Я и Другой: отраженные в биографической рефлексии

95

Аннотация

Рассмотрены формы биографической рефлексии личности — «рефлексии своей жизни» и «рефлексии жизни Другого». Биографическая рефлексия актуализируется в ситуациях, когда личность осознает необходимость дальнейшего развития, а жизненные изменения принимаются как условия обретения смысла жизни. Рефлексия своей жизни включает анализ смыслов уникальных событий жизни и отношений личности, а рефлексия жизни Другого предполагает анализ интериоризированных жизненных сценариев, определяющих субъективную оценку продуктивности жизненного пути. Мы предположили, что развитие биографической рефлексии во взрослости характеризуется последовательным чередованием интенсивной актуализации ее форм и сопряжено с изменением содержания автобиографических нарративов. Первую выборку составили данные, полученные от 760 человек в возрасте от 17 до 65 лет, вторую — данные, полученные от 260 человек в возрасте от 18 до 65 лет. В исследовании измерялись показатели форм биографической рефлексии и характеристик (монологичности/диалогичности) автобиографического нарратива. Мы обнаружили, что в 17–25 лет и 45–65 лет развитие рефлексии своей жизни опережает развитие рефлексии жизни Другого, а в 25–45 лет преимущественное развитие получает рефлексия жизни Другого. Эмпирически установлена связь между формами биографической рефлексии и характеристиками автобиографических нарративов взрослых людей: монологичностью и диалогичностью. Монологичные автобиографические нарративы, в которых повествование о жизненном пути разворачивается в системе аутокоммуникации «Я — Я», присущи взрослым людям с высоким уровнем развития рефлексии своей жизни. Диалогичные автобиографические нарративы, в которых повествование о жизненном пути интерпретируется в системе «Я — Другой» при сопоставлении своего опыта жизни в сóбытии с Другим и опыта жизни Другого для себя, присущи взрослым людям с высоким уровнем развития рефлексии жизни Другого.

Общая информация

Ключевые слова: биографическая рефлексия, Я, другой, автобиографический нарратив, взрослость

Рубрика издания: Теория и методология психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Клементьева М.В. Я и Другой: отраженные в биографической рефлексии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Том 8. № 4. С. 358–369.

Литература

Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. М.: Смысл, 2013. 760 с.

Гришина Н.В. Психологическое благополучие в экзистенциальном понимании: эмпирические особенности // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 48. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n48/1312-grishina48.html (дата обращения: 02.07.2018).

Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во ИП РАН, 2004. 424 с.

Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1983. 24 с.

Семенов И.Н. Исследовательские направления инновационной психологии рефлексии в высшей школе экономики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 3. С. 37–57.

Мухина В.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд. М.: Академия, 2006. 608 c.

Birren J.E., Deutschman D.E. Guiding autobiography groups for older adults: Exploring the Fabric of Life. Baltimor; London: The John Hopkins University Press, 1991. 208 p.

Staudinger U.M. Life reflection: A social-cognitive analysis of life review // Review of General Psychology. 2001. Vol. 5, N 2. P. 148–160.

Habermas T., Paha C. The development of coherence in adolescents’ life narratives // Narrative Inquiry, 2001. N 11. Р. 35–54.

Exploring existential meaning: Optimizing human development across the life span / eds G.T.Reker, K.Chamberlain. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2000. 358 р.

Нуркова В.В., Днестровская М.В., Михайлова К.С. Культурный жизненный сценарий как динамическая семантическая структура (ре)организации индивидуального жизненного опыта // Психологические исследования. 2012. T. 5, № 25. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n25/734-nourkova25.html (дата обращения: 01.05.2014).

Клементьева М.В. Биографическая рефлексия как ресурс саморазвития взрослых людей // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, № 1. С. 14–23.

Клементьева М.В. Рефлексивные ресурсы преодоления кризисов жизни во взрослости // Человек в условиях неопределенности: сб. науч. тр.: в 2-х т. / под ред. Е.В.Бакшутовой, О.В.Юсуповой, Е.Ю.Двойниковой. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2018. Т. 1. С. 157–161.

Клементьева М.В. Понятие биографической рефлексии и методика ее оценки // Культурноисторическая психология. 2014. Т. 10, № 4. С. 80–93.

Клементьева М.В. Исследование рефлексии жизненного пути на материале создания автобиографического нарратива // Культурно-историческая психология. 2012. № 3. С. 30–39. 

Информация об авторах

Клементьева Марина Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор, Департамент психологии и развития человеческого капитала, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8712-9282, e-mail: marinaklementyva@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 191
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 95
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2