Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2020. Том 10. № 1. С. 73–91
doi:10.21638/spbu16.2020.106
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Социально-психологическое исследование ценностных предпочтений лидеров российского бизнеса
Аннотация
В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций лидеров российского бизнеса, представляющего собой первый этап научного исследования, ставящего своей целью оценить лидерский потенциал российского предпринимательства и сделать вывод о готовности российского бизнеса к процессу перехода к цифровому сообществу. В основе механизма оценки лидерского потенциала лежит ситуационно-ролевая модель лидерства, основанная на теории поля Курта Левина. В ходе интервьюирования предпринимателей и топ-менеджеров крупных компаний, были сформулированы гипотезы относительно базового набора ценностных ориентаций лидеров и их влияния на стили лидерства. Эмпирическое исследование ценностных предпочтений представителей российского бизнеса было проведено в 2018 г., в нем приняли участие 117 респондентов. Опрос проводился онлайн с помощью сервиса Google Forms. Собранные данные были подвергнуты корреляционному анализу (методом Пирсона) и иерархическому кластерному анализу (методом Уорда). Интервьюирование респондентов, у которых были выявлены устойчивые коррелирующие группы ценностных ориентаций, позволило выявить типовые ситуации в бизнес- среде, разработать ситуационно- ролевую модель лидерства и сформулировать описание четырех базовых стилей лидерства. В целом результаты исследования подтвердили гипотезы о существовании устойчивых корреляций базовых ценностных ориентаций, определяющих профили выделенных стилей лидерства. Численность некоторых выявленных групп параметров невелика (в частности численность группы, обладающей общими признаками профиля инновационного стиля лидерства, составляет 5 человек, т. е. 4% от численности респондентов), что может свидетельствовать как о недостаточно точном определении совокупности ценностных ориентаций, описывающих данный стиль лидерства, и несбалансированности самого опросника, так и об отсутствии респондентов, обладающих данным стилем лидерства. В дальнейшем планируется расширение выборки исследования за счет проведения опросов лидеров в сегменте некоммерческих организаций (НКО) и социального бизнеса, а также проведение второго этапа, предусматривающего полноценное тестирование на определение стиля лидерства и выборочные глубинные интервью с респондентами в целях верификации корреляции между выявленным стилем и средой, в которой лидеры осуществляют свою деятельность
Общая информация
Ключевые слова: ценностные ориентации, ценностные ориентации личности , лидерство, российская элита, цифровая экономика, ситуационно-ролевая модель, стили лидерства
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.106
Для цитаты: Бровкина Ю.А., Базаров Т.Ю. Социально-психологическое исследование ценностных предпочтений лидеров российского бизнеса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Том 10. № 1. С. 73–91. DOI: 10.21638/spbu16.2020.106
Литература
McGregor D. The human side of enterpise. US: McGraw-Hill Education, 2006. P. 243–259.
Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Сенсор, 2000.
Blake R., Mouton J. Rejoinder A. Comments on ‘The Productivity Battle: A Behavioral Science Analysis of Japan and the United States // The journal of Applied Behavioral Science. 1986. No. 20 (1). P. 49–56.
Mishel W. From Personality and Assesment (1968) to Personality Science, 2009 // Journal of Research on Personality. 2009. Vol. 43 (2). P. 282–290. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/ pii/S0092656609000178 (дата обращения: 09.10.2018).
Fiedler F. A Theory of Leadership effectiviness. New York: McGraw-Hill, 1967. P. 149–212.
Белбин М.Р. Команды менеджеров. Как объяснить их успех или неудачу. М.: МИФ, 2009. C. 83–136.
Минцберг Г., Куинн Д., Гошал С. Стратегический процесс / пер. с англ. под ред. Ю.Н.Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. C. 41–66.
Адизес И. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует? M.: Stins Coman, 2008. С. 44–59.
Мерлин В.С. Собрание сочинений. Т. 2. Своеобразие условных реакций в структуре волевого акта. Пермь: ПСИ, 2006. C. 124.
Лалу Ф., Аппер Э. Открывая организации будущего. Иллюстрированное путешествие в мир организаций нового типа. М.: МИФ, 2017. С. 43–81.
Senge P. The Fifth Discipline: the art and practice of the learning organization. US. : Currency, 1990. P. 139–232.
Дафт Р. Уроки лидерства. М.: ЭКСМО, 2007. C. 429–432.
Hannah S.T., Eggers J.T., Jennings P.L. Complex adaptive leadership — defining what constitutes effective leadership for complex organisational contexts // Knowledge-driven Corporation: Complex Creative Destruction / Eds G.B.Graen, J.A.Graen. North Carolina, LMX Leadership Publ., 2008. P. 79–124.
Avolio B.J., Hannah S.T. Developmental readiness: Accelerating leader development // Consulting Psychology Journal: Practice and Research. 2008. No. 4. P. 331–347.
Ford R. Complex leadership competency in health care: Towards framing a theory of practice // Health Services Management Research. 2009. No. 22 (3). P. 101–114.
Chadwick M. Creating Order out of Chaos: A Leadership Approach // AORN Journal. 2010. No. 91 (1). P. 154–170.
Obolensky N. Complex Adaptive Leadership — Embracing Paradox and Uncertainty. USA: Gower Publishing Company. 2010. P. 69–123.
Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций. М.: Апрельпресс; Эксмо-Пресс, 2000. C. 119–130.
Нардоне Дж., Вацлавик П. Искусство быстрых изменений: краткосрочная быстрая терапия. М.: Изд-во Института психотерапии, 2006. C. 11–66.
Брабандер Л. Забытая сторона перемен. Искусство создания инноваций. М.: Претекст, 2008. C. 17–36.
Аксеновская Л., Базаров T. Управление организационной культурой // Российский психологический журнал. 2008. Т. 5, № 2. C. 9–13 URL: https://cyberleninka.ru/article/v/upravlenie-organizatsionnoy-kulturoy-1 (дата обращения: 03.07.2019).
Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций. СПб.: Питер, 2001. С. 8–26.
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С. 303–308.
Ulrich D., Kryscynsky D., Ulrich M. Wayne Brockbank. Leaders as paradox navigators // Wiley online library, 2017. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/ltl.20322 (дата обращения: 21.02.2019).
Джонсон Б. Управление полярностями: как решать нерешаемые проблемы. М.: Манн, Иванов и Фербеp, 2018. С. 37–48.
Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001. С. 110–232.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 387
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 127
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2