Познавательное и социальное развитие дошкольников в контексте готовности к школе

91

Аннотация

Целью исследования является изучение предикторов успешной адаптации к первому классу среди детей дошкольного возраста. В данной статье освещаются результаты первого этапа исследования — диагностики уровня развития произвольности, познавательного и социального развития дошкольников. Задачей первого этапа исследования является констатация зоны актуального развития дошкольников до начала подготовки к школьному обучению. В исследовании принял участие 81 воспитанник старших групп детских садов города Москвы. По итогам первого этапа исследования удалось выделить четыре типа развития дошкольников, сочетающих различные уровни развития социальных навыков, познавательных способностей и произвольной регуляции. Выделенные типы позволят выявить факторы успешной адаптации к ситуации школьного обучения. На данном этапе можно предположить, что первый тип развития, включающий в себя высокий уровень познавательного развития и высокую способность к произвольной регуляции, является оптимальным для успешного перехода к школьному обучению.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольный возраст, готовность к школе, развитие, регуляторные функции

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 16-18-00073).

Для цитаты: Веракса А.Н., Якупова В.А., Алмазова О.В., Мартыненко М.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников в контексте готовности к школе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2016. № 3. С. 97–108.

Литература

Вьюнова Н. И., Гайдар К. М., Темнова Л. В. Психологическая готовность ребенка к обучениюв школе. Психолого-педагогические основы. М.: Академический Проект, 2005. 256 с.

Информация об авторах

Веракса Александр Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), заместитель директора, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7187-6080, e-mail: veraksa@yandex.ru

Якупова Вера Анатольевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9472-8283, e-mail: vera.a.romanova@gmail.com

Алмазова Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8852-4076, e-mail: almaz.arg@gmail.com

Мартыненко Маргарита Николаевна, cтудентка, Институт психологии имени Л.С. Выготского РГГУ, Москва, Россия, e-mail: margaret.martynenko@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 146
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 91
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1