Особенности социальной ситуации развития детей в современных российских условиях

1215

Аннотация

С точки зрения культурно-исторического подхода в психологии, который был предложен Л.С.Выготским и разработан в советской и российской психологии, онтогенез ребенка должен изучаться в социо-историческом контексте. При анализе онтогенеза необходимо принимать во внимание как внутренние процессы развития ребенка, так и внешние социальные условия. Для определения этой неразрывной и сложной комбинации Л.С.Выготский ввел термин «социальная ситуация развития». В связи с быстрыми социальными переменами в современной России, необходим новый анализ специфики социальной ситуации развития типичной для разных возрастных периодов. С нашей точки зрения, сегодня меняются многие внешние и внутренние компоненты социальной ситуации развития. Самые важные взаимосвязанные изменения включают: 1. Ухудшение психического и соматического здоровья детей всех возрастов. 2. Изменения в мотивации и структуре ценностных ориентаций детей и подростков. 3. Трансформация институтов семьи и брака, ведущая к изменениям в детско-родительских отношениях и условиях семейного воспитания. 4. Модификации информационной среды (распространение компьютерных технологий, увеличение влияния средств массовой информации и т.д.). 5. Увеличение требований социальной среды к детям (главным образом в образовании), наряду с недостаточным понимание возрастных психологических и физиологических особенностей ребенка. 6. Изменения в образе жизни детей в результате процессов урбанизации, требований безопасности, увеличения миграции и т.д. 7. Изменения в культурной среде в связи с процессами глобализации (главным образом в связи с снижением влияния традиционных норм). 8. Изменения в системе образования (разнообразие учебных заведений, разный уровень навыков учителей и т.д.) По нашему мнению, эти изменения недостаточно учитываются как в разработке практических методов работы с детьми, так и в выполнении научных исследований. В то же время данные факторы могут иметь определяющее значение, поскольку социальная ситуация развития определяет как динамику психического онтогенеза в каждом возрастном периоде, так и качественные своеобразные психологические образования в конце каждого периода.

Общая информация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Султанова А.С., Иванова И.А. Особенности социальной ситуации развития детей в современных российских условиях [Электронный ресурс] // Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии. 2011. № 4. С. 53–64. URL: https://psyjournals.ru/journals/tatigkeitstheorie/archive/2011_n4/52956 (дата обращения: 21.11.2024)

Литература

  1. Abramenkova, V.V. (2008): Social psychology of childhood. Moscow: PER SE. [In Russian].
  2. Еidemiller, E.G. & Ustickis, V. (2008): Psychology and Psychotherapy of family. Petersburg: Piter. [In Russian].
  3. Golikova, T.A. (2010): About the implementation in 2007-2009 of activities of plan realization of Demographic Policy Concept of the Russian Federation until 2025, aimed at improving the health status of women, children and adolescents. URL: http://www.minzdravsoc.ru/health/prior/52 [19 January 2010] [In Rus -sian].
  4. Glozman, J.M., Potanina, A.J. & Soboleva, A.E. (2008): Neuropsychological diagnostics at preschool age. S.-Petersburg: Piter. [In Russian].
  5. Federal State Statistics Service (2010): Health care service. URL: http://www.gks.ru/wps/portal/OSI_N/ZDRAV# [April 2010] [In Russian].
  6. Feldshtein, D.I. (2005): The speech at the conference at Moscow psychological society. URL: http://www.raop.ru/index.php?id=184 [December, 13, 2005]. [In Russian].
  7. Leontiev, A.N. (1983): Selected psychological works. In 2 tt. T. 1. Moscow: Pedagogy. [In Russian].
  8. Morozov A.V. (2009): The Influence of mass media on the development of a child. In: The set of materials of Russian conference with international participation, p. 296-301. St. Petersburg. [In Russian].
  9. Nikolaeva, V.V. (1987): The influence of chronic disease on the psyche. Moscow: Moscow State University. [In Russian]. PISA (2009): The OECD Programme for International Student Assessment (PISA) 2009 Results: Executive
  10. Summary. URL: http://www.oecd.org/dataoecd/34/60/46619703.pdf.
  11. Smirnova, E.O. (2009): General Trend of the Development of Modern Child’s Subculture. In: Another childhood: Collection of scientific articles, pp. 311-339. Moscow: MSTU. [In Russian].
  12. Sultanova, A.S. & Ivanova, I.A. (2009): Influence of perinatal pathology of central nervous system on mental health of preschool children. In: World congress 2009 of the world Federation for mental health ≪Working together for Mental Health≫. September, 2-6, 2009. Athens, Greece. Abstracts Issue. /Psychiatriki. Vol. 20 (supplement 1), pp. 99-100.
  13. Vygotsky, L.S. (1984): The Collected Works of L.S. Vygotsky. In 6. tt. Vol. 4. Child psychology. Pedology of teenager. Moscow: Pedagogy. [In Russian].
  14. Vul`fov, B.Z., Siniagin, U.V., Siniagina, N.Y. & Selezneva, E.V. (2007): Interests and needs of today’s children and adolescents. Saint-Petersburg: KARO. [In Russian].

Информация об авторах

Султанова Альфия Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» Российской академии образования, Москва, Россия, e-mail: alfiya_sultanova@mail.ru

Иванова Ирина Анатольевна, кандидат физико-математических наук, ведущий специалист, Психологический центр «Сателлит», Москва, Россия, e-mail: irina_a_ivanova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5401
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1215
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0