Введение
Становящаяся взрослость (англ. «emerging adulthood»), очерченная возрастными границами от 18 до 25 лет, включает период развития между выходом из подросткового возраста и переходом в раннюю взрослость (Arnett, 2000). Этот период связан с большим количеством личных уязвимостей и возможностей.
С одной стороны, становящиеся взрослые уязвимы из-за того, что многое в их жизни становится нестабильным и неопределенным. Частая смена жизненных планов и траекторий, связанных с обучением, будущей профессией и романтическими отношениями, увеличивает риски развития психопатологии. Около 40% становящихся взрослых страдают от симптомов психического нездоровья и психологического неблагополучия (Arnett, Žukauskienė, Sugimura, 2014), испытывают тревогу (Niermann et al., 2021), депрессию (Arias-de la Torre et al., 2021), соматизацию (Feussner et al., 2022) и пытаются избежать душевной боли с помощью самоповреждающего поведения в виде нанесения себе укусов, ударов, порезов, прижигания себя спичкой, сигаретой или зажигалкой, втыкания в кожу острых предметов и т.п. (Daukantaitė et al., 2021).
С другой стороны, становящаяся взрослость является периодом возможностей. Как замечает Дж. Арнетт, «освободившись от зависимостей детства и подростничества, но еще не взяв на себя долговечные обязательства, обычные для взрослой жизни, становящиеся взрослые часто изучают пространство жизненных возможностей в любви, работе и мировоззрении» (Arnett, 2000, p. 469). Размышляя о будущем, становящиеся взрослые в основном пытаются строить планы на образование, карьеру и создание семьи (Fonseca et al., 2019), причем более простроенные планы на будущее способствуют развитию самоидентичности и способности к близости в межличностных взаимоотношениях (Seginer, Noyman, 2005).
Здоровье и благополучие становящихся взрослых во многом зависит от их ожиданий в отношении будущего (англ. «future expectations»), т.е. их убежденности в том, что в будущем произойдут конкретные благоприятные или неблагоприятные события, связанные с их здоровьем, семьей, образованием, карьерным продвижением и т.д. (Oettingen, Mayer, 2002; Wyman et al., 1993).
Позитивные ожидания в отношении будущего ведут к росту социального и эмоционального благополучия, особенно у молодых людей из числа меньшинств и малообеспеченных семей (Werner, Smith, 1992; Wyman et al., 1993), и, напротив, негативные ожидания ведут к рискованному поведению и большей вовлекаемости в преступность (Nurmi, 1991; Quinton et al., 1993; Raffaelli, Koller, 2005). Молодые люди с позитивными ожиданиями обладают более крепким физическим и психическим здоровьем, добиваются бо́льших успехов в учебе и карьерном продвижении, легче адаптируются к военной службе и отмечают бо́льшую удовлетворенность жизнью, чем их сверстники с негативными ожиданиями в отношении будущих жизненных достижений (Kim, Kim, 2020; Sulimani-Aidan, 2015).
Поскольку позитивные ожидания выполняют адаптивные функции в периоде становящейся взрослости, целью настоящего исследования является изучение роли позитивных ожиданий в отношении будущего в совладании с соматизацией, психологическим дистрессом и самоповреждающим поведением.
Материалы и методы
Процедура
Сбор данных был проведен в январе–феврале 2022 года. Студентов российских университетов («Южно-Уральский государственный университет», «Российский государственный профессионально-педагогический университет») приглашали принять участие в исследовании во время лекционных и семинарских занятий. Критерием включения в выборку был возраст становящейся взрослости, т.е. возраст от 18 до 25 лет.
Участники исследования
В исследовании приняли участие 398 студентов, в том числе 104 юноши и 294 девушки в возрасте от 18 до 22 лет (M = 18,33; Me = 18 лет; SD = 0,82).
Инструменты
Участники исследования заполнили анкету, содержащую следующие инструменты:
- Шкала соматических симптомов (Somatic Symptom Scale-8, SSS-8) содержит 8 пунктов с описанием соматических симптомов (например, «головокружение», «проблемы со сном») (Gierk et al., 2014). Каждый симптом оценивается по шкале от 0 («совсем нет») до 4 («очень часто»). Клинически значимыми соматические симптомы считаются при общем показателе по SSS-8 ≥ 12. Шкала переведена и адаптирована на русский язык (Золотарева, 2022). В настоящем исследовании шкала была внутренне согласованной (α = 0,829).
- Шкала генерализованного тревожного расстройства (Generalized Anxiety Disorder-7, GAD-7) включает 7 пунктов с описанием тревожных симптомов (например, «склонность быстро испытывать злость или раздражительность») (Spitzer et al., 2006). Каждый симптом оценивается по шкале от 0 («совсем нет») до 3 («почти каждый день»). Клинически значимыми тревожные симптомы считаются при общем показателе по GAD-7 ≥ 10. Шкала переведена и адаптирована на русский язык (Золотарева, 2023a). В настоящем исследовании шкала была внутренне согласованной (α = 0,916).
- Опросник здоровья пациента (Patient Health Questionnaire-9, PHQ-9) содержит 9 пунктов с описанием депрессивных симптомов (например, «снижение интереса и удовольствия от привычных дел») (Kroenke, Spitzer, Williams, 2001). Каждый симптом оценивается по шкале от 0 («совсем нет») до 3 («почти каждый день»). Клинически значимыми депрессивные симптомы считаются при общем показателе по PHQ-9 ≥ 10. Опросник переведен и адаптирован на русский язык (Золотарева, 2023b). В настоящем исследовании опросник был внутренне согласованным (α = 0,870).
- Опросник самоповреждений (Self-Harm Inventory, SHI) включает 22 пункта с описанием различных видов самоповреждающего поведения (например, намеренных нанесений себе ударов, ожогов и порезов, злоупотребления наркотическими или лекарственными препаратами, пребывание в отношениях с сексуальным или эмоциональным насилием) (Sansone, Wiederman, Sansone, 1998). Респондент отвечает, был ли в его жизни опыт каждого вида самоповреждающего поведения с помощью дихотомической шкалы положительных («да») и отрицательных («нет») ответов. Переведенный на русский язык опросник успешно прошел проверку на внутреннюю надежность (α = 0,817 по формуле Кьюдера-Ричардсона 20).
- Шкала ожиданий в отношении будущего для подростков (Future Expectations Scale for Adolescents, FESA) включает 24 пункта с описанием позитивных ожиданий в отношении работы и образования («Я найду хорошую работу»), брака и семьи («Я женюсь/выйду замуж»), церковной и общественной жизни («Я буду лидером в своем обществе»), здоровья («У меня будет хорошее здоровье») и будущего собственных детей («Мои дети будут жить в мирное время») (McWhirter, McWhirter, 2008). Респондент присваивает каждому пункту оценку по шкале Ликерта от 1 («Я совсем не верю в это») до 5 («Я определенно в это верю»). Переведенная на русский язык версия FESA успешно прошла проверку факторной валидности (χ2 (180) = 517, p < 0,001; CFI = 0,931; TLI = 0,919; SRMR = 0,050; RMSEA = 0,069 [0,062; 0,076]) и внутренней надежности (α = 0,913 для шкалы позитивных ожиданий в отношении работы и образования; α = 0,853 для шкалы позитивных ожиданий в отношении брака и семьи; α = 0,660 для шкалы позитивных ожиданий в отношении церковной и общественной жизни; α = 0,811 для шкалы позитивных ожиданий в отношении здоровья; α = 0,836 для шкалы позитивных ожиданий в отношении будущего собственных детей).
Анализ данных
Для анализа данных были использованы методы описательной статистики, коэффициент α-Кронбаха, конфирматорный факторный анализ, формула Кьюдера-Ричардсона, критерий χ2-Пирсона и множественный регрессионный анализ. Анализ данных был реализован в статистическом пакете IBM SPSS Statistics 27.0.
Результаты
В 49% случаев у опрошенных были соматические симптомы, в 32% случаев — тревожные симптомы и в 38% случаев — депрессивные симптомы. Кроме того, 54% участников исследования отмечали хотя бы один вид самоповреждающего поведения с наиболее частыми сообщениями о том, что они мучили себя мыслями о собственной бесполезности (34% случаев), настраивали себя на то, что будут отвергнуты в отношениях (27% случаев) и состояли в отношениях с эмоциональным насилием (19% случаев). На рис. 1 показана частота встречаемости соматизации, психологического дистресса и самоповреждающего поведения.
Юноши и девушки с соматическими (χ2 (12) = 68,703, p < 0,001), тревожными (χ2 (12) = 86,917, p < 0,001) и депрессивными симптомами (χ2 (12) = 93,821, p < 0,001) были более склонными к самоповреждающему поведению.
Позитивные ожидания в отношении будущего были связаны с менее частыми и интенсивными проявлениями соматизации, психологического дистресса и самоповреждающего поведения. Позитивные ожидания в отношении работы и образования и позитивные ожидания в отношении здоровья определяли 23,7% дисперсии соматических симптомов (R = 0,487; F (7, 390) = 17,339, p < 0,001). Позитивные ожидания в отношении работы и образования и позитивные ожидания в отношении здоровья определяли 23,2% дисперсии тревожных симптомов (R = 0,482; F (7, 390) = 16,828, p < 0,001). Позитивные ожидания в отношении работы и образования и позитивные ожидания в отношении здоровья определяли 29,3% дисперсии депрессивных симптомов (R = 0,542; F (7, 390) = 23,123, p < 0,001). Позитивные ожидания в отношении работы и образования определяли 15,3% дисперсии самоповреждающего поведения (R = 0,392; F (7, 390) = 10,099, p < 0,001). В табл. 1 показаны результаты серии регрессионных анализов.
Рис. 1. Соматизация, психологический дистресс и самоповреждающее поведение в ранней взрослости
Fig.1. Somatization, psychological distress, and self-harming behavior in emerging adulthood
Таблица 1 / Table 1
Результаты серии регрессионных анализов
The results of a series of regression analyses
|
Позитивные ожидания в отношении будущего / Positive future expectations |
β |
SE |
p-value |
|
Предикторы соматических симптомов / Predictors of somatic symptoms |
|||
|
Позитивные ожидания в отношении работы и образования / Positive expectations about work and education |
-0,126 |
0,742 |
0,033 |
|
Позитивные ожидания в отношении брака и семьи / Positive expectations about marriage and family |
-0,019 |
0,405 |
0,745 |
|
Позитивные ожидания в отношении церкви и общества / Positive expectations for the church and society |
0,092 |
0,444 |
0,085 |
|
Позитивные ожидания в отношении здоровья / Positive health expectations |
-0,284 |
0,520 |
< 0,001 |
|
Позитивные ожидания в отношении будущего детей / Positive expectations about the future of children |
0,032 |
0,506 |
0,605 |
|
Предикторы тревожных симптомов / Predictors of anxiety symptoms |
|||
|
Позитивные ожидания в отношении работы и образования / Positive expectations about work and education |
-0,277 |
0,636 |
< 0,001 |
|
Позитивные ожидания в отношении брака и семьи / Positive expectations about marriage and family |
0,002 |
0,347 |
0,972 |
|
Позитивные ожидания в отношении церкви и общества / Positive expectations for the church and society |
0,054 |
0,381 |
0,319 |
|
Позитивные ожидания в отношении здоровья / Positive health expectations |
-0,150 |
0,446 |
0,009 |
|
Позитивные ожидания в отношении будущего детей / Positive expectations about the future of children |
-0,055 |
0,433 |
0,373 |
|
Предикторы депрессивных симптомов / Predictors of depressive symptoms |
|||
|
Позитивные ожидания в отношении работы и образования / Positive expectations about work and education |
-0,305 |
0,646 |
< 0,001 |
|
Позитивные ожидания в отношении брака и семьи / Positive expectations about marriage and family |
-0,017 |
0,353 |
0,764 |
|
Позитивные ожидания в отношении церкви и общества / Positive expectations for the church and society |
0,061 |
0,387 |
0,236 |
|
Позитивные ожидания в отношении здоровья / Positive health expectations |
-0,217 |
0,453 |
< 0,001 |
|
Позитивные ожидания в отношении будущего детей / Positive expectations about the future of children |
-0,051 |
0,441 |
0,389 |
|
Предикторы самоповреждающего поведения / Predictors of self-harming behavior |
|||
|
Позитивные ожидания в отношении работы и образования / Positive expectations about work and education |
-0,233 |
0,302 |
< 0,001 |
|
Позитивные ожидания в отношении брака и семьи / Positive expectations about marriage and family |
-0,074 |
0,165 |
0,239 |
|
Позитивные ожидания в отношении церкви и общества / Positive expectations for the church and society |
0,026 |
0,181 |
0,650 |
|
Позитивные ожидания в отношении здоровья / Positive health expectations |
-0,089 |
0,212 |
0,137 |
|
Позитивные ожидания в отношении будущего детей / Positive expectations about the future of children |
-0,056 |
0,206 |
0,384 |
Примечание. Данные с учетом контроля поля и возраста респондентов.
Note. Data based on the control of the respondents’ gender and age.
Обсуждение результатов
Результаты настоящего исследования, направленного на изучение роли позитивных ожиданий в отношении будущего в совладании с соматизацией, психологическим дистрессом и самоповреждающим поведением, позволяют сделать несколько выводов о выявленных закономерностях.
Становящиеся взрослые часто жаловались на соматические, тревожные и депрессивные симптомы, а также часто признавались в самоповреждениях. Высокая частота встречаемости соматизации, психологического дистресса и самоповреждающего поведения может быть связана как со спецификой жизненного периода участников исследования, так и с тем, что сбор данных был проведен в период пандемии COVID-19. Известно, что пандемия вызвала у многих молодых людей неудовлетворенность онлайн-обучением (Al-Nasa’h et al., 2021), беспокойство о своем здоровье и здоровье родственников (Schiff et al., 2021), чувство неопределенности в отношении академических и карьерных перспектив (Appleby et al., 2022), переживание стресса, тревоги, депрессии и суицидальных мыслей (Matić et al., 2023), соматические симптомы, сопровождаемые страхами по поводу угрозы пандемии жизни и физическому здоровью (Liu, Liu, Liu, 2020), резкое сокращение времени, проводимого с партнерами в сексуальных и романтических взаимоотношениях (Yarger et al., 2021).
Самоповреждения чаще наблюдались у респондентов с соматическими, тревожными и депрессивными симптомами. Данная закономерность кажется неспецифической, потому что ранее была подтверждена в исследованиях с участием детей и подростков (Predescu, Sipos, 2023; Raffagnato et al., 2020; Serra et al., 2022).
Позитивные ожидания в отношении работы и образования были связаны с более редкими сообщениями о соматизации, психологическом дистрессе и самоповреждающем поведении. Тема будущей работы является самой частой в размышлениях становящихся взрослых о том, «что значит быть взрослым», содержит такие ассоциации, как «упорный труд», «построение жизни», «вовлеченность в профессию», «настойчивость в работе» и «важность наличия постоянной работы». Молодые люди также были убеждены в том, что если они будут удовлетворены своей работой, то будут в целом удовлетворены своей жизнью (Lopez et al., 2005). Ожидания в отношении работы и образования наиболее осязаемы и реалистичны в становящейся взрослости, когда остальные жизненные перспективы кажутся более неопределенными, поэтому позитивный характер этих ожиданий имеет явные преимущества для психического здоровья и психосоматического благополучия становящихся взрослых.
Наконец, позитивные ожидания в отношении здоровья были связаны с более редкими и менее интенсивными соматическими, тревожными и депрессивными симптомами. Специалисты знают, что позитивные ожидания в отношении будущего в подростковом возрасте дают более крепкое физическое и психическое здоровье во взрослом возрасте, потому что молодые люди с надеждой на хорошее будущее чаще ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом и отказываются от вредных привычек, чем их сверстники, неуверенные в своем благоприятном будущем (Kim, Kim, 2020). Ожидания в отношении здоровья и их взаимосвязи с психическим здоровьем и психосоматическим благополучием у становящихся взрослых ранее не были изучены, но исследователи отмечают, что надежда и оптимизм являются факторами устойчивости подростков при соматических, тревожных и депрессивных симптомах (Johnstone et al., 2014; Murberg, 2012; Wong, Lim, 2009).
Заключение
Знание о том, что позитивные ожидания в отношении будущего помогают в совладании с соматизацией, психологическим дистрессом и самоповреждающим поведением, открывает новые перспективы психологических исследований, а также определяет новые возможности работы с деструктивными состояниями в практике психологического консультирования. Развитие и поддержание позитивных ожиданий в отношении будущего может быть одним из приоритетных направлений психологической помощи становящимся взрослым, особенно если они испытывают душевные страдания.