Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2018. Том 8. № 2. С. 182–192
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Типы реагирования в конфликте и их связь с доминирующими психическими состояниями спортсменов
Аннотация
Рассмотрены два важных для спортивной деятельности психологических явления — психические состояния личностного уровня и типы реагирования в конфликтном взаимодействии. Теоретическая значимость определяется важностью их изучения для развития более общих проблем, в частности проблемы конфликтов в спортивной деятельности. Исследование спланировано как сопоставительное и исходит из предположения о существенном значении следующих факторов: а) специализации внутри одного вида спорта (индивидуальный и командный); б) различных видов спорта (сложнокоординационный и игровой вид спорта); в) регулярных занятий спортом (спортсмены и не занимающиеся спортом). Выборку составили девочки в возрасте 13–16 лет, имеющие высокую спортивную квалификацию и представляющие художественную гимнастику, синхронное плавание, волейбол, гандбол (всего 69 человек), и не занимающиеся спортом (23 человека). В плане решения основных задач исследования использовалась расширенная система методов, включающая в себя психодиагностические методики, методы статистической обработки данных и структурно-психологического анализа. В результате исследования обнаружено прямое влияние психических состояний на тип реагирования в конфликте при минимальном обратном влиянии. Ассертивный тип реагирования в конфликте в спорте является ведущим у всех исследуемых групп спортсменов, но большую выраженность он получил у спортсменов сложнокоординационных видов спорта, выступающих по индивидуальной программе. Особенности специализации внутри одного вида спорта обнаруживаются во влиянии различных характеристик доминирующих психических состояний на выбор ассертивного типа реагирования в конфликте. Анализ различий в типе реагирования в конфликте у спортсменов и не занимающихся спортом позволил выявить большую выраженность показателя «агрессия» у лиц, не занимающихся спортом, в то время как показатель «решение» чаще преобладает у спортсменов.
Общая информация
Ключевые слова: конфликт, тип реагирования, психические состояния, виды спорта, спорт
Рубрика издания: Прикладные исследования и практика
Тип материала: научная статья
Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 16-06-00196а).
Для цитаты: Кашапов М.М., Огородова Т.В., Филиппович Х.Н. Типы реагирования в конфликте и их связь с доминирующими психическими состояниями спортсменов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Том 8. № 2. С. 182–192.
Литература
Огородова Т. В. Психология спорта: учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2013. 120 с.
Петров С. И. Конфликты в спорте и социально-психологический тренинг как средство их разрешения: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2004. 218 с.
Ильин Е. П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2011. 352 с.
Кашапов А. С., Воскресенский А. М. Взаимосвязь творчества и конфликтной компетенции в разрешении спортсменами конфликтов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 9 (2). С. 186–189.
Огородова Т. В., Филиппович Х. Н. Взаимосвязь типов реагирования в конфликте с психическими состояниями спортсменов // Национальные программы формирования здорового образа жизни: мат-лы XIII Междунар. науч.-практ. конф. «Рудиковские чтения 2017»; под общ. ред. Ю. В. Байковского, А. В. Вощинина. М.: РГУФКСМиТ, 2017. С. 484–488.
Кашапов М. М., Огородова Т. В., Филиппович Х. Н. Доминирующие психические состояния и тревожность у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта // Вестник Удмуртского университета. 2016. Т. 26. Вып. 2. С. 73–79.
Чуча О. Л. Роль ритма в художественной гимнастике // Спортивный психолог. 2008. № 3 (15). С. 38–41.
Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Описание методик, инструкции по применению. СПб.: СПбГУ, 2003. 81 с.
Кашапов М. М. Психология конструктивной конфликтности личности на основе системогенетического подхода // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: мат-лы VI Всерос. науч.-практ. конф. Ярославль, 19–21 ноября 2013 г. Ярославль: Канцлер, 2013. С. 38–43.
Кашапов М. М., Башкин М. В. Психология конфликтной компетентности: учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2010. 128 с.
Петров С. И. Валидность и надежность методики «Конфликтные ситуации в спорте» // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2013. № 5 (99). С. 110–114.
Гожин В. В., Малков О. Б. Структура игрового взаимодействия единоборцев и тактические действия при обыгрывании противника // Спортивный психолог. 2010. № 3. C. 50–55.
Нестерова Т. В., Украинец А. В. Личностно-психологические особенности спортсменок, специализирующихся в групповых упражнениях художественной гимнастики // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: мат-лы XI Междунар. науч. конгресса. Минск, 10–12 октября 2007 г. Минск: Белорусский государственный университет физической культуры, 2007. 588 с.
Краев Ю. В. Влияние особенностей вида спорта на проявление агрессии и агрессивности у спортсменов: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 1999. 24 с.
Гордон С. М., Ильин А. Б. Сравнение показателей личности спортсменов и не занимающихся спортом // Спортивный психолог. 2006. № 2 (8). С. 59–64.
Гласс Д., Стэнли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 495 с.
Карпов А. А. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности. Ярославль: ЯрГУ, 2014. 272 с.
Одинцова М. А. Физическая культура как условие формирования «культурной одаренности» современного человека // Спортивный психолог. 2010. № 3 (21). С. 11–15.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 319
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 234
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4