Социально-психологическое исследование ценностных предпочтений лидеров российского бизнеса

109

Аннотация

В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций лидеров российского бизнеса, представляющего собой первый этап научного исследования, ставящего своей целью оценить лидерский потенциал российского предпринимательства и сделать вывод о готовности российского бизнеса к процессу перехода к цифровому сообществу. В основе механизма оценки лидерского потенциала лежит ситуационно-ролевая модель лидерства, основанная на теории поля Курта Левина. В ходе интервьюирования предпринимателей и топ-менеджеров крупных компаний, были сформулированы гипотезы относительно базового набора ценностных ориентаций лидеров и их влияния на стили лидерства. Эмпирическое исследование ценностных предпочтений представителей российского бизнеса было проведено в 2018 г., в нем приняли участие 117 респондентов. Опрос проводился онлайн с помощью сервиса Google Forms. Собранные данные были подвергнуты корреляционному анализу (методом Пирсона) и иерархическому кластерному анализу (методом Уорда). Интервьюирование респондентов, у которых были выявлены устойчивые коррелирующие группы ценностных ориентаций, позволило выявить типовые ситуации в бизнес- среде, разработать ситуационно- ролевую модель лидерства и сформулировать описание четырех базовых стилей лидерства. В целом результаты исследования подтвердили гипотезы о существовании устойчивых корреляций базовых ценностных ориентаций, определяющих профили выделенных стилей лидерства. Численность некоторых выявленных групп параметров невелика (в частности численность группы, обладающей общими признаками профиля инновационного стиля лидерства, составляет 5 человек, т. е. 4% от численности респондентов), что может свидетельствовать как о недостаточно точном определении совокупности ценностных ориентаций, описывающих данный стиль лидерства, и несбалансированности самого опросника, так и об отсутствии респондентов, обладающих данным стилем лидерства. В дальнейшем планируется расширение выборки исследования за счет проведения опросов лидеров в сегменте некоммерческих организаций (НКО) и социального бизнеса, а также проведение второго этапа, предусматривающего полноценное тестирование на определение стиля лидерства и выборочные глубинные интервью с респондентами в целях верификации корреляции между выявленным стилем и средой, в которой лидеры осуществляют свою деятельность

Общая информация

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценностные ориентации личности , лидерство, российская элита, цифровая экономика, ситуационно-ролевая модель, стили лидерства

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.106

Для цитаты: Бровкина Ю.А., Базаров Т.Ю. Социально-психологическое исследование ценностных предпочтений лидеров российского бизнеса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Том 10. № 1. С. 73–91. DOI: 10.21638/spbu16.2020.106

Литература

  1. McGregor D. The human side of enterpise. US: McGraw-Hill Education, 2006. P. 243–259.
  2. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Сенсор, 2000.
  3. Blake R., Mouton J. Rejoinder A. Comments on ‘The Productivity Battle: A Behavioral Science Analysis of Japan and the United States // The journal of Applied Behavioral Science. 1986. No. 20 (1). P. 49–56.
  4. Mishel W. From Personality and Assesment (1968) to Personality Science, 2009 // Journal of Research on Personality. 2009. Vol. 43 (2). P. 282–290. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/ pii/S0092656609000178 (дата обращения: 09.10.2018).
  5. Fiedler F. A Theory of Leadership effectiviness. New York: McGraw-Hill, 1967. P. 149–212.
  6. Белбин М.Р. Команды менеджеров. Как объяснить их успех или неудачу. М.: МИФ, 2009. C. 83–136.
  7. Минцберг Г., Куинн Д., Гошал С. Стратегический процесс / пер. с англ. под ред. Ю.Н.Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. C. 41–66.
  8. Адизес И. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует? M.: Stins Coman, 2008. С. 44–59.
  9. Мерлин В.С. Собрание сочинений. Т. 2. Своеобразие условных реакций в структуре волевого акта. Пермь: ПСИ, 2006. C. 124.
  10. Лалу Ф., Аппер Э. Открывая организации будущего. Иллюстрированное путешествие в мир организаций нового типа. М.: МИФ, 2017. С. 43–81.
  11. Senge P. The Fifth Discipline: the art and practice of the learning organization. US. : Currency, 1990. P. 139–232.
  12. Дафт Р. Уроки лидерства. М.: ЭКСМО, 2007. C. 429–432.
  13. Hannah S.T., Eggers J.T., Jennings P.L. Complex adaptive leadership — defining what constitutes effective leadership for complex organisational contexts // Knowledge-driven Corporation: Complex Creative Destruction / Eds G.B.Graen, J.A.Graen. North Carolina, LMX Leadership Publ., 2008. P. 79–124.
  14. Avolio B.J., Hannah S.T. Developmental readiness: Accelerating leader development // Consulting Psychology Journal: Practice and Research. 2008. No. 4. P. 331–347.
  15. Ford R. Complex leadership competency in health care: Towards framing a theory of practice // Health Services Management Research. 2009. No. 22 (3). P. 101–114.
  16. Chadwick M. Creating Order out of Chaos: A Leadership Approach // AORN Journal. 2010. No. 91 (1). P. 154–170.
  17. Obolensky N. Complex Adaptive Leadership — Embracing Paradox and Uncertainty. USA: Gower Publishing Company. 2010. P. 69–123.
  18. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций. М.: Апрельпресс; Эксмо-Пресс, 2000. C. 119–130.
  19. Нардоне Дж., Вацлавик П. Искусство быстрых изменений: краткосрочная быстрая терапия. М.: Изд-во Института психотерапии, 2006. C. 11–66.
  20. Брабандер Л. Забытая сторона перемен. Искусство создания инноваций. М.: Претекст, 2008. C. 17–36.
  21. Аксеновская Л., Базаров T. Управление организационной культурой // Российский психологический журнал. 2008. Т. 5, № 2. C. 9–13 URL: https://cyberleninka.ru/article/v/upravlenie-organizatsionnoy-kulturoy-1 (дата обращения: 03.07.2019).
  22. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций. СПб.: Питер, 2001. С. 8–26.
  23. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С. 303–308.
  24. Ulrich D., Kryscynsky D., Ulrich M. Wayne Brockbank. Leaders as paradox navigators // Wiley online library, 2017. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/ltl.20322 (дата обращения: 21.02.2019).
  25. Джонсон Б. Управление полярностями: как решать нерешаемые проблемы. М.: Манн, Иванов и Фербеp, 2018. С. 37–48.
  26. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001. С. 110–232.

Информация об авторах

Бровкина Юлия Андреевна, аспирант, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3846-8691, e-mail: mawaranyo@me.com

Базаров Тахир Юсупович, доктор психологических наук, заслуженный профессор Московского университета, профессор кафедры социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1591-3932, e-mail: tbazarov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 363
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 109
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6