ОТ РЕДАКТОРА

0

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Семья Г.В. ОТ РЕДАКТОРА [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2024. Том 5. № 3. С. 5–6. URL: https://psyjournals.ru/journals/ssc/archive/2024_n3/from_editor (дата обращения: 26.12.2024)

Полный текст

Уважаемые читатели!

Вторая половина года — время завершения исследований и подготовки научных отчетов по государственным заданиям и грантам различных фондов. Вот и мы в третьем номере журнала начинаем публиковать статьи, содержащие результаты работы исследовательских команд. В данном номере ключевыми словами стали «обучение» и «воспитание».

Две принципиально разные категории специалистов — государственные служащие и специалисты некоммерческой сферы — пересеклись в одной теме: выявление образовательных потребностей, научно-методическое обоснование и разработка программ повышения квалификации в области семьи и детства.

Образовательные потребности специалистов в области защиты детства из 89 регионов России изучались командой специалистов (И.А. Меркуль, У.В. Колесникова и другие), что позволило им обосновать единую модульную программу повышения квалификации специалистов органов опеки и попечительства, региональных аппаратов уполномоченных по правам ребенка, руководителей и сотрудников организаций для детей-сирот. Очень важно, когда специалисты таких институтов подходят к защите прав детей с одних позиций, имеют общие цели и систему оценки эффективности.

В статье Т.Г. Подушкиной, С.В. Гани представлены приоритетные направления в обучении проектным навыкам специалистов в некоммерческом секторе. На основе полученных результатов разработана модель профессиональных компетенций специалиста в области социального проектирования, включающая девять кластеров по трем основным направлениям: «Проектное сообщество», «Проектный цикл» и «Проектная инфраструктура». На ее основе разработан 72-часовой курс повышения квалификации. Изучение модели также включено в магистерскую программу «Доказательное проектирование и оценка проектов в области управления социальными рисками в сфере детства» (МГППУ).

Тема обучения своеобразно продолжается в статье И.А. Бобылевой и Г.В. Семья, в которой на основании проведенного мониторинга в регионах рассмотрены особенности воспитательной работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На тему воспитания опубликовано множество работ, но они сконцентрированы на образовательных учреждениях. На основании данных анализа авторы охарактеризовали представленность разных форм воспитательной работы и их специфику, связанную с целевой направленностью на преодоление сиротской травмы и подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, а также с адаптацией под возрастные особенности воспитанников и состояние их здоровья.

Продолжается тема «обучения и воспитания» в обзоре иностранных публикаций, где авторы столкнулись с проблемами терминологии при переводе: «как перевести термин “воспитание”»? В статье анализируются образовательные программы, реализуемые в детских домах разных стран мира, с акцентом на экологическое воспитание, культурно-эстетическое развитие, психологическую поддержку и обучение жизненным навыкам. Авторы (А.Ю. Телицына, Г.В. Семья) выявили, что программы экологического воспитания способствуют развитию экологической грамотности и устойчивого поведения, а культурно-эстетическое воспитание развивает творческие способности и эмоциональный интеллект детей. Программы психологической поддержки и обучения жизненным навыкам помогают детям справляться с травматическим опытом и готовят их к самостоятельной жизни. Особое внимание уделяется адаптации образовательных стратегий к культурным, конфессиональным и региональным особенностям. Статья подчеркивает важность междисциплинарного подхода и необходимость дальнейших исследований для оценки эффективности таких программ. Выявленные подходы и технологии позволяют более широко взглянуть на проблему воспитания детей-сирот в условиях институционализации.

Как помочь социально уязвимой категории молодых людей и подростков (слабослышащих и глухих, с ментальными особенностями) выбрать профессию – ключевая идея и цель в программах корпоративного наставничества фонда «Хранители детства», которая реализуется в ходе обучения и трудовых стажировок на предприятиях и организациях. Корпоративное наставничество авторами (А.А. Андриевских, В.О. Волчанская) представлено как универсальная модель профориентации подростков в условиях рабочих отношений в действующих компаниях, где происходит интенсивная передача опыта и знаний, формирование навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей трудовой деятельности, закладывается формирование трудовой мотивации.

Знакомство со статьями данного номера тоже является формой обучения (самообразование), так что мы развиваемся вместе с журналом!

 

Главный редактор журнала                                                      Семья Галина Владимировна,

доктор психологических наук, профессор ФГБОУ ВО МГППУ, член Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, член Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

Информация об авторах

Семья Галина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, Профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Профессор кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698, e-mail: gvsemia@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0