Ребенок в условиях институционализации: результаты мониторинга условий жизни и воспитания воспитанников и их субъективного благополучия в организациях для детей-сирот

715

Аннотация

В основе статьи лежит анализ результатов мониторингов, проведенных Министерством просвещения Российской Федерации (ранее — Минобрнауки России) в период 2018—2020 годов: 1 — Мониторинг на соответствие организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»; 2 — Оценка благополучия воспитанников в организации для детей-сирот. Показано, что за три года произошли существенные изменения как во внешней для воспитанника среде, так и в сфере психологического самочувствия. К сожалению, введение в системе детских домов локдауна в связи с коронавирусной пандемией в 2019 году не позволяет выявить «чистое» влияние новых условий жизни и воспитания детей на их субъективное благополучие. Проведение мониторингов позволило ежегодно получать информацию по количеству организаций для детей-сирот всех видов ведомственной принадлежности и численности детей в них, что не позволяет сделать действующая официальная система сбора информации (форма статистики Д-13). Полученные данные позволили провести сравнительный анализ актуальных проблем (жестокое обращение, буллинг, учет мнения ребенка и пр.) с позиции администрации и самих воспитанников. В исследовании приняли участие: 443 дошкольника, 1825 детей в возрасте 7—12 лет, подростков старше 12 лет — 3398 человек. Верифицированным инструментарием явился психодиагностический комплекс оценки субъективного благополучия детей-сирот. Результаты анализа данных мониторинга выявили объективные факторы благополучия, связанные с «временностью пребывания детей в учреждении»; «созданием благоприятных условий пребывания, приближенных к семейным»; «помощью в социальной адаптации выпускникам организаций для детей-сирот»; «особенностями воспитания и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», а также субъективные, связанные с удовлетворенностью ребенком своим здоровьем, безопасностью, самочувствием в организации, самооценкой и прочее. Полученные значительные расхождения в формальной оценке и субъективном мнении детей позволяют внести коррективы в инструментарий мониторинга.

Общая информация

Ключевые слова: дети-сироты, организация для детей-сирот, субъективное благополучие, статистические данные

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2021020201

Благодарности. Автор благодарит Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации за предоставление данных мониторинга.

Получена: 24.11.2021

Принята в печать:

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Семья Г.В. Ребенок в условиях институционализации: результаты мониторинга условий жизни и воспитания воспитанников и их субъективного благополучия в организациях для детей-сирот [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 2. С. 7–23. DOI: 10.17759/ssc.2021020201

Литература

  1. Авдеева В.П., Руппель А.Ф. Ресурсы жизнестойкости у семей и детей, получающих государственную социальную помощь [Электронный ресурс] // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. 22. № 3. С. 80—112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/resursy-zhiznestoykosti-u-semey-i-detey-poluchayuschih-gosudarstvennuyu-sotsialnuyu-pomosch (дата обращения: 10.09.2021).
  2. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, статья 122: Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2021. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/03ce2c58e86 1183eb17af2339b8c200f7ddaa003/ (дата обращения: 21.11.2021).
  3. Ийзендорн ван М., Бакерманс-Краненбург М., Душинский Р., Фокс Н., Голдман Ф., Гуннар М., Джонсон Д., Нельсон Ч., Рейджмен С., Скиннер Г., Зиана Ч., Сонуга-Барк Э. Институционализация и деинституционализация детей: системный и комплексный обзор фактических данных о влиянии на развитие [Электронный ресурс] // Лансет [The Lanset]. 2020. Т. 7(703—20). P. 86. URL: https:// www.unicef.by/uploads/models/2020/11/institucionalizaciya-i-deinstitucionalizaciya-detey.pdf (дата обращения: 29.09.2021).
  4. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. 2021. URL: https://base.garant.ru/71684480/ (дата обращения: 20.11.2021).
  5. Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.07.2018 № 1375-р [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. 2021. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.11.2021).
  6. Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 41—50. DOI:10.17759/pse.2020250604
  7. Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Структура субъективного благополучия детей-сирот с ОВЗ младшего школьного возраста, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 3. С. 205—221. DOI:10.17759/psylaw.2021110315
  8. План мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р. [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. 2021. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/400150053/ (дата обращения: 27.11.2021).
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно- правовой портал. 2021. URL: https://base.garant.ru/70661542/ (дата обращения: 23.11.2021).
  10. Прихожан A.M., Толстых H.H. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2007. 416 с.
  11. Рубцов В.В., Алехина С.В., Вихристюк О.В., Войтас С.А., Забродин Ю.М., Зарецкий В.К., Леонова О.И., Марголис А.А., Саитгалиева Г.Г., Семья Г.В., Холмогорова А.Б., Шариков С.В. О проблемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями населения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17. № 2. С. 8—34. DOI:10.17759/bppe.2020170201
  12. Семья Г.В. Дайджест негосударственных некоммерческих и благотворительных организаций, участвующих в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 184—202. DOI:10.17759/pse.2016210116
  13. Семья Г.В. Обзор международных исследований, посвященных последствиям нахождения ребенка в условиях институционализации: как добиться положительных результатов [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 1. С. 73—84. DOI:10.17759/ssc.2021020106
  14. Семья Г.В., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г. Формирование российской модели преодоления социального сиротства // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 67—82. DOI:10.17759/ pse.2016210105
  15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 02.07.2021) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2021. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.11.2021).
  16. Berument S.K. Environmental enrichment and caregiver training to support the development of birth to 6-year-olds in Turkish orphanages // Infant Mental Health Journal. № 34. P. 189—201. DOI:10.1002/ imhj.21380
  17. Child Protection: every child has the right to live free from violence, exploitation and abuse [Электронный ресурс] // Programme. Child Protection. UNICEF. 2020. September. URL: https://www. unicef.org/protection/57929_58004.html (дата обращения: 18.06.2021).
  18. Groark C.J., McCall R.B. Implementing changes in institutions to improve young children’s development // Infant Mental Health Journal. № 32. P. 509—525. DOI:10.1002/imhj.20310
  19. Guidelines for the alternative care of children. Resolution Adopted by the General Assembly // United Nations General Assembly. DOI:10.1093/oxfordhb/9780199560103.003.0005
  20. Mota C.P., Serra L., Relva I., Fernandes O.M. Do sibling relationships protect adolescents in residential care and traditional families from developing psychopathologies? // Journal of Family Studies. № 23. P. 260—277. DOI:10.1080/13229400.2015.1106333
  21. Mutiso V., Tele A., Musyimi C., Gitonga I., Musau A., Ndetei D. Effectiveness of life skills education and psychoeducation on emotional and behavioral problems among adolescents in institutional care in Kenya: a longitudinal study // Child and Adolescent Mental Health. № 23. P. 351—358. DOI:10.1111/ camh.12232

Информация об авторах

Семья Галина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, Профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Профессор кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698, e-mail: gvsemia@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1429
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 715
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 1