Обучение в контексте жизни

808

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению первых шагов на пути разработки теоретической схемы, которая позволила бы объяснить трудности в обучении, всплывающие в процессе терапевтической работы с детьми, испытывающими сложности с чтением и письмом. Автор предлагает расширить понимание концепции деятельности, заново переосмыслив практико-ориентированные исследования, касающиеся трудностей в обучении. В результате подобного переосмысления возникает множество открытых вопросов о системном взаимоотношении между деятельностью, действиями и операциями, равно как и о соотношении значения и смысла. Значение фундаментальных процессов восприятия по-прежнему остается неясным. Рассмотрение процесса присвоения как направленного на предметы и на человека процесса порождения смыслов, на первый взгляд, помогает в понимании трудностей обучения. Однако на сегодняшний день имеется явно недостаточно практико-ориентированных исследований, которые фокусировались бы на развитии способности читать и писать как на процессе конструирования. В статье обсуждается представление А.Н. Леонтьева о соотношении психики и сознания, а также выдвигается гипотеза о неограниченных возможностях человеческого развития.

Общая информация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Либранд М. Обучение в контексте жизни [Электронный ресурс] // Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии. 2011. № 3. С. 59–76. URL: https://psyjournals.ru/journals/tatigkeitstheorie/archive/2011_n3/47949 (дата обращения: 12.12.2024)

Литература

  1. Ampft, H. (2006): ADHS: Hirnstoffwechselstörung und/ oder Symptom einer kranken Gesellschaft? Psychopharmaka als Mittel einer gelingenden Naturbeherrschung am Menschen. In M. Leuzinger-Bohleber; Y. Brandl & G. Hüther (Hrsg.), ADHS – Frühprävention statt Medikalisierung. Theorie, Forschung, Kontroversen, S. 70-90. (2.Auflage.) Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. 
  2. Fichtner, B. (1987): Schrift und Probleme ihrer Aneignung. In G. Kamper (Hrsg.), Elementare Fähigkeiten in der Alphabetisierung, S. 25-31. (Beiträge der Expertenkonferenz am 24./25. Januar 1987 in der Hochschule der Künste Berlin, Bd.2.) Berlin: Systemdruck.
  3. Fischer, B. (2009): Auch blicken will gelernt sein. Gehirn und Geist, 5, S. 60-65.
  4. Grimm, T. & Warnke, A. (2002): Legasthenie. In C. Rieß & L. Schöls (Eds.), Neurogenetic, S. 285-289. (2. Auflage.) Stuttgart: Kohlhammer.
  5. Grissemann, H. (1996): Von der Legasthenie zum gestörten Schriftspracherwerb: Therapeutische und sprachdidaktische Konsequenzen eines gewandelten psychologischen und sonderpädagogischen Konzepts. Bern, Göttingen: Huber.
  6. Kuckherrman, R., Wigger-Kösters, A. (1985): Die Waren laufen nicht allein zum Markt…. Die Entfaltung von Tätigkeit und Subjektivität. Köln: Pahl-Rugenstein.
  7. Jansen, H. & Skowornek, H. (1997): Lese- und Rechtschreibschwäche und funktionaler Analphabetismus in der Sekundarstufe I. Abschlussbericht. Bielefeld: Universität Bielefeld.
  8. Leont’ev, A.N. (1950): Empfindungen, Wahrnehmung und Aufmerksamkeit der Kinder im Grundschulal­ter. In L.I. Božovic, A.N. Leontjew, N.G. Morozova & D.B. Elkonin, Abriss der Psychologie des Kindes (Grundschulalter), S. 39–76. Moskau: APN (Akademie der Pädagogischen Wissenschaften). Abdruck der Übersetzung von Maschke-Luschberger, I. und Bearbeitung von Rückriem, G., Online im Inter­net: URL: http://www. ich-sciences.de [Stand: 20.5.2006].
  9. Liebrand, M. (2007): Lernprobleme: ADHS? Fallanalysen aus der Lerntherapie. Bern: Huber.
  10. Pennington, B.F. (1999): Toward an integrated understanding of dyslexia: Genetic, neurological and cognitive mechanisms. Development and Psychopathology, 11, 16, pp. 29-54.
  11. Schneider, W., Küspert, P., Roth, E., Vise, M. & Marx, H. (1997): Short- and long-term effects of training phonological awareness in kindergarten: Evidence from two German studies. Journal of Experimen­tal Child Psychology, 66, pp. 311-340.
  12. Schneider, W., Näslund, C. (1999): Impact of early phonological processing skills on reading and spelling in school: Evidence from the Munich Longitudinal Study. In F.E. Weinert & W. Schneider (Eds.), In­dividual development from 3 to 12: Findings from the Munich Longitudinal Study. Cambridge: Cambridge University Press.
  13. Schulte-Körne, G. (2002): Legasthenie: Zum aktuellen Stand der Ursachenforschung, der diagnostischen Methoden und der Förderkonzepte. Bochum: Winkler.
  14. Vygotskij, L.S. (1975): Zur Psychologie und Pädagogik der kindlichen Defektivität. Die Sonderschule, 20, S. 65-72.

Информация об авторах

Либранд Маргарет, научный сотрудник Института повышения квалификации учителей и школы развития, г. Гамбург, Гамбург, Германия, e-mail: margareteliebrand@alice-dsl.de

Метрики

Просмотров

Всего: 1332
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 808
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0