Изучение внутренней речи и высших психологических функций через профили речи

824

Аннотация

Начальной точкой культурно-исторического взгляда является утверждение, что индивидуальное сознание и любые другие высшие умственные процессы - включая речь - имеют социальное происхождение. Способность говорить и любая языковая деятельность стоят в центре социальной и личной жизни. Во-первых, в статье дается введение в культурно-историческую психолингвистику. Во-вторых, внутренняя речь описывается как точка отсчета для многих умственных процессов: это важная способность, центральная для нашего сознания (в целом), а также необходимая для высших психических функций (в частности). Внутренняя речь сочетает коммуникативные и когнитивные навыки. На этом основании выстраивается расширенная концепция внутренней речи, охватывающая интенсивные исследования внутренней речи в советской психологии и современные работы в этой области. В-третьих, профили речи используются как отправная точка эмпирического исследования взаимосвязи речи и мышления. Представлены общие результаты такого исследования, касающиеся профилей речи в решении задач. В статье представлены четыре типа речи-мышления. Они характеризуются как прагматический, разговорчивый, сомневающийся и молчаливый. Эти типы демонстрируют разные стратегии решения задач. Связь между профилем речи и мышлением очевидна. В-четвертых, обсуждаются дальнейшие возможности и сложности в работе с профилями речи.

Общая информация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Верани А. Изучение внутренней речи и высших психологических функций через профили речи [Электронный ресурс] // Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии. 2011. № 5. С. 51–85. URL: https://psyjournals.ru/journals/tatigkeitstheorie/archive/2011_n5/52892 (дата обращения: 17.05.2024)

Литература

  1. Achutina, T.V. (2004). Vygotskijs „Innere Rede“: zum Schicksal eines Konzepts. [Vygotsky’s „Inner Speech“: the destiny of a concept] In K. Ehlich & K. Meng (Hrsg.). Die Aktualität des Verdrängten (pp. 93-108). Heidelberg: Synchron Publishers.
  2. Achutina, T.V. (1978). The role of inner speech in the construction of an utterance. In Soviet psychology 16, 3, 3-31.
  3. [Ananev, B.G.] Ananjew, B.G. (1963). Psychologie der sinnlichen Erkenntnis. [Psychology of sensorial cognition] Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften.
  4. Bakhtin, M. M. (1986). Speech genres & other late essays. Austin (TX): University of Texas Press.
  5. Bartl, C. & Dorner, D. (1998). Sprachlos beim Denken – zum Einfluss von Sprache auf die Problemloseund Gedachtnisleistung bei der Bearbeitung eines nicht-sprachlichen Problems. [Speechless when thinking – about the role of speech for problem solving] Sprache und Kognition, 17(4), 224-238.
  6. Bertau, M.-C. (2011). Anreden, Erwidern, Verstehen. Elemente einer Psycholinguistik der Alterität. [Addressing, replying, and understanding. Elements of a psycholinguistics of alterity.] Berlin: lehmanns media.
  7. Bertau, M.-C. (2008). Voice: A pathway to consciousness as ‘social contact to oneself’. International Psychological and Behavorial Science, 42(1), 93-113.
  8. Bertau, M.-C. (2004). Aspects of the dialogical self. Berlin: Lehmanns Media.
  9. Buhler, K. (1934/1990). Theory of Language: the representational function of language. Amsterdam u.a.: John Benjamins Pub Co.
  10. Clot, Y. (2005). L’autoconfrontation croisee en analyse du travail - l’apport de la theorie bakhtinienne du dialogue [Crossed autoconfrontation in analysis of work – the contribution of Bakhtin's theory of dialogue]. In L. Fillettaz & J. P. Bronckart (Eds.), L’analyse des actions et des discours en situation de travail. Concepts, méthodes et applications (pp. 37-55). Leuven: Peeters.
  11. Flick, U. (2010). Qualitative Sozialforschung. [Qualitative social research] Reinbek bei Hamburg: Rowohlt.
  12. Friedrich, J. (1993). Der Gehalt der Sprachform. Paradigmen von Bachtin bis Vygotskij. [The content of the form of language. Paradigms from Bakhtin to Vygotsky] Berlin: Akademie.
  13. [Gal’perin, P.] Galperin, P.J. (1957/1972). Die geistige Handlung als Grundlage fur die Bildung von Gedanken und Vorstellungen. [Mental action as a basis for the formation of thought and imagination] In P.J. Galperin & A.N. Leontjew (Eds.), Probleme der Lerntheorie (pp. 33-49). Berlin: Volk und Wissen.
  14. Harre, R. & van Langenhove, L. (1999). Positioning theory: Moral contexts of intentional action. Oxford (UK): Blackwell.
  15. Hermans, H. J. M. (2001). The dialogical self: Toward a theory of personal and cultural positioning. Culture & Psychology, 3, 243–281.
  16. Hildebrand-Nilshon, M. (2004): Zum Kontext von Sprache und Kommunikation in den Arbeiten von L.S. Vygotskij und A.N. Leont’ev. [The context of language and communication in the work of L.S. Vygotsky and A.N. Leont’ev] In K. Ehlich & K. Meng (Eds.), Die Aktualität des Verdrängten (pp. 227- 253). Heidelberg: Synchron Publishers.
  17. Hormann, H. (1981). Einführung in die Psycholinguistik. [Introduction to psycholinguistics] Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft.
  18. Humboldt, W.v. (1827/1995): Uber den Dualis. [On the dua] In M. Bohler (Ed.), Wilhelm von Humboldt.Schriften zur Sprache (pp. 21-29). Stuttgart: Reclam.
  19. Humboldt, W.v. (1830-35/1995). Einleitung zum Kawi-Werk. [Introduction to the Kawi] In M. Bohler (Ed.), Wilhelm von Humboldt. Schriften zur Sprache (pp. 30-207). Stuttgart: Reclam.
  20. Keiler, P. (2002). Lev Vygotskij – ein Leben für die Psychologie. [Lev Vygotsky – a life for psychology] Weinheim und Basel: Beltz.
  21. Keiler, P. (1997). Feuerbach, Wygotski und Co. [Feuerbach, Vygotsky, and Company] Berlin, Hamburg: Argument.
  22. Knobloch, C. (2003). Geschichte der Psycholinguistik. [A history of psycholinguistics] In G. Rickheit, Th. Hermann & W. Deutsch (Eds.), Psycholinguistik ein internationales Handbuch (pp. 15-33). Berlin, New York: de Gruyter.
  23. Kratzmeier, H. & Horn, R. (1988). Standard Progressive Matrices (SPM) manual. Weinheim: Beltz Test Gesellschaft.
  24. Leont’ev, A.A. (1984). Sprachliche Tatigkeit. [Language activity] In A.A. Leont’ev; A.N. Leont’ev & E.G. Judin (Eds.), Grundfragen einer Theorie der sprachlichen Tätigkeit (pp. 31-44). Berlin: Akademie.
  25. [Leont’ev, A.A.] Leontjew, A.A. (1975). Psycholinguistische Einheiten und die Erzeugung sprachlicher Äusserungen. [Psycholinguistic units and the production of language utterances] Berlin: Akademie.
  26. Lucius-Hoene, G.; Deppermann, A. (2004). Narrative Identitat und Positionierung. [Narrative identity and positioning] Gesprächsforschung – Online-Zeitschrift zur verbalen Interaktion, 5, 166-183 (www.gespraechsforschung-ozs.de).
  27. Luria, A. R. (1982). Language and cognition. New York u.a.: John Wiley and Sons.
  28. Mercer, N. & Littleton, K. (2007) Dialogue and the development of children's Thinking: a sociocultural approach. London: Routledge.
  29. Osgood, C. & Sebeok, T.A. (1954, Eds.). Psycholinguistics: A survey of theory and research problems. Baltimore, MD.
  30. Rojas-Drummond, S., Gomez, L. & Velez, M. (2008). Dialogue for reasoning. Promoting exploratory talk and problemsolving in the primaryclassroom. In B. van Oers, W. Wardekker, E. Elbers, R. van der Veer (Eds.), The transformation of learning. Advances in cultural historical activity theory (pp. 319- 341). New York: Cambridge University Press.
  31. Sappok, Ch. (1999). Zur Psycholinguistik in Russland. [Psycholinguistics in Russia] In H. Jachnow, & K.D. Seemann, (Eds.), Handbuch der sprachwissenschaftlichen Russistik und ihrer Grenzdisziplinen (pp. 1191-1214). Wiesbaden: Harrassowitz.
  32. Schall, S. (2011). Forensische Linguistik. [Forensic linguistics] In K. Knapp, G. Antos, M. Becker-Mrotzek, A. Deppermann, S. Gopferich, J. Grabowski, M. Klemm & C. Villiger (Eds.), Angewandte Linguistik (pp. 600-618). Tubingen und Basel: Franck.
  33. Sokolov, A.N. (1972). Inner speech and thought. New York: Plenum Press.
  34. Steinthal, H. (1970) Kleine sprachtheoretische Schriften. [Small works on language theory] Bumann, W. (Ed.). Hildesheim, New York, VII-XII: Olms.
  35. Steinthal, H. (1881/1972). Einleitung in die Psychologie und Sprachwissenschaft.2 [Introduction to psychology and linguistics] Berlin. In W. Bumann (Hrsg.), Heymann Steinthal. Abriss der Sprachwissenschaft. Bd. 1. Hildesheim, New York: Georg Olms.
  36. Steinthal, H. (1851): Der Ursprung der Sprache, im Zusammenhang mit den letzten Fragen alles Wissens. [Genesis of language in relation to the final questions of all knowledge] Berlin: Dummler.
  37. Valsiner, J. & Van der Veer, R. (2000). The social mind. Construction of the idea. Cambridge: University Press.
  38. VisMaster (2011). Visual Analytics Process. http://www.vismaster.eu/faq/the-visual-analytics-process. Version 03 2011.
  39. Vygotsky, L.S. (1934/1987). Thinking and speech. In R. W. Rieber & A. S. Carton (Ed.), The collected works of Vygotsky, Problems of general psychology, Volume 1 (pp. 37-285). New York and London: Plenum. [Deutsch: Vygotskij, L.S. (1934/2002): Denken und Sprechen. Weinheim und Basel: Beltz.]
  40. Vygotsky, L. S. (1931/1997). The history of the development of higher mental functions In R. W. Rieber (Ed.), The collected works of Vygotsky, The history of the development of higher mental functions, Volume 4. New York: Plenum Press. [Deutsch: Vygotskij, L.S. (1931/1992): Geschichte der hoheren psychischen Funktionen. Fortschritte der Psychologie Bd. 5. Munster, Hamburg: Lit.]
  41. Vygotsky, L.S. (1931/1998). Dynamics and structure of the adolescent’s personality (Ch. 5). In R.W. Rieber (Ed.), The collected works of L.S. Vygotsky. Volume 5 (pp. 167-184). Child Psychology. New York and London, Plenum Press. [Deutsch: [Vygotskij, L.S.] Wygotski, L.S. (1931/1987): Padologie des fruhen Jugendalters. In J. Lompscher (Hrsg.), Lew Wygotski. Ausgewahlte Schriften. Band 2 (S. 307-658). Koln: Pahl-Rugenstein.]
  42. Vygotsky, L.S. (1930a/1997). On psychological systems (Ch. 6). In R.W. Rieber & J. Wollock (Eds.), The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 3. Problems of the theory and history of psychology (pp. 91- 107). New York and London, Plenum Press. [Deutsch: [Vygotskij, L.S.] Wygotski, L.S. (1930a/1985): Psychische Systeme. In J. Lompscher (Hrsg.), Lew Wygotski. Ausgewahlte Schriften. Band 1 (S. 319- 352). Koln: Pahl-Rugenstein.]
  43. Vygotsky, L.S. (1930b/1997). The instrumental method in psychology (Ch. 5). In R.W. Rieber & J. Wollock (Eds.), The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 3. Problems of the theory and history of psychology (pp. 85-89). New York and London, Plenum Press. [Deutsch: [Vygotskij, L.S.] Wygotski, L.S. (1930b/1985): Die instrumentelle Methode in der Psychologie. In J. Lompscher (Hrsg.), Lew Wygotski. Ausgewahlte Schriften. Band 1 (S. 309-317). Koln: Pahl-Rugenstein.]
  44. Werani, A. (2011). Inneres Sprechen – Ergebnisse einer Indiziensuche. [Inner speech – empirical evidence based on speech profiles] Berlin: Lehmanns Media.
  45. Werani, A. (2012, in press). A review of inner speech in the cultural-historical tradition In A. Yasnitsky, R. van der Veer & R. Ferrari, M. (Eds.), Handbook of cultural-historical theory. Cambridge: Cambridge Univerity Press.
  46. Wertsch, J.V. (1985). Vygotsky and the social formation of mind. Cambridge/Mass., London: Harvard Univ. Press.

Информация об авторах

Верани Анке, PhD, приват-доцент доктор Института фонетики и обработки речи Мюнхенского университета им. Людвига Максимилиана, Мюнхен, Германия, e-mail: anke.werani@lmu.de

Метрики

Просмотров

Всего: 1790
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 824
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0