Возможности типологического подхода в исследовании эпистемологических стилей

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом

Резюме

В статье раскрываются возможности типологического подхода в определении психологического содержания понятия .эпистемологический стиль.. Приведено обоснование ценности субъектного подхода в изучении проблемы познавательных стилей и, в частности, в использовании типологии субъект-объектных ориентаций в исследовании содержательных компонентов эпистемологических стилей. В результате теоретического анализа выявлены сходные типологии личности, отражающие психологическую реальность, которую можно описать через понятие .эпистемологический стиль.

Общая информация

Ключевые слова: типология личности, когнитивно-стилевой подход, эпистемологические стили, субъектный подход, ориентация, субъект, отношения

Рубрика издания: Общая психология, психология личности, история психологии

Тип материала: научная статья

Опубликована

Для цитаты: Коржова, Е.Ю., Рудыхина, О.В. (2016). Возможности типологического подхода в исследовании эпистемологических стилей . Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 6(3), 7–17. URL: https://psyjournals.ru/journals/vspu_psychology/archive/2016_n3/Korjova_Rudykhina (дата обращения: 05.12.2025)

Литература

 Холодна я М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: учеб. пособие. М.:мПЕР СЭ, 2002. 304 с.

Royce J . R. Cognition and knowledge: Psychological epistemology // Handbook of perception / ed. by E. С. Carterette, M. P. Friedman. N. Y., London: Acad. Press, 1974. Vol. I. P. 149–176.

Пиаже Ж. Генетическая эпистемология / науч. ред., пер. на рус. яз. Е. Б. Одерышева. СПб.: Питер, 2004. 160 с.

Юнг К. Г. Психологические типы / пер. с нем. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. 761 с.

Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2011. 701 с. /div>

Брушлинский А. В. Психология субъекта / отв. ред. В. В. Знаков. М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003. 272 с.

Коржова Е. Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2001. 43 с. /div>

Гришина Н. В. Ситуационный подход и его эмпирические приложения // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 24. С. 2. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.01.2016).

Гришина Н. В. Вариации жизни: готовность к изменениям // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: Мат-лы Всерос. науч. конф., посвящ. 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина, ИП РАН, 25–26 сентября 2015 г. М.: Изд-во .Институт психологии РАН., 2015. С. 72–74.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. СПб.: Питер, 2005. 607 с.

Wardell D . M., Royce J. R. Toward a multi-factor theory of styles and their relatoinship to cognition and affect // Journ. of Personality. 1978. Vol. 46 (3). P. 474–505.

Nosal Cz.S. Psychologiczne modele umyslu. Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1990. 111 p.

Мерлин В. С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды. 2-е изд., стер. / под ред. Е. А. Климова. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. 544 с.

Либин А. В. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. С. 109–124.

Собчик Л. Н. Стили мышления и поведения через призму теории ведущих тенденций // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. С. 204–217.

Miller A. Co gnitive styles: An integrated model // Educat. Psychology. 1987. Vol. 7. P. 251–268.

Herrmann N. The Whole Brain Business Book: Harnessing the Power of the Whole Brain Organization and the Whole Brain Individual. New York: Mcgraw-Hill Professional, 1996. 334 p. /div>

Keirsey D., Bates M. Please Understand Me. Character, Temperament Types. Del Mar, CA: Prometheus Nemesis Book Company, 1984. 210 p.

Kolb D. A. Learning styles and disciplinary differences // The modern American college / ed. by A. W. Chickering & associates. San Francisco: Jossey-Bass, 1981. P. 232–255.

Gregorc A. R. Style delineator. Maynard, MA: Gabriel Systems, 1982. 42 p.

Ливер Б. Л. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения: дис. … канд. пед. наук. М.: Гос. ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 2000. 191 с. /div>

Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева; вступ. ст. А. А. Бодалева. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 400 с.

Карпушина Л. В ., Капцов А. В. Психология ценностей российской молодежи. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2009. 252 с. /div>

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / сост. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

Селиванов В. В. Мышление в личностном развитии субъекта. 2-е изд., перераб. и доп. Смоленск: Универсум, 2003. 312 с.

Скотникова И. Г. Проблемы субъектной психофизики. М.: Институт психологии РАН, 2008. 384 с.

Коржова Е. Ю. Психология личности. Типология теоретических моделей. СПб.: Институт практической психологии, 2004. 542 с.

Коржова Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. 384 с.

Коржова Е. Ю. Духовная лестница Н. В. Гоголя: Личность и творчество. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2009. 615 с.

Корокошко И. О. Особенности экономического сознания у лиц с разными жизненными ориентациями: автореф. дис. … канд. психол. наук. Саратов, 2011. 25 с.

Красильщикова Е. А. Особенности жизненных ориентаций наркозависимых с различными сроками трезвости // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. № 136. С. 65–73.

Коржова Е. Ю. Жизненные (субъект-объектные) ориентации у студентов — будущих психологов // Смысловые пространства современного человека: сб. науч. статей / под ред. В. Х. Манерова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. С. 66–84.

Гербачевская Н. В. Представленность проблемы "человек и общество" в социальной картине мира современной молодежи: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2006. 20 с.

Рудыхина О. В. Структура и индивидуально-психологические характеристики эпистемологических стилей: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2013. 212 с.

Информация об авторах

Елена Юрьевна Коржова, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и социальной психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1128-1421, e-mail: elenakorjova@gmail.com

Ольга Валерьевна Рудыхина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии человека, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ имени А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8207-4016, e-mail: olga.rudykhina@gmail.com

Метрики

 Просмотров web

За все время: 228
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 7

 Скачиваний PDF

За все время: 114
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 342
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 7