Учитель — несколько пристрастных слов об Иосифе Марковиче Палее

52

Аннотация

Статья посвящена И.М.Палею — одному из наиболее ярких представителей ананьевской психологической школы. Научная жизнь И. М.Палея была связана с исследованием индивидуальных различий. Он внес значительный вклад в конституирование Петербургской (ананьевской) дифференциально-психологической школы. Его интенсивное научное общение с представителями Московской и Пермской дифференциально-психологических школ (прежде всего с В. Д.Небылицыным и В. С.Мерлиным) способствовало интеграции отечественных дифференциально-психологических направлений — созданию общих теоретических ориентиров и разработке сопоставимых диагностических методов. Его психологические и психофизиологические исследования посвящены описанию индивидуальных различий, поиску источников их происхождения (на основании межуровневых связей) и прогнозу поведения — тому, как различия в свойствах нервной системы, темпераменте, интеллекте и личности влияют на поведение в самых разных ситуациях. Его исследования касались структуры и функций личности, ее возрастной стабильности и пластичности. И. М. Палей считал, что анализ соотношения разных уровней в структуре личности, а также выяснение причин взаимосвязей являются ключом к пониманию целостности индивидуальности. В исследованиях, проводимых под его руководством, использовались не только номотетические, но идиографические способы анализа, в частности микролонгитюдные исследования, позволяющие оценить интраиндивидуальную вариативность. Он много внимания уделял методологии психологического исследования — анализу схем исследования, разработке и адаптации диагностических методов, адекватному использованию статистических методов. И. М.Палей был талантливым преподавателем, учившим видеть и многообразие проявлений личности, и многообразие их детерминант. Им был разработан первый в отечественной психологии курс дифференциальной психологии личности. Его, может быть, самой сильной стороной было научное руководство, в котором профессиональная компетентность и научная честность сочетались с поразительным умением заражать учеников своим интересом. Наука — это диалог природы с человеком. И. М.Палей умел слышать вопросы, которые возникают в этом диалоге, и помогал овладеть этой способностью нам, своим ученикам.

Общая информация

Ключевые слова: дифференциальная психология, психология личности

Рубрика издания: История психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.108

Получена: 03.12.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Егорова М.С. Учитель — несколько пристрастных слов об Иосифе Марковиче Палее // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 1. С. 96–103. DOI: 10.21638/spbu16.2022.108

Литература

Ананьев Б.Г., Палей И.М. О психологической структуре личности // Проблемы личности: материалы симпозиума. Т. 1. М.: Педагогика, 1970. С. 39–51.

Информация об авторах

Егорова Марина Сергеевна, доктор психологических наук, Заведующая кафедрой психогенетики, МГУ, Москва, Россия, e-mail: ms_egorova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 122
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 52
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0