Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2021. Том 11. № 1. С. 72–88
doi:10.21638/spbu16.2021.105
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Припоминание источника решения в задачах поиска отдаленных ассоциаций: роль эффекта генерации и ага!-переживаний
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: мониторинг источника, ага!-переживание, инсайт, инсайтная задача, источник решения, поиск ассоциаций, ассоциации
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.105
Финансирование. Исследование поддержано грантом РФФИ № 20-013-00532.
Благодарности. Авторы благодарят Зверева Илью Владимировича за помощь при подготовке текста статьи.
Для цитаты: Гершкович В.А., Морошкина Н.В., Федосова В.И. Припоминание источника решения в задачах поиска отдаленных ассоциаций: роль эффекта генерации и ага!-переживаний // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Том 11. № 1. С. 72–88. DOI: 10.21638/spbu16.2021.105
Литература
- Brown A. S., Murphy D. R. Cryptomnesia: Delineating inadvertent plagiarism // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1989. Vol. 15 (3). P. 432–442. https://doi. org/10.1037/0278-7393.15.3.432
- Marsh R. L., Bower G. H. Eliciting cryptomnesia: unconscious plagiarism in a puzzle task // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1993. Vol. 19 (3). P. 673–688. https://doi. org/10.1037/0278-7393.19.3.673
- Gingerich A. C., Sullivan M. C. Claiming hidden memories as one’s own: A review of inadvertent plagiarism // Journal of Cognitive Psychology. 2013. Vol. 25 (8). P. 903–916. https://doi.org/10.1080/20445 911.2013.841674
- Johnson M. K., Hashtroudi S., Lindsay D. S. Source monitoring // Psychological Bulletin. 1993. Vol. 114 (1). P. 3–28. https://doi.org/10.1037/0033-2909.114.1.3
- Johnson M. K., Raye C. L. Reality monitoring // Psychological Review. 1981. Vol. 88 (1). P. 67–85. https://doi.org/10.1037/0033-295X. 88.1.67
- Slamecka N. J., Graf P. The generation effect: Delineation of a phenomenon // Journal of Experimental Psychology: Human Learning and Memory. 1978. Vol. 4 (6). P. 592–604. https://doi.org/10.1037/0278- 7393.4.6.592
- Bertsch S., Pesta B., Wiscott R., McDaniel M. The generation effect: A meta-analytic review // Memory & Cognition. 2007. Vol. 35. P. 201–210. https://doi.org/10.3758/BF03193441
- Marsh E. J., Edelman G., Bower G. H. Demonstrations of a generation effect in context memory // Memory & Cognition. 2001. Vol. 29 (6). P. 798–805. https://doi.org/10.3758/BF03196409
- Geghman, K. D., Multhaup K. S. How generation affects source memory // Memory & Cognition. 2004. Vol. 32 (5). P. 819–823. https://doi.org/10.3758/BF03195871
- Kinjo H., Snodgrass J. G. Does the generation effect occur for pictures? // The American Journal of Psychology. 2000. Vol. 113 (1). P. 95–121. https://doi.org/10.2307/1423462
- Voss J. F., Vesonder G. T., Post T. A., Ney L. G. Was the item recalled and if so by whom? // Journal of Memory and Language. 1987. Vol. 26 (4). P. 466–479. https://doi.org/10.1016/0749-596x(87)90102-1
- Jurica P. J., Shimamura A. P. Monitoring item and source information: Evidence for a negative generation effect in source memory // Memory & Cognition. 1999. Vol. 27 (4). P. 648–656. https://doi. org/10.3758/BF03211558
- Rabinowitz J. C. Effects of repetition of mental operations on memory for occurrence and origin // Memory & Cognition. 1990. Vol. 18 (1). P. 72–82. https://doi.org/10.3758/BF03202648
- Mulligan N. W., Lozito J. P., Rosner Z. A. Generation and context memory // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2006. Vol. 32 (4). P. 836–846. https://doi.org/10.1037/0278- 7393.32.4.836
- Гершкович В. А., Морозов М. И. Позитивные и негативные проявления эффекта генерации при запоминании целых и фрагментированных высказываний // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. Социология. Педагогика. 2015. № 3. С. 5–17.
- Riefer D. M., Chien Yu., Reimer J. F. Positive and negative generation effects in source monitor- ing // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2007. Vol. 60 (10). P. 1389–1405. https://doi. org/10.1080/17470210601025646
- Stark L.-J., Perfect T. J. Elaboration inflation: How your ideas become mine // Applied Cognitive Psychology. 2006. Vol. 20 (5). P. 641–648. https://doi.org/10.1002/acp.1216
- Gick M. L., Lockhart R. S. Cognitive and affective components of insight // The Nature of Insight / R. R. Sternberg, J. E. Davidson (eds). The MIT Press, 1995. P. 197–228.
- Webb M. E., Little D. R., Cropper S. J. Insight is not in the problem: Investigating insight in problem solving across task types // Frontiers in Psychology. 2016. Vol. 7. Article 1424. https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2016.01424
- Kizilirmak J. M., Galvao Gomes da Silva J., Imamoglu F., Richardson-Klavehn A. Generation and the subjective feeling of “aha!” are independently related to learning from insight // Psychological Research. 2016. Vol. 80 (6). P. 1059–1074. https://doi.org/10.1007/s00426-015-0697-2
- Ishikawa T., Toshima M., Mogi K. How and When? Metacognition and Solution Timing Characterize an “Aha” Experience of Object Recognition in Hidden Figures // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Article 1023. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01023
- Klein G., Jarosz A. A naturalistic study of insight // Journal of Cognitive Engineering and Decision Making. 2011. Vol. 5 (4). P. 335–351. https://doi.org/10.1177/1555343411427013
- Kizilirmak J. M., Wiegmann B., Richardson-Klavehn A. Problem solving as an encoding task: A special case of the generation effect // Journal of Problem Solving. 2016. Vol. 9. P. 59–76. https://doi. org/10.7771/1932-6246.1182
- Kizilirmak J. M., Serger V., Kehl J., Öllinger M., Folta-Schoofs K., Richardson-Klavehn A. Feelings- of-Warmth Increase More Abruptly for Verbal Riddles Solved with in Contrast to Without Aha! Experience // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. Article 1404. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01404
- Rothmaler K., Nigbur R., Ivanova G. New insights into insight: Neurophysiological correlates of the difference between the intrinsic “aha” and the extrinsic “oh yes” moment // Neuropsychologia. 2017. Vol. 95. P. 204–214. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2016.12.017
- Морошкина Н. В., Аммалайнен А. В., Савина А. И. В погоне за инсайтом: современные подходы и методы измерения инсайта в когнитивной психологии // Психологические исследования. 2020. Т. 13, № 75. С. 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n74/1814-moroshkina74.html (дата обращения: 10.01.2021).
- Auble P. M., Franks J. J., Soraci S. A. Effort toward comprehension: Elaboration or “aha”? // Memory & Cognition. 1979. Vol. 7. P. 426–434. https://doi.org/10.3758/BF03198259
- Wills T. W., Soraci S. A., Chechile R. A., Taylor H. A. “Aha” effects in the generation of pictures // Memory & Cognition. 2000. Vol. 28 (6). P. 939–948. https://doi.org/10.3758/BF03209341
- Danek A. H., Fraps T., von Müller A., Grothe B., Ollinger M. Aha! experiences leave a mark: Facilitated recall of insight solutions // Psychological Research. 2013. Vol. 77 (5). P. 659–669. https://doi. org/10.1007/s00426-012-0454-8
- Mednick S. The associative basis of the creative process // Psychological Review. 1962. Vol. 69 (3). P. 220–232. https://doi.org/10.1037/h0048850
- Bowden E. M., Jung-Beeman M. Normative data for 144 compound remote associate problems // Behavior Research Methods, Instruments, & Computers. 2003. Vol. 35. P. 634–639. https://doi.org/10.3758/ BF03195543
- Морошкина Н. В., Аммалайнен А. В., Гершкович В. А., Львова О. В., Федосова В. И. Апробация русскоязычного банка заданий на поиск отдаленных ассоциаций (RAT-Rus) для исследований инсайта // Первый национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике (ИИКН-2020). Материалы конференции. М., 2020 (в печати).
- Bowden E. M, Jung-Beeman M., Fleck J., Kounios J. New approaches to demystifying insight // Trends in Cognitive Sciences. 2005. Vol. 9 (7). P. 322–328. https://doi.org/10.1016/j.tics.2005.05.012
- Peirce J. W., Gray J. R., Simpson S., MacAskill M. R., Höchenberger R., Sogo H., Kastman E., Lindeløv J. PsychoPy: experiments in behavior made easy // Behavior Research Methods. 2019. Vol. 51 (1). P. 195– 203. https://doi.org/10.3758/s13428-018-01193-y
- Четвериков А. А. Линейные модели со смешанными эффектами в когнитивных исследованиях // Российский журнал когнитивной науки. 2015. Т. 2 (1). С. 41–51.
- Bates D., Maechler M., Bolker B., Walker S. Ime4: Linear mixed-effects models using Eigen and S4 (Rpackage version 1.0-5) [Электронный документ]. Загл. с экрана. 2014. URL: http://cran.rproject. org/package=Ime4 (дата обращения 25.01.2021).
- Slamecka N. J., Fevreiski J. The generation effect when generation fails // Journal of Verbal Learning & Verbal Behavior. 1983. Vol. 22 (2). P. 153–163. https://doi.org/10.1016/S0022-5371(83)90112-3
- Buyer L., Dominowski, R. Retention of Solutions: It Is Better to Give than to Receive // The American Journal of Psychology. 1989. Vol. 102 (3). P. 353–363. https://doi.org/10.2307/1423055
- Dominowski R., Buyer L. Retention of Problem Solutions: The Re-Solution Effect // The American Journal of Psychology. 2000. Vol. 113 (2). P. 249–274. https://doi.org/10.2307/1423730
- Rosenzweig S., Mason G. An experimental study of memory in relation to the theory of repression // British Journal of Psychology. 1934. Vol. 24. P. 247–265.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 261
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 100
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4