Когнитивный резерв как психологический и психофизиологический ресурс в период старения

61

Аннотация

Когнитивное старение, как и биологическое, — гетерогенный и сугубо индивидуальный процесс, в результате которого даже у людей, физиологически имеющих повреждения мозга, ассоциируемые с болезнью Альцгеймера (выявленные при посмертных исследованиях), могут не проявляться нарушения в работе когнитивных функций. Статья представляет собой обзор современных исследований феномена когнитивного резерва. Представлены основные компоненты когнитивного резерва, предложенные Я. Штерном, а также факторы и возможные эмпирические подходы к изучению когнитивного резерва. Среди факторов внимание уделяется образованию, билингвизму, эмоциональным процессам и работе норадреналина. Рассматриваются психологические и психофизиологические методы изучения когнитивного резерва, в частности модель изучения когнитивного резерва М. Нуцци (M. Nucci), и возможности исследования когнитивного резерва с помощью ПЭТ. В заключение приводятся возможности применения данного концепта на российской выборке и возможная специфика подобных исследований.

Общая информация

Ключевые слова: когнитивный резерв, старение, когнитивные факторы, когнитивные функции при старении, когнитивные функции, эмоциональные процессы

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Финансирование. Статья подготовлена в рамках проекта, поддержанного РФФИ № 16-06-00086 «Когнитивный резерв как фактор уровня качества жизни в пожилом возрасте».

Для цитаты: Стрижицкая О.Ю. Когнитивный резерв как психологический и психофизиологический ресурс в период старения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2016. № 2. С. 79–87.

Литература

Стрижицкая О. Ю. Современные проблемы психологии старения // Здоровая личность / под ред. Г. С. Никифорова . СПб.: Речь, 2013. С. 336–355.

Clinical, pathological, and neurochemical changes in dementia: A subgroup with preserved mental status and numerous neocortical plaques / Katzman R., Terry R., DeTeresa R., Brown T., Davies P., Fuld P., Peck A. // Annals of Neurology. 1988. Vol. 23. P. 138–144.

Stern Y. Cognitive reserve // Neuropsychologia. 2009. Vol. 47, N 10. P. 2015–2028.

Stern Y. Cognitive reserve in ageing and Alzheimer’s disease // Lancet Neurol. 2012. November. Vol. 11, N 11. P. 1006–1012.

Barulli D., Stern Y. Efficiency, capacity, compensation, maintenance, plasticity: emerging concepts in cognitive reserve // Trends in Cognitive Sciences. 2013. Vol. 17, N 10. P. 502–509.

Katzman R. Education and the prevalence of dementia and Alzheimer’s disease // Neurology. 1993. N 43. P. 13–20.

Nucci M., Mapelli D., Mondini S. The cognitive Reserve Questionnaire (CRIq): a new instrument for measuring the cognitive reserve // Aging clinical and experimental research. 2012. Vol. 24, N 3. P. 218–226.

Morbelli S., Nobili F. Cognitive reserve and clinical expression of Alzheimer’s disease: evidence and implications for brain PET imaging // American journal of nuclear medicine and molecular imaging. 2014. Vol. 4, N 3. P. 239–247.

Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. 168 с.

Robertson I. A right hemisphere role in cognitive reserve// Neurobiology of Aging. 2014. Vol. 35, N 6. P. 1375–1385.

Gold B. T. Lifelong bilingualism and neural reserve against Alzheimer’s disease: A review of findings and potential mechanisms // Behavioural Brain Research. 2015. Vol. 281. P. 9–15.

Bilingualism delays age at onset of dementia, independent of education and immigration status / Alladi S., Bak T. H., Duggirala V., Surampudi B., Shailaja M., Shukla A. K., Chaudhuri J. R., Kaul S. // Neurology. 2013. Vol. 81. P. 1938–1944.

Bak T. H., Nissan J. J., Allerhand M. M., Deary I. J. Does bilingualism influence cognitive aging // Ann Neurol. 2014. Vol. 75. P. 959–963.

The neuroprotective effects of bilingualism upon the inferior parietal lobule: A Structural Neuroimaging Study in Aging Chinese Bilinguals / Abutalebi J., Canini M., Della Rosa P. A., Sheung L. P., Green D. W., Weekes B. S.// J. Neurolinguis. 2014. Vol. 33. P. 3–13.

Urry H. L., Gross J. J. Emotion Regulation in Older Age // Current Directions In Psychological Science (Sage Publications Inc.). 2010. Vol. 19, N 6. P. 352–357.

Charles S. T., Mather M., Carstensen L. L. Aging and emotional memory: The forgettable nature of negative images for older adults // Journal of Experimental Psychology: General. 2003. Vol. 132. P. 310–324.

Cognitive Reserve and Emotional Stimuli in Older Individuals: Level of Education Moderates the Age-Related Positivity Effect / Bruno D., Brown A., Kapucu A., Marmar C., Pomara N. // Experimental Aging Research [serial online]. 2014. Vol. 40, N 2. P. 208–223.

Cacioppo J. T., Berntson G. G., Klein D. J., Poehlmann K. M. Psychophysiology of emotion across the life span // Annual review of gerontology and geriatrics / eds K. W. Schaie, M. P. Lawton. 1998. Vol. 17. P. 27–74.

Murray E. A. The amygdala, reward and emotion // Trends in Cognitive Sciences. 2007. N 11. P. 489–497.

Scheibe S., Carstensen L. 86L. Emotional Aging: Recent Findings and Future Trends // Journals Of Gerontology Series B: Psychological Sciences & Social Sciences. 2010. Vol. 65B, N 2. P. 135–144.

Lifespan mental activity predicts diminished rate of hippocampal atrophy/ Valenzuela M. J., Sachdev P., Wen W., Chen X., Brodaty H. // PLoS One. 2008. Vol. 3(7): e2598. doi:10.1371/journal.pone.0002598 (дата обращения: 05.05.2015).

Association of Lifetime Cognitive Engagement and Low beta-Amyloid Deposition / Landau S. M., Marks S. M., Mormino E. C., Rabinovici G. D., Oh H., O’Neil J. P., Wilson R. S., Jagust W. J. // Arch Neurol. 2012. Vol. 69, N 5. P. 623–629.

Neural reserve, neuronal density in the locus ceruleus, and cognitive decline / Wilson R. S., Nag S., Boyle P. A., Hizel L. P., Yu L., Buchman A. S., Bennett D. A. // Neurology. 2013. Vol. 80, N 13. P. 1202–1208.

Leуn I., García-García J., Roldán-Tapia L. Estimating Cognitive Reserve in Healthy Adults Using the Cognitive Reserve Scale // PLoS One. 2014. Vol. 9. № 7: e102632. doi: 10.1371/journal.pone.0102632 (дата обращения: 05.05.2015).

Education, occupation, leisure activities, and brain reserve: a population-based study / FoubertSamier A., Catheline G., Amieva H., Dilharreguy B., Helmer C., Allard M., Dartigues J. // Neurobiology Of Aging. 2012. Vol. 33, N 2. P. 423.e15–423.e25.

Информация об авторах

Стрижицкая Ольга Юрьевна, доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7141-162X, e-mail: o.strizhitskaya@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 106
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 61
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5