Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2019. Том 9. № 1. С. 57–76
doi:10.21638/spbu16.2019.105
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Эффект отсроченного снижения узнавания знакомого материала как результат сочетания намерения забыть и приема генерирования ассоциаций
Аннотация
В статье подвергается критике сложившаяся в современных исследованиях намеренного забывания ситуация игнорирования специфики мнемического действия и его уровневой структуры (цель и прием). Мы предположили, что нетривиальность задачи на забывание и отсутствие готовых амнезогенных приемов должны вызвать более яркие проявления эффектов целевой детерминации, чем традиционные, изучавшиеся в задачах на запоминание. С учетом полученных нами ранее данных о том, что как позитивные (запомнить), так и негативные (забыть) мнемические цели повышают уровень отсроченного узнавания полностью заученного материала, был разработан и реализован экспериментальный дизайн с варьированием изолированного и совместного предъявления мнемических целей и потенциально амнезогенных приемов в отношении неполно заученного материала. Участникам сначала трижды предъявлялся ряд из 20 стимульных пар вида "реальное слово — псевдослово". Основная манипуляция заключалась в рандомизированной демонстрации реальных слов из пар с инструкциями .Забыть., "Помнить", "Повторять вслух", "Забыть псевдослово, генерируя ассоциации к реальному слову" и тривиальной арифметической задачей. Узнавание корреспондирующих с реальными словами псевдослов производилось дважды — через четыре часа (N = 53) и через два месяца (N = 32) после манипуляции. В результате проведенного эксперимента был, во-первых, реплицирован факт стабильно высокого отсроченного узнавания псевдослов после попытки реализации изолированного намерения помнить или забыть. Во-вторых, было показано, что намерение забыть в сочетании с амнезогенным приемом подбора ассоциаций к реальному слову, наоборот, приводит к ухудшению отсроченного узнавания псевдослов. Таким образом, в исследовании был получен эффект намеренного забывания знакомого, но не заученного полно нового материала, который проявился в форме снижения его отсроченного узнавания без повышения процента ложных тревог. Необходимым условием манифестации данного эффекта являлось объединение в рамках экспериментальной манипуляции цели "Забыть" и приема генерирования ассоциаций. Полученный результат интерпретируется нами как формирование качественно своеобразного механизма регуляции памяти интегрированной структурой "цель — прием".
Литература
Bjork R. A., LaBerge D., Legrand R. The modification of
short-term memory through instructions to forget // Psychonomic Science. 1968.
Vol. 10, N 2. P. 55–56.
Информация об авторах
Гофман Алена Алексеевна, Аспирант, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: gofmanalena@gmail.com
Нуркова Вероника Валерьевна, доктор психологических наук, профессор факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего Института социальных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФГБОУ ВО «РАНХиГС»),доцент факультета специальной психологии МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3117-3081, e-mail: vernur@yahoo.com
Метрики
Просмотров
Всего: 135
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 52
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1