: a longitudinal study // Child and Adolescent Mental Health. 2017. № 23. P. 351—358. DOI:10.1111/ camh.12232
- Nourian M., Mohammadi Shahboulaghi F., Nourozi Tabrizi K., Rassouli M., Biglarrian A. Resilience and its contributing factors in adolescents in long-term residential care facilities affiliated to Tehran Welfare Organization // International Journal of Community Based Nursing and Midwifery. 2016. № 4. P. 386—396.
- Petrowski N., Cappa C., Gross P. Estimating the number of children in formal alternative care: challenges and results // Child Abuse and Neglect. 2017. № 70. P. 388—398. DOI:10.1016/j.chiabu.2016.11.026
- Salifu Yendork J.S., Somhlaba N.Z. Stress, coping and quality of life: an exploratory study of the psychological well-being of Ghanaian orphans placed in orphanages // Children & Youth Services Review. 2014. № 46. P. 28—37. DOI:10.1016/j.childyouth.2014.07.0258
- Salifu Yendork J.S., Somhlaba N.Z. Do social support, self-efficacy and resilience influence the experience of stress in Ghanaian orphans? An exploratory study // Child Care in Practice. 2015. № 21. P. 140—159. DOI:10.1080/13575279.2014.985286
- Salifu Yendork J.S., Somhlaba N.Z. The role of demographic and positive psychological factors on quality of life in Ghanaian orphans placed in orphanages: an exploratory study // Child Indicators Research. 2016. № 9. P. 429—443. DOI:10.1007/s12187-015-9320-8
- Selcuk B., Yavuz H.M., Etel E., Harma M., Ruffman T. Executive function and theory of mind as predictors of socially withdrawn behavior in institutionalized children // Social Development. 2018. № 27. P. 109—124. DOI:10.1111/sode.12252
- Smyke A.T. Development and institutional care // Developmental Medicine & Child Neurology. 2012. № 54. P. 487. DOI:10.1111/j.1469-8749.2012.04260.x
- Surkan P.J., Mukherjee J.S., Williams D.R., Eustache E., Louis E., Jean-Paul T., Fawzi M.S. Perceived discrimination and stigma toward children affected by HIV/AIDS and their HIV-positive caregivers in central Haiti // AIDS Care. 2010. № 22. P. 803—815. DOI:10.1080/09540120903443392
- Weeland J., Overbeek G., de Castro B.O., Matthys W. Underlying mechanisms of gene—environment interactions in externalizing behavior: a systematic review and search for theoretical mechanisms // Clinical Child and Family Psychology Review. 2015. № 18. P. 413—442. DOI:10.1007/s10567-015-0196-4
- Wolff P.H., Fesseha G. The orphans of Eritrea: a five-year follow-up study // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1999. № 40. P. 1231—1237. DOI:10.1111/1469-7610.00539
- Wright A.W., Richard S., Sosnowski D.W. et al. Predictors of Better Functioning among Institutionalized Youth: A Systematic Review // J Child Fam Stud. 2019. № 28. P. 3245—3267. DOI:10.1007/s10826-019- 01527-0
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1925
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 1181
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0