Особенности психологического статуса у подростков, больных рассеянным склерозом

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 19 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. Изучение психологического статуса детей, больных рассеянным склерозом, представляется актуальной проблемой медицинской психологии в силу распространенности заболевания, усиления его тяжести с возрастом и ухудшения психического состояния больных. Методы и материалы. Было проведено комплексное психологическое исследование у 30 подростков, больных рассеянным склерозом, в возрасте от 14 до 17 лет, с тяжестью заболевания 1,5–2 балла по шкале EDSS. Использовались психологические методы исследования, направленные на изучение особенностей когнитивной, эмоциональной и личностной сфер. Результаты. Результаты исследования показали, что у подростков, больных рассеянным склерозом, на первый план выступают агрессивные явления в виде повышенной вербальной агрессии и чувства вины. Также в психологическом статусе отмечаются: нерезко выраженная тревога (осознанная и неосознанная), начальные признаки снижения кратковременной памяти и внимания. В усредненном профиле личности (опросник СМИЛ) ведущими шкалами являются «пессимизм» и «аутистичность». Полученные результаты отображают аналогичную взрослым картину отклонений в когнитивной, эмоциональной и личностной сферах, но менее выраженную, что позволяет предположить возможность нарастания эмоционально-личностной напряженности и снижение когнитивных функций в психологическом статусе подростков, больных рассеянным склерозом, связанную с дальнейшим развитием заболевания.

Общая информация

Ключевые слова: психологический статус, рассеянный склероз, подростки, когнитивные функции, эмоции, личность

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2025140208

Финансирование. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой» Российской академии наук (ИМЧ РАН), Санкт-Петербург.

Поступила в редакцию 12.07.2024

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Селиверстова, Н.А., Резникова, Т.Н., Чихачёв, И.В., Аббасова, С.Э., Лебедев, В.М. (2025). Особенности психологического статуса у подростков, больных рассеянным склерозом. Клиническая и специальная психология, 14(2), 128–142. https://doi.org/10.17759/cpse.2025140208

© Селиверстова Н.А., Резникова Т.Н., Чихачёв И.В., Аббасова С.Э., Лебедев В.М., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Введение

Психологический статус больного человека является междисциплинарной проблемой современного времени. Любая болезнь влияет на психологический статус, что проявляется при формировании внутренней картины болезни, отношения к заболеванию и своему здоровью, а также в личностных изменениях при длительно текущих заболеваниях. Вследствие этого могут снижаться адаптивные, резервные и регуляторные возможности психики, что будет негативно сказываться как на процессе лечения, так и на качестве жизни больного человека. Рассеянный склероз (РС) — хроническое аутоиммунное демиелинизирующее заболевание центральной нервной системы, характеризующееся полиморфной неврологической симптоматикой, поражающее людей трудоспособного возраста и приводящее к инвалидизации. Следует отметить, что важное значение в настоящее время уделяется детскому и подростковому РС, который представляет собой трудности для лечения и прогноза (Koch-Henriksen, Sørensen, 2010; Ельчанинова, Смагина, 2017; Jeong Oleske, Holman, 2019; Быкова, Платонова, Нанкина, 2022; Кузьминых и др., 2025; Лебедев, 2023). Учитывая сензитивность этого возрастного периода развития личности, а также принимая во внимание неустойчивость эмоционального состояния лиц подросткового возраста, психологический фактор в развитии заболевания при РС приобретает особое значение в плане диагностики, лечения, реабилитации и психологической коррекции. Известны работы, где подчеркивается наличие нарушений когнитивных функций у детей, больных РС, таких как память, внимание и др. (Blasheck et al., 2012; MacAllister et al., 2013; Taylor et al., 2018). Некоторыми авторами показана необходимость комплексного подхода к исследованию психологических функций в обследовании детей, больных РС (Богданова и др., 2019), а также внутрисемейных отношений в связи с заболеванием (Бойко и др., 2021). Изучение психологического статуса у детей, больных РС, представляется актуальным и необходимым: понимание того, какие когнитивные, эмоциональные и личностные особенности наблюдаются у них, позволит разработать более эффективные коррекционные мероприятия для улучшения их психологического состояния, что поможет в дальнейшем полноценно функционировать в обществе, получать образование, работать и устанавливать адекватные взаимоотношения с окружающими людьми.

Целью данного исследования было изучение когнитивных и эмоционально-личностных особенностей психологического статуса у подростков, больных РС.

Материалы и методы

Контингент

Для изучения психологического статуса были выбраны подростки, больные РС (по классификации ВОЗ), в возрасте от 14 до 17 лет (M = 15,46 ± 1,64) с ремиттирующим типом течения заболевания, так как эта форма течения при РС наиболее перспективная для психологического воздействия, в связи с тем, что психологические нарушения при ней чаще всего выражены умеренно и легче поддаются коррекции. Исследование было проведено в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой» Российской академии наук (ИМЧ РАН) в амбулаторных и клинических условиях при комплексном обследовании больных РС. Были обследованы 30 больных РС (12 мальчиков, 18 девочек), по шкале тяжести EDSS 1,5–2 балла (1,57 ± 0,22). Длительность заболевания от 1 до 2 лет (1,42 ± 0,58). Все пациенты были учениками обычной средней школы и справлялись с программой обучения.

Методы

Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие психологические методики, направленные на исследование когнитивных функций, эмоциональных процессов и личности. В оценку психологического статуса входили клинико-психологическая беседа, наблюдение и комплекс психологических тестов. Нейропсихологическое (Хомская, 2005) и патопсихологическое исследование проводилось по стандартной программе, которое включало методики на изучение памяти, внимания и мыслительных процессов (Рубинштейн, 1999). Исследование памяти изучалось с помощью 10 слов, пересказа короткого рассказа, двойного теста (Мучник, Смирнов, 1969; Рубинштейн, 1999; Щелкова, Вассерман, 2003). Исследование процессов внимания проводилось с помощью корректурной пробы (вариант с кольцами Ландольта) (Сысоев, 2007). Для изучения эмоционального состояния использовались следующие методики: Шкала самооценки депрессии В. Зунга (Self-Rating Depression Scale) (Смулевич, 2003), личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлор (Taylor`s Manifest Anxiety Scale) (Щелкова, Вассерман, 2003), основанная на вербализованной оценке больными своего состояния, тест Люшера (Тимофеев, Филимоненко, 2000), характеризующий уровень неосознаваемой тревоги. Изучение разных видов агрессии осуществлялось по опроснику уровня агрессивности Басса-Дарки (Buss-Durkee Hostility Inventory, BDHI) (Щелкова, Вассерман, 2003) и методике Hand-test, направленной на изучение склонности к открытой агрессии и отражающей скрытую или неосознаваемую агрессию (Курбатова, 2001). Для исследования личностных особенностей применялся опросник «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» (СМИЛ), адаптированный Л.Н. Собчик (вариант для подростков) (Собчик, 2002).

Обработка полученных данных была проведена с помощью программы STATISTICA 10.0.

Результаты

Подростки, больные РС, предъявляли разнообразные жалобы неврологического характера (онемение конечностей, покачивание, общая слабость, головные боли) и эмоционального плана (отсутствие перспектив, тревожность, плаксивость, перепады и снижение настроения); 23,3% жалоб не предъявляли.

Пробы на пространственную ориентировку (право–лево, схема тела, «часы» и др.), узнавание зашумленных предметов, конфликтных фигур, целого по отдельным частям и пробу Поппельрейтера все выполняли правильно: нарушений зрительного гнозиса не было выявлено. Счетные операции и навык решения арифметических задач были сохранны. Понимание переносного смысла пословиц было в пределах нормы, однако некоторые понимали пословицы конкретно (13,3%). Пробу «4-й лишний» выполняли правильно. Симультанный и сукцессивный гнозис — в пределах нормативных значений. Произвольная регуляция высших психических функций была сохранна.

Содержание короткого рассказа подростки, больные РС, передавали устно, близко к тексту и коротко формулировали основную мысль. Процессы заучивания, понимание содержания и осмысление короткого рассказа были в пределах нормы у всех подростков, больных РС. Заучивание 10 слов показало, что процесс запоминания соответствовал нормативным значениям и отражал хорошую продуктивную норму у исследуемой группы лиц.

Изучение кратковременной памяти по данным «Двойного теста» показало снижение непосредственной в 50% случаев и оперативной памяти в 55,17% по сравнению с нормативными показателями. По данным «корректурной пробы» отмечалось снижение пропускной способности зрительного анализатора в 55,17%. Усредненные показатели памяти и внимания представлены в табл. 1.

Как видно из табл. 1, усредненные показатели непосредственной и оперативной памяти, индекс кратковременной памяти по данным «Двойного теста» были незначительно ниже нормативных значений. Следует отметить, что выявлялось повышение количества ошибок, допускаемых в корректурной пробе, а также снижение пропускной способности зрительного анализатора. Учитывая, что у подростков, больных РС, отмечалось небольшое снижение индекса кратковременной памяти и пропускной способности зрительного анализатора, можно говорить о нерезком снижении уровня психологической активности.

Таблица 1 / Table 1

Усредненные значения показателей психологических тестов на изучение памяти и внимания больных РС в подростковой группе

The average values of psychological tests for studying memory and attention in MS patients in the adolescent group

Двойной тест / Double test

M (SD)

Норма / Norm

Непосредственная память / Direct memory

5,67 (0,92)

6–8

Оперативная память / Operational memory

3,28 (1,18)

4–6

Эффективность кратковременного запоминания / The effectiveness of short-term memorization

0,59 (0,15)

0,6–0,9

Индекс кратковременной памяти / Short-term memory index

5,55 (2,3)

6–12

Корректурная проба / Proof-reading test

M (SD)

Норма / Norm

Количество ошибок / Number of errors

29,41 (10,2)

14–21

Время выполнения пробы / Test execution time

306,78 (76,36)

270–350

Пропускная способность зрительного анализатора / Visual analyzer capacity

0,95 (0,24)

1,14–1,54

Примечание. M — среднее значение, SD — стандартное отклонение.

Note. M — mean value, SD — standard deviation.

Исследование эмоционального состояния у подростков, больных РС, показало, что усредненные показатели самооценки депрессии по тесту Зунга находились в пределах нормы. Данные суммарной тревоги по тесту Тейлор и тесту Люшера находились выше нормы, что могло быть связано с внутренними переживаниями текущей ситуации (столкновение с информацией о болезни, попадание в больницу, актуальные подростковые проблемы, грядущие экзамены и др.) (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2

Усредненные показатели разных видов тревоги и самооценки депрессии у больных РС в подростковой группе от 14 до 17 лет

The average indicators of different types of anxiety and self-assessment of depression among MS patients in the adolescent group aged 14-17 years 

Показатель и методика /

Indicator and techniques

М (SD)

Норма / Norm

Личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлор /

Taylor`s Manifest Anxiety Scale

19,88 (4,50)

0–15

Тест Люшера /

Luscher test

4,15 (1,17)

0–2

Шкала самооценки депрессии Зунга /

Self-Rating Depression Scale

35,25 (9,21)

25–49

Примечание. M — среднее значение, SD — стандартное отклонение.

Note. M — mean value, SD — standard deviation.

Следует подчеркнуть, что повышение осознанной тревоги по тесту Тейлор наблюдалось в 57,1% случаев. Высокий уровень тревоги наблюдался в 34,6% случаев, повышенный — в 23,1%, нормативный — в 42,3%. Уровень тревоги по тесту Люшера был выше нормы в 66,6% случаев. Причем высокий уровень тревоги наблюдался в 25,9% случаев, повышенный — в 40,7%, нормативный — в 33,4%.

Рис. 1

Рис. 1. Количество больных РС (%) в подростковой группе с разным уровнем тревоги по личностной шкале проявлений тревоги Дж. Тейлор и тесту Люшера

Fig. 1. The number of MS patients (%) in the adolescent group with different levels of anxiety according to the Taylor`s Manifest Anxiety Scale and Luscher test

 

Повышенный уровень осознанной и неосознанной тревоги, с одной стороны, может быть характерным для подросткового возраста, с другой — связан со многими неразрешенными вопросами в данной группе больных, с жизненной неопределенностью и неясностью прогноза заболевания.

Вместе с тем, изучение агрессии по опроснику Басса–Дарки (рис. 2) показало, что в 55% случаев наблюдалось повышение вербальной агрессии, а в 50% случаев — чувства вины. Усредненные показатели по опроснику Басса–Дарки показывали, что вербальная агрессия (6,20–2,84) была несколько выше нормы. Общая агрессия и враждебность (обобщенные показатели агрессии) находились в пределах нормативных значений.

Изучение скрытой агрессии по Hand-test (рис. 3) показало, что склонность к открытому проявлению агрессии наблюдалась у 40% больных РС. Агрессивные и директивные ответы наблюдались более чем в 90% случаев. Полученные данные о директивных ответах могут свидетельствовать о трудностях с открытым проявлением своих чувств и учетом мнения других людей, их намерений в своем поведении и коммуникативных затруднениях.

Рис. 2

Рис. 2. Количество больных РС (%) в подростковой группе с разными видами агрессии по тесту Басса–Дарки

Fig. 2. The percentage of MS patients in the adolescent group with different types of aggression according to the Buss–Durkee Inventory

Примечание / Note: Ч.в. — чувство вины (sense of guilt), В.а. — вербальная агрессия (verbal aggression), П — подозрительность (suspiciousness), О — обида (resentment), Н — негативизм (negativism), Р — раздражение (annoyance), К.а. — косвенная агрессия (indirect aggression), Ф.а. — физическая агрессия (physical aggression).

 

рис. 3

Рис. 3. Количество больных РС (%) в подростковой группе с разным уровнем агрессии по Наnd-test

Fig. 3. The number of MS patients (%) in the adolescent group with different levels of aggression according to the Hand-test

Таким образом, у подростков, больных РС, выявлялись повышенные показатели разных видов агрессии, как осознанной, так и неосознанной. Наиболее характерными были повышение вербальной агрессии и чувства вины. Следует отметить, что в поведении подростков, больных РС, в обычной жизни не наблюдалось нарушений социального порядка и агрессивного поведения в отношении семьи и окружающих. Однако полученные результаты по данным психологических тестов указывают на наличие повышенной вербальной агрессии и чувства вины, а также скрытой агрессии. Полученные данные свидетельствуют о выраженной внутренней напряженности и подавленных агрессивных реакциях. Известно, что повышение агрессии может быть усугубляющим фактором при любом заболевании и способствовать его развитию (Ениколопов, Садовская, 2000). При этом агрессия, как правило, не исчезает сама по себе и может оказывать разрушающее воздействие на личность человека.

Изучение профиля личности показало, что усредненный профиль личности по данным СМИЛ находился в пределах нормативных значений. Ведущими шкалами являлись 2 и 8 («пессимизм» и «индивидуалистичность»). Следует подчеркнуть, что нормативные значения шкал СМИЛ наблюдались в 50% случаев, подъем значений 2-й и 8-й шкал выше нормы также отмечались в 50% случаев. Данные представлены на рис. 4.

Рис. 4

Рис. 4. Усредненный профиль личности по данным СМИЛ у больных РС в подростковом возрасте

Fig. 4. The average personality profile according to MMPI data in MS patients in adolescence

Интерпретируя полученные результаты о ведущих пиках 2-й и 8-й шкал, которые не выходят за пределы нормативных значений в усредненном профиле, можно говорить о неудовлетворенной потребности в контактах, которая выражается в нарастании тревоги и подавленности, а также преобладании пассивной личностной позиции, пессимистической оценки перспектив, неуверенности в своих возможностях. Кроме того, может наблюдаться повышенная избирательность в контактах и некоторое снижение адаптивных возможностей личности.

Таким образом, в подростковой группе больных РС на первый план выступало отклонение в эмоционально-личностной сфере в виде повышенных показателей агрессии (вербальной агрессии и чувства вины) и тревоги (осознанной и неосознанной), также у подростков больных РС были выявлены начальные признаки снижения кратковременной памяти и внимания.

Проведенный корреляционный анализ не выявил значимых взаимосвязей психологических (когнитивных, эмоциональных и личностных) показателей со шкалой тяжести (EDSS) и длительностью заболевания. Учитывая полученные ранее данные о взаимосвязях эмоционально-личностных характеристик со шкалой EDSS у взрослых, больных РС (Резникова, Селиверстова, 2019), можно предположить, что это связано с несформированностью внутренней картины болезни и малой длительностью заболевания.

Обсуждение результатов и заключение

Известно, что количество больных РС растет по всему миру и намечается тенденция к «омоложению» заболевания (Koch-Henriksen, Sørensen, 2010; Ельчанинова, Смагина, 2017). Все чаще оно диагностируется у детей и подростков, однако существующие методы психологического сопровождения больных РС не являются распространенными и повсеместными. При этом заболевании особо важное значение имеет раннее выявление психологических отклонений, так как в этом случае быстрее может подключаться медицинская и психологическая помощь, появляется больше возможностей для больного РС оставаться в ряду социально активных, работающих и учащихся людей.

Для детей, больных РС, психологическое направление имеет особое значение, поскольку столкновение со столь значимым стрессом, как хроническое заболевание, является серьезным испытанием для формирующейся личности молодых людей, которые нуждаются в полноценной психологической диагностике (нейропсихологическом исследовании, изучении интеллектуально-мнестических функций, эмоционально-личностной сферы, отношения к болезни и др.) для выявления комплекса психологических отклонений с целью предупреждения развития полноценной психической патологии.

Оценка психологического статуса в подростковой группе больных РС показала, что на первый план выступают отклонения в эмоционально-личностной сфере: повышение разных видов агрессии, среди которых наиболее выраженным было повышение показателей «вербальной агрессии» и «чувства вины» по опроснику Басса–Дарки. Известно, что наличие вербальной агрессии характерно для подростков, и это могло быть связано с внутренней возбудимостью и гормональными изменениями в этом возрасте. Однако индивидуальный анализ показал, что в более 50% случаев у подростков, больных РС, отмечалось превышение нормативных показателей чувства вины по опроснику Басса–Дарки, а повышение чувства вины зачастую связано с внутренними и болезненными переживаниями собственных неудач, стрессовых и конфликтных ситуаций. Как показывают наши более ранние исследования, повышенное чувство вины у взрослых, больных РС, сопровождалось повышением эмоционального и личностного напряжения, а также было связано с тяжестью и длительностью заболевания (Резникова, Селиверстова, 2014). Повышенное чувство вины зачастую может быть связано с неразрешенными внутренними конфликтами, что может указывать на психосоматический аспект в заболевании, о котором пишут некоторые авторы (Алексеева, Бойко, Гусев, 2000; Касаткин, Спирин, 2007). Однако о повышенном чувстве вины у больных РС в литературе данных недостаточно. Индивидуальный анализ показал, что у подростков, больных РС, более чем в 80% случаев отмечалось наличие агрессивных и директивных ответов по Наnd-test, что могло свидетельствовать о наличии аутоагрессивных явлений. Полученные данные о повышении разных видов агрессии у детей, больных РС, имеют важное значение, так как агрессия может быть усугубляющим фактором при развитии любого заболевания (Ениколопов, Садовская, 2000). Следует подчеркнуть также, что усредненный профиль личности СМИЛ находился в пределах нормативных значений, однако ведущие пики по шкалам 2 и 8 указывают на схожий характер профиля со взрослыми, больными РС, который был описан в более ранних наших работах (Резникова, Селиверстова, 2014; Резникова, Селиверстова, 2019). Кроме того, у подростков, больных РС, выявляются нерезко выраженные нарушения кратковременной памяти и внимания и снижение психологической активности, которое определялось по данным индекса кратковременной памяти и пропускной способности зрительного анализатора. Полученные данные совпадают с исследованиями, где у взрослых, больных РС, выявлялась повышенная усталость, астенизация (Касаткин, Спирин, 2007), что может находить выражение в снижении инициативы, мотивации, общей обучаемости и изменении личных отношений и социальных взаимосвязей.

Проведенное исследование показало, что психологический статус подростков, больных РС, отображает аналогичную взрослым картину отклонений в когнитивной, эмоциональной и личностной сферах, но менее выраженную. Это позволяет предположить возможность нарастания эмоционально-личностной напряженности в психологическом статусе при появлении неблагоприятных конфликтных или стрессовых ситуаций в их жизни, а также связанной с дальнейшим развитием заболевания.

Полученные результаты исследования когнитивных, эмоциональных и личностных составляющих дополняют картину комплексного представления о психологическом статусе подростков, больных РС, и могут являться основанием для планирования, составления и разработки программ психологической диагностики, коррекции и реабилитации больных РС.

Ограничения и перспективы исследования. Вовлечение в психологическое исследование и использование личных данных возможно было для подростков, страдающих РС, старше 14 лет, только с информированного согласия самого подростка и его старших родственников. Представленное исследование подростков фокусировалось на данных экспериментального психологического исследования, которое проводилось в ИМЧ РАН в рамках диагностики и госпитализации. В данном исследовании получены, но не анализировались региональные особенности, оценка межличностных взаимоотношений и внутриличностных конфликтов у подростков, больных РС.

Данное исследование направлено на поиск общей картины психологического статуса молодых людей, страдающих РС. Поэтому представляется перспективным направлением и дальнейший анализ уже полученных результатов у подростков с РС, а также дальнейшее исследование, включающее более широкий спектр участников и получение новых данных, которое позволит приступить к более глубокой разработке этих вопросов.

Limitations and prospects of the study. Involvement in psychological research and the use of personal data was possible for adolescents with MS over 14 years, only with the informed consent of the teenager and his/her older relatives. The presented study on adolescents with MS focused on the data from the experimental psychological study conducted in the Bechtereva Institute of the Human Brain, Russian Academy of Sciences, Saint-Petersburg, as part of diagnosis and hospitalization. This study obtained, but did not analyze regional characteristics, the assessment of interpersonal relationships and intrapersonal conflicts in adolescents with MS.

This study aims to find a general picture of the psychological status of young people with MS. Therefore, it seems a promising direction and further analysis of the results already obtained in adolescents with MS, as well as further research including a wider range of participants and collecting new data, which will allow for a more in-depth understanding of these issues.

Литература

  1. Алексеева, Т.Г., Бойко, А.Н., Гусев, Е.И. (2000). Спектр нейропсихологических изменений при рассеянном склерозе. Журнал неврологии и психиатрии, 100(11), 15—20.
  2. Богданова, М.Д., Микадзе, Ю.В., Бембеева, Р.Ц., Волкова, Э.Ю. (2019). Методологические проблемы исследования когнитивных нарушений у детей и подростков с рассеянным склерозом. Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова, 119(9), 105—111. https://doi.org/10.17116/jnevro2019119091105
  3. Бойко, Е.А., Иванчук, Е.В., Латий, К.Р., Малыгин, В.Л., Быкова, О.В., Батышева, Т.Т. (2021). Психосоциальные последствия и функционирование семьи детей и подростков, больных рассеянным склерозом. Обзор зарубежных исследований. Детская и подростковая реабилитация, 1(44), 48—52.
  4. Быкова, О.В., Платонова, А.Н., Нанкина, И.А. (2022). Эпидемиология приобретенного демиелинизирующего синдрома (Acquired demyelinating syndrome — ADS) и рассеянного склероза в педиатрической популяции Москвы. Анализ работы Московского городского кабинета по лечению детей и подростков с рассеянным склерозом и другими демиелинизирующими заболеваниями за период 2018–2021 гг. Детская реабилитация, 4(3), 31—39. https://doi.org/10.36711/2686-7656-2022-4-3-31-39
  5. Ельчанинова, Е.Ю., Смагина, И.В. (2017). Педиатрический рассеянный склероз. Неврологический журнал, 22(2), 64—71. https://doi.org/10.18821/1560-9545-2017-22-2-64-71
  6. Ениколопов, С.Н., Садовская, А.В. (2000). Враждебность и проблема здоровья человека. Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова, 100(7), 59—64.
  7. Касаткин, Д.С., Спирин, Н.Н. (2007). Синдром астении и синдром патологической утомляемости при рассеянном склерозе. Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова, 107(S4), 67—72.
  8. Кузьминых, Е.Д., Лебедев, В.М., Сенченко, В.Е., Черепянский, М.С., Гончар, В.А., Коробко, Д.С. (2025). Первый опыт применения офатумумаба для лечения педиатрического рассеянного склероза в реальной российской клинической практике. Серия случаев. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика, 17(1), 72—77. https://doi.org/10.14412/2074-2711-2025-1-72-77
  9. Курбатова, Т.Н., Муляр, О.И. (2001). Проективная методика исследования личности “Hand-test”. СПб.: Иматон.
  10. Лебедев, В.М. (2023). Педиатрический рассеянный склероз: особенности патогенеза, клинической и радиологической картины, современные подходы к диагностике и лечению. Неврологический вестник, 3, 40—54. https://doi.org/10.17816/nb508722
  11. Мучник, Л.С., Смирнов, В.М. (1969). «Двойной» тест для исследования кратковременной памяти. Психологический эксперимент в неврологической и психиатрической клинике: сборник научных трудов НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 46, 283—294.
  12. Резникова, Т.Н., Селиверстова, Н.А. (2014). Чувство вины в структуре агрессивных явлений у больных рассеянным склерозом. Психическое здоровье, 10(101), 45—50.
  13. Резникова, Т.Н., Селиверстова, Н.А. (2019). О коррекции психического состояния немедикаментозным способом при рассеянном склерозе. Клиническая и специальная психология, 8(1), 177—188. https://doi.org/10.17759/cpse.2019080111
  14. Рубинштейн, С.Я. (1999). Экспериментальные методы патопсихологии. М.: ЭКСМО-Пресс.
  15. Смулевич, А.Б. (2003). Депрессии при соматических и психических заболеваниях. М.: Медицинское информационное агентство.
  16. Собчик, Л.Н. (2002). Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб.: Речь.
  17. Сысоев, В.Н. (2007) Тест Э. Ландольта: диагностика работоспособности: методическое руководство. СПб.: Иматон.
  18. Тимофеев, В.И., Филимоненко, Ю.И. (2001). Цветовой тест М. Люшера (стандартизированный вариант). СПб.: Иматон.
  19. Хомская, Е.Д. (2005). Нейропсихология. СПб.: Питер.
  20. Щелкова, О.Ю., Вассерман, Л.И. (2003). Медицинская психодиагностика. Теория, практика и обучение.: Академия.
  21. Blaschek, A., Heinen, F., Pritsch, M., Mall, V., Calabrese, P. (2012). Neuropsychological aspects of childhood multiple sclerosis: an overview. Neuropediatrics, 43(4), 176—183.
  22. Jeong, A., Oleske, D.M., Holman, J. (2019). Epidemiology of pediatric-onset multiple sclerosis: a systematic review of the literature. Journal of Child Neurology, 34(12), 705—712. https://doi.org/10.1177/0883073819845827
  23. Koch-Henriksen, N., Sørensen, P.S. (2010). The changing demographic pattern of multiple sclerosis epidemiology. The Lancet Neurology, 9(5), 520—532. https://doi.org/10.1016/S1474-4422(10)70064-8
  24. MacAllister, W.S., Christodoulou, C., Milazzo, M., Preston, T.E., Serafin, D., Krupp, L.B., Harder, L. (2013). Pediatric multiple sclerosis: what we know and where are we headed? Child Neuropsychology, 19(1), 1—22. https://doi.org/10.1080/09297049.2011.639758
  25. Taylor, K.L., Simpson Jr, S., Jelinek, G.A., Neate, S.L., De Livera, A.M., Brown, C.R., O'Kearney, E., Marck, C.H., Weiland, T.J. (2018). Longitudinal associations of modifiable lifestyle factors with positive depression-screen over 2.5-years in an international cohort of people living with multiple sclerosis. Frontiers in Psychiatry, 9, 526. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2018.00526

Информация об авторах

Наталья Алексеевна Селиверстова, доктор психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории стереотаксических методов, Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской академии наук (ИМЧ РАН), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9333-0476, e-mail: seliverstova@ihb.spb.ru

Татьяна Николаевна Резникова, доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской академии наук (ИМЧ РАН), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1923-6112, e-mail: tnreznikova@ihb.spb.ru

Игорь Вадимович Чихачёв, аспирант, медицинский психолог, Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской академии наук (ИМЧ РАН), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2816-8708, e-mail: igor.chikhachev@ihb.spb.ru

Севиндж Эльбрусовна Аббасова, аспирант, медицинский психолог, Институт мозга имени Н.П. Бехтеревой Российской академии наук (ИМЧ РАН), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-7248-9414, e-mail: sevulya.abbasova27@gmail.com

Валерий Михайлович Лебедев, заведующий неврологическим отделением клиники, Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской академии наук (ИМЧ РАН), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3358-5768, e-mail: lebedevvaleriy@ihb.spb.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 203
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 4

 Скачиваний PDF

За все время: 48
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 1

 Всего

За все время: 251
В прошлом месяце: 52
В текущем месяце: 5