Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии
2011. № 3. С. 29–58
ISSN: 2191-6667
Развитие внимания и «разделение внимания» между внутренним и внешним контролем
Аннотация
Данная работа выстроена вокруг метафоры Л.С. Выготского о двух линиях развития применительно к развитию внимания в раннем возрасте. Поразителен тот факт, что многие авторы, придерживающиеся самых разных взглядов на развитие, сходятся в том, что на протяжении первого года жизни ребенка самым важным является качество обратной связи от родителей, чаще всего от матери. Иными словами, качество взаимоотношений между матерью и ребенком в большей степени зависит от реакции матери на эмоциональные сигналы ребенка в ходе развития способности интерпретировать и контролировать процессы, связанные с разделением внимания. Развитие внимания на онтогенетическом уровне сопоставляется с общественным контролем внимания на примере того, как цифровые медиа пытаются заполучить контроль над вниманием детей и подростков с тем, чтобы приобрести в их лице потенциальных потребителей различных товаров и продуктов. Нетрудно проследить, что эти попытки предпринимаются в ущерб семье и иным, некоммерческим направлениям человеческого развития и деятельности.
Общая информация
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Гильдебранд-Нильсон М., Зигер Ф. Развитие внимания и «разделение внимания» между внутренним и внешним контролем [Электронный ресурс] // Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии. 2011. № 3. С. 29–58. URL: https://psyjournals.ru/journals/tatigkeitstheorie/archive/2011_n3/47948 (дата обращения: 12.12.2024)
Литература
- Bauer, J. (2008): Das kooperative Gen. Abschied vom Darwinismus. Hamburg: Hoffmann und Campe.
- Blum, D. (2010): Die Entdeckung der Mutterliebe: Die legendären Affenexperimente des Harry Harlow. Weinheim: Beltz.
- Bowlby, J. (1975): Bindung. Eine Analyse der Mutter-Kind-Beziehung. München: Kindler
- Bowlby, J. (1976). Trennung. Psychische Schäden als Folge der Trennung von Mutter und Kind. München: Kindler.
- Bretherton, I. (2002): Konstrukt des inneren Arbeitsmodells. In K.H. Brisch; K.E. Grossmann; K. Grossmann & L. Köhler (Hrsg.), Bindung und seelische Entwicklungswege. Grundlagen, Prävention und klinische Praxis, S. 1346. Stuttgart: Klett-Cotta.
- Brügelmann, H. (1984): Die Schrift entdecken. Konstanz: Faude.
- Demuth, C. (2008): Talking to infants: How culture is instantiated in early mother-infant interactions. The case of Cameronian farming Nso and North German middle-class families. Dissertation. Universität Osnabrück.
- Eliot, L. (1999): What’s going on in there? How the brain and mind develop in the first five years of life. New York: Bantam Books.
- Fonagy, P., Gergely, G., Jurist, E.L., & Target, M. (2006): Affektregulierung, Mentalisierung und die Entwicklung des Selbst. Stuttgart: Klett-Cotta.
- Gottlieb, G., Wahlsten, D. & Lickliter, R. (1998): The significance of biology for human development: A developmental psychobiological systems view. In W. Damon, D. Kuhn & R.D. Siegler (Eds.), Handbook of Child Psychology, 5th ed., Vol. 1. Theoretical models of human development, pp. S. 233-273. New York: Wiley.
- Greenspan, S.I. & Shanker, S.G. (2007): Der erste Gedanke. Frühkindliche Kommunikation und die Evolution menschlichen Denkens. Weinheim: Beltz.
- Harlow, H. (1958): The nature of love. American Psychologist, 13, 573-685.
- Harlow, H. (1961): The development of affectional patterns in infant monkeys. London: Methuen.
- Hildebrand-Nilshon, M. & Seeger, F. (2006): Sign and triangulation: From Vygotskij to Peirce and back. Paper presented to the First International Symposium of Cultural-Historical Anthropology and Cultural-Historical Psychology, December 1-2, Freie Universiät Berlin.
- Holodynski, M. (2006): Emotionen – Entwicklung und Regulation. Heidelberg: Springer.
- Jantzen, W. (2001): Über die soziale Konstruktion von Verhaltensstörungen – das Beispiel ADS. Zeitschrift für Heilpädagogik, 52, 222-231.
- Keiler, P. (2002): Lev Vygotskij – Ein Leben für die Psychologie. Weinheim: Beltz.
- Leont’ev, A.N. (1971): Probleme der Entwicklung des Psychischen. Frankfurt: Athenäum.
- Liebrand, M. (2007): Lernprobleme: ADHS? Bern: Hans Huber.
- Nussbaum, M. (2010): Die Grenzen der Gerechtigkeit. Behinderung, Nationalität und Spezieszugehörigkeit. Berlin: Suhrkamp.
- Piaget, J. (1975): Das Erwachen der Intelligenz beim Kinde. Ges. Werke, Studienausgabe Band 1, Stuttgart: Klett. (Original 1936).
- Seeger, F. & Hildebrand-Nilshon, M. (2011): Two lines of development: Reconsidering and updating Vygotskij’s argument. In M. Kontopodis, Wulf, Chr. & B. Fichtner (eds.), Children, development and education: Cultural, historical, anthropological perspectives, S. 41-56. Heidelberg: Springer.
- Stern, D. (1992): Die Lebenserfahrung des Säuglings. Stuttgart: Klett-Cotta. Stiegler, B. (2008): Die Logik der Sorge. Frankfurt/Main: Suhrkamp.
- Tomasello, M. (2002): Die kulturelle Entwicklung des menschlichen Denkens. Frankfurt: Suhrkamp. Tomasello, M. (2008): Origins of human communication. Cambridge, Mass.: MIT Press.
- Vygotskij, L.S. (1975): Zur Psychologie und Pädagogik der kindlichen Defektivität. Die Sonderschule, 20, 65-72.
- Vygotskij, L.S. (1992): Geschichte der höheren psychischen Funktionen. Münster: Lit Verlag. Watson, J.B. (1928): Psychological care of infant and child. New York: W.W. Norton.
- Winnicott, D.W. (1964): Further thoughts on babies as persons. In D.W. Winnicott, The child, the family, and the outside world, pp. 85-92. Harmondsworth, England: Penguin Books. (Original 1947.)
- Winnicott, D.W. (1965): The theory of the parent-infant relationship. In The maturational processes and the facilitating environment. Madison, CT: International Universities Press.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1753
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1180
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0