Введение
В настоящее время в России активно развивается система семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Ведутся эмпирические исследования различных аспектов семейного устройства, совершенствуются программы подбора ресурсных семей для воспитания ребенка в семье, подготовки замещающих родителей, программы психолого-педагогического сопровождения семей с приемными детьми с опорой на системный и доказательный подходы.
Анализируя данные о причинах возвратов детей из приемных семей, современные исследователи (Л.А. Асламазова, Л.Ж. Мухамедрахимов, В.Г. Туманьян, 2021) отмечают, что наряду с качеством родительской заботы и наличием у семьи своевременной поддержки и сопровождения важными составляющими являются работа с эмоциональным состоянием родителей и членов семьи, а также обучение навыкам воспитания действующих приемных родителей [Мухамедрахимов, 2021].
В настоящее время при отборе и обучении кандидатов в замещающие родители доминирующим является ресурсный подход, направленный на оценку сильных сторон кандидата. Значимыми для успешного помещения ребенка в семью современные исследователи (А.В. Махнач, В.Н. Ослон, И.А. Меркуль, Г.В. Семья) считают ресурсы жизнестойкости, эффективную семейную коммуникацию, навыки эффективного решения проблем в семье и управления ресурсами, специальные родительские компетенции, доминирование мотивации «самореализация себя в детях» и «альтруизм» при приеме ребенка в семью, способность к саморегуляции, сознательность, эмоциональную стабильность и др. [Махнач, 2016; Махнач, 2013; Меркуль, 2023].
В России система работы с замещающей семьей, которая включает в себя подбор, подготовку и сопровождение замещающих семей, постоянно совершенствуется. Особый акцент делается на сопровождении семьи. В исследовании Т.И. Шульги отмечается, что в целях эффективной адаптации сопровождение важно начинать еще до приема ребенка [Шульга, 2013].
Исходя из потребностей детей-сирот, описанных в современной зарубежной и отечественной психологической литературе (Дж. Боулби, М. Эйнсворт, П. Криттенден, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.В. Махнач, В.Н. Ослон, Г.В. Семья и др.), приемное родительство предполагает двойную роль: роль родителя и роль профессионала [Егорова, 2023; Николаева, 2013; Япарова, 2009]. При этом большинство слушателей школ приемных родителей, планирующих взять на воспитание ребенка-сироту, позиционируют себя как «родителя», игнорируя позицию профессионала [Жуйкова, 2014; Ослон, 2021; Ослон, 2006].
Условия, на фоне которых формируется идентичность замещающей матери, существенно отличаются от традиционного биологического родительства. В самой деятельности замещающей матери существуют точки напряжения, к которым можно отнести: вынужденную открытость семьи; необходимость выбора стратегий воспитания, не всегда совпадающих с ценностями самой матери; отсутствие осознания двойственности самой роли и идентификации себя одновременно и как «родителя», и как «профессионала» [Алдашева, 2016; Захарова, 2009; Schofield, 2013]. Все это может вести к внутриличностным конфликтам не столько из-за отсутствия компетенций, сколько из-за ценностного и ролевого конфликта замещающей матери. При этом ее приверженность какой-либо одной «родительской» или «профессиональной» роли может избавить от конфликта идентичности, но при этом привести к недостаточно эффективным стратегиям, необходимым для помощи ребенку-сироте, имеющему особые потребности.
В настоящее время недостаточно разработана модель замещающего материнства, базирующаяся одновременно на «родительской» и «профессиональной» компетентности, которая бы имела структуру, позволяющую увидеть и проанализировать взаимосвязи происходящих процессов, оценить, применить и при необходимости пересмотреть их правильность. Отсутствие данной модели, а также понимания своего места в ней может негативно сказываться на формировании идентичности самой замещающей матери и ее возможностях использовать собственные ресурсы в воспитании ребенка.
Одним из первых вопросу формирования идентичности уделил внимание Э. Эриксон. В его работе «Идентичность: юность и кризис» она рассматривается как «субъективное переживание непрерывной самотождественности», выражающейся в интенсивном и глубоком «ощущении собственной активности и жизненной силы» [Эриксон, 2006].
Дж. Марсиа определял идентичность как структуру эго, внутреннюю самосоздающуюся динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории [Татарко, 2009].
Современными исследователями (Ю.В. Борисенко, О.С. Донцова, А.Н. Елизарова, И.С. Морозова) родительская идентичность, как правило, рассматривается в контексте личностной идентичности [Борисенко, 2015; Борисенко, 2022; Донцова, 2014; Елизаров, 2004].
В настоящем исследовании проанализированы некоторые компоненты родительской идентичности приемных матерей, а именно: родительские установки, степень принятия родительской роли, соотношение представлений об идеальной матери и о себе как о матери, стадия личностной идентичности.
Программа и методики исследования
Исследование проводилось в рамках работы над магистерской диссертацией.
Цель исследования — выявить специфику родительской идентичности замещающих матерей.
Задачи:
- провести анализ теоретико-методологических подходов к изучению становления родительской идентичности кровных и замещающих матерей в зарубежной и отечественной психологической науке;
- провести сравнительный анализ компонентов родительской идентичности у кровных и замещающих матерей;
- определить особенности принятия родительской позиции приемной матерью, ее установок на воспитание приемного ребенка, самооценки родительских компетенций.
В исследовании была выдвинута следующая гипотеза: родительская идентичность у замещающих матерей имеет свою специфику по сравнению с биологическими матерями.
Для выявления специфики родительской идентичности замещающих матерей использовались психодиагностические методики:
- «Методика изучения родительских установок (PARI)» (Е.С. Шефер, Р.К. Белл, 1958), адаптация Т.В. Нещерет (1980), Т.В. Архиреевой (2002) [Махнач, 2013];
- «Опросник принятия родительской позиции» (Е.И. Захарова, А.И. Строгалина, 2005) [Захарова, 2005];
- «Представления об идеальном родителе», опросник (Р.Г. Овчарова, 2003) [Овчарова, 2006];
- «Шкала определения стадии идентичности Дж. Коте» («Identity Stage Resolution Index, ISRI», J. Cote, 1997), адаптация Ю.В. Борисенко (2020) [Борисенко, 2020].
Анализ эмпирических данных проводился с помощью методов математической статистики: одновыборочный критерий Колмогорова — Смирнова, t-критерий равенства средних Стьюдента, t-критерий для парных выборок.
В исследовании приняли участие 30 приемных и 30 кровных матерей, имеющих детей подросткового возраста. Группы были выровнены по возрасту (соответственно: средний возраст кровных матерей — 43,43±3,51 года, приемных — 43,1±3,231 года). Большинство кровных матерей (60%) воспитывали 1 ребенка, 30% — 2-х детей, остальные — 3-х и более. В выборке замещающих матерей значительная часть (46,7%) воспитывала 1 ребенка, 2-х детей — 36,7%; 3-х и более — 16% респондентов.
Результаты
При изучении родительских установок на уровне статистической значимости обнаружены различия по показателю «Излишняя концентрация на ребенке» (соответственно: замещающие матери — 13,24 балла, SD±1,478; биологические матери — 12,36 балла, SD±1,3; F=1,551; при р=0,019), включающему в себя такие признаки, как «чрезмерная забота», «установление отношений зависимости», «преодоление сопротивления», «подавление воли», «создание безопасности», «опасение обидеть», «исключение внесемейных влияний», «подавление агрессивности», «подавление сексуальности», «чрезмерное вмешательство в мир ребенка», «стремление ускорить его развитие» (рис. 1).
По показателям «Отношение к семейной роли», «Оптимальный эмоциональный контакт», «Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» значимых различий по выборкам не выявлено.
Рис. 1. Соотношение показателя «Излишняя концентрация на ребенке» в группе приемных и кровных матерей, баллы
Анализ массива данных по методике «Опросник принятия родительской позиции» показал, что обнаружены статистически значимые различия по показателям: «Отношение к необходимости поддерживать ребенка» (соответственно: биологические мамы — 1,96 балла, SD±1,06; замещающие — 1,2 балла; SD±1,6; F=0,039; р=0,010), «Эмоциональное отношение к ребенку» (биологические мамы — 1,2 балла, SD±1,164; замещающие мамы — 1,9667 балла, SD±1,06; F=0,039; р=0,010); по показателю «Отношение к руководству ребенком» обнаружена тенденция к значимости (биологические — 1,1167 балла, SD±1,25; замещающие — 0,566 балла, SD±0,96; F=1,066; р=0,61). Как показано на рис. 2, более высокие значения данных показателей отмечаются в выборке биологических матерей.
Рис. 2. Принятие родительской позиции. Соотношение показателей по группам биологических и замещающих матерей, баллы
В группах биологических и замещающих матерей исследованы «идеальные представления» о матери, по сути являющиеся установками самой женщины на материнскую роль, а также самооценка себя в роли матери по сравнению с идеалом. Статистический анализ не выявил значимых различий между выборками замещающих и кровных матерей по показателям «Идеальная мама» и «Я мама». Однако при сравнении показателей «Идеальная мама» и «Я мама» по критерию t-Стьюдента для парных выборок «Идеальная мама/Я мама» внутри выборок обнаружены статистически значимые различия по поведенческому компоненту. У замещающих мам эти различия менее выражены по сравнению с биологическими (соответственно: разница между оценками идеальной мамы и себя в роли мамы у замещающих мам — 0,915 балла, SD±1,63, р=0,000; у биологических — 1,06 балла, SD±1,6; р=0,01), т.е. замещающие мамы считают себя более приближенными к идеалу по своим родительским компетенциям и «воспитательному потенциалу». Возможно, это связано с участием в программах подготовки к замещающему родительству.
Независимо от выборки большинство матерей находятся на стадии достигнутой идентичности (см. таблицу). Значимых различий между выборками не выявлено.
Таблица. Соотношение доли замещающих и биологических матерей, находящихся на разных стадиях идентичности
|
Стадия |
Кровные матери |
Приемные матери |
||
|
Количество матерей |
Доля в общей выборке, % |
Количество матерей |
Доля в общей выборке, % |
|
|
Достигнутая |
21 |
70 |
17 |
57 |
|
Предрешенная |
3 |
10 |
7 |
23 |
|
Мораторий |
6 |
20 |
6 |
20 |
Примечание: Статистический анализ показал, что выявленные отличия не являются значимыми.
Обсуждение
Результаты данного исследования подтвердили ранее выявленные особенности родительских установок замещающих матерей [Ослон, 2010; Умрихина, 2018; Щербина, 2016], в том числе их склонность к гиперконтролирующему поведению. По всей вероятности, это связано со спецификой самого явления замещающего материнства и двойственностью его роли. Ответственность, многозадачность деятельности замещающей матери, многообразие ценностных выборов с высокой вероятностью могут провоцировать тревогу, ведущую к сверхконтролирующему поведению. Приверженность замещающей матери одной из позиций «родителя» или «профессионала» противоречит потребностям приемного ребенка. В то же время смешение ролей «матери» и «профессионала» без длительного релевантного опыта, обучения и сопровождения может не позволить использовать родительские компетенции, которые отметили у себя замещающие матери, принявшие участие в исследовании.
Выводы
- К особенностям родительской идентичности замещающих матерей, воспитывающих детей-сирот подросткового возраста, можно отнести: противоречивость образа себя в качестве родителя при недостаточном принятии родительской позиции; установку на гиперопекающий стиль воспитания приемных детей при недостаточном внимании к эмоциональной стороне взаимоотношений с ребенком; более высокую оценку своих родительских компетенций и «воспитательного потенциала» по сравнению с биологическими матерями;
- Общим для информантов, независимо от статуса (приемная, биологическая мать), стали рациональные родительские установки, позитивная направленность в принятии родительской позиции, а также «достигнутая стадия» личностной идентичности.
Перспективы будущих исследований связаны с выявлением психологических механизмов формирования родительской идентичности у замещающих родителей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть учтены при более глубоких исследованиях темы, а также служить важным акцентом при разработке программ подготовки к приему ребенка в семью потенциальных замещающих родителей.

