Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2016. Том 6. № 3. С. 86–96
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Вклад школы Б.Г. Ананьева в разработку методологических и методических проблем детской клинической психологии
Аннотация
В статье представлены теоретико-методологические направления детской клинической психологии, в основу которых положены исследования Ленинградской психологической школы под руководством Б. Г. Ананьева. При опоре на фундаментальные принципы исследования, разработанные Б. Г. Ананьевым, отражена их значимость в психологической диагностике и психологической коррекции детей с нарушениями в развитии.
Общая информация
Ключевые слова: клиническая психология, предметное поле, восприятие, нарушения развития, личность, психическая адаптация
Рубрика издания: Общая психология, психология личности, история психологии
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Мамайчук И.И. Вклад школы Б.Г. Ананьева в разработку методологических и методических проблем детской клинической психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2016. Том 6. № 3. С. 86–96.
Литература
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.
Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. 333 с.
Выготский Л. С. Полн. собр. соч.: в 6 т. М., 1983–1984.
Ломов Б. Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. 270 с.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985. 168 с.
Платонов К. К. Методологические проблемы медицинской психологии. М.: Медицина, 1977. 96 с.
Воронова Р. А. Опыт изучения различений пространственных отношений у детей, имеющих поражение опорно-двигательного аппарата // Известия АПН РСФСР. 1956. Bып. 86. С. 66–93.
Осязание в процессах познания и труда / под ред. Б. Г. Ананьева. М.: Б.и., 1959. 263 с.
Мясищев В. Н. Личность и труд аномального ребенка // Психические особенности трудновоспитуемых и умственно-отсталых детей. М.: Изд-во Института мозга, 1936. С. 3–21.
Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. 426 с.
Веккер Л. М. Психические процессы: в 3 т. Л.: ЛГУ, 1974. Т. 1. 334 с.
Веккер Л. М., Бровар А. В., Владимирова Н. М., Михайлова И. А. О соотношении структурных и статистических характеристик образов восприятия разной степени константности // Вопросы психологии. 1971. № 1. С. 28–35.
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: ЛГУ, 1990. 256 с.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 659 с.
Пиаже Ж. Генезис восприятия // Экспериментальная психология / ред.-сост. П. Фрес, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1978. Вып. VI, гл. ХVIII. С. 14–87.
Мамайчук И. И. Гаптическое и зрительное восприятие у детей при нарушениях интеллекта и моторики: автореф. дис. … канд. психол. наук. Л., 1978. 24 с.
Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: СПбГУ, 2000. 160 с.
Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2004. 352 с.
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003, 400 с.
Сорокин В. М. Специальная психология. СПб.: Речь, 2003. 216 с.
Головей Л. А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 1996. 46 с.
Степанова Е. И. Опыт комплексного изучения человека в Ленинградской школе психологов // Психол. журн. 1994. Т. 15, № 5. С. 13–21.
Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 213 с.
Мамайчук И. И. Методологические подходы к исследованию психологической адаптации при нормальном и нарушенном развитии у детей и подростков // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2009. Вып. 4. С. 151–156.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 234
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 54
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0