«Лекции и статьи по педологии» Выготского – опыт интерпретации

621

Аннотация

Выготский был педологом. Почти половина его работ, как мы увидим, посвящена педологии. Но в огромном массиве литературы о Выготском эти факт не только почти не упоминаются, многие исследователи просто игнорируют их. Мы в данный момент работаем над связью Выготского и педологии в свете трех взаимосвязанных вопросов: почему Выготский был так увлечен педологией? Каково значение данного факта для интерпретации его работ? Каковы глубинные причины – кроме очевидного факта, что термин «педология» систематически исключался из всех изданий, включая Собрание Сочинений 1986-го года – систематического игнорирования педологической работы Выготского в исследованиях его наследия? Наше продолжающееся исследование – это настоящее интерпретативное приключение и почти детективный роман. Конечно, в данной публикации мы не ответим в полной мере на все эти вопросы.

Общая информация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шнюли Б., Леопольдоф-Мартин И. «Лекции и статьи по педологии» Выготского – опыт интерпретации [Электронный ресурс] // Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии. 2011. № 4. С. 37–52. URL: https://psyjournals.ru/journals/tatigkeitstheorie/archive/2011_n4/52955 (дата обращения: 18.07.2024)

Литература

  1. Barnes, D. (1932): La paidologia. Madrid : Espasa-Calpe, S.A.
  2. Chrisman, O. (1896): Paidologie. Entwurf zu einer Wissenschaft des Kindes. Inauguraldissertation. Jena: Universitat Jena.
  3. Claparede, E. (1906): La pedologie. La Famille. Journal pour tous, 16, pp. ???.
  4. Claparede, E. (1911): Psychologie de l’enfant et pedagogie experimentale. Geneve: Kundig.
  5. Clot, Y. (in press): Le diagnostic de la crise en psychologie de Vygotski en 1926 est-il encore juste? Paris: Dispute.
  6. Depaepe, M. (1985): Science, technology and paedology: The concept of science at the „faculte Internationale de pedologie in Brussels (1912-1914). Scientia Paedagogica Experimentalis, 22(1), 14-29.
  7. Depaepe, M. (1993): Zum Wohl des Kindes? Padologie, padagogische Psychologie und experimentelle Padagogik in Europa und den USA, 1890 – 1940. Weinheim und Leuwen.
  8. Depaepe, M. (2001): La recherche experimentale en education de 1890 a 1940: les processus sousjacents au developpement d’une discipline en Europe de l’Ouest et aux Etats-Unis. In R. Hofstetter & B. Schneuwly (Ed.), Le pari des sciences de l’education, pp. 29-57. Bruxelles: De Boeck.
  9. Hofstetter, R. (2010): Geneve: creuset des sciences de l'eduation (fin du XIXe siecle - premiere moitie du XXe siecle). Geneve: Droz.
  10. Meccacci, L. (1983): Vygotkij. Antologia di scritti. Bologna: Il Molino.
  11. Ruckriem, G. (1996): Kinder als Symptomtrager? Was wir von der Padologie heute lernen konnten. In: J.W. Erdmann, G. Ruckriem, E. Wolf (Hrsg.), Kindheit heute. Differenzen und Gemeinsamkeiten. Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 9-41.
  12. Seve, L. (1998): Nature, science, dialectique : un chantier
  13. Schuyten, M.C. (1912): Sur l’importance des sciences pedologiques (Discours prononce a la séance d’ouverture). In I. Ioteyko (Ed.), 1er congres international de pedologie (tome I, pp. 18-22). Bruxelles: Misch & Thron.
  14. Trombetta, C. (2004): Psicologia dell'educazione e pedologia. Contributo storico-critico. Milano: Franco Angeli.
  15. Vygodskaja, G.L. & Lifanova, T.M. (1996): Лев Семенович Выготский. Жизнь, деятельность, штрихи к портрету. [Lev Semenovič Vygotskij, Life, activity and traits to portrait.]. Москва: Смысл.
  16. Vygotsky, L.S. (1926): Педагогическая психология. [Pedagogical psychology]. М. Работник просвещения.
  17. Vygotsky, L.S. (1927/1999): La signification historique de la crise de la psychologie. Neuchatel et Paris: Delachaux et Niestle.
  18. Vygotsky, L.S. (1928): Проблема культурного развития.ребенка [The problem of the cultural development of the child]. Pedologija. 1, 58-77.
  19. Vygotsky, L.S. (1929): The problem of the cultural development of the child. Journal of Genetic Psychology. 36, 415-32.
  20. Vygotsky, L.S. (1929a): Педология подростка. [Pedology of the adolescent]. Задания 1-4. М.: БЗО, 2МГУ.
  21. Vygotsky L.S. & Luria, A.R. (1930): Этюды по истории поведения. Обезьяна, примитив, ребенок. М. Л.: Госиздат.
  22. Vygotsky L.S. (1930): Педология подростка. Половое созревание. [Pedology of the adolescent. Sexual maturing]. Задания 5-8. М.: БЗО, 2МГУ.
  23. Vygotsky L.S. (1931): К вопросу о педологии и смежныe с нею науках. [The problem of pedology and close sciences]. Pedologija. 3, 52-58.
  24. Vygotsky L.S. (1931a): К voprosu о pedologii i smezhnykh s neju naukah. [Du probleme de la pedologie et des sciences voisines]. Pedologija. 3, 52-58.
  25. Vygotsky L.S. (1931b): Педология подростка. Часть III. Психология подростка.Часть IV. Социальные проблемы педологии переходного возраста. [Pedology of the adolescent. Part III. Psychology of the adolescent, part IV. Social problems at the age of transition]. Задания 9-16. М.Л.: Гос. Учебно- Педагогическое Издательство.
  26. Vygotsky, L.S. (1933/35/ 2006): О педологическом анализе педагогического процесса [Pedological analysis of the pedagogical process]. In L. S. Vygotski, Umstvenoe rasvitie detej v processe obuchenija (pp. 116-134). Moscow/ Leningrad: Uchpedgiz.
  27. Vygotsky, L.S. (1933-34/1996): Лекции по педологии. [Lectures on pedology]. Ijevsk : Edition University of Udmourty.]
  28. Vygotsky, L.S. (1934): Мышление и речь. [Thinking and Speech]. Огиз-Соцегиз: М. Л.
  29. Vygotsky, L.S. (1935): Основы педологии. [Foundations of pedology]. Leningrad : Gosudarstvennij PedagogicheskijInstitut Imeni A.I. Gerzena.
  30. Zavershneva, E.Y. & Osipov, M.E. (2010): Oсновные поправки к тексту ≪Исторический смысл психологического кризиса ≫. Опубликованному в 1982г. в Cобрание Cочинений [Sobranie Sochinenij] Л.С. Выготского. Vygotskogo. [Main corrections to the text ≪ The historical significance of the crisis in psychology≫, published in 1982 in Sobranie Sochinenij, L.S. Vygotski]. Voprosy psikhologii, 1, 92-102.

Информация об авторах

Шнюли Бернард, Профессор, факультет образовательных наук, Женевский университет., Германия, e-mail: Bernard.Schneuwly@unige.ch

Леопольдоф-Мартин Ирина, PhD, научный сотрудник кафедры педагогических наук Университета Женевы, Женева, Швейцария, e-mail: Irene.Leopoldoff@unige.ch

Метрики

Просмотров

Всего: 1839
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 621
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2