Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2016. Том 6. № 3. С. 97–108
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Познавательное и социальное развитие дошкольников в контексте готовности к школе
Аннотация
Целью исследования является изучение предикторов успешной адаптации к первому классу среди детей дошкольного возраста. В данной статье освещаются результаты первого этапа исследования — диагностики уровня развития произвольности, познавательного и социального развития дошкольников. Задачей первого этапа исследования является констатация зоны актуального развития дошкольников до начала подготовки к школьному обучению. В исследовании принял участие 81 воспитанник старших групп детских садов города Москвы. По итогам первого этапа исследования удалось выделить четыре типа развития дошкольников, сочетающих различные уровни развития социальных навыков, познавательных способностей и произвольной регуляции. Выделенные типы позволят выявить факторы успешной адаптации к ситуации школьного обучения. На данном этапе можно предположить, что первый тип развития, включающий в себя высокий уровень познавательного развития и высокую способность к произвольной регуляции, является оптимальным для успешного перехода к школьному обучению.
Общая информация
Ключевые слова: дошкольный возраст, готовность к школе, развитие, регуляторные функции
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 16-18-00073).
Для цитаты: Веракса А.Н., Якупова В.А., Алмазова О.В., Мартыненко М.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников в контексте готовности к школе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2016. Том 6. № 3. С. 97–108.
Литература
Вьюнова Н. И., Гайдар К. М., Темнова Л. В. Психологическая готовность ребенка к обучениюв школе. Психолого-педагогические основы. М.: Академический Проект, 2005. 256 с.
Шванцара Л., Шванцара Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития / под ред. Й. Шванцара. Прага: Мед. изд-во «Авиценум», 1978. 204 с.
Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический проект, 2000. 184 с.
Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Академия, 2005. 384 с.5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
Akhutina T. V., Pylaeva N. M. Vygotsky L., Luria A. Developmental Neuropsychology // Psychology in Russia: State of the Art. 2010. Vol. 4. P. 155–175.
Карабанова О. А. Возрастная психология: Конспект лекций. М.: Айрис-пресс, 2005. 240 с.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Воронеж, 1997. 352 с.
The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex «frontal lobe» tasks: A latent variable analysis / Miyake A., Friedman N. P., Emerson M. J., Witzki A. H., Howerter A., WagerT. // Cognitive Psychology. 2000. Vol. 41. P. 49–100.
Blair C., Razza R. P. Relating effortful control, executive function, and false belief understanding to emerging math and literacy ability in kindergarten // Child Development. 2007. Vol. 78. P. 647–663.
Denham S. A., Brown C. A., Domitrovich C. “Plays nice with others”: Social emotional learning and academic success // Early Education and Development. 2010. Vol. 21. P. 652–680.
Willoughby M. T., Kupersmidt J. B., Voegler-Lee M. E. Is preschool executive function causally related to academic achievement? // Child Neuropsychology: A Journal on Normal and Abnormal Development in Childhood and Adolescence. 2012. Vol. 18 (1). P. 79–91.
Korkman M., Kirk U., Kemp S. L. NEPSY II. Administrative manual. San Antonio, TX: Psychological Corporation, 2007a, 347 p.
Веракса А. Н., Якупова В. А., Мартыненко М. Н. Символизация в структуре способностей детей дошкольного и школьного возраста // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 2.С. 48–56.
A cross-cultural investigation of inhibitory control, generative fluency, and anxiety symptoms in Romanian and Russian preschoolers / Cheie L., Veraksa A., Zinchenko Y., Gorovaya A., Visu-Petra L. // Child Neuropsychology: A Journal on Normal and Abnormal Development in Childhood and Adolescence. 2014.DOI: 10.1080/09297049.2013.879111.
Zelazo P. D. The Dimensional Change Card Sort (DCCS): a method of assessing executive function in children // Nat. Protocols. 2006. Vol. 1. P. 297–301.
Равен Дж. К., Корт Дж. Х., Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам равена и словарным шкалам: Раздел 2: Стандартные цветные матрицы (включая параллельные версии теста). М.: Когито-Центр, 2009. 77 с.
Toward Emotional Competences / Pons F., Daniel M-F., Lafortune L., Doudin P-A., Albanese O. Aalborg(Denmark): Aalborg University Press, 2006. 97 p.
The effect of gender on planning: An fMRI study using the Tower of London task / Boghi A., RasettiR., Avidano F., Manzone C., Orsi L., D’Agata F., Caroppo P., Bergui M., Rocca P., Pulvirenti L., BradacG. B., Bogetto F., Mutani R., Mortara P. // NeuroImage. 2006. Vol. 33. P. 999–1010.
Назаренко В. В. Диагностика готовности детей к школе в зарубежных исследованиях // Со-временная зарубежная психология. 2012. Т. 1. № 1. С. 76–84. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n1/50116.shtml (дата обращения: 20.04.2016).
Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.С. 4–12.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 159
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 96
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1