Редакторская заметка

1

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Семья Г.В. Редакторская заметка [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 4. С. 5–6. URL: https://psyjournals.ru/journals/ssc/archive/2023_n4/preface (дата обращения: 25.08.2024)

Полный текст

Уважаемые читатели!

Перед вами необычный номер журнала. Он полностью посвящен теме благополучия детей, которая была предметом обсуждения на ежегодной международной научно-практической конференции «Детское благополучие: от научных исследований к практике применения в интересах детей». Интерес к этой теме постоянно растет. Если в 2022 году в конференции приняли участие 698 человек, то в 2023 году — более 3500 участников из всех субъектов Российской Федерации, включая ДНР и ЛНР, страны СНГ, где внедрен индекс благополучия в государственную политику. Традиционными стали выступления экспертов, участвующих в международных исследованиях благополучия, из стран Алжира, Чили.

Конференция прошла в рамках Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года № 122-р), в соответствии с п. 128 «Организация проведения научных исследований по оценке качества жизни детей (Индекс детского благополучия)» и п. 127 «Расширение механизмов участия детей и подростков в принятии решений, затрагивающих их интересы, учета их мнения по вопросам в сфере детства на федеральном, региональном и муниципальном уровне».

Помимо традиционных выступлений по результатам исследования психологического и субъективного благополучия различных категорий детей часть времени была отведена дискуссии, тему которой можно обозначить общим вопросом: «А может ребенок-инвалид или с ограниченными возможностями здоровья, с пожизненной терапией чувствовать себя благополучным?».

Более раннее установление ВИЧ-статуса подростков, живущих с вирусом иммунодефицита человека, создание благоприятной поддерживающей среды, формирование приверженности терапии с раннего возраста способствуют повышению уровня их благополучия. Очень важно проводить профилактическую работу, результатами которой должны стать определенный уровень знаний о заболевании и сформированность приверженности лечению в течение всей жизни. В исследованиях было показано, что предиктором благополучия является участие в программах наставничества.

Изучение условий, способствующих благополучию паллиативных детей, было основано на анализе динамики их развития и улучшении эмоциональных отношений в семье, которые благотворно влияют на динамику развития респондентов. В рамках исследования были изучены способы коммуникации и разработаны коммуникативные паспорта для детей, имеющих ограничения в коммуникационной сфере, проведены специальные занятия, направленные на развитие детей, улучшение детско-родительских отношений и профилактику эмоционального выгорания родителей.

Для оценки качества жизни в проектах поддержки подростков и молодых взрослых с ментальными особенностями, тяжелыми множественными нарушениями развития используются показатели пространственно-временной ориентации, социально-бытовых, коммуникативных, ремесленных навыков и эмоционально-волевой сферы, основанные на систематическом наблюдении специалистов и ведении дневника развития. Показано, что такой подход к оценке благополучия подопечных позволяет вовремя выявить мишени поддержки и тем самым способствовать развитию их навыков самостоятельности и успешной социализации.

Факторами благополучия подростков, находящихся в конфликте с законом и имеющих опыт совершения правонарушений, стали снижение количества правонарушений, повышение уровня адаптации к учебной деятельности, эффективность взаимодействия с социальным окружением, взаимная удовлетворенность взаимоотношениями детей и родителей.

Такой подход к пониманию благополучия детей особо уязвимых категорий является принципиально новым, так как основывается на оценке самих детей и их потребностях. В отличие от оценок уровня благополучия для нормотипичных детей значимым показателем может стать не положительная динамика того или иного показателя, а закрепление и поддержание определенного уровня развития необходимого для жизни навыка.

Главный редактор журнала Семья Галина Владимировна,

доктор психологических наук, профессор ФГБОУ ВО МГППУ, член Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, член Экспертного совета Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, член Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, международный эксперт

Информация об авторах

Семья Галина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, Профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Профессор кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698, e-mail: gvsemia@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1