Социальные науки и детство
2021. Том 2. № 2. С. 59–68
doi:10.17759/ssc.2021020205
ISSN: 2713-0584 (online)
Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском оздоровительном лагере
Аннотация
Статья раскрывает особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском оздоровительном лагере во время их кратковременного пребывания. Сравниваются условия социализации в оздоровительном лагере и центрах содействия семейному воспитанию (ЦССВ). Детский оздоровительный лагерь выступает альтернативной формой социализации подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, он дает новый опыт взаимодействия с окружающими, позволяет овладевать новыми способами общения. Представлены результаты исследования двух социальных групп детей — находящихся в обособленных отрядах и в смешанных. С помощью методик — опросника сравнения условий социализации и опросника «Мои отношения в лагере» (разработан нами на основе методики «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера) — были выявлены особенности социализации и психического состояния подростков, связанные с тревожностью, неуверенностью. Всего в исследовании приняли участие 316 подростков.
Общая информация
Ключевые слова: социализация, психические состояния, обособленные отряды, смешанные отряды, летний лагерь
Рубрика издания: Возрастная психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2021020205
Получена: 24.11.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Ковалев П.А., Шульга Т.И. Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском оздоровительном лагере [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 2. С. 59–68. DOI: 10.17759/ssc.2021020205
Литература
- Андросова М.И. Социализация подростков в детском оздоровительном лагере / М.И. Андросова, Т.В. Леонтьев, И.Е. Аксенова // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61(2). С. 27—30.
- Байбородова Л.В., Симонова Г.И., Харисова И.Г. Педагогические основы деятельности детских оздоровительных лагерей // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2(107). С. 8—16.
- Волгунов В.В. Организация детского отдыха в оздоровительном лагере: социально-педагогический аспект // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 4—3. С. 16—19.
- Дрозд К.В. Социально-педагогическая деятельность в детских оздоровительных лагерях: учебно-методическое пособие. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. 220 с.
- Ковалев П.А. Психологическое самочувствие детей, оставшихся без попечения родителей: конструирование понятия // Социальная психология и общество: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти академика РАО А.В. Петровского (15-16 октября 2019 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. С. 402—405.
- Ковалев П.А. Отношения детей-сирот со взрослыми и сверстниками как фактор их психологического самочувствия / Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы VI Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (12—13 мая 2021 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. С. 240—243.
- Ковалев П.А. Отношение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к ситуации пребывания в детском оздоровительном лагере // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2020. Том 33. № 1. С. 94—102.
- Леонова З.Н. Организации летнего отдыха воспитанников ресурсного центра содействия семейному воспитанию // Образование личности. 2015. № 1. С. 121—125.
- Магомедов Т.А., Раджабов Х.Ш. Детский оздоровительный лагерь как среда социализации личности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 4. С. 28—32.
- Малащенко Ю.М. Педагогические условия реализации программ социализации подростков в детском оздоровительном лагере // Педагогическое образование и наука. 2011. № 8. С. 84—94.
- Никульников А.Н. Детские оздоровительные лагеря в структуре дополнительного образования детей // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 5(36). С. 192—194.
- Пак Л.Г., Харитонова Е.В. Образовательно-воспитательный потенциал детского оздоровительного лагеря как средство социализации воспитанников // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 6. С. 152—156.
- Спиридонова С.Б. Образ другого в развитии самопознания // Известия Саратовского университета. 2015. Т. 4. Выпуск 2(14). С. 111—115.
- Филинкова Е.Б., Ковалев П.А. Психологическое самочувствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского оздоровительного лагеря // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. № 2. С. 94—109. DOI:10.17759/sps.2021120206
- Тугайбаева Б.Н. Психологическое самочувствие современной личности / Б.Н. Тугайбаева, Е.В. Харитонова, Е.Н. Холондович // Человек. Искусство. Вселенная. 2019. № 1. С. 146—153.
- Ainsworth M., Blehar M., Waters I., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the Strange Situation. NJ: U.S. of A.; Lawrence Erlbaum Associates; Hillsdale, 1978. 240 p.
- Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. 320 p. DOI:10.1037/t10756-000
- Hojholt Ch., Schraube E. Subjectivity and Knowledge: Generalization in the Psychological Study of Everyday Life. Springer, 2019. 250 p.
- Morosanova V.I. et al. Reliability of conscious self-regulation as a resource for achieving goals in high-risk professions // Bulletin of Moscow University. Series 14: Psychology. 2020. No. 1. P. 77—95. DOI:10.1007/978-3-030-29977-4
- Zimmerman M.K., Schunk B.J., DiBenedetto D.H. The role of self-efficacy and related beliefs in self-regulation of learning and performance // Handbook of competence and motivation: Theory and application. Vol. 313.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 500
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 178
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3