Эффект отсроченного снижения узнавания знакомого материала как результат сочетания намерения забыть и приема генерирования ассоциаций

35

Аннотация

В статье подвергается критике сложившаяся в современных исследованиях намеренного забывания ситуация игнорирования специфики мнемического действия и его уровневой структуры (цель и прием). Мы предположили, что нетривиальность задачи на забывание и отсутствие готовых амнезогенных приемов должны вызвать более яркие проявления эффектов целевой детерминации, чем традиционные, изучавшиеся в задачах на запоминание. С учетом полученных нами ранее данных о том, что как позитивные (запомнить), так и негативные (забыть) мнемические цели повышают уровень отсроченного узнавания полностью заученного материала, был разработан и реализован экспериментальный дизайн с варьированием изолированного и совместного предъявления мнемических целей и потенциально амнезогенных приемов в отношении неполно заученного материала. Участникам сначала трижды предъявлялся ряд из 20 стимульных пар вида "реальное слово — псевдослово". Основная манипуляция заключалась в рандомизированной демонстрации реальных слов из пар с инструкциями .Забыть., "Помнить", "Повторять вслух", "Забыть псевдослово, генерируя ассоциации к реальному слову" и тривиальной арифметической задачей. Узнавание корреспондирующих с реальными словами псевдослов производилось дважды — через четыре часа (N = 53) и через два месяца (N = 32) после манипуляции. В результате проведенного эксперимента был, во-первых, реплицирован факт стабильно высокого отсроченного узнавания псевдослов после попытки реализации изолированного намерения помнить или забыть. Во-вторых, было показано, что намерение забыть в сочетании с амнезогенным приемом подбора ассоциаций к реальному слову, наоборот, приводит к ухудшению отсроченного узнавания псевдослов. Таким образом, в исследовании был получен эффект намеренного забывания знакомого, но не заученного полно нового материала, который проявился в форме снижения его отсроченного узнавания без повышения процента ложных тревог. Необходимым условием манифестации данного эффекта являлось объединение в рамках экспериментальной манипуляции цели "Забыть" и приема генерирования ассоциаций. Полученный результат интерпретируется нами как формирование качественно своеобразного механизма регуляции памяти интегрированной структурой "цель — прием".

Общая информация

Ключевые слова: намеренное забывание, мнемическое действие, мнемическая цель, амнезогенный прием, узнавание

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.105

Для цитаты: Гофман А.А., Нуркова В.В. Эффект отсроченного снижения узнавания знакомого материала как результат сочетания намерения забыть и приема генерирования ассоциаций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Том 9. № 1. С. 57–76. DOI: 10.21638/spbu16.2019.105

Литература

Bjork R. A., LaBerge D., Legrand R. The modification of short-term memory through instructions to forget // Psychonomic Science. 1968. Vol. 10, N 2. P. 55–56.

Basden B. H., Basden D. R., Gargano G. J. Directed forgetting in implicit and explicit memory tests: A comparison of methods // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, & Cognition. 1993. Vol. 19. P. 603–616.

MacLeod C. M. Directed forgetting // Intentional forgetting: Interdisciplinary approaches / ed. by J. M. Golding, C. M. MacLeod. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 1998. P. 1–57.

Block R. A. Effects of instructions to forget in short-term memory // Journal of Experimental Psychology. 1971. Vol. 89. P. 1–9.

Elmes D. G., Adams C. A., Roediger H. L. Cued forgetting in short-term memory: Response selection // Journal of Experimental Psychology. 1970. Vol. 86. P. 103–107.

Гофман A. A., Нуркова В. В. Намеренное забывание: современное состояние и перспективы исследований // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). С. 117–128.

Гершкович В. А. Целенаправленное игнорирование в мнемической деятельности: дис. …канд. психол. наук. СПб., 2006. 164 с.

Basden B. H. Directed forgetting: Further comparisons of the item and list methods // Memory. 1996. Vol. 4, N 6. P. 633–654.

Macleod C. M. The item and list methods of directed forgetting: Test differences and the role of demand characteristics // Psychonomic Bulletin & Review. 1999. Vol. 6, N 1. P. 123–129.

Sahakyan L., Foster N. L. Intentional forgetting of actions: Comparison of list-method and itemmethod directed forgetting // Journal of Memory and Language. 2009. Vol. 61, N 1. P. 134–152.

Nichols A. L., Maner J. K. The good-subject effect: Investigating participant demand characteristics // The Journal of general psychology. 2008. Vol. 135. P. 151–166.

Woodward Jr. A. E., Bjork R. A., Jongeward Jr. R. H. Recall and recognition as a function of primary rehearsal // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1973. Vol. 12, N 6. P. 608–617.

Bjork R. Theoretical implications of directed forgetting // Coding processes in human memory / ed. by A. W. Melton, W. Martin.Washington, DC: V. H. Winston & Sons, Inc, 1972. P. 217–235.

Golding J. M., Gottlob L. R. Recall order determines the magnitude of directed forgetting in the within-participants list method // Memory & Cognition. 2005. Vol. 33. P. 588–594.

Sahakyan L., Kelley C. M. A contextual change account of the directed forgetting effect // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2002. Vol. 28, N 6. P. 1064–1072.

Гершкович В. А. Эксплицитное игнорирование в мнемической деятельности // Культурно-историческая психология. 2009. № 2. С. 51–59.

Dulaney C. L., Marks W., Link K. E. Aging and directed forgetting: Pre-cue encoding and post-cue rehearsal effects // Experimental Aging Research. 2004. Vol. 30. P. 95–112.

Величковский Б. Б. Возможности когнитивной тренировки как метода коррекции возрастных нарушений когнитивного контроля // Экспериментальная психология. 2009. Т. 2, № 3. C. 78–91.

Tulving E., Thomson D. M. Encoding specificity and retrieval processes in episodic memory // Psychological Review. 1973. Vol. 80, N 5. P. 352–373.

Gardiner J. M., Gawlik B., Richardson-Klavehn A. Maintenance rehearsal affects knowing, not remembering; elaborative rehearsal affects remembering, not knowing // Psychonomic Bulletin & Review. 1994. Vol. 1, N 1. P. 107–110.

Levy B. J., Anderson M. C. Individual differences in the suppression of unwanted memories: the executive deficit hypothesis // Acta psychological. 2008. Vol. 127, N 3. P. 623–635.

Anderson M. C., Reinholz J., Kuhl B. A., Mayr U. Intentional suppression of unwanted memories grows more difficult as we age // Psychology & Aging. 2011. Vol. 26. P. 397–405.

Failing to Forget Inhibitory-Control Deficits Compromise Memory Suppression in Posttraumatic Stress Disorder / Catarino A., Küpper C. S., Werner-Seidler A., Dalgleish T., Anderson M. C. // Psychological science. 2015. Vol. 26, N. 5. P. 604–616.

Lee Y. S. Cognitive load hypothesis of item-method directed forgetting // Quarterly journal of experimental psychology. 2012. Vol. 65, N 6. P. 1110–1122.

Benoit R. G., Anderson M. C. Opposing mechanisms support the voluntary forgetting of unwanted memories // Neuron. 2012. Vol. 76. P. 450–460.

Нуркова В. В., Гофман А. А. vЗабывание: проблема наличия следа памяти, его доступности и намеренного контроля // Национальный психологический журнал. 2016а. № 3 (23). С. 64–71.

Нуркова В. В., Гофман А. А. Забывание: Проблема наличия следа памяти, его доступности и намеренного контроля. Часть 2 // Национальный психологический журнал. 2016б. № 4 (24). С. 3‒13.

Рубинштейн С. Л. Основы психологии. М.: Учпедгиз, 1935. 496 с.

Иванников В. А. Воля // Национальный психологический журнал. 2010. № 1 (3). С. 97–102.

Истомина З. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1953. № 4. С. 33–39.

Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 562 с.

Нуркова В. В. Эффект зависимости феноменологических характеристик мнемического образа от мотивационно-смысловой динамики деятельности // Культурно-историческая психология. 2009. № 2. С. 60–68.

Nourkova V. V. Current Motivational State May Change the Phenomenology of Recollection Automatically. A New Effect of Activity on Reported Vividness and Confidence // Journal of Russian and East European Psychology. 2011. Vol. 49, N 3. P. 40–54.

Challis B. H., Velichkovsky B. M., Craik F. I. Levels-of-processing effects on a variety of memory tasks:New findings and theoretical implications // Consciousness and cognition. 1996. Vol. 5, N 1/2. P. 142–164.

Nourkova V. V., Gofman A. A., Kozlov M. D. On the Very-long-term Effect of Managing One’s Own Memory: the Intention to Forget Improves Recognition at a Year’s Delay // Europe’s Journal of Psychology. 2018. Vol. 14, N 4. P. 776–791.

Intending to forget is not easy: Behavioral and electrophysiological evidence / Gao H., Cao B.,

Zhang Q., Qi M., Li F., Li H. // International Journal of Psychophysiology. 2016. Vol. 104. P. 1–9.

 

Jost A. Die Assoziationsfestigkeit in ihrer Abh.ngigkeit von der Verteilung der Wiederholungen // Zeitschrift fur Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane. 1897. Vol. 16. P. 436–472.

A memory retrieval-extinction procedure to prevent drug craving and relapse / Xue Y. X., Luo Y. X., Wu P. [et al.] // Science. 2012. Vol. 336. P. 241–245.

Meir Drexler S., Wolf O. T. Behavioral disruption of memory reconsolidation: From bench to bedside and back again // Behavioral neuroscience. 2018. Vol. 132. N 1. P. 13–22.

Eichenbaum H., Cohen N. J. From conditioning to conscious recollection: memory systems of the brain. New York: Oxford University Press, 2001. 583 p.

Аллахвердов В. М., Воскресенская Е. Ю., Науменко О. В. Сознание и когнитивное бессознательное // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2008. Вып. 2. С. 10–19.

Ерёменко В. Воспоминание и знание как функционально независимые мнемические явления // Вопросы психологии. 2006. № 6. C. 64–73.

Wheeler M. A., Ewers M., Buonanno J. Different rates of forgetting following study versus test trials // Memory. 2003. Vol. 11. P. 571–580.

Roediger H. L. III, Karpicke J. D. Test-enhanced learning: Taking memory tests improves long-term retention // Psychological Science. 2006. Vol. 17. P. 249–255.

Roediger H. L. III, Nestojko J. F. The relative benefits of studying and testing on long-term retention // Cognitive modeling in perception and memory: A festschrift for Richard M. Shiffrin / ed. by J. G. W. Raaijmakers, A. H. Criss, R. L. Goldstone, R. M. Nosofsky, M. Steyvers. New York: Psychology Press, 2015. P. 99–111.

Roediger H. L. III, Gallo D. A., Geraci L. Processing approaches to cognition: The impetus from the levels-of-processing framework // Memory. 2002. Vol. 10. P. 319–332.

Информация об авторах

Гофман Алена Алексеевна, Аспирант, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: gofmanalena@gmail.com

Нуркова Вероника Валерьевна, доктор психологических наук, профессор факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего Института социальных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФГБОУ ВО «РАНХиГС»),доцент факультета специальной психологии МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3117-3081, e-mail: vernur@yahoo.com

Метрики

Просмотров

Всего: 109
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 35
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2