Факторы совладания, лежащие в основе успешности академической деятельности в старшем подростковом возрасте

46

Аннотация

Учебная деятельность сопровождается резкими качественными изменениями в структуре сознания человека, связанными с поиском, получением и усвоением новой информации, использованием ее для повышения продуктивности своей деятельности в различных сферах. Такие резкие изменения сопровождаются стрессом и, соответственно, формированием и развитием методов его преодоления, дистанцирования от него или адаптации к нему — стратегий совладания, направленных на уменьшение негативных последствий трудных жизненных ситуаций, их разрешение или избегание. Предметом исследования является поиск общих факторов, лежащих в основе стратегий совладания со сложным объектом — успеваемостью в школе у старших подростков (158 старших подростков 15–17 лет с разным уровнем успеваемости, которые проходят обучение в средней общеобразовательной школе города Химки). В исследовании использовались данные электронного дневника школьника и опросника «Способы совладающего поведения». Согласно результатам критерия Вилкоксона, выбор стратегии копинг-поведения в старшем подростковом возрасте не определяется ни полом, ни возрастом субъекта деятельности. Аналогичная ситуация сложилась и по показателям успеваемости, то есть степени успешности интеллектуальной (школьной) деятельности. Объяснение отсутствия влияния пола и возраста на успеваемость можно объяснить суммой баллов по этой самой «школьной интеллектуальной успешности», которая нивелирует различия между отдельными подгруппами по отдельным предметам. Результаты факторного анализа указывают на группы (стили) копинг-стратегий, основанные на их «пассивности», и одновременно — «эмоциональности» и «активности», сопряженной с предпочтением рациональности с элементами метааналитических способностей (например, такой копинг-стратегии, как «положительная переоценка», предполагающая взгляд со стороны, с другой перспективы, ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием), их социальной/индивидуалистической и проблемно-ориентированной направленности. Более того, когнитивные способности связаны с проблемно-ориентированными копинг-стратегиями

Общая информация

Ключевые слова: копинг-стратегии, школьная успеваемость, старший подростковый возраст

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.404

Для цитаты: Сиповская Я.И. Факторы совладания, лежащие в основе успешности академической деятельности в старшем подростковом возрасте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 4. С. 449–457. DOI: 10.21638/spbu16.2022.404

Литература

Ageeva, I. A., Latysheva, E. E. (2021). Comparative analysis of coping strategies with stress among students and high school students in quarantine. Mezhdunarodnaia konferentsiia, posviashchennaia 125-letiiu so dnia rozhdeniia B. M. Teplova “Differentsial’naia psikhologiia i psikhofiziologiia segodnia: sposobnosti, obrazovanie, professionalizm” (pp. 294–299). Moscow, Conference Papers. (In Russian)

M. K. Kabardova, Yu. P. Zinchenko, A. K. Osnitsky (eds). Moscow, Institut psikhologii RAN Press. https://doi.org/10.24412/cl-36667-2021-1-294-299 (In Russian)

Aleksandrov, Yu. I., Svarnik, O., Znamenskaya, I. I., Kolbeneva, M. G., Arutyunova, K. R., Krylov, A. K., Bulava, A. I. (2017). Regression as a stage of development. Moscow, Institut psikhologii RAN Press. (In Russian)

Antsyferova, L. I. (1994). Personality in difficult living conditions: rethinking, transformation of situations and psychological defense. Psikhologicheskii zhurnal, 15 (1), 3–18. (In Russian)

Bogacheva, N. V., Sivak, E. V. (2019). Myths about “Generation Z”. Natsional’nyi issledovatel’skii universitet “Vysshaia shkola ekonomiki”, Institut obrazovaniia. Moscow, HSE Press. (In Russian)

Bogomaz, S. A., Filonenko, A. L. (2009). Differences in the choice of coping strategies by persons with different tendencies to manipulative behavior. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal, 10, 122–126. (In Russian)

Bosniuk, V., Svitlychna, N., Skliarov, S. (2018). Intellectual resource as a basis of rescue worker’s coping-behavior. Science and Education, 5–6, 61–72.

Bykasova, N. I., Kalyagina, E. A. (2013). Comparative analysis of coping strategies among older adolescents with different levels of academic achievement. Lichnost’, sem’ia i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii, 35(2), 81–87. (In Russian)

Frydenberg E. (1997). Adolescent coping: Theoretical and research perspectives. London; New York, Routhledge.

Khazova, S. A. (2004). Coping behavior of gifted high school students. Psikhologicheskii zhurnal, 5, 59–69. (In Russian)

Khazova, S. A. (2010). Cognitive Resources of Coping Behavior: Empirical Research. Kostroma, KGU named after N. A. Nekrasov Press. (In Russian)

Kholodnaya, M. A. (2021). “Splitting effect” of creativity indicators. Psychology of creativity and giftedness. Sbornik statei Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (pp. 14–18). In 3 pts. D. B. Epiphany (ed.). Moscow. (In Russian)

Kibalchenko, I., Eksakusto, T., Istratova, O. (2022). Conceptual predictors of the adolescents with different cognition types intellectual activity. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE), 10 (1), 93–105.

Krainov, A. L. (2019). Clip thinking in the context of educational practices: socio-philosophical analysis. Izvestiia Saratovskogo universiteta. Novaiaseriia. Ser. Filosofiia. Psikhologiia. Pedagogika, 19 (3), 262–266. (In Russian)

Kryukova, T. L., Kuftyak, E. V. (2007). Coping questionnaire (adaptation of WCQ methodology). Zhurnal lprakticheskogo psikhologa, 3, 93–112. (In Russian)

Markelova N. A. (2013). Intellectual abilities as a factor in coping behavior of high school students. Psychology of stress and coping behavior: materials of the III Intern. scientific-practical. conf. Kostroma, September 26–28 2013: in 2 vols, exec. ed. T. L. Kryukova, E. V. Kuftyak, M. V. Saporovskaya, S. A. Khazov. Kostroma, KSU named after N. A. Nekrasov, 1, 261–263. (In Russian)

Pazukhina, S. V. (2021). Thinking of the digital natives generation in the VUCA world: features of soft skill research of high school students. Kontseptsiia nauchno-metodicheskogo elektronnogo zhurnala, 12, 121–132. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2021-11085 (In Russian)

Romashina, E. Yu., Teterin, I. I. (2014). Development of teenagers’ thinking in the conditions of modern information space: a pilot study. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12749 (accessed: 27.04.2022). (In Russian)

Rotenberg, V. S., Bondarenko, S. M. (1999). Difficulties of children’s thinking. Vozrastnaiai pedagogicheskaia psikhologiia: uchebnik (pp. 181–194). Comp. I. V. Dubrovina, A. M. Parishioners, V. V. Zatsepin. Moscow, Akademiia Publ. (In Russian)

Trifonova, A. V. (2021). Interconnection of cognitive abilities and coping strategies in future specialists. Nauka, 12 (1), 130–134. (In Russian)

Rasskazova, E. I., Gordeeva, T. O., Osin, E. N. (2013). Coping strategies in the structure of activity and self-regulation: psychometric characteristics and possibilities of using the COPE methodology. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 10 (1), 82–118. (In Russian)

Rokitskaya, Yu. A. (2018). Factor structure of coping behavior of adolescents. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 3, 220–233. (In Russian)

Sierralta, Z. H. (2000). Features of the mental resources of the individual in early adolescence: coping strategies, defense mechanisms, social intelligence and general intelligence. PhD thesis in Psychology. St Petersburg, St Petersburg State University. (In Russian)

Sipovskaya, Ya. I. (2017). The influence of the gender factor of older adolescents on the manifestations of intellectual competence. Acmeologia, 1 (61), 112–115. (In Russian)

Sipovskaya, Ya. I. (2022). Regression model of successful school intellectual activity. Future of Information and Communication Conference (FICC). 3–4 March 2022, San Francisco, United States. (LNNS, vol. 438). 1, 68–75.

Werner, E. E. (2000). Protective factors and individual resilience. In: J. P. Shonkoff, S. J. Meisels (eds). Handbook of early childhood intervention (pp. 115–132). New York, Cambridge University Press.

Информация об авторах

Сиповская Яна Ивановна, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов имени В.Н. Дружинина, Институт психологии РАН, Москва, Россия, e-mail: syai@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 94
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 46
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2