Об эффекте расщепления полюсов когнитивных стилей: двадцать лет спустя

Резюме

Исследования в области когнитивных стилей сталкиваются с целым рядом противоречий. На наш взгляд, их причина — психологическая неоднозначность показателей когнитивных стилей. Нами была разработана квадриполярная модель когнитивных стилей, согласно которой полюса каждого из них «расщепляются» на два субполюса, которые скрывают радикально разные механизмы психической деятельности. Таким образом, когнитивный стиль — это не биполярное, а квадриполярное измерение. Согласно этой модели, на каждом стилевом полюсе представлены две латентные субгруппы, которые можно выделить на основе соотношения стилевых показателей — основного и дополнительного, при этом одна из субгрупп является продуктивной, а вторая — непродуктивной. Соответственно, в рамках одного когнитивного стиля теоретически ожидаемым является наличие четырех субгрупп (две из них — продуктивные, две — непродуктивные). Задача данной статьи: проанализировать результаты исследований эффекта расщепления полюсов основных когнитивных стилей за последние 20 лет, с тем чтобы оценить перспективы квадриполярной модели. Исследования двух последних десятилетий подтверждают существование эффекта расщепления полюсов всех основных когнитивных стилей (импульсивность/рефлективность, полезависимость/поленезависимость, узкий/широкий диапазон эквивалентности, ригидность/гибкость познавательного контроля, когнитивная простота/сложность, абстрактная/ конкретная концептуализация). Эффект расщепления обнаруживает себя в значимых различиях между представителями стилевых субгрупп — в интеллектуальной и личностной сферах, а также в возрастных, образовательных и клинических проявлениях. Таким образом, во‑первых, можно говорить о психологической неоднородности полюсов когнитивных стилей, поскольку за одним и тем же количественным показателем скрываются разные механизмы психической деятельности (соответственно, в современных стилевых исследованиях необходимо учитывать гетерогенность выборки и ограничения в использовании линейных методов обработки данных). Во-вторых, на каждом стилевом полюсе представлены и продуктивные, и непродуктивные субгруппы, наличие и соотношение которых определяются индивидуальными различиями в способности к непроизвольному контролю процессов переработки информации.

Общая информация

Ключевые слова: когнитивный стиль , группа, метакогнитивные умения, контроль

Рубрика издания: Теоретико-методологические проблемы психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2025.102

Финансирование. Исследование выполнено по госзаданию № 0138-2024-0016 «Интеллектуальные системы и способности человека»

Поступила в редакцию 14.10.2024

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Холодная, М.А. (2025). Об эффекте расщепления полюсов когнитивных стилей: двадцать лет спустя. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 15(1), 35–50. https://doi.org/10.21638/spbu16.2025.102

Литература

Алексапольский А. А. Взаимосвязь когнитивного стиля «Полезависимость — поленезависимость» с механизмами психологической защиты и стратегиями совладания // Вестник Костромскогогос. ун-та. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2007. № 4. С. 145–152.

Бельских И. А. Интегративные механизмы интеллектуальной деятельности человека: автореф. дис. … канд. мед. наук. Курск, 2011.

Богомаз С. А. Когнитивный стиль полезависимость — поленезависимость: индивидуальные различия, обусловленные целеустремленностью // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4, № 4. С. 5–12.

Будрина Е. Г. Динамика интеллектуального развития подростков в условиях разных моделей обучения // Психологический журнал. 2009. Т. 30, № 4. С. 33–46.

Будрина Е. Г. Особенности когнитивных стилей импульсивность/рефлективность и полезависимость/поленезависимость в младшем школьном возрасте // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии / отв. ред. А. Н. Журавлев, В. А. Кольцова. М.: Институт психологии РАН, 2017. С. 1129–1136.

Вакарев Е. С. Взаимосвязь когнитивных стилей и креативности личности // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 49–1. С. 347–355.

Васина Н. В., Харитонов А. Е. Особенности организации когнитивного и аффективного компонентов интеллектуальной сферы индивидуальных предпринимателей // Человеческий капитал. 2014. № 5 (65). С. 64–68.

Волкова Н. Н., Гусев А. Н. Когнитивные стили: дискуссионные вопросы и проблемы изучения // Национальный психологический журнал. 2016. № 2 (22). С. 28–37. https://doi.org/10.11621/npj.2016.0203.

Головина Е. В., Скотникова И. Г. Когнитивно-стилевая структура феномена уверенности // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 4. С. 69–82.

Дюпина С. А. Когнитивные стили в структуре мнемических способностей: автореф. дис. … канд.психол. наук. М., 2015.

Дюпина С. А. Изучение особенностей личности студентов в рамках расщепления полюсов когнитивного стиля аналитичность/синтетичность // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 59–64. https://doi.org/10.34216/2073‑1426‑2021‑27‑1‑59‑64

Дюпина С. А. Особенности расщепления полюсов когнитивного стиля аналитичность/синтетичность студентов с разной степенью интернет-активности // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 1. С. 98–104.

Жердева Л. А. Особенности проявлений когнитивного стиля «импульсивность — рефлективность» у тревожных школьников (младший школьный и подростковый возраста): дис. … канд. психол. наук. М., 2005.

Калинкина Е. М. Динамика когнитивной сложности познавательной сферы у подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2008.

Каменецкая Е. В., Ребеко Т. А. Репрезентация телесного Я при нарушении пищевого поведения // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 3. С. 118–128. https://doi.org/10.17759/exppsy.2015080311

Кибальченко И. А., Подберезный В. В., Забалуева А. И. Структурные особенности творческих способностей студентов вуза с рефлективным и импульсивным когнитивными стилями // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14, № 3. С. 48–69. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.3.3

Коробова Е. Л. Когнитивные стили у больных шизофренией: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2007.

Кочарян А. С. Преодоление эмоционально трудных ситуаций общения в зависимости от сложности социальной перцепции: автореф. дис. … канд. психол. наук. Л., 1986.

Куликова О. С. Когнитивно-стилевые особенности больных шизофренией // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2014. Вып. 4. С. 101–105.

Лобанов А. П., Процко Л. А. Когнитивные стили студентов и их взаимосвязь с этическими позициями и эстетической одаренностью // Актуальныя пытанні педагогікі і псіхалогіі. 2022. № 5. С. 48–54.

Плотников В. В., Северьянова Л. А., Плотников Д. В., Бердников Д. В. Методика дискриминации свойств понятий (МДСП). М.: Когито-Центр, 2009.

Плотников В. В., Плотников Д. В., Бельских И. А., Северьянова Л. А. Когнитивный стиль «конкретная/абстрактная концептуализация» как интегративный параметр индивидуальности // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 2. С. 66–77. https://doi.org/10.31857/S020595920004056-7

Ребеко Т. А. Структура телесной репрезентации и когнитивные стили // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 6. С. 26–36. https://doi.org/10.31857/S20000392‑8‑1

Ребеко Т. А. Полезависимость/поленезависмость у больных атопическим дерматитом и псориазом // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 1601–1607.

Ткачева Л. О. Психофизиологические показатели осознания смысла текстов в связи с параметрами когнитивного стиля // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. 2014. Вып. 1. С. 41–53.

Толочек В. А. Проблема стилей в психологии: Историко-теоретический анализ. М.: Институт психологии РАН, 2013.

Федорова Е. В. Взаимосвязь идентичности и когнитивной сложности личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2004.

Холодная М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. М.: ПЕР СЭ, 2002.

Холодная М. А. Когнитивная психология. Когнитивные стили. М.: Юрайт, 2018.

Холодная М. А. Многомерная природа показателей интеллекта и креативности: методические и теоретические следствия // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 3. С. 18–31. https://doi.org/10.31857/S020595920009342-2

Холодная М. А. Светлые и темные стороны рефлексии и арефлексии: эффект расщепления // Психологический журнал. 2022. Т. 43, № 4. С. 15–26. https://doi.org/10.31857/S020595920021475-8

Холодная М. А., Соловьева Е. В. Конструктивные и деструктивные аспекты эмпатии как следствие ее многомерной природы // Психологический журнал. 2024. Т. 45, № 1. С. 32–45. https://doi.org/10.31857/S0205959224010038

Черемошкина Л. В., Дюпина С. А. Эффективность мнемических способностей в условиях расщепления когнитивного стиля полезависимость/поленезависимость // Актуальные проблемы психологического знания. 2013. № 1. С. 108–131.

Юртаева М. Н. Эффекты когнитивных стилей на проявления личностных характеристик толерантности к неопределенности // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2011. № 2 (89). С. 214–219.

Юртаева М. Н., Глуханюк Н. С. Психологические характеристики толерантности человека к неопределенности // Психологический журнал. 2012. Т. 33, № 6. С. 50–59.

Яблокова А. В. Когнитивные стили в структуре психологической готовности к обучению в школе. Вологда: Вологодский государственный университет, 2021.

Cools Е. A reflection on the future of the cognitive style field: A proposed research agenda // Reflecting Education. 2009. Vol. 5, no. 2, pp. 19–34.

Kozhevnikov M. Cognitive styles in the context of modern psychology: Toward an integrated framework of cognitive style // Psychological Bulletin. 2007. Vol. 133. P. 464–481. https://doi.org/10.1037/0033-2909.133.3.464

Moskvina V., Kozhevnikov M. Determining cognitive style: Historical perspective and directions for future research // S. Rayner, E. Cools (eds). Style differences in cognition, learning, and management: Theory, research, and practice. New York: Routlege, 2010. P. 19–31. https://doi.org/10.4324/9780203841853-9

Peterson E. R., Rayner S. G., Armstrong S. J. Researching the psychology of cognitive style and learning style: Is there really a future? // Learning and Individual Differences. 2009. Vol. 19. P. 518–523. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2009.06.003

Rozencwajg P., Corroyer D. Cognitive processes in the reflective — impulsive cognitive style // The Journal of Genetic Psychology. 2005. Vol. 166 (4). P. 451–463. https://doi.org/10.3200/GNTP.166.4.451-466.

Информация об авторах

Холодная Марина Александровна, доктор психологических наук, Профессор, главный научный сотрудник лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов имени В.Н. Дружинина, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУН ИП РАН), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4267-317X, e-mail: kholod1949@yandex.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 43
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 28

 Скачиваний PDF

За все время: 14
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 9

 Всего

За все время: 57
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 37