Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2022. Том 12. № 1. С. 96–103
doi:10.21638/spbu16.2022.108
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Учитель — несколько пристрастных слов об Иосифе Марковиче Палее
Аннотация
Статья посвящена И.М.Палею — одному из наиболее ярких представителей ананьевской психологической школы. Научная жизнь И. М.Палея была связана с исследованием индивидуальных различий. Он внес значительный вклад в конституирование Петербургской (ананьевской) дифференциально-психологической школы. Его интенсивное научное общение с представителями Московской и Пермской дифференциально-психологических школ (прежде всего с В. Д.Небылицыным и В. С.Мерлиным) способствовало интеграции отечественных дифференциально-психологических направлений — созданию общих теоретических ориентиров и разработке сопоставимых диагностических методов. Его психологические и психофизиологические исследования посвящены описанию индивидуальных различий, поиску источников их происхождения (на основании межуровневых связей) и прогнозу поведения — тому, как различия в свойствах нервной системы, темпераменте, интеллекте и личности влияют на поведение в самых разных ситуациях. Его исследования касались структуры и функций личности, ее возрастной стабильности и пластичности. И. М. Палей считал, что анализ соотношения разных уровней в структуре личности, а также выяснение причин взаимосвязей являются ключом к пониманию целостности индивидуальности. В исследованиях, проводимых под его руководством, использовались не только номотетические, но идиографические способы анализа, в частности микролонгитюдные исследования, позволяющие оценить интраиндивидуальную вариативность. Он много внимания уделял методологии психологического исследования — анализу схем исследования, разработке и адаптации диагностических методов, адекватному использованию статистических методов. И. М.Палей был талантливым преподавателем, учившим видеть и многообразие проявлений личности, и многообразие их детерминант. Им был разработан первый в отечественной психологии курс дифференциальной психологии личности. Его, может быть, самой сильной стороной было научное руководство, в котором профессиональная компетентность и научная честность сочетались с поразительным умением заражать учеников своим интересом. Наука — это диалог природы с человеком. И. М.Палей умел слышать вопросы, которые возникают в этом диалоге, и помогал овладеть этой способностью нам, своим ученикам.
Общая информация
Ключевые слова: дифференциальная психология, психология личности
Рубрика издания: История психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.108
Получена: 03.12.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Егорова М.С. Учитель — несколько пристрастных слов об Иосифе Марковиче Палее // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 1. С. 96–103. DOI: 10.21638/spbu16.2022.108
Литература
Ананьев Б.Г., Палей И.М. О психологической структуре личности // Проблемы личности: материалы симпозиума. Т. 1. М.: Педагогика, 1970. С. 39–51.
Веккер Л.М., Палей И.М. Информация и энергия в психическом отражении // Экспериментальная и прикладная психология. Сер. психологических наук. 1971. No 362. С. 48–52.
Жамкочьян М.С., Палей И.М. О связях интеллекта с индивидуальными особенностями тревожности и экстраверсии // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 8. Л.: Лен. гос. ун-т, 1977. С. 78–87.
Ласко М.В., Палей И.М. Индивидуальные особенности эффективности и структуры интеллектуальных функций при разной интенсивности мотивации // Проблемы интегрального исследования личности. Пермь, 1977. С. 109–122.
Палей И.М. Об исследовании силы нервной системы в связи с задачами комплексной диагностики индивидуально-типических особенностей человека // Человек и общество. 1967. Т.II. С. 213–225.
Палей И.М. К психофизиологическому исследованию структуры индивидуально-типических особенностей человека в связи с «информационно-энергетическими» соотношениями в нервно-психической деятельности // Человек и общество. 1971. Т.VIII. С. 150–154.
Палей И.М. К дифференциально-психологическому исследованию студентов в связи с задачами изучения потенциалов развития взрослого человека // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Лен. гос. ун-т, 1974. С. 133–143.
Палей И.М. Методологические вопросы диагностики в дифференциально-психологическом исследовании. Психодиагностические методы в комплексном исследовании студентов / под ред. А. А.Бодалева. Л.: Лен. гос. ун-т, 1976a. С. 52–68.
Палей И.М. О соотношении дифференциации и интеграции в психофизиологии индивидуальных отличий // Вопросы дифференциальной психофизиологии в связи с генетикой: материалы Всесоюзного симпозиума. Пермь, 1976б. С. 14–21.
Палей И.М., Зырянова Н.Г. Нейродинамические свойства // Развитие психофизиологических функций взрослых людей / ред. Б.Г.Ананьев, Е.И.Степанова. М.: Педагогика, 1972. С. 44–103.
Палей И.М., Магун B.C. Психологические характеристики личности и предпосылки ее социальных потенциалов // Социальная психология. Л.: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1979. С. 90–105.
Палей И.М., Шафранская К.Д. Комплексные характеристики индивидуально-типических особенностей студентов во время эмоционально-интеллектуального напряжения на экзаменах // Человек и общество. 1969. Т.IV. С. 145–153.
Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 308–309.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 149
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 56
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0