Когнитивный резерв как психологический и психофизиологический ресурс в период старения

132

Аннотация

Когнитивное старение, как и биологическое, — гетерогенный и сугубо индивидуальный процесс, в результате которого даже у людей, физиологически имеющих повреждения мозга, ассоциируемые с болезнью Альцгеймера (выявленные при посмертных исследованиях), могут не проявляться нарушения в работе когнитивных функций. Статья представляет собой обзор современных исследований феномена когнитивного резерва. Представлены основные компоненты когнитивного резерва, предложенные Я. Штерном, а также факторы и возможные эмпирические подходы к изучению когнитивного резерва. Среди факторов внимание уделяется образованию, билингвизму, эмоциональным процессам и работе норадреналина. Рассматриваются психологические и психофизиологические методы изучения когнитивного резерва, в частности модель изучения когнитивного резерва М. Нуцци (M. Nucci), и возможности исследования когнитивного резерва с помощью ПЭТ. В заключение приводятся возможности применения данного концепта на российской выборке и возможная специфика подобных исследований.

Общая информация

Ключевые слова: когнитивный резерв, старение, когнитивные факторы, когнитивные функции при старении, когнитивные функции, эмоциональные процессы

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Финансирование. Статья подготовлена в рамках проекта, поддержанного РФФИ № 16-06-00086 «Когнитивный резерв как фактор уровня качества жизни в пожилом возрасте».

Для цитаты: Стрижицкая О.Ю. Когнитивный резерв как психологический и психофизиологический ресурс в период старения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2016. Том 6. № 2. С. 79–87.

Литература

 A population-based cohort study of undervaccination in 8 managed care organizations across the United States / Glanz J. M., Newcomer S. R., Narwaney K. J., Hambidge S.J., Daley M. F., Wagner N. M., McClure D. L., Xu S., Lee G. M., Rowhani-Rahbar A., Nelson J. C., Donahue J. G., Naleway A. L., Nordin J. D., Lugg M. M., Weintraub E. S // JAMA pediatrics. 2013. Vol. 167, N 3. P. 274–281.

Daniels D., Jiles R. B., Klevens R. M., Herrera G. A. Undervaccinated African-American preschoolers: A case of missed opportunities // American journal of preventive medicine. 2001. Vol. 20, N .4. P. 61–68.

Nonmedical exemptions to school immunization requirements: secular trends and association of state policies with pertussis incidence / Ome S. B., Pan W. K., Halsey N. A., Stokley S., Moulton L. H., Navar A. M., Pierce M., Salmon D. A. // JAMA. 2006. Vol. 296, N 14. P. 1757–1763.

Understanding vaccine hesitancy around vaccines and vaccination from a global perspective: A systematic review of published literature, 2007–2012 / Larson H. J., Jarrett C., Eckersberger E., Smith D.M., Paterson P. // Vaccine. 2014. Vol. 32, N 19. P. 2150–2159.

Parents’ Choices and Rationales for Alternative Vaccination Schedules A Qualitative Study / Saada A., Lieu T. A., Morain S. R., Zikmund-Fisher B. J., Wittenberg E. // Clinical pediatrics. 2015. Vol. 54, N 3. P. 236–243.

Qualitative analysis of mothers’ decision-making about vaccines for infants: the importance of trust / Benin A. L., Wisler-Scher D. J., Colson E., Shapiro E. D., Holmboe E. S. // Pediatrics. 2006. Vol. 117, N 5. P. 1532–1541.

Gust D. A., Darling N., Kennedy A., Schwartz B. Parents with doubts about vaccines: which vaccines and reasons why // Pediatrics. 2008. Vol. 122, N 4. P. 718–725.

Dempsey A. F., Schaff er S., Singer D., Butchart A., Davis M., Freed G. L. Alternative vaccination schedule preferences among parents of young children // Pediatrics. 2011. Vol. 128, issue 5. P. 848–856.

Communicating with parents about vaccination: a framework for health professionals / Leask J., Kinnersley P., Jackson C., Cheater F., Bedford H., Rowles G. // BMC pediatrics. 2012. Vol. 12, N 1. P. 154.

Rosenstock I. M., Strecher V. J., Becker M. H. Social learning theory and the health belief model // Health Education & Behavior. 1988. Vol. 15, N 2. P. 175–183.

Eritsyan K., Antonova N., Tsvetkova L. Studies of anti-vaccination behavior and attitudes: results of a systematic review // Psychology in Russia: State of Art (в печати).

Carpenter C. J. A meta-analysis of the eff ectiveness of health belief model variables in predicting behavior // Health communication. 2010. Vol. 25, N 8. P. 661–669.

Антонова Н. А., Ерицян К. Ю., Дубровский Р. Г., Спирина В. Л. Отказ от вакцинации: качественный анализ биографических интервью // Теория и практика общественного развития. 2014. № 20. С. 208–211.

Телефонный опрос. Описание методики. URL: https://rcsoc.spbu.ru/12-metody/340-telefonnyjopros.html (дата обращения: 25.03.2016).

Nevo B. Face validity revisited // Journal of Educational Measurement. 1985. Vol. 22, N 4. P. 287–293.

Attitudes towards vaccination: users of complementary and alternative medicine versus non-users / Zuzak T. J., Zuzak-Siegrist I., Rist L., Staubli G., Simoes-Wust A. P. // Swiss medical weekly. 2008. Vol. 138, N 47. P. 713.

Participation in and attitude towards the national immunization program in the Netherlands: data from population-based questionnaires / Mollema L., Wijers N., Hahné S. J., van der Klis F. R., Boshuizen H. C., de Melker H. E. // BMC public health. 2012. Vol. 12, N 1. P. 57.

Meta-analysis of the relationship between risk perception and health behavior: the example of vaccination / Brewer N. T., Chapman G. B., Gibbons F.X., Gerrard M., McCaul K. D., Weinstein N. D. // Health Psychology. 2007. Vol. 26, N 2. P. 136. 

Информация об авторах

Стрижицкая Ольга Юрьевна, доктор психологических наук, Профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии, факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7141-162X, e-mail: o.strizhitskaya@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 237
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 132
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2