Факторы совладания, лежащие в основе успешности академической деятельности в старшем подростковом возрасте

38

Аннотация

Учебная деятельность сопровождается резкими качественными изменениями в структуре сознания человека, связанными с поиском, получением и усвоением новой информации, использованием ее для повышения продуктивности своей деятельности в различных сферах. Такие резкие изменения сопровождаются стрессом и, соответственно, формированием и развитием методов его преодоления, дистанцирования от него или адаптации к нему — стратегий совладания, направленных на уменьшение негативных последствий трудных жизненных ситуаций, их разрешение или избегание. Предметом исследования является поиск общих факторов, лежащих в основе стратегий совладания со сложным объектом — успеваемостью в школе у старших подростков (158 старших подростков 15–17 лет с разным уровнем успеваемости, которые проходят обучение в средней общеобразовательной школе города Химки). В исследовании использовались данные электронного дневника школьника и опросника «Способы совладающего поведения». Согласно результатам критерия Вилкоксона, выбор стратегии копинг-поведения в старшем подростковом возрасте не определяется ни полом, ни возрастом субъекта деятельности. Аналогичная ситуация сложилась и по показателям успеваемости, то есть степени успешности интеллектуальной (школьной) деятельности. Объяснение отсутствия влияния пола и возраста на успеваемость можно объяснить суммой баллов по этой самой «школьной интеллектуальной успешности», которая нивелирует различия между отдельными подгруппами по отдельным предметам. Результаты факторного анализа указывают на группы (стили) копинг-стратегий, основанные на их «пассивности», и одновременно — «эмоциональности» и «активности», сопряженной с предпочтением рациональности с элементами метааналитических способностей (например, такой копинг-стратегии, как «положительная переоценка», предполагающая взгляд со стороны, с другой перспективы, ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием), их социальной/индивидуалистической и проблемно-ориентированной направленности. Более того, когнитивные способности связаны с проблемно-ориентированными копинг-стратегиями

Общая информация

Ключевые слова: копинг-стратегии, школьная успеваемость, старший подростковый возраст

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.404

Для цитаты: Сиповская Я.И. Факторы совладания, лежащие в основе успешности академической деятельности в старшем подростковом возрасте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 4. С. 449–457. DOI: 10.21638/spbu16.2022.404

Литература

Ageeva, I. A., Latysheva, E. E. (2021). Comparative analysis of coping strategies with stress among students and high school students in quarantine. Mezhdunarodnaia konferentsiia, posviashchennaia 125-letiiu so dnia rozhdeniia B. M. Teplova “Differentsial’naia psikhologiia i psikhofiziologiia segodnia: sposobnosti, obrazovanie, professionalizm” (pp. 294–299). M. K. Kabardova, Yu. P. Zinchenko, A. K. Osnitsky (eds). Moscow, Institut psikhologii RAN Press. https://doi.org/10.24412/cl-36667-2021-1-294-299 (In Russian)

Информация об авторах

Сиповская Яна Ивановна, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов имени В.Н. Дружинина, Институт психологии РАН, Москва, Россия, e-mail: syai@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 78
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 38
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1