Особенности структуры интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

335

Аннотация

Представлены результаты исследования особенностей уровневых и структурных характеристик интеллектуального развития детей в возрасте от 4 до 11 лет, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) 1–4 уровня. Уровень интеллектуального развития детей определялся методикой Д. Векслера (WISC или WPPSI). Оценка речевого развития и отнесение речевого развития ребенка к тому или иному уровню проводились логопедом. Сравнительный анализ выявил значимые различия в уровневых и структурных характеристиках интеллектуального развития детей, имеющих общее недоразвитие речи, и детей, не имеющих речевых нарушений. Показатель вербального интеллекта по методикам WISC и WPPSI у детей с ОНР достоверно ниже, чем у детей без речевых нарушений. В наибольшей степени различия между детьми, имеющими ОНР, и детьми с нормальным речевым развитием обнаружены по субтесту «Сходство» методик WISC и WPPSI. Кроме того, группа детей, имеющих ОНР различного уровня, неоднородна. Показатель вербального интеллекта у детей с ОНР 1 уровня достоверно ниже, чем у детей с ОНР 2, 3, 4 уровня. Дети с ОНР 1, 2, 3 уровня значительно хуже справляются с заданиями субтеста «Сходство», чем дети с ОНР 4 уровня. Достоверные различия получены между результатами детей с ОНР 1 уровня и детей с ОНР 2, 3, 4 уровня при выполнении субтеста «Повторение цифр». Не выявлено значимых различий между контрольной и экспериментальной группами в показателях невербального интеллекта. В показателях общего интеллектуального развития выявлены значимые различия между детьми с ОНР 1 и 2 уровня и детьми, не имеющими речевых нарушений. Результаты исследования могут иметь практическое значение для диагностики детей с речевыми нарушениями и построения коррекционной работы с ними.

Общая информация

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, уровень интеллектуального развития, интеллект, вербальные функции, речь, невербальные функции

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.404

Для цитаты: Нольд Н.В., Скочилов Р.В., Березина Т.Н., Ильина М.Н. Особенности структуры интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Том 10. № 4. С. 428–441. DOI: 10.21638/spbu16.2020.404

Литература

Рахимова Ж. Т. Проявление общего недоразвития речи у детей 6-летнего возраста и пути коррекции его в условиях массового обучения // Дефектология. 1988. № 1. С. 80–84.

Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.: Лениздат, 2001. 240 с.

Иванова Е. А., Гончарова В. А. Уровень развития устной речи младших школьников общеобразовательных учреждений // Актуальные вопросы логопатологии: материалы конф. логопедов системы МЗ РФ (10–11 февраля 2009 г.). URL: http://www.lornii.ru/colleagues/logopedicreport-2009. php (дата обращения: 24.04.2020).

Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1967. 367 с.

Фотекова Т. А. Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: нейропсихологический анализ: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2003. 382 с.

Астаева А. В., Воронкова Д. И., Королева М. Б. Нейропсихологический анализ развития выс- ших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Психология. 2010. № 27. С. 82–86.

Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. 3-е изд., перераб. и доп. в соотв. с ФГОС ДО. СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2015. 236 с.

Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. М.: ТЦ Сфера, 2005. 256 с.

Корнев А. Н. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи: дис. … д-ра психол. наук. СПб, 2006. 515 с.

Ильина М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. СПб.: Питер, 2006. 368 с.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2012. 352 с.

Волковская Т. Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1999. 199 с.

Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2004. 400 с.

Логопатопсихология / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. М.: Владос, 2011. 462 с.

Алексеева А. М., Ильина М. Н., Щелкова О. Ю. Социально-психологическая адаптация и особенности интеллектуального развития детей с различными формами онтогенеза // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Психология. 2012. № 3. С. 64–71.

Лебединская К. С., Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. М.: Академический проект, 2013. 303 с.

Шумская Н. А. Структурно-уровневые характеристики интеллекта у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2013. 173 с.

Мамайчук И. И. и др. Помощь психолога детям с задержкой психического развития. 2-е изд., исправл. и доп. СПб.: Эко-Вектор, 2017. 539 с.

Белова-Давид Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей // Нарушение речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1969. С. 11–47.

Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Владос, 1998. 680 с.

Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004. 392 с. 

Информация об авторах

Нольд Наталья Викторовна, педагог-психолог, Школа № 25 Петроградского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: natalia.nold@gmail.com

Скочилов Роман Владимирович, кандидат социологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6046-7655, e-mail: r.skochilov@spbu.ru

Березина Татьяна Николаевна, учитель-логопед, Центр диагностики и консультирования, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Петроградского района Санкт-Петербурга «Психолого-педагогический центр “Здоровье”», Санкт-Петербург, Россия, e-mail: bere20zina@mail.ru

Ильина Маргарита Николаевна, кандидат психологических наук, педагог-психолог, Центр диагностики и консультирования, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Петроградского района Санкт-Петербурга «Психолого-педагогический центр “Здоровье”», Санкт-Петербург, Россия, e-mail: margarita.ilyna48@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 533
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 335
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1