Адаптация «Опросника перфекционизма» для диагностики перфекционистских установок студентов первого курса технических вузов *

89

Аннотация

В статье описываются процедура и результаты адаптации «Опросника перфекционизма»Н. Г. Гаранян и А. Б. Холмогоровой для диагностики перфекционистских установок студентовпервого курса технических вузов. Конфирматорный факторный анализ позволил с достаточно высоким уровнем надежности дифференцировать три шкалы опросника, которые воспроизводятся без изменений в различных половозрастных выборках студентов вузов. Шкалы идентифицированы как «Высокие стандарты и притязания», «Критическое отношение к себеи сомнения в собственных силах» и «Постоянное сравнение себя с другими при ориентациина самых успешных». Значения по шкале «Высокие стандарты и притязания» положительно коррелируют с учебной мотивацией, мотивацией к успеху, интересом к учебным дисциплинами с оценкой их важности для образования студентов, что может свидетельствовать о позитивном (конструктивном) характере конструкта в учебной деятельности студентов первого курса технических вузов. Показатели шкалы «Критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах», напротив, отрицательно коррелируют с учебной мотивацией и мотивациейк успеху и положительно — с трудностью освоения учебных дисциплин, что дает возможностьвыдвинуть предположение о негативном характере данного компонента перфекционистскойустановки. Связей шкалы «Постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самыхуспешных» как с мотивацией, так и с отношением к предметам не обнаружено, однако даннаяшкала значительно коррелирует со шкалой «Критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах». Разработаны тестовые нормы шкал перфекционистских установок студентовпервого курса технических вузов.

Общая информация

* Авторы опросника: Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова

Ключевые слова: адаптация, опросник, перфекционизм, факторный анализ, студенты, мотивация, интерес

Рубрика издания: Общая психология, психология личности, история психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Наследов А.Д., Киселева Л.Б. Адаптация «Опросника перфекционизма» для диагностики перфекционистских установок студентов первого курса технических вузов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2016. Том 6. № 3. С. 44–64.

Литература

Гаранян Н. Г., Юдеева Т. Ю. Структура перфекционизма у пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами // Психологический журнал. 2009. Т. 30, № 6. С. 93–102.

Ясная В. А., Ениколопов С. Н. Современные модели перфекционизма // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 29. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 16.11.2015).

Hewitt P. L., Flett G. L. Perfectionism in the self and social contexts: Conceptualization, assessment and association with psychopathology // Journal of Personality and Social Psychology. 1991. Vol. 60, N 3.P. 456–470.

Flett G. L., Hewitt P. L. Perfectionism and maladjustment: An overview of theoretical, definitional, and treatment issues // Flett G. L., Hewitt P. L. Perfectionism: Theory, Research, and Treatment. Washington: American Psychological Association, 2002. P. 5–13.

Ясная В. А., Ениколопов С. Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояниепроблемы // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 157–167.

Frost R. O., Marten P. A., Lahart C., Rosenmlate R. The dimensions of perfectionism // Cognitive Th erapyand Research. 1990. Vol. 14, N 5. P. 449–468.

Gnilka Р. В., Ashby J. S., Noble C. M. Adaptive and maladaptive perfectionism as mediators of adult attachment styles and depression, hopelessness, and life satisfaction // Journal of Counseling and Development.2013. Vol. 91. P. 78–86.8. A comparison of two measures of perfectionism / Frost R. O., Heimberg R., Holt C., Mattia J., NeubauerA. // Personality and Individual Differences. 1993. Vol. 14. P. 119–126.

Slaney R. B., Rice K. G., Ashby J. S. A programmatic approach to measuring perfectionism: Th e AlmostPerfect Scales // Flett G. L., Hewitt P. L. Perfectionism: Theory, Research, and Treatment. Washington: Amer.Psychol. Assoc., 2002. P. 63–88.

Юдеева Т. Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007. 23 с.

Гаранян Н. Г. Типологический подход к изучению перфекционизма // Вопросы психологии.2009. № 6. С. 52–60.

Terry-Short L., Owens R., Slade P., Dewey M. Positive and negative perfectionism // Personality andIndividual Diff erences. 1995. Vol. 18 (5). P. 663–668.

The relationship between perfectionism and academic achievement, depression and anxiety /Roohafza H., Afshar H., Sadeghi M., Soleymani B., Saadaty A., Matinpour M., Asadollahi G. // IranianJournal of Psychiatry and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 4 (2). P. 31–36.

Pahlavani H. A., Alam S., Monazami M., Bahmaei S. The relationship of positive and negative perfectionismwith competitive state anxiety in adolescent players // Annals of Biological Research. 2013.Vol. 4 (5). P. 216–221.

Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б., Юдеева Т. Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 18–48.

Гаранян Н. Г., Юдеева Т. Ю. Диагностика перфекционизма при расстройствах аффективно-го спектра: пособие для врачей. М.: ФГУ «Московский НИИ психиатрии Федерального агентстваздравсоцразвития», 2008. 19 с.

Гаранян Н. Г., Андрусенко Д. А., Хломов И. Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 72–81.

Гаранян Н. Г., Низовцева А. А. Структура мотива достижения у студентов с разным уровнем перфекционизма // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2012. № 1.С. 1–13. URL: www.psyedu.ru (дата обращения: 14.01.2016).

Павлова Т. С., Холмогорова А. Б. Психологические факторы социальной тревожности в студенческом возрасте // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 1. С. 29–43.

Москова М. В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов: автореф. дис.… канд. психол. наук. М., 2008. 25 с.

Киселева Л. Б. Уровень перфекционизма у студентов с различной успеваемостью по английскому языку // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 11(55). С. 427–441. URL: www.sisp.nkras.ru (дата обращения: 21.01.2016)

Ларских М. В. Конструктивный перфекционизм студента: сущность, структура, критериии показатели // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2014. № 2. С. 48–51.

Ларских М. В. Индивидуально-типологические детерминанты перфекционизма студента //Известия ВГПУ. 2015. № 2 (267). С. 227–231.

Ларских М. В. Формирование конструктивного перфекционизма педагога: автореф. дис. …канд. психол. наук. Тамбов, 2011. 28 с.

Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. С. 151–154.

Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум. Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. С. 513–515.

Мешков Н. И., Якунин В. А. Психолого-педагогические факторы учебной успешности студентов // Вестн. Ленингр. ун-та. 1980. Вып. 2, № 11. С. 55–59.

Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: пособие для психологов и врачей /Вассерман Л. И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б., Петрова Н. Н., Беспалько И. Г., Беребин М. А., Савелье-ва М. И., Таукенова Л. М., Штрахова А. В., Аристова Т. А., Осадчий И. М. СПб.: Изд-во НИПНИ им.В. М. Бехтерева, 2005. 54 с.

Byrne B. M. Structural Equation Modeling with AMOS: Basic Concepts, Applications, and Programming(2nd ed.) (Multivariate applications series). New York: Taylor & Francis Group, 2010. 396 p.

Наследов А. Д. IBM SPSS 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. 416 с.

Наследов А. Д., Семенов В. Ю. Модификация шкалы социального интеллекта Tromso для российских школьников // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2015. Вып. 4. С. 5–21.

Славинская И. С., Наследов А. Д., Дворецкая М. Я. Разработка методики диагностики нравственных ориентаций // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 1 (45). С. 3–26. URL: http://ej.soc-journal.ru (дата обращения: 12.12.2015).

Kline R. B. Principles and practice of structural equation modeling. 3nd ed. New York: The GuilfordPress, 2011. 432 p. .

Шмелев А. Г. Практическая тестология. Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом. М.: ООО «ИПЦ «Маска», 2013. 688 с.

Тулупьева Т. В. Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте: дис.… канд. психол. наук. СПб., 2001. 173 с.

Золотарева А. А. Диагностика индивидуальных различий перфекционизма личности: авто-реф. дис. … канд. психол. наук. М., 2012. 25 с.

Распопова А. С. Возрастные особенности проявления перфекционизма в спорте: автореф. дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2012. 24 c.

Информация об авторах

Наследов Андрей Дмитриевич, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4687-3184, e-mail: andrey.nasledov@gmail.com

Киселева Людмила Борисовна, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: ludmila2405@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 212
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 89
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 8