Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2016. Том 6. № 3. С. 7–17
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Возможности типологического подхода в исследовании эпистемологических стилей
Аннотация
В статье раскрываются возможности типологического подхода в определении психологического содержания понятия .эпистемологический стиль.. Приведено обоснование ценности субъектного подхода в изучении проблемы познавательных стилей и, в частности, в использовании типологии субъект-объектных ориентаций в исследовании содержательных компонентов эпистемологических стилей. В результате теоретического анализа выявлены сходные типологии личности, отражающие психологическую реальность, которую можно описать через понятие .эпистемологический стиль.
Общая информация
Ключевые слова: типология личности, когнитивно-стилевой подход, эпистемологические стили, субъектный подход, ориентация, субъект, отношения
Рубрика издания: Общая психология, психология личности, история психологии
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Коржова Е.Ю., Рудыхина О.В. Возможности типологического подхода в исследовании эпистемологических стилей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2016. Том 6. № 3. С. 7–17.
Литература
Холодна я М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: учеб. пособие. М.:мПЕР СЭ, 2002. 304 с.
Royce J . R. Cognition and knowledge: Psychological epistemology // Handbook of perception / ed. by E. С. Carterette, M. P. Friedman. N. Y., London: Acad. Press, 1974. Vol. I. P. 149–176.
Пиаже Ж. Генетическая эпистемология / науч. ред., пер. на рус. яз. Е. Б. Одерышева. СПб.: Питер, 2004. 160 с.
Юнг К. Г. Психологические типы / пер. с нем. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. 761 с.
Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2011. 701 с. /div>
Брушлинский А. В. Психология субъекта / отв. ред. В. В. Знаков. М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003. 272 с.
Коржова Е. Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2001. 43 с. /div>
Гришина Н. В. Ситуационный подход и его эмпирические приложения // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 24. С. 2. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.01.2016).
Гришина Н. В. Вариации жизни: готовность к изменениям // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: Мат-лы Всерос. науч. конф., посвящ. 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина, ИП РАН, 25–26 сентября 2015 г. М.: Изд-во .Институт психологии РАН., 2015. С. 72–74.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. СПб.: Питер, 2005. 607 с.
Wardell D . M., Royce J. R. Toward a multi-factor theory of styles and their relatoinship to cognition and affect // Journ. of Personality. 1978. Vol. 46 (3). P. 474–505.
Nosal Cz.S. Psychologiczne modele umyslu. Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1990. 111 p.
Мерлин В. С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды. 2-е изд., стер. / под ред. Е. А. Климова. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. 544 с.
Либин А. В. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. С. 109–124.
Собчик Л. Н. Стили мышления и поведения через призму теории ведущих тенденций // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. С. 204–217.
Miller A. Co gnitive styles: An integrated model // Educat. Psychology. 1987. Vol. 7. P. 251–268.
Herrmann N. The Whole Brain Business Book: Harnessing the Power of the Whole Brain Organization and the Whole Brain Individual. New York: Mcgraw-Hill Professional, 1996. 334 p. /div>
Keirsey D., Bates M. Please Understand Me. Character, Temperament Types. Del Mar, CA: Prometheus Nemesis Book Company, 1984. 210 p.
Kolb D. A. Learning styles and disciplinary differences // The modern American college / ed. by A. W. Chickering & associates. San Francisco: Jossey-Bass, 1981. P. 232–255.
Gregorc A. R. Style delineator. Maynard, MA: Gabriel Systems, 1982. 42 p.
Ливер Б. Л. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения: дис. … канд. пед. наук. М.: Гос. ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 2000. 191 с. /div>
Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева; вступ. ст. А. А. Бодалева. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 400 с.
Карпушина Л. В ., Капцов А. В. Психология ценностей российской молодежи. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2009. 252 с. /div>
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / сост. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
Селиванов В. В. Мышление в личностном развитии субъекта. 2-е изд., перераб. и доп. Смоленск: Универсум, 2003. 312 с.
Скотникова И. Г. Проблемы субъектной психофизики. М.: Институт психологии РАН, 2008. 384 с.
Коржова Е. Ю. Психология личности. Типология теоретических моделей. СПб.: Институт практической психологии, 2004. 542 с.
Коржова Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. 384 с.
Коржова Е. Ю. Духовная лестница Н. В. Гоголя: Личность и творчество. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2009. 615 с.
Корокошко И. О. Особенности экономического сознания у лиц с разными жизненными ориентациями: автореф. дис. … канд. психол. наук. Саратов, 2011. 25 с.
Красильщикова Е. А. Особенности жизненных ориентаций наркозависимых с различными сроками трезвости // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. № 136. С. 65–73.
Коржова Е. Ю. Жизненные (субъект-объектные) ориентации у студентов — будущих психологов // Смысловые пространства современного человека: сб. науч. статей / под ред. В. Х. Манерова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. С. 66–84.
Гербачевская Н. В. Представленность проблемы "человек и общество" в социальной картине мира современной молодежи: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2006. 20 с.
Рудыхина О. В. Структура и индивидуально-психологические характеристики эпистемологических стилей: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2013. 212 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 115
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 56
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2