Связь теории сознания и регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте

102

Аннотация

Исследование посвящено изучению связи регуляторных функций и когнитивной способности, которая в зарубежных исследованиях называется “theory of mind” («теория сознания»), в старшем дошкольном возрасте. Несмотря на активное изучение данной области в зарубежной психологии, подобных экспериментальных исследований в России пока проводится сравнительно мало и совсем немногие из них посвящены дошкольному возрасту. Можно предположить, что такая ситуация связана в том числе с отсутствием разработанного диагностического инструментария, направленного на изучение теории сознания. Поэтому целью нашего исследования было изучение связи теории сознания с развитием регуляторных функций с помощью адаптированных нами зарубежных методов диагностики данных способностей. В исследовании приняли участие 267 детей в возрасте 5–6 лет (143 мальчика и 124 девочки), воспитанники старших групп детских садов Москвы. Анализ полученных результатов показал наличие значимых связей между всеми тремя компонентами регуляторных функций (рабочей памятью, когнитивной гибкостью и сдерживающим контролем) и успешностью выполнения заданий на теорию сознания. Также были выделены три типа развития регуляторных функций у детей дошкольного возраста и выявлены различия в успешности выполнения отдельных заданий на теорию сознания у детей, относящихся к разным типам. Результаты корреляционного и кластерного анализа свидетельствуют о связи уровня понимания ребенком ложных убеждений и таких компонентов когнитивного контроля, как торможение и переключение. Таким образом, проведенное исследование показывает связь теории сознания и когнитивной регуляции в старшем дошкольном возрасте. Дальнейшее изучение данных когнитивных способностей дошкольников поможет лучше понять и изучить логику развития таких значимых социальных навыков, как эмоциональная регуляция, выстраивание позитивных отношений со сверстниками и успешное поведение в классе.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольный возраст, произвольность, регуляторные функции, интеллект, теория сознания

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

Финансирование. Работа выполнена при поддержке Гранта Президента МД-441.2017.6.

Для цитаты: Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н., Якупова В.А. Связь теории сознания и регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Том 8. № 3. С. 293–311.

Литература

 Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: Институт психологии РАН, 2009. 415 с.

Чеснокова О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте // Познание. Общество. Развитие / под ред. Д.В.Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 59–77.

Apperly I.A., Warren F., Andrews B.J., Grant J., & Todd S. Developmental continuity in theory of mind: Speed and accuracy of belief–desire reasoning in children and adults // Child Development. 2011. Vol. 82. P. 1691–1703.

Bock A.M., Gallaway K.C., & Hund A.M. Specifying links between executive functioning and theory of mind during middle childhood: Cognitive flexibility predicts social understanding // Journal of Cognition and Development. 2015. Vol. 16. P. 509–521.

Frye D., Zelazo P.D., Palfai T. Theory of mind and rule–based reasoning // Cognitive Development. 1995. Vol. 10. P. 483–527.

Hughes C. Executive function in preschoolers: Links with theory of mind and verbal ability // British Journal of Developmental Psychology. 1998. Vol. 16. P. 233–253. 7. Miller S.A. Children’s understanding of second–order mental states // Psychological Bulletin. 2009. Vol. 135. P. 749–773.

Miller S.A. Theory of mind beyond the preschool years. New York: Psychology Press, 2012. 264 р.

Wellman H.M., Peterson C.C. Deafness, thought bubbles, and theory-of-mind development // Developmental Psychology. 2013. Vol. 49. P. 2357–2367.

White S., Hill E., Happé F.G.E., Frith U. Revisiting the strange stories: Revealing mentalizing impairments in autism // Child Development. 2009. Vol. 80. P. 1097–1117.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. Детская психология. 432 c.

Willoughby M.T., Kupersmidt J.B, Voegler-Lee M.E. Is preschool executive function causally related to academic achievement? // Child Neuropsychology: A Journal on Normal and Abnormal Development in Childhood and Adolescence. 2012. Vol. 18 (1). P. 79–91.

Premack D., Woodruff G. Does the chimpanzee have a “Theory of Mind”? // Behavioral and Brain Sciences. 1978. Vol. 4. P. 515–526.

Флейвелл Д.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М.: Просвещение, 1967. 622 с. 15. Wellman H.M., Liu D. Scaling of theory-of-mind tasks // Child Development. 2004. Vol. 75. P. 523– 541.

Чеснокова О.Б., Светова Г.С. Понимание иронии детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/ponimanie-ironii-detmi-starshego-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 07.03.2017).

Happé F.G.E. An advanced test of theory of mind: Understanding of story characters’ thoughts and feelings by able autistic, mentally handicapped, and normal children and adults // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1994. Vol. 24. P. 129–154.

Wimmer H., Perner J. Beliefs about beliefs: Representation and constraining function of wrong beliefs in young children’s understanding of deception // Cognition. 1983. Vol. 13. P. 103–128.

Чеснокова О.Б. Анализ феномена хитрости как формы социального интеллекта в детском возрасте // Психолог в детском саду. 2007. Т. 5. С. 21–47.

Devine R.T., Hughes C. Relations between false belief understanding and executive function in early childhood: A meta–analysis // Child Development. 2014. Vol. 85. P. 1777–1794.

Filippova E., Astington J.W. Further development in social reasoning revealed in discourse irony understanding // Child Development. 2008. Vol. 79. P. 126–138.

Callaghan T., Rochat Ph., Lilard A., Claux M.L., Odden H., Itakura S., Tapanya S., Singh S. Synchrony in the onset of mental state reasoning: evidence from five cultures // Psychological Science. 2005. Vol. 16. P. 378–384.

Olson S.L., Lopez–Duran N., Lunkenheimer E. S., Chang H., Sameroff A.J. Individual differences in the development of early peer aggression: Integrating contributions of self–regulation, theory of mind, and parenting // Development and Psychopathology. 2011. Vol. 23 (1). P. 253–266.

Cantin R.H., Gnaedinger E.K., Gallaway K.C., Hesson-McInnis M. S., Hund A.M. Executive functioning predicts reading, mathematics, and theory of mind during the elementary years // Journal of Experimental Child Psychology. 2016. Vol. 146, P. 66–78.

Carlson S., Moses L., Breton C. How specific is the relation between executive function and theory of mind? Contributions of inhibitory control and working memory // Infant and Child Development. 2002. Vol. 11. P. 73–92.

Carlson S.M., Claxton L.J., Moses L.J. The relation between executive function and theory of mind is more than skin deep // Journal of Cognition and Development. 2015. Vol. 16. P. 186–197.

Devine R.T., Hughes C. Silent films and strange stories: Theory of mind, gender and social experiences in middle childhood // Child Development. 2013. Vol. 84. P. 989–1003.

Hughes C., Ensor R. Executive function and theory of mind: Predictive relations from ages 2 to 4 // Developmental Psychology. 2007. Vol. 43. P. 1447–1459.

Oh S., Lewis C. Korean preschoolers’ advanced inhibitory control and its relation to other executive skills and mental state understanding // Child Development. 2008. Vol. 79. P. 80–99.

Sabbagh M.A., Xu F., Carlson S.M., Moses L.J., Lee K. The development of executive functioning and theory of mind: A comparison of Chinese and U. S. pre-schoolers // Psychological Science. 2006. Vol. 17. P. 74–81.

Diamond A., Kirkham N., Amso D. Conditions under which young children can hold two rules in mind and inhibit a prepotent response // Developmental Psychology. 2002. Vol. 38. P. 352–362.

Lehto J., Juujarvi P., Kooistra L., Pulkkinen L. Dimensions of executive functioning: evidence from children // The British Journal of Developmental Psychology. 2003. Vol. 21. P. 59–80.

Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J., Witzki A.H., Howerter A., Wager T. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “frontal lobe” tasks: A latent variable analysis // Cognitive Psychology. 2000. Vol. 41. P. 49–100.

Ozonoff S., Pennington B.F., Rogers S.J. Executive function deficits in high–functioning autistic individuals: Relationships to theory of mind // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1991. Vol. 32. P. 1081–1105.

Zelazo P.D., Frye D. Cognitive complexity and control: A theory of the development of deliberate reasoning and intentional action // Language structure, discourse, and the access to consciousness / ed. M. Stamenov. Amsterdam: Benjamins, 1997. P. 113–153.

Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инструментария // Национальный психологический журнал. 2016. № 4 (24). С. 14–22.

Веракса А.Н., Якупова В.А., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Рикель А.М. Страхи дошкольников: связь с познавательным и социальным развитием // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2016. № 6. С. 38–45.

Zelazo P.D. The Dimensional Change Card Sort (DCCS): a method of assessing executive function in children // Nature Protocols. 2006. Vol. 1. P. 297–301.

Kloo D., Perner J. Training transfer between card sorting and false belief understanding: helping children apply conflicting descriptions // Child Development. 2003. Vol. 74. P. 1823–1839.

Perner J., Lang B., Kloo D. Theory of mind and self control: More than a common problem of inhibition // Child Development. 2002. Vol. 73. P. 752–767.

Muller U., Liebermann-Finestone D., Carpendale J., Hammond S., Bibok M. Knowing minds, controlling actions: The developmental relations between theory of mind and executive function from 2 to 4 years of age// Journal of Experimental Child Psychology. 2012. Vol. 111. P. 331–348.

Yeniad N., Malda M., Mesman J., Van IJzendoorn M.H., Pieper S. Shifting ability predicts math and reading performance in children: A meta-analytical study // Learning and Individual Differences. 2013. Vol. 23. P. 1–9.

Веракса А.Н. «Теория сознания» и символизация в дошкольном возрасте // Культурноисторическая психология. 2011. № 4. С. 9–16.

Герасимова А.С., Сергиенко Е.А. Понимание обмана детьми 5–11 лет и становление модели психического // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 1. С. 56–70.

Ермаков П.Н., Воробьева Е.В., Кайдановская И.А., Стрельникова Е.О. Теория сознания и развитие мышления у детей дошкольного возраста // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9, № 3. С. 72–80.

Лебедева Е.И., Сергиенко Е.А. Развитие «модели психического» в норме и при аутизме // Исследования по когнитивной психологии / под ред. Е.А.Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 294–331.

Прусакова О.В., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 24–36.

Сергиенко Е.А. Связь уровня развития модели психического с пониманием телевизионной рекламы детьми 3–6 лет // Психологический журнал. 2012. Т. 33, № 3. С. 76–87.

Sobkin V. S., Veraksa A.N., Bukhalenkova D.A., Fedotova A.V., Khalutina U.A., Yakupova V.A. The connection of socio-demographic factors and child-parent relationships to the psychological aspects of children’s development // Psychology in Russia: State of the Art. 2016. Vol. 9 (4). P. 73–79.

Korkman M. Applying Luria’s diagnostic principles in the neuropsychological assessment of children // Neuropsychology Review. 1999. Vol. 9 (2). P. 89–105.

Korkman M., Kirk, U., Kemp S.L. NEPSY II. Administrative manual. San Antonio, TX: Psychological Corporation, 2007. 228 р.

Pons F., Harris P.L. Test of Emotion Comprehension. Oxford: Oxford University Press, 2000.

Raven J., Raven J.C., Court J.H. Manual for Raven’s progressive matrices and vocabulary scales. Section 2: The coloured progressive matrices. Oxford: Oxford Psychologists Press, 1998. 148 р. 

Информация об авторах

Алмазова Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8852-4076, e-mail: almaz.arg@gmail.com

Бухаленкова Дарья Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), научный сотрудник, лаборатория психологии детства и цифровой социализации, Психологический институт РАО (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4523-1051, e-mail: d.bukhalenkova@inbox.ru

Веракса Александр Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), заместитель директора, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7187-6080, e-mail: veraksa@yandex.ru

Якупова Вера Анатольевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9472-8283, e-mail: vera.a.romanova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 224
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 102
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4