Введение
Для изучения характеристик личности человека XXI века необходимо изучить ряд взаимосвязанных вопросов. Прежде всего очень важно понять, какие элементы влияют на развитие и социализацию личности на разных возрастных этапах и как эти влияния можно контролировать. «Поскольку детство как сложная система, в которой формируется растущий человек, сегодня существует в принципиально новой исторической ситуации и подвергается глубоким и серьезным изменениям, становится актуальной необходимость разработки расширенной программы» (Фельдштейн, 2009). В результате педагоги и эксперты все чаще отмечают нарастающие проблемы в развитии и обучении детей. Так, 90% опрошенных учителей отмечают снижение мотивации к учебе, 82% — проблемы с концентрацией внимания и запоминанием (Геворкян, 2023). Следовательно, необходимо провести анализ и понять, как учителя реагируют на изменения в детском возрасте, а также как педагогическое сообщество реагирует на проблемы, связанные с этим.
В концепции Л.С. Выготского подчеркивается, что развитие ребенка происходит через овладение культурными средствами, а игра — важнейшее из них. Переход от традиционной игровой формы к организованной совместной учебной деятельности может стать основой для интериоризации не только мыслительных операций, но и социальных норм, этики, модели поведения (Выготский, 1982). Современное детство трансформируется под влиянием цифровых технологий, изменения социальных ролей и новых образовательных требований. В настоящем исследовании мы опираемся также на понимание учебной деятельности в том виде, как она представлена в культурно-исторической психологии и теории деятельности, в частности в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова (Эльконин, 1974, Давыдов, 1986) и их последователей.
Ключевые признаки учебной деятельности — это развитие рефлексии, планирование, анализ условий задач, а также формирование универсальных учебных действий (Rubtsov, Ulanovskaya, 2020). Эти признаки также соответствуют понятию субъектной позиции ребенка (Зарецкий и др․, 2020). Критериям учебной деятельности, способствующей социализации и метапредметному развитию, соответствует одна из уникальных образовательных практик, сочетающая в себе элементы культурного наследия и когнитивно-социального развития, —образовательная программа шахмат, реализуемая в Армении․
ФГОС начального образования отражает концепцию ключевых компетенций (4К), которая определяет образовательные результаты общего образования как способности к рефлексии, коммуникациям, взаимодействию и сотрудничеству (Рубцов, Исаев, Конокотин, 2022). Согласно современным исследованиям (Karakus, 2023; Kazemi et al., 2023; Maracine, Mihaescu, 2023; Sala, Gobet, 2016; Sutar, Patil, 2023; Tachie, Ramathe, 2022), шахматы способствуют развитию метапредметных компетенций, таких как критическое мышление, планирование, саморегуляция и навыки принятия решений.
Особую роль в развитии метапредметных компетенций играет совместная деятельность учащихся: коллективное обсуждение, согласование гипотез, взаимный контроль и построение стратегии решения. Ученики, обучающиеся на основе учебной деятельности, демонстрируют более высокие показатели не только в когнитивной, но и в социальной сфере развития (Rubtsov, Ulanovskaya, 2020).
Исследования, проведенные в армянских школах (Геворкян, и др., 2024), обращают внимание на то, что люди воспринимают шахматы как социализирующую учебную деятельность. В этом контексте особенно интересна концепция А. Гончу (Goncu, 1999), в которой утверждается, что каждое общество определяет то, что считается важным для развития ребенка. Кроме того, исследование (Поливанова, Сазонова, Шакарова, 2013) показало, что сюжеты игр воспроизводят межличностные взаимоотношения уже в дошкольном возрасте. Результаты исследований (Rogoff et al., 2003) подтверждают эту точку зрения. Введение шахмат в образовательную практику можно рассматривать как пример такого обучения, где ребенок осваивает не только игру, но и определенные принципы, стратегии, логику терпения и уважения к сопернику.
Кроме того, как подчеркивают Д. Шварц, Д. Брансфорд и Д. Сирс (Schwartz, Bransford, Sears, 2005), обучение, проходящее через культурные практики, позволяет учащимся осмысливать знания с точки зрения культурной и личной значимости.
Тем не менее остаются нерешенными следующие вопросы: в какой степени образовательные практики способствуют развитию социализации и формированию ценностных установок? Насколько понимание учителями традиционных и инновационных методов обучения соответствует современным запросам общества?
Цель исследования — выявить представления преподавателей шахмат о трансформации детства в свете культурно-исторической психологии, их понимание традиционных и инновационных аспектов шахматного образования в аспекте влияния на интериоризацию ценностей, развитие социализации и когнитивных функций у детей.
Методы и выборка исследования
В исследовании приняли участие 104 учителя шахмат из разных районов Армении. В выборку вошли учителя разного возрастом, с разным опытом и стилем преподавания. Этот метод позволил охватить широкий спектр педагогических идей и практик. Чтобы получить достоверные и разносторонние данные, были использованы следующие методы.
Авторская анкета. Включала вопросы о современных детях, такие как терпение, адаптивность и интерес к традиционным играм.
Методика ценностных ориентаций. Преподаватели ранжировали ценности в зависимости от того, насколько они, по их мнению, формируются через обучение шахматам.
Контент-анализ учебных материалов. Оценивались используемые в школах шахматные пособия, учебники и цифровые курсы. Анализ проводился группой из 10 экспертов (преподаватели, психологи, методисты) по 8 критериям.
Для анализа количественных данных были использованы сравнительный анализ подгрупп; корреляционный и факторный анализ.
Результаты
Результаты, полученные с помощью авторской анкеты, показали, что преподаватели с разной продолжительностью педагогической деятельности по-разному воспринимают значение шахмат (табл. 1).
Таблица 1 / Table 1
Категория педагогического стажа
Category of Teaching Experience
|
Стаж преподавания / In-service teaching experience |
Средняя оценка/ Average score |
Стандартное отклонение/ Standard deviation |
N |
|
11—20 лет / 11—20 years |
3,24 |
0,44 |
38 |
|
Более 20 лет / More than 20 years |
3,06 |
0,47 |
33 |
|
Менее 5 лет / Less than 5 years |
3,06 |
0,53 |
15 |
|
5—10 лет / 5—10 years |
3,21 |
0,53 |
18 |
Преподаватели, часто использующие инновационные методы, значительно выше оценивают влияние шахмат на социализацию детей. Особенно высокие оценки получены от тех, кто применяет инновации регулярно, что свидетельствует о важности методического подхода при преподавании шахмат (табл. 2).
Таблица 2 / Table 2
Частота применения инновационных методов
Frequency of Using Innovative Methods
|
Частота применения / Application frequency |
Средняя оценка/ Average score |
Стандартное отклонение / Standard deviation |
N |
|
Иногда / Sometimes |
3,03 |
0,44 |
24 |
|
Редко / Rarely |
2,76 |
0,81 |
3 |
|
Часто / Often |
3,18 |
0,47 |
64 |
|
Постоянно/ Constantly |
3,32 |
0,47 |
13 |
Таблица 3 / Table 3
Интеркорреляционная матрица Спирмена по оценкам преподавателей шахмат семи характеристик современного детства
Spearman Intercorrelation Matrix Based on Chess Teachers’ Ratings of Seven Characteristics of Modern Childhood
|
Параметры / Parameters |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1. Менее терпеливы и внимательны / Less patient and attentive group |
1 |
–0,04 |
0,12 |
0,04 |
0,1 |
0,19 |
0,08 |
|
2. Снижение интереса к традиционным играм / Group of lower level of interest in traditional games |
–0,04 |
1 |
0,36* |
–0,07 |
0,1 |
0,32 |
–0,06 |
|
3. Цифровые технологии снижают стратегическое мышление / Strategic mindset level decreased because of digital technologies |
0,12 |
0,36* |
1 |
–0,01 |
0,01 |
0,22 |
0,05 |
|
4. Быстро адаптируются к новым форматам / Speedy adjustment to formats |
0,04 |
–0,07 |
–0,01 |
1 |
0,17 |
–0,27 |
0,45* |
|
5. Традиционные методы не всегда эффективны / Traditional methods do not always prove to be effective |
0,1 |
0,1 |
0,01 |
0,17 |
1 |
0,2 |
0,29 |
|
6. Навыки саморегуляции ухудшились / Self-regulatory skills have declined |
0,19 |
0,32 |
0,22 |
–0,27 |
0,2 |
1 |
0,06 |
|
7. Способность к многозадачности / Multitasking ability |
0,08 |
-0,06 |
0,05 |
0,45* |
0,29 |
0,06 |
1 |
Примечание: «*» —корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя).
Note: «*» —correlation is significant at the 0.05 level.
Интеркорреляционная матрица (табл. 3) показывает насколько согласованы или противоречивы ответы учителей на 7 ключевых утверждений, которые относятся к основным изменениям младших школьников.
Самая сильная положительная связь была получена между показателями «Быстро адаптируются к новым форматам» и «Способность выполнять несколько заданий одновременно» (r = 0,45).
Таблица 4 / Table 4
Психологическая интерпретация влияния шахматного образования на развитие ключевых компетенций у учащихся (по оценкам преподавателей)
Psychological Interpretation of the Impact of Chess Education on the Development of Students’ Key Competencies (Based on Teachers’ Ratings)
|
Восемь компетенций средней школы РА / Eight Key Competences of Secondary Education of the Republic of Armenia |
Средняя оценка/ Average score |
Стандартное отклонение/ Standard deviation |
|
1. Языковая и коммуникативная компетентность/ Language and communication competencies |
3,07 |
0,75 |
|
2. Самостоятельное обучение и развитие / Autonomous learning and self-growth |
3,36 |
0,71 |
|
3. Самопознание и социальные навыки / Self-awareness and social skills |
3,16 |
0,74 |
|
4. Демократическая и гражданская компетентность / Democratic and civil competencies |
3,38 |
0,69 |
|
5. Цифровая и медиаграмотность / Digital and media literacy |
2,7 |
0,81 |
|
6. Культурная компетентность / Cultural competencies |
3,16 |
0,8 |
|
7. Математическая и естественнонаучная компетентность / Mathematical and natural-science competencies |
3,22 |
0,74 |
|
8. Экономическая компетентность / Economic competencies |
3,18 |
0,83 |
В табл. 4 представлены средние оценки и стандартные отклонения по восьми ключевым компетенциям, отражающим восприятие преподавателями шахмат образовательного потенциала шахматного курса.
Факторный анализ ценностей. Целью факторного анализа было выявить, какие группы ценностей воспринимаются преподавателями шахмат как наиболее развиваемые в процессе преподавания шахмат. Факторный анализ был проведен по 22 переменным, отражающим терминальные и инструментальные ценности, на основе оценок 104 респондентов — преподавателей шахмат. Метод извлечения — главный компонентный анализ (Principal Component Analysis), с вращением Varimax и нормализацией Кайзера (табл. 5).
Таблица 5 / Table 5
Вращенная матрица факторных нагрузок по пяти факторам (терминальные и инструментальные ценности преподавателей шахмат)
Rotated Factor Loading Matrix for Five Factors (Terminal and Instrumental Values of Chess Teachers)
|
Факторные нагрузки по компонентам / Factor Loadings by Components |
Фактор 1/ Factor 1 |
Фактор 2 / Factor 2 |
Фактор 3 / Factor 3 |
Фактор 4/ Factor 4 |
Фактор 5/ Factor 5 |
|
Т1. Самодисциплина / Self–discipline |
1,421884 |
1,162856 |
–0,55186 |
0,853485 |
–0,31502 |
|
Т2. Самостоятельность / Autonomy |
1,856276 |
1,3832 |
–0,11291 |
0,626002 |
–0,0415 |
|
Т3. Гибкость / Flexibility |
1,877472 |
–1,83307 |
–0,70855 |
0,0507 |
–0,58551 |
|
Т4. Креативный подход / Creative outlook |
1,177311 |
–2,15923 |
–1,07705 |
0,301838 |
0,335811 |
|
Т5. Индивидуальный подход / Individual stance |
1,689758 |
–0,69353 |
–0,57259 |
0,401238 |
–0,12098 |
|
Т6. Открытость к новому / Openness to embrace novelties |
1,715524 |
0,964009 |
–0,12131 |
–0,00565 |
0,339006 |
|
Т7. Дисциплина / Discipline |
2,06705 |
–0,46454 |
–0,33151 |
–0,34167 |
1,062264 |
|
Т8. Цифровые инструменты / Digital tools |
1,66184 |
0,786847 |
0,342761 |
0,032285 |
–0,15229 |
|
Т9. Вдохновлять учеников / Motivating learners |
1,719723 |
–0,46968 |
0,830609 |
–0,0962 |
0,136056 |
|
Т10. Организованность / Self–coordination |
1,785228 |
–0,14627 |
0,767975 |
–1,55484 |
–0,2736 |
|
Т11. Творческие ученики / Creative learners |
1,650783 |
1,619877 |
–1,14181 |
–0,7369 |
0,142857 |
|
Т12. Инновации в образовании / Educational innovations |
1,414023 |
0,259213 |
–1,06144 |
0,005223 |
0,219193 |
|
Т13. Общественное признание / Public recognition |
1,920997 |
–0,38913 |
–0,81324 |
–0,28252 |
–0,41002 |
|
Т14. Материальное благополучие / Material prosperity |
1,737946 |
0,691528 |
–0,30524 |
0,077581 |
–0,25603 |
|
Т15. Саморазвитие / Self–growth |
1,606038 |
0,416432 |
–0,50115 |
–0,17257 |
–0,6117 |
|
Т16. Интеллектуальные ученики / Intellectually advanced learners |
2,098611 |
0,087307 |
0,64425 |
–0,74693 |
0,083696 |
|
Т17. Внутренняя гармония / Inner balance |
1,944071 |
0,017614 |
0,880282 |
–0,22709 |
0,042703 |
|
Т18. Критическое мышление / Critical thinking |
1,897133 |
0,449946 |
1,204822 |
0,83786 |
0,127055 |
|
Т19. Социальная ответственность / Social responsibility |
1,976346 |
–0,55433 |
0,845023 |
1,133925 |
–0,20967 |
|
Т20. Традиции шахмат / Chess traditions |
1,918069 |
–1,49539 |
0,73254 |
0,170199 |
0,152556 |
|
Т21. Сотрудничество / Collaboration |
0,065109 |
–0,04971 |
0,016535 |
–0,10921 |
–0,28208 |
|
Т22. Толерантность / Tolerance |
–0,01581 |
–0,03149 |
0,100396 |
–0,1104 |
–0,33651 |
Примечание: в табл. представлены числовые значения факторных нагрузок, полученных методом главных компонент с вращением Varimax.
Note: the table presents the numerical values of the factor loadings obtained by the principal component method with Varimax rotation.
Оценка используемых в школах шахматных пособий, учебников, проведенная группой из 10 экспертов показала, что шахматы воспринимаются преподавателями как среда для внутреннего роста, развития интеллекта, гибкости и критического мышления (табл. 6).
Таблица 6 / Table 6
Экспертная оценка содержания и методического потенциала шахматных учебных пособий, используемых в школах
Expert Evaluation of the Content and Methodological Potential of Chess Teaching Materials Used in Schools
|
№ п/п |
Показатель/Indicator |
Средняя оценка/ Average score |
Стандартное отклонение/ Standard deviations |
Коэффициент вариации / Coefficient of Variation |
|
1 |
Способствуют ли материалы развитию стратегического мышления / Do the instructive materials imparted contribute to the development of a strategic way of thinking? |
4,00 |
0,82 |
0,20 |
|
2 |
Используются ли цифровые инструменты, игровые и групповые методы / Are the respective sets of digital tools, game-based methods, and group-based methods applied? |
4,14 |
0,90 |
0,22 |
|
3 |
Способствуют ли материалы развитию эмоционального интеллекта, самовыражения и рефлексии / Do the instructive materials imparted contribute to the development of emotional intelligence, self-expression, and reflection? |
4,29 |
1,11 |
0,26 |
|
4 |
Построены ли задания поэтапно с учетом возрастных особенностей / Are the tasks designed to increase in difficulty, in line with age-based peculiarities, gradually? |
3,71 |
1,25 |
0,34 |
|
5 |
Являются ли материалы инклюзивными и адаптированными под разные потребности / Are the materials imparted sufficiently inclusive and adjusted to the variety of respective needs? |
3,86 |
1,46 |
0,38 |
|
6 |
Связаны ли материалы с формированием ценностной системы / Are the materials relevant to the formation of the system of values? |
3,86 |
1,46 |
0,38 |
|
7 |
Насколько задания вызывают эмоциональный отклик и интерес у ребенка / How emotionally responsive and interested do young learners become due to these assignments/tasks? |
4,00 |
1,53 |
0,38 |
|
8 |
Насколько сочетаются в материалах традиционные и современные педагогические подходы / How do the materials imparted combine the traditional and contemporary pedagogical approaches? |
3,67 |
1,75 |
0,48 |
Обсуждение результатов
Представленное исследование позволяет по-новому взглянуть на процессы социализации и развития ключевых компетенций в школьном возрасте через призму культурно-исторического подхода и конкретного образовательного феномена — шахмат. Преподаватели особенно отмечают вклад шахмат в формирование ответственности, способности к самоуправлению и принятие правил. Наиболее выраженное влияние было зафиксировано по следующим компетенциям:
- демократическая и гражданская компетентность (3,38);
- самостоятельное обучение и развитие (3,36).
Г. Цукерман рассматривала основными составляющими умения учиться рефлексивные действия (Цукерман, 1996). Между тем во многих случаях учителя отмечают, что шахматы помогают детям осознавать последствия своих действий, «планировать на несколько шагов вперед», «учиться уважать соперника», «не раздражаться при проигрыше».
В рамках рефлексивно-деятельностного подхода (Зарецкий, 2013) выделяют несколько ключевых принципов, которые помогают ребенку формировать чувство собственной субъектности. Это, во первых, самостоятельность выбора и участие в планировании; во-вторых, то, чем занимается ребенок, должно находиться в пределах его зоны ближайшего развития — не слишком легко, но и не чрезмерно сложно, чтобы сохранялись интерес и мотивация.
Результаты исследования показывают, что позитивное восприятие шахматного образования связано с опытом, возрастом и стилем преподавания. Учителя с большим стажем и высоким уровнем методической гибкости чаще рассматривают шахматы как инструмент, обогащающий развитие учащихся.
Анализ экспертных оценок учебных материалов по шахматам показал, что наиболее высоко оценены такие критерии, как:
- развитие эмоционального интеллекта и рефлексии (средний балл 4,29);
- использование цифровых, игровых и групповых методов (4,14);
- развитие стратегического мышления (4,00).
Эти результаты находят прямое соответствие в данных, полученных в результате факторного анализа анкет преподавателей.
В результате факторного анализа были выявлены следующие факторы.
Фактор 1: Личностное и интеллектуальное развитие.
Фактор 2: Социальное признание и внешняя мотивация.
Фактор 3: Педагогические и организационные умения.
Фактор 4: Гуманизм и открытость.
Фактор 5: Стабильность и порядок.
Заключение
Результаты исследования показывают, что преподаватели воспринимают шахматы не только как инструмент интеллектуального развития, но и как средство формирования личностных, нравственных и педагогических качеств. Они склонны рассматривать шахматы не только как средство для развития когнитивных навыков, но и как средство поощрения самоконтроля, устойчивости и уважения к правилам.
Идея о том, что восприятие шахмат как образовательной практики тесно связано с возрастом, стилем преподавания и личным педагогическим опытом, подтверждается количественными данными, полученными с помощью факторного и корреляционного анализа.
Таким образом, исследование показывает, что шахматное образование можно рассматривать как знаковую и культурообразующую деятельность, в которой сочетаются инновации и традиции.