Социальные науки и детство
2022. Том 3. № 2. С. 54–68
doi:10.17759/ssc.2022030204
ISSN: 2713-0584 (online)
Анализ программ воспитания в организациях для детей-сирот
Аннотация
Актуальность развития воспитательных систем в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связана с необходимостью решения проблемы социальной дезадаптации и неготовности к самостоятельной жизни их выпускников. Важным инструментом системного развития выступают рабочие программы воспитания. Работа направлена на изучение программ воспитания сирот в институциональных условиях. Показана история становления воспитательных систем в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрыты особенности системы воспитания в данных организациях в современных условиях и фокус исследований в области воспитания сирот. Приведены результаты опроса 857 специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из 66 субъектов Российской Федерации. На основании анализа данных опроса: 1) выделена специфика программ воспитания в организациях разной ведомственной принадлежности по группе параметров: самостоятельность, время разработки и утверждения, срок реализации, внесение изменений, участие в ее разработке воспитанников, прохождение проверок; 2) охарактеризованы содержание программ воспитания и критерии их результатов, факторы, определяющие особенности воспитательной деятельности; 3) проведена оценка программ воспитания по группе параметров: формирование у воспитанников толерантности; подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, формирование у них социальной зрелости, финансовой адекватности; формирование у воспитанников коммуникативной (в том числе цифровой) безопасности; учет мнения воспитанников при организации их жизни; формирование у воспитанников активной гражданской позиции, в том числе за счет участия в социальном волонтерстве.
Общая информация
Ключевые слова: дети-сироты, воспитанники организаций для детей-сирот, выпускники организаций для детей-сирот и детей, организации для детей-сирот, воспитание
Рубрика издания: Педагогика и психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2022030204
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 08.04.2022 № 073-00110-22-02 «Научно-методическая разработка системы оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников замещающих семей к самостоятельному проживанию и успешности социальной адаптации после выпуска из организаций и завершения пребывания в замещающих семьях».
Благодарности. Автор благодарит за помощь в сборе и анализе данных для исследования своих коллег: М.В. Лашкул, А.А. Бородину, В.В. Нечукина.
Получена: 18.11.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Бобылева И.А. Анализ программ воспитания в организациях для детей-сирот [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2. С. 54–68. DOI: 10.17759/ssc.2022030204
Полный текст
Введение
Вопросы воспитания всегда волновали педагогическую науку и практику. Данная область получила статус государственного масштаба. Термин «воспитание» появился в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Разработаны примерные рабочие программы воспитания для образовательных организаций разного уровня.
Особое внимание в последнее время уделяется воспитанию сирот в институциональных условиях. Так, ключевыми темами двух Всероссийских съездов руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организации для детей-сирот), стали: организация воспитательной работы, подготовка и реализация воспитательных программ в организациях для детей-сирот (в 2021 году); внедрение программ воспитания (в 2022 году).
В данной работе анализируются внедрение и специфика программ воспитания в организациях для детей-сирот, которые рассматриваются автором как необходимое условие развития воспитательной системы.
Развитие воспитательных систем в организациях для детей-сирот
Воспитательная система в организации для детей-сирот: комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, обеспечивающий социальную адаптацию и успешную интеграцию в общество на основе личностного и профессионального самоопределения: цель воспитания, деятельность, обеспечивающая реализацию цели, субъекты деятельности, отношения, возникающие в деятельности, среда системы, управление [7].
Воспитательные системы организаций для детей-сирот имеют трехсотлетнюю историю развития [5; 7; 8; 9; 20; 21; 24]:
1715—1917 гг. — зарождение основ государственной системы социального обеспечения и образования сирот (появление первых учреждений для сирот: госпиталь для зазорных младенцев, воспитательные дома, сиротский институт).
1917—1955 гг. — государственная монополизация материального обеспечения и образования детей, оказавшихся в учреждении, чтобы освободить от влияния семьи и создать новый тип людей — строителей коммунистического общества.
1955—1985 гг. — критический период, связанный с полной изоляцией детских домов от общества, преобладание авторитарных педагогических систем, создание школ-интернатов (1956 г.).
1985—1992 гг. — систематизация опыта и преодоление негативных тенденций жизнедеятельности детских домов как особой системы воспитания (новые исследования, появление Российского детского фонда, НИИ Детства, детских домов семейного типа).
1992—1998 гг. — организация системы жизнедеятельности на новых нормативно- правовых и социально-педагогических основаниях (федеральная программа «Дети России», Национальный план действий в интересах детей, Типовое положение об образовательных учреждениях для детей-сирот, федеральный закон № 159-ФЗ, централизованный учет сирот, федеральные мероприятия по проблемам сиротства, появление инновационных учреждений, в том числе первого негосударственного детского дома). 1998—2005 гг. — развитие инновационных направлений и содержания воспитания (разукрупнение; учреждения, организованные по семейному типу; учреждения, предоставляющие семейное устройство; учреждения, реализующие приоритетные направления деятельности, повышающие социализационные возможности воспитанников (трудовые, физкультурно-оздоровительные, эстетико-художественные, коммуникативные)).
2006 г. — по настоящее время — деинституционализация: сокращение численности детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот (происходит ликвидация, перепрофилирование, реформирование организаций, стимулирование семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактика социального сиротства). Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 гг. закрепила политику деинституализации на государственном уровне. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» изменило задачи организаций и требования к условиям воспитания. В настоящее время происходит переход к единой ведомственной подчиненности организаций, на первый план выходят субъективное благополучие воспитанников и возможность для них «быть услышанными».
Особенности системы воспитания в организациях для детей-сирот в современных условиях исследователи связывают:
1. со спецификой личности воспитанника, обусловленной особенностями психического развития, условиями жизни, характером влияния агентов социализации;
2. с усилением внимания к воспитанию качеств личности, важных для социальной адаптации, с акцентом на личностное и профессиональное самоопределение воспитанников, их готовностью к самостоятельной жизни [1; 2; 4; 5; 7; 8; 19].
В фокусе внимания современных исследователей воспитательных систем организаций для детей-сирот находятся особенности воспитательного процесса [6; 18; 23], основные подходы и условия эффективности воспитания сирот в институциональных условиях [5; 10; 16; 17; 22], оценка его результатов [1; 8; 13], а также анализ инновационных процессов и проблемы в сфере воспитания детей-сирот в современных условиях [2; 19; 24]. В исследованиях рассматривают вопросы проектирования воспитательных систем [12], описывают эффективные модернизированные воспитательные системы [2; 19].
Важный вывод исследований — необходимость системной воспитательной деятельности, наличие инструментов для такой работы.
Рабочие программы воспитания
Одно из условий развития воспитательной системы — наличие четкой продуманной рабочей программы [3; 11; 14; 15; 17; 19].
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности. Это комплекс основных характеристик осуществляемой в организации воспитательной работы (цель, задачи, направления, формы и методы воспитательной работы, критерии оценки воспитательной деятельности).
С целью изучения внедрения в организациях для детей-сирот программ воспитания был проведен онлайн-опрос специалистов данных организаций. В период с 24 февраля по 4 апреля 2022 года получено 857 ответов из 66 субъектов Российской Федерации. Больше всего ответов дали специалисты Приволжского (286 ответов), Центрального (201 ответ), Северо-Западного федеральных округов (103 ответа). Меньше ответов было получено от специалистов Уральского (28 ответов) и Северо-Кавказского (8 ответов) федеральных округов.
54 % специалистов, ответивших на анкету, работали в организации для детей-сирот, оказывающей социальные услуги, 40 % — в образовательных организациях для детей-сирот, 6 % — в медицинских.
77 % ответивших отмечают наличие рабочих программ воспитания в их организации, 23 % — отсутствие таких программ. При этом в 58 % ответов рабочая программа воспитания названа самостоятельной программой. В 42 % ответов рабочая программа воспитания в организации для детей-сирот является частью или разделом другой программы.
Из опрошенных организаций доля наличия рабочих программ воспитания выше в организациях для детей-сирот, оказывающих социальные услуги (в 56 % (370) таких организаций программы есть), ниже — в медицинских организациях (программы воспитания есть только в 7 % (49) таких организаций). Рабочая программа воспитания имеется в 37 % (241) образовательных организаций для детей-сирот.
В образовательных организациях для детей-сирот доля рабочих программ воспитания, являющихся самостоятельным документом, составляет 72 %. В 69 % медицинских организациях для детей-сирот рабочие программы воспитания, как правило, являются частью или разделом другой программы. В организациях для детей-сирот, оказывающих социальные услуги, доля самостоятельных программ составляет 54 %, а являющихся частью или разделом другой программы — 46 % (рис. 1).
Рис. 1. Распределение рабочих программ воспитания по критерию «самостоятельная/часть другой программы»
Большая часть (80 %) программ воспитания была разработана и утверждена в последние три года: 59 % — в 2021 г., 11 % — в 2022 г., 10 % — в 2020 г. (рис. 2).
Рис. 2. Распределение программ воспитания по году разработки и утверждения
Большее число программ воспитания ежегодно разрабатывалось в организациях для детей-сирот, оказывающих социальные услуги (рис. 3).
Рис. 3. Соотношение программ воспитания по году разработки и ведомственной принадлежности организаций для детей-сирот
Рабочие программы имеют разные сроки реализации. Большая часть (43 %) программ реализуются в течение одного года, 7 % — в течение двух лет, 9 % — в течение трех лет (рис. 4).
Рис. 4. Распределение программ воспитания по сроку реализации
В 27 % рабочих программ воспитания в течение срока их реализации вносились изменения. Причины изменений чаще были связаны с изменением контингента воспитанников, результатами диагностических исследований, повышением профессиональных компетенций сотрудников организаций (внутренние условия учреждения); принятыми нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней, то есть с развитием законодательства, распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 (внешние условия).
Рис. 5. Распределение ответов специалистов по наличию рабочей программы воспитания и плана воспитательной работы
Наибольшая доля организаций для детей-сирот, имеющих рабочие программы воспитания и планы воспитательной работы, находится в сфере здравоохранения (87 %). А среди образовательных организаций больше тех, кто не имеет таких документов (23 %) (рис. 6).
Рис. 6. Распределение ответов специалистов из организаций для детей-сирот разной ведомственной принадлежности по наличию рабочей программы воспитания и плана воспитательной работы
Только 53 % организаций для детей-сирот привлекали воспитанников к разработке рабочей программы воспитания, в 54 % организаций привлекали воспитанников к разработке плана воспитательной работы (рис. 7).
Рис. 7. Участие воспитанников в разработке программ воспитания и планов воспитательной работы
Проверку Рособрнадзора прошли 23 % (115) рабочих программ воспитания. В основном проверка программ осуществлялась в организациях для детей-сирот, оказывающих социальные услуги (30 %). В медицинских организациях для детей-сирот проверку прошли 14 % программ воспитания, а в образовательных организациях для детей- сирот — 13 % (рис. 8).
Рис. 8. Распределение программ воспитания по прохождению проверки Рособрнадзора
По мнению специалистов, рабочие программы воспитания в их организациях для детей-сирот направлены прежде всего на формирование у воспитанников толерантности (84 % ответов «5» и «4» по пятибалльной системе), подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, формирование у них социальной зрелости, финансовой адекватности (83 % ответов «5» и «4»), а также формирование у воспитанников коммуникативной (в том числе цифровой) безопасности (81 % ответов «5» и «4») (рис. 9).
Рис. 9. Самооценка специалистами воспитательных программ своего учреждения
Практически все предлагаемые критерии для самооценки программ воспитания получили более низкие оценки у специалистов организаций для детей-сирот, воспитанниками которых являются дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, а также дети дошкольного возраста по сравнению с общими средними оценками. Исключением стал критерий «формирование толерантности», несколько выше оцененный специалистами в организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья (рис. 10).
Рис. 10. Самооценка специалистами организаций для детей-сирот воспитательных программ своего учреждения в зависимости от контингента воспитанников Блоки содержательного раздела рабочей программы воспитания в организации для детей-сирот, выделяемые специалистами, можно выстроить по частоте упоминания в следующей последовательности:
1. Правовое воспитание, юридическая грамотность;
2. Социальная ориентация, профилактика асоциального поведения воспитанников, правонарушений, самовольных уходов;
3. Гигиеническое воспитание, здоровый образ жизни, охрана и укрепление здоровья;
4. Ключевые дела и традиции организации;
5. Профориентация, профессиональное самоопределение, построение профессиональной перспективы;
6. Гражданско-патриотическое воспитание;
7. Семейное воспитание, подготовка к семейной жизни, половое воспитание;
8. Физическое воспитание, спортивно-оздоровительные мероприятия;
9. Трудовое воспитание;
10. Подготовка к самостоятельной жизни, социально-бытовая адаптация;
11. Духовно-нравственное воспитание;
12. Экологическое воспитание.
Важными мероприятиями рабочей воспитательной программы специалисты считают: детское самоуправление, детские объединения и медиа, проектную и волонтерскую деятельность, экспедиции, экскурсии, походы, выезды.
Характеризуя воспитательный процесс в своей организации, специалисты выделяли особенности, связанные с:
�. контингентом воспитанников: разный возраст, преобладание сиблингов, детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
�. месторасположением и социальным окружением организации: возможность опираться на культурное наследие, приближенность или, наоборот, удаленность от крупных населенных пунктов, определяющая закрытость учреждения, труднодоступность социальных объектов;
�. созданными в организации условиями: малокомплектные группы, семейная среда, инклюзивная среда, интересная событийно насыщенная жизнь;
�. важными для организации принципами и традициями воспитания: учет мнения ребенка, педагогическая поддержка, профилактика, индивидуальный и дифференцированный подход, четко сформулированные режим и правила жизни, создание ситуаций успеха;
�. источниками положительного или отрицательного влияния на детей, значимыми партнерами: тесное сотрудничество с государственными и общественными организациями, наличие волонтеров и внешних наставников;
�. оригинальными воспитательными находками организации: опора на диагностику уровней воспитанности и диагностику антропометрического развития, формирование социальной активности и конкурентоспособности, жизнестойкости и смысложизненных ориентиров, нравственных и моральных установок, здорового образа жизни, трудовое и экологическое воспитание.
Ожидаемые результаты от реализации рабочей программы воспитания специалисты связывают с:
1. самой воспитательной системой, созданной в учреждении: эффективное социокультурное воспитательное пространство, интересная и событийно насыщенная жизнь, общественно полезная деятельность, доступность и открытость среды, педагогическая поддержка, профессиональные кадры;
2. вовлеченностью детей и подростков в воспитательную систему: общение, познание, преодоление, взаимодействие, активность, инициирование;
3. изменениями, которые произошли в воспитаннике: сформированность социальных компетенций, необходимых для самостоятельной жизни, духовно-нравственных качеств, готовность к выполнению роли патриота, труженика, семьянина, поведенческие изменения: снижение числа социальных отклонений и нарушений в поведении.
В организациях для детей-сирот с ОВЗ специалисты чаще связывают результаты рабочей программы воспитания со сформированностью социальных компетенций, необходимых для самостоятельной жизни, навыками здорового образа жизни и безопасного жизнеобеспечения, духовно-нравственными качествами, готовностью к выполнению роли патриота и труженика.
В организациях для детей дошкольного возраста ожидаемыми результатами программ воспитания специалисты называют: привитие российских традиционных духовных ценностей, правил и норм поведения, приобщение к здоровому образу жизни, формирование коммуникативных навыков, позитивного отношения к семейным ценностям, бережного отношения к природе.
Выводы
Системы воспитания в организациях для детей-сирот прошли длительный путь развития, сущностными характеристиками которого являются: опора на предшествующий опыт, ориентация на стратегию системных изменений и конечную цель воспитательной деятельности, поиск целевых, содержательных и процессуальных характеристик воспитательного процесса.
Анализ рабочих программ воспитания:
- показал их разнообразие и специфику в организациях разной ведомственной принадлежности по разным критериям: самостоятельная или являющаяся частью другой программы, время разработки и утверждения, срок реализации, внесение изменений, участие в ее разработке воспитанников, прохождение проверок;
- позволил охарактеризовать содержание, факторы, определяющие особенности воспитательной деятельности, критерии результатов;
- позволил провести самооценку на основе предложенных критериев.
Программы воспитания могут служить эффективным инструментом развития воспитательных систем в организациях для детей-сирот. Анализ внедрения показал, что они есть не во всех организациях, и это — вектор развития для систематизации воспитательной деятельности в данных организациях. В связи с чем актуальной становится необходимость разработки типовой программы воспитания в организациях для детей-сирот с учетом опыта разработки таких программ в образовательных организациях.
Литература
- Агафонова В.А. О включении детей-сирот в социум в ходе целенаправленного воспитания // Гуманитарные исследования. 2017. № 4(64). С. 149—152.
- Баширова С.А. Социальные проблемы воспитания детей-сирот в современных условиях общества // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3(40). С. 228—229.
- Бегидова С.Н., Морозова И.В. Педагогические условия формирования социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2015. Вып. 1(157). С. 17—23.
- Бобылева И.А. Готовность воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни: подходы к оценке и организации // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 176—188. DOI:10.17759/pse.2021260614
- Грибков Д.Н. Социально-педагогические условия воспитания детей-сирот в малочисленном детском доме: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Кострома, 2009. 24 с.
- Гумеров А.И., Койнов М.Ю. Особенности воспитательного процесса в современных условиях в детском доме // COLLOQUIUM-JOURNA. 2020. № 3—5(55). С. 47—48.
- Дрыгина Е.Н. Развитие системы воспитания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1985—2005 годы): Дисс. … канд. пед. наук. М., 2008. 207 с.
- Жумадилова М.Т. Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (исторический аспект) // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3(94). С. 174—176.
- Жумадилова М.Т. Отечественный и зарубежный опыт воспитательной деятельности в социальных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Сборник материалов Международной научно-методической конференции. Технологии в образовании / Под общей ред. Е.В. Добровольской (г. Новосибирск, 20—24 апреля 2022 г.). Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 2022. С. 134—138.
- Захарова Ж.Л. Основные подходы к воспитанию детей-сирот в условиях социокультурной среды детского дома // Вестник Костромского государственного университета. 2013. № 5. С. 173—176.
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Педобщество России, 2000. 253 с.
- Мерзляков Ю.М. Проектирование воспитательной системы образовательного учреждения для детей-сирот: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Оренбург, 2005. 25 с.
- Митрофанова Э.П. Оценка результатов воспитания в контексте образовательной программы среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2022. № 1(317). С. 29—31.
- Морозова И.В., Бегидова С.Н. Формирование социального опыта в процессе воспитания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 2(32). С. 46—50.
- Новикова Л.И. Педагогика воспитания: избр. пед. тр. / Л.И. Новикова; под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. М.: Изд-во ПЭР СЭ, 2010. 336 с.
- Основы воспитательной работы с воспитанниками в условиях детского дома / Н.В. Быстрова, Н.Е. Гриценко, Н.А. Румянцева, В.Н. Леонова // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-6. С. 96—102.
- Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе- интернате, детском доме: Пособие для учителей. 2-е изд., испр. и доп. М: АРКТИ, 2006. 312 с.
- Переломова Н.А., Клецкина С.А. Специфика реализации программы воспитания в учреждениях системы социального обслуживания // Воспитание: Региональный аспект. Проблемы, пути решения, опыт. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (г. Иркутск, 22— 28 марта 2021 г.). Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. С. 323—236.
- Пути модернизации воспитательной системы детского дома / С.Н. Бегитова, А.С. Хазова, И.В. Морозова, Р.А. Ахтаов // Вестник АГУ. 2016. Выпуск 2(178). С. 15—25.
- Семья Г.В. Обзор международных исследований, посвященных последствиям нахождения ребенка в условиях институционализации: как добиться положительных результатов [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 1. С. 73—84. DOI:10.17759/ssc.2021020106
- Семья Г.В., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г. Формирование российской модели преодоления социального сиротства // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 67—82.
- Социальная педагогика. Трудовое воспитание детей-сирот. Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2021. 291 с.
- Федорова М.А., Шибаева Е.С. Особенности воспитательного процесса в условиях детского дома // В сборнике: Естественные и гуманитарные науки в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Орел, 23—24 апреля 2019 г.). Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2019. С. 347—350.
- Шилина И.Б., Соломина Л.В. О проблемах воспитания детей-сирот в открытых общеобразовательных учреждениях // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Кострома, 13—14 апреля 2017 г.). Кострома: Костромской государственный технологический университет, 2017. С. 177—179.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 636
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 15
Скачиваний
Всего: 120
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2