Социальные науки и детство
2024. Том 5. № 1. С. 5–6
ISSN: 2713-0584 (online)
От редактора
Общая информация
Рубрика издания: От редакции
Тип материала: редакторская заметка
Для цитаты: Семья Г.В. От редактора [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2024. Том 5. № 1. С. 5–6. URL: https://psyjournals.ru/journals/ssc/archive/2024_n1/from_editor (дата обращения: 09.11.2024)
Полный текст
Уважаемые читатели!
Новый 2024 год мы открываем публикацией статей, раскрывающих различные аспекты детства.
Статья, открывающая номер и посвященная добровольческой практике наставничества, представляет принципиально новый подход и инструментарий к ее оценке. Авторы исследуют влияние самих добровольческих практик студентов-наставников на их профессиональное и личностное развитие, отношение к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, используя метод Photovoice. Поэтому статья изобилует фотографиями — фотообразами и кейсами, содержащими оценочные суждения студентов. Само рождение этих новых, зачастую неожиданных образов требует дополнительного осмысления.
Сунь Чао из Алтайского государственного университета представил результаты исследования взаимосвязи между преступностью среди несовершеннолетних и образовательной средой, которые показали, что основными факторами, способствующими подростковой преступности, являются семейное и социальное окружение, состояние образовательной среды и неравные возможности доступа к качественному образованию. В статье автор предлагает рекомендации по улучшению образовательной среды и воспитанию молодежи, направленные на предотвращение девиантного поведения. Одним из центральных фокусов является необходимость взаимодействия между семьей, школой и правоохранительными органами для комплексной работы по профилактике преступности среди несовершеннолетних. Статья интересна тем, что свое видение и интерпретацию предлагает специалист, приехавший из другой страны с другой культурой.
Миссией журнала является вовлечение молодых исследователей в разработку актуальных тем социальной сферы, поэтому мы предоставляем страницы журнала для публикации результатов магистерских диссертаций. В этом номере это исследование специфики родительской идентичности замещающих матерей, имеющих детей подросткового возраста. Авторы рассматривают в качестве компонентов родительской идентичности родительские установки, степень принятия родительской роли, соотношение представлений об идеальной матери и о себе как о матери. Полученные результаты представляют практический интерес для специалистов служб сопровождения замещающих семей, школ приемных родителей; они должны учитываться при рассмотрении случаев возврата ребенка-сироты конкретных родителей.
Одна из основных тем с начала создания журнала — благополучие ребенка, и сейчас она представлена в разделе «Научная жизнь» в связи с двумя событиями.
В 2023 году для отчета на Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства по вопросу «О проведении апробации результатов доработанного инструментария по оценке качества жизни детей в 2023 году с увеличением охвата субъектов Российской Федерации, в том числе с включением субъектов Российской Федерации, вошедших в состав Российской Федерации в 2022 году» была подготовлена справка о результатах апробации инструментария оценки субъективного благополучия подростков в России (пункт 5 раздела II протокола заседания Координационного совета от 5 апреля 2023 г. № 1). Исследования проводили специалисты ФГБОУ ВО МГППУ. В журнале мы публикуем текст этой справки, дополненный информацией об инструментарии и визуализации результатов оценки, задачами, которые актуальны на современном этапе.
В 2022 году в издательстве «Springer» вышел «Справочник по рискам, уязвимости и качеству жизни детей» под редакцией H. Tiliouine, D. Benatuil, M.K.W. Lau, в нем представлены результаты исследований субъективного благополучия детей в рамках международного проекта «Children’s Worlds: The International Survey of Children’s Well-Being» (далее — «Детские миры»). Эту книгу в журнале представляют участники проекта Ж.Ю. Брук и Л.М. Волосникова из Тюменского государственного университета. Важно, что представленные результаты опираются на голоса детей, которые включены в процесс улучшения их жизни. Главной идеей книги является следующее положение: «Дети уязвимы, но они способны адекватно и рефлексивно оценивать свою жизнь». От редакции нашего журнала следует отметить схожесть в некоторых сферах детства инструментария (вопросов опросников) субъективного благополучия и результатов международного и российского исследования (МГППУ).
В заключение редакция журнала «Социальные науки и детство» желает успешного в научном отношении нового рабочего года и ждет ваши статьи.
Главный редактор журнала
Семья Галина Владимировна,
доктор психологических наук, профессор ФГБОУ ВО МГППУ, член Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, член Экспертного совета Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, член Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, международный эксперт
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 8
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 4
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0