Введение
По состоянию на 1 марта 2024 года на территории Российской Федерации функционировали 932 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организации для детей-сирот). Из них 605 организаций относились к сфере социальной защиты, 309 — к сфере образования, 11 — к сфере здравоохранения, а 7 являлись частными негосударственными учреждениями. В 2023 году под надзором в организациях для детей-сирот находились 31654 ребенка, что на 2423 ребенка (или 7%) меньше по сравнению с 2022 годом.
Социальная дезадаптация выпускников организаций для детей-сирот подчеркивает необходимость углубленного изучения и совершенствования воспитательной работы в этих учреждениях. В последние годы научное и практическое внимание все больше сосредотачивается на данной проблеме. Так, на всех Всероссийских съездах руководителей организаций для детей-сирот за последние три года обсуждались вопросы воспитательной деятельности, включая организацию и содержание работы, специфику воспитательных программ и критерии оценки их эффективности. В 2021 и 2022 годах в Российской Федерации ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» были проведены мониторинговые исследования воспитательной работы в организациях для детей-сирот [Бобылева, 2022; Бобылева, 2023]. Разрабатываемые программы повышения квалификации для специалистов социальной сферы — руководителей и специалистов органов опеки и попечительства, а также сотрудников организаций для детей-сирот — охватывали вопросы, связанные с организацией и реализацией воспитательной работы в данных учреждениях [Повышение квалификации воспитателей, 2024; Программа повышения квалификации, 2024; Программа повышения квалификации, 2024а].
Современные российские исследования воспитания в организациях для детей-сирот посвящены содержательному анализу основных направлений воспитательной работы, включая инновационные формы [Канафина, 2024; Кунцевич, 2024; Озерец, 2023; Полторацкая; Скороходова, 2022], критериям оценки ее результатов [Аверин, 2023; Александрова, 2019; Бегидова; Безносова, 2022; Зарецкий, 2019; Ильясова, 2022] и направлениям развития [Гайрбекова, 2022]. Специфику воспитательной работы исследователи связывают с необходимостью специальной работы, направленной на развитие потенциала посттравматического роста у воспитанников [Бобылева, 2022; Бобылева, 2021; Гумеров, 2020; Меркуль, 2021; Семья, 2021].
Международные исследования в области ухода и воспитания детей с сиротским опытом демонстрируют важность комплексного подхода, учитывающего не только физические, но и психологические, социальные и образовательные аспекты. Психологическое благополучие воспитателей и детей играет ключевую роль в обеспечении качественного ухода. Профессиональная поддержка персонала и их обучение оказывают значительное влияние на развитие детей в детских домах [Khalid, 2023]. Взаимодействие между взрослыми и детьми в институциональных условиях требует особого внимания к повседневным практикам, которые способствуют социализации детей и их участию в жизни сообщества [Saglietti, 2022]. Преодоление последствий травм через специализированные программы является важной частью реабилитации детей, перенесших неблагоприятный опыт [Sölva, 2023]. Применение инновационных подходов, таких как онлайн-обучение, для подготовки родителей и опекунов к взаимодействию с детьми, пережившими травму, доказало свою эффективность [Strolin-Goltzman, 2023]. Различия в воспитании и поведении детей в зависимости от условий их ухода подчеркивают необходимость адаптации стратегий поддержки к конкретным обстоятельствам и культурным особенностям [Zhang, 2023]. Все эти исследования подчеркивают важность системного подхода к решению вопросов воспитания детей, сталкивающихся с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, с акцентом на взаимодействие между профессиональной средой, семьей и обществом.
В данной статье рассматриваются результаты опроса практиков в лице заместителей руководителей организаций для детей-сирот о специфике воспитательной работы в их учреждениях.
Материалы и методы
Цель исследования: выявление особенностей воспитательной работы в организациях для детей-сирот.
Предмет исследования: данные опроса заместителей директоров по воспитательной или учебно-воспитательной работе организаций для детей-сирот. Для проведения исследования разработана форма опроса, включая выявление и анализ основных аспектов воспитательных программ, организации и содержания воспитательной работы и ее результатов.
Выборка исследования: 467 заместителей руководителей организаций для детей-сирот из 70 субъектов Российской Федерации. Максимальное число ответов получено из Московской области (6,3%), Ростовской области (5,1%), Кемеровской области (Кузбасс) (4,9%), Красноярского края (4,9%), Челябинской области (4,9%). Численность воспитанников организаций для детей-сирот, принявших участие в исследовании, варьировала от 4 до 373 человек. В 14 организациях (3%) отсутствовали воспитанники со статусом «ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей». В 227 организациях (49%) были воспитанники, помещенные родителями на основании трехстороннего договора (разброс численности таких детей в одной организации составлял от 1 до 176 человек). В 173 организациях (37%) были дети, временно находящиеся тут на период реабилитационной работы и работы с родителями (разброс численности таких детей в одной организации составлял от 1 до 143 человек). 56% организаций для детей-сирот, участников исследования, находились в системе социальной защиты, 42% — в системе образования, 1% — в системе здравоохранения, 1% — затруднились с ответом.
Обработка и анализ данных осуществлялись методами описательной статистики.
Результаты и их обсуждение
Воспитательная работа в организациях для детей-сирот представляет собой комплекс мероприятий и действий, направленных на всестороннее развитие личности ребенка, оставшегося без попечения родителей, его успешную интеграцию в общество и подготовку к самостоятельной жизни. Данные анализа позволили выделить специфику воспитательной работы в организациях для детей-сирот по ряду параметров.
Программа воспитания
Во всех организациях были рабочие программы воспитания. В 82% это была самостоятельная программа, в 18% рабочая программа воспитания была частью дополнительной общеобразовательной программы.
Мониторинги воспитательной работы, проведенные ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» в 2021 и 2022 годах, не показывали стопроцентное наличие программ воспитания в организациях для детей-сирот. Это не только подтверждает тенденцию увеличения числа организаций, имеющих рабочие программы воспитания, но и показывает роль рабочей программы воспитания как инструмента развития воспитательных систем в организациях для детей-сирот. Отсутствие типовой программы воспитания рассматривается участниками исследования (в 43% ответов) как фактор, влияющий на снижение эффективности воспитательной работы.
В рабочих программах было описание специфики воспитательной работы, связанной с контингентом воспитанников, по следующим показателям: наличие статуса «сироты» (в 93% программ), возраст воспитанников (в 92% программ), состояние здоровья детей (в 68% программ).
Специфика форм воспитательной работы
Среди форм воспитательной работы в организациях для детей-сирот наиболее представлены: экскурсии, экспедиции, походы (95%), организация предметно-развивающей среды (85%), волонтерская деятельность (75%), наставничество (73%), участие в детских и молодежных общественных объединениях (67%), познавательно-исследовательская деятельность (61%), система детского самоуправления (54%), вовлечение (участие) биологической семьи воспитанников в воспитательные мероприятия организации (51%), социальное проектирование (48%). Отмечены также: вовлечение опекунов (попечителей) и кандидатов в опекуны и попечители в воспитательные мероприятия; кружковая деятельность; медиа и информационные проекты (детская телестудия, разновозрастной редакционный совет, интернет-группа для поддержки сайта организации для детей-сирот и социальных сетей и другие формы медиадеятельности); социально-воспитательные и патриотические проекты; социальное добровольчество и патриотические инициативы (например, детское добровольческое объединение «Доброход» с участием в помощи пожилым людям и уборке территории).
На основе анализа представленных в исследовании форм воспитательной работы в организациях для детей-сирот можно определить их специфику:
- особая роль индивидуальной работы с воспитанниками, которая помогает компенсировать отсутствие семейной поддержки и ориентирована на формирование навыков самоконтроля, эмоциональной устойчивости и самостоятельности;
2) воспитательная работа направлена на повышение социальной компетентности и подготовку сирот к будущей самостоятельной жизни, включая профессиональную ориентацию и трудовое воспитание. Большое место занимают формы, развивающие навыки общения, взаимодействия с окружающими, самостоятельного проживания и адаптации к жизни за пределами организации для детей-сирот: тренинги, учебное проживание в тренировочной квартире, моделирование реальных ситуаций, социальные и профессиональные пробы. Это помогает детям-сиротам лучше ориентироваться в реальной жизни, самоопределиться, выбрать пути профессионального развития;
3) акцент на семейные и коллективные формы воспитательной работы: семейные часы, совместные праздники, экскурсии. Эти формы способствуют смягчению чувства социальной изоляции и укреплению навыков совместной работы, что важно для воспитанников, которые лишены привычных семейных связей;
4) наличие психологической поддержки и коррекции, которые направлены на эмоциональное и психосоциальное восстановление воспитанников. Тренинги, ролевые игры, ситуационные практикумы и индивидуальная работа с психологами помогают воспитанникам справляться с травматическим опытом и выстраивать позитивное восприятие будущего;
5) коллективное творчество и участие в значимых делах включают коллективные творческие дела (КТД), проекты, участие в волонтерских и общественных акциях, что развивает у воспитанников чувство принадлежности и ответственности. Это особенно важно для формирования у них уверенности в себе и опыта участия в общественной жизни.
Анализ форм воспитательной работы с воспитанниками организаций для детей-сирот разного возраста позволяет сделать выводы о их гибкости и адаптации под возрастные особенности детей.
Для младших воспитанников преобладают игровые формы, сюжетно-ролевые игры, творческие занятия, что позволяет развивать их воображение, коммуникативные навыки и базовые социальные умения. Особое внимание уделяется формированию элементарных навыков самообслуживания, моторики, а также базового общения. Игровые и практические занятия помогают детям лучше освоить базовые социальные роли и подготовить их к взаимодействию с другими в коллективе.
Для подростков акцент делается на более сложные формы, такие как дискуссии, тренинги и проектная деятельность, что способствует развитию их критического мышления, самостоятельности и социальной зрелости. На первый план выходит развитие лидерских качеств и личной ответственности через участие в проектной деятельности, коллективных творческих делах и самоуправлении. Это помогает старшим воспитанникам готовиться к взрослой жизни, развивает инициативность и способность принимать решения. Воспитанники подросткового возраста проходят через сложный этап личностного становления, что требует особого внимания со стороны педагогов. Воспитательная работа с подростками предусматривает тренинги, дискуссии и ролевые игры для корректировки поведения, помощи в разрешении конфликтов и поддержки в формировании позитивной самооценки.
Особенности воспитательной работы в семейной группе
Воспитание в организациях для детей-сирот направлено на создание условий, приближенных к семейным, для обеспечения полноценного развития и социальной адаптации воспитанников. В таких организациях формируются воспитательные группы по принципу совместного проживания детей разного возраста и пола, особенно родных братьев и сестер. Численность детей в группах, размещаемых в помещениях квартирного типа, не должна превышать 8 человек, а для детей до четырех лет — 6 человек. Каждому ребенку утверждается индивидуальный план развития и жизнеустройства, направленный на сокращение срока пребывания в организации. Особое внимание уделяется психолого-медико-педагогической реабилитации, социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни.
Создание условий, максимально приближенных к семейным, включает в себя обучение детей навыкам самообслуживания, заботу о младших и развитие ответственности у старших. Воспитатели помогают детям освоить семейные роли, готовят их к самостоятельной жизни, работе, социальной ответственности и жизни в коллективе. В основе воспитательной деятельности лежит работа в малых группах, включающая различные формы взаимодействия. Значительная роль отводится совместной деятельности воспитанников и педагогов.
Большое внимание уделяется созданию благоприятного психологического климата в семейной группе. Воспитатели работают над преодолением страхов, тревожности и агрессии у детей, помогая им формировать адекватную самооценку, учиться общению и взаимодействию с окружающими.
Воспитательная работа организована по строгому распорядку дня, который учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Распорядок дня включает как образовательные, так и воспитательные моменты. Вечерние мероприятия часто проходят в формате «воспитательных часов», на которых обсуждаются темы семейного воспитания, личностного роста, социальной адаптации.
Воспитание строится на сочетании учебы, труда и досуга. Детям предоставляется возможность участвовать в благоустройстве территории, уходе за одеждой и бытовыми вещами, что помогает развивать у них навыки самостоятельности и ответственности.
Важным аспектом работы в семейной группе является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Воспитатели составляют индивидуальные планы воспитания для каждого ребенка, чтобы учитывать его социальные и психологические потребности. Это помогает оказывать адресную поддержку воспитанникам, корректировать их поведение в зависимости от личных проблем и ситуации.
Одним из ключевых направлений является привитие семейных ценностей и подготовка детей к семейной жизни. Это включает в себя обучение основам ведения домашнего хозяйства, планированию семейного бюджета, навыкам заботы о себе и других.
Отличие воспитательной работы в организациях для детей-сирот от воспитательной работы в школах и детских садах
Воспитательная работа в организациях для детей-сирот имеет значительные отличия от воспитательной работы в школах и детских садах. Прежде всего это связано с круглосуточным форматом работы. В организациях для детей-сирот воспитательная работа носит непрерывный характер, поскольку дети проживают там постоянно. Это позволяет организовать круглосуточное сопровождение, что включает не только образовательные, но и бытовые, социальные, психологические аспекты воспитания, в отличие от школ и детских садов, где воспитательная деятельность ограничена учебными или дневными часами.
Особое внимание уделяется индивидуальным особенностям и потребностям каждого воспитанника, включая их травматический опыт, возрастные и психологические особенности. Цель — создать комфортные условия для развития, где учитываются прошлый опыт и травмы сирот, в то время как в школах и детских садах воспитание более унифицировано и охватывает широкий круг детей, но менее адаптировано под индивидуальные потребности.
В организациях для детей-сирот акцент делается на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, включая обучение практическим бытовым навыкам, финансовой грамотности и трудовому воспитанию. В школах и детских садах социализация детей направлена больше на учебный процесс и общение с коллективом, чем на комплексную подготовку к взрослой жизни.
В организациях для детей-сирот создается атмосфера, приближенная к семейной, для того чтобы у воспитанников формировались семейные ценности, привязанности, а также развивались навыки для будущего создания семьи. В школах и детских садах такие аспекты воспитания часто остаются вне учебной программы или освещаются минимально.
Программа воспитательной работы в организациях для детей-сирот предусматривает коррекцию поведенческих и эмоциональных нарушений, которые часто характерны для детей, переживших депривацию или травму. В обычных образовательных учреждениях подобная специализированная коррекционная работа не проводится в таком объеме и систематичности.
В организациях для детей-сирот воспитание направлено на удовлетворение потребностей детей в безопасности, заботе, любви и понимании. Воспитатели играют роль значимых взрослых, которые восполняют нехватку эмоциональной поддержки, что не является приоритетной задачей в детских садах и школах.
Воспитательные традиции в организациях для детей-сирот
Традиции в организациях для детей-сирот направлены на создание теплой, поддерживающей и развивающей среды, которая помогает детям компенсировать недостаток семейного окружения и подготовиться к успешной самостоятельной жизни.
Основные традиции, выделенные в исследовании:
- празднование дней рождения: регулярно отмечаются дни рождения воспитанников, а также дни рождения учреждения и сотрудников;
- празднование культурных и календарных праздников: отмечаются государственные и религиозные праздники, такие как Новый год, 9 мая (День Победы), Масленица, Пасха, 23 февраля (День защитника Отечества), 8 марта (Международный женский день) и др.;
- семейные часы, которые проводятся ежедневно и на которых обсуждаются события дня, подводятся итоги и организуется общение между воспитанниками и педагогами;
- традиции совместного проживания: воспитанники учатся взаимопомощи, заботе друг о друге, особенно в рамках семейных групп, что способствует созданию семейной атмосферы в учреждениях;
- творческие конкурсы и мероприятия, которые проводятся регулярно, например, конкурсы среди воспитанников «Тропа чистоты», «Воспитанник года», ежегодные фестивали (например, «Муза и дети»);
- спортивные мероприятия: спортивные праздники, военно-спортивные игры («Зарница»), спартакиады и Дни здоровья, направленные на укрепление здоровья воспитанников;
- активное участие в патриотических акциях, таких как «Бессмертный полк», «Свеча памяти», уборка мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне;
- выпускные вечера и встречи с выпускниками, бывшими воспитанниками организации для детей-сирот, что поддерживает связь между поколениями;
- трудовые и экологические акции: воспитанники принимают участие в акциях по благоустройству территории, таких как экологические субботники, посадка деревьев и уход за памятниками;
- в семейных группах регулярно проводятся кулинарные мероприятия, такие как совместная готовка, выпечка и праздничные ужины.
Можно выделить ключевые аспекты влияния традиций на воспитанников: создание семейной атмосферы, формирование у воспитанников чувства семьи и доверительных отношений; укрепление у воспитанников чувства собственной значимости, возможность делиться переживаниями и ощущать эмоциональную поддержку; повышение самооценки сирот и формирование у них уверенности в собственных силах; создание и укрепление у воспитанников ощущения причастности и поддержки со стороны коллектива и педагогов; укрепление у воспитанников чувства принадлежности и преемственности, что важно для формирования у сирот уверенности в своем будущем; возможность почувствовать свою причастность к истории и культуре своей страны, а также развитие уважения к ее прошлому; формирование самостоятельности, ответственности и навыков, необходимых для будущей взрослой жизни.
Выводы
- Воспитание в организации для детей-сирот — это целенаправленный и системный процесс формирования личности ребенка, находящегося вне семейного окружения, с учетом его возрастных, психологических, социальных и индивидуальных особенностей. Оно направлено на восстановление эмоциональной стабильности, подорванной утратой семьи; развитие нравственных качеств, социальных навыков и самостоятельности; обеспечение успешной интеграции ребенка в общество; подготовку к полноценной самостоятельной жизни. Данный процесс включает образовательные, культурные, психологические, физические и социальные аспекты, реализуемые через индивидуальные и коллективные формы, с учетом потребностей каждого ребенка, его прошлого опыта и перспектив будущего.
- Основными подходами к воспитательной работе в организациях для детей-сирот являются: индивидуальный (воспитательная стратегия, основанная на учете индивидуальных особенностей ребенка: его возраста, состояния здоровья, уровня развития, психологических потребностей и личного опыта), семейно-ориентированный (направлен на создание условий, максимально приближенных к семейным, с целью восполнения дефицита привязанности, эмоциональной поддержки и формирования навыков семейного взаимодействия), социально-ориентированный (фокусировка на подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и интеграции в общество), психолого-педагогический (комплексный подход, основанный на сочетании методов психологии и педагогики для устранения последствий травматического опыта, коррекции поведения, формирования эмоциональной устойчивости и навыков саморегуляции у детей-сирот), культурно-образовательный (воспитательная стратегия, направленная на развитие личности ребенка через участие в культурной и образовательной деятельности), интегративный (многоуровневая стратегия, объединяющая усилия различных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, медицинского персонала) и ресурсов внешней среды для обеспечения всесторонней поддержки и развития ребенка), инклюзивный (направлен на создание условий для воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, основывается на принципах доступности, адаптации образовательных и воспитательных программ, а также включения таких детей в общий коллектив), профилактический (направлен на предупреждение асоциального поведения у воспитанников).
- Основное отличие воспитательной работы в организациях для детей-сирот — ее комплексный и многоуровневый характер, направленный на всестороннее развитие личности и подготовку их к самостоятельной жизни, принимая во внимание особенности травмирующего опыта воспитанников. Формы воспитательной работы учитывают специфические потребности сирот в эмоциональной поддержке и социально-психологической адаптации. Отличительная особенность работы в воспитательной группе организации для детей-сирот заключается в первую очередь в создании условий, максимально приближенных к семейным, с акцентом на педагогическую поддержку, практическую подготовку к реальным жизненным ситуациям.