Концептуализация реальности в рефлексивно-психодинамическом тренинге

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом

Резюме

Образовательный процесс клинических психологов должен включать целенаправленные методы формирования и развития общепрофессиональных навыков и компетенций. Одним из таких методов является рефлексивно-психодинамический тренинг, разработанный преподавателями СПбГУ. Тренинг направлен как на личностное развитие студента через активизацию процесса рефлексии и самопознания, так и на познание других через наблюдение и возможность обнаружения скрытых психических процессов. Концептуализация реальности представляет собой мыслительную работу, направленную на реконструкцию и уточнение непротиворечивой картины мира, объясняющей наблюдаемые ее автором феномены, включая собственное поведение и осознаваемые чувства. Остается нерешенным вопрос о подборе эффективных методов изучения происходящих изменений, их механизмов, факторов и траекторий. Представлено первое из серии исследований, целью которых задумано изучение и описание процесса профессионального и личностного развития, его механизмов. Целью данного исследования явилось создание модели скрытого процесса концептуализации реальности участниками тренинга. Применен метод включенного наблюдения. Наблюдение осуществлялось ведущими тренинга (авторами статьи) при его проведении у 10 групп студентов (более 150 участников). Описаны и проанализированы вербальные и невербальные реакции участников, в которых проявлен изучаемый процесс. Установлено, что действие психологических защит может препятствовать осуществлению конструктивных преобразований, преодолеть которое возможно при помощи рефлексии. Определены условия тренинга, способствующие развитию навыка рефлексии. Дифференцированы три вида концептуализации реальности: прогрессивная, защитная и патологическая. Наблюдение за попытками перестроить модель, например с помощью включения в нее объяснений собственного поведения, позволяет участникам исследовать и осознать закономерности функционирования защитных механизмов психики, в том числе собственной. Рефлексивно-динамический тренинг дает студентам уникальную возможность развития важного профессионального навыка видеть скрытые составляющие межличностных коммуникаций — ряды причинно-следственных процессов, происходящие как в других, так и в самих себе, а также получить и осмыслить опыт глубинных личностных трансформаций.

Общая информация

Ключевые слова: Рефлексивно-психодинамический тренинг, профессиональное развитие, клиническая психология, концептуализация, картина мира, психическое напряжение, рефлексия

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Опубликована

Для цитаты: Бриль, М.С., Бекренёва, Ю.С., Миргород, Н.В. (2025). Концептуализация реальности в рефлексивно-психодинамическом тренинге . Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 15(2), 267–282. URL: https://psyjournals.ru/journals/vspu_psychology/archive/2025_n2/Bril (дата обращения: 05.12.2025)

Литература

Аврамова Т.И., Аврамова М.З. Развивающие возможности психологического тренинга в работе со студентами // Современные проблемы психологии образования: мат-лы науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. Году педагога и наставника в Российской Федерации, Воронеж, 27 апреля 2023 года / отв. ред. Н.Б. Трофимова, редкол.: Н.Б. Трофимова, Г.В. Орлова. Воронеж: ВГПУ, 2023. С. 5–11.

Бочаров В.В, Карпова Э.Б., Чулкова В.А. Формирование профессионального психологического контакта у студентов клинической психологии (рефлексивно-психодинамический тренинг): учеб.-метод. пособие. СПб., 2009.

Бриль М.С. Особенности самопрезентации личности в ходе рефлексивно-психодинамического тренинга // Проблемы социальной психологии и социальной работы: мат-лы XVIII Всерос. Парыгиской науч.-практ. конф. с междунар. участием, Санкт-Петербург, 14 апреля 2023 года. СПб.: С.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюз., 2023. С. 69–71.

Григорьева М.В., Шамионов Р.М., Голубева Н.М. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 5. С. 23–30. https://doi.org/10.17759/pse.2017220503

Гришина Н.В. Проблема концептуализации контекста в современной психологии // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 10–20. https://doi.org/10.17759/sps.2018090302

Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. (ред.) Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2001.

Карпов А.В., Cеменов И.Н., Солондаев В.К. Рефлексивный подход в психологическом обеспечении образования. М.; Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2003.

Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. М.: Ин-т психологии РАН, 2002.

Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 4. С. 110–135.

Матюшкина Е.Я., Кантемирова А.А. Профессиональное выгорание и рефлексия специалистов помогающих профессий // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 2. С. 50–68. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270204

Меркурьев Д.В. Феномен базисных убеждений личности: обзор исследований // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2022. № 1 (17). С. 71–78.

Никитина Е.С. Понимание — рефлексия — осознавание в обучении // Понимание и рефлексия в России: Междунар. науч.-практ. конф.: мат-лы докл. Тверь, 29–30 ноября 2019 года / отв. ред. М.В. Оборина, М.Е. Отставнов. Тверь: ТвГУ, 2020. С. 218–228.

Новгородцева И.В. Модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих клинических психологов // Медицинское образование. Пути повышения качества: сб. тез. III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Оренбург: Изд-во ОрГМУ, 2021. С. 107–108.

Ожиганова Г.В. Рефлексия, рефлексивность и высшие рефлексивные способности: подходы к исследованию // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24, № 4. С. 56–60.

Падун М.А., Котельникова А.В. Психическая травма и картина мира: Теория, эмпирия, практика. М.: Ин-т психологии РАН, 2012.

Прохоров А.О., Чернов А.В. Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7, № 2. С. 82–93.

Сапогова Е.Е. Становление профессиональной ментальности: субъектный подход в обучении психологическому консультированию // Субъектно-ориентированный образовательный процесс: история, теория, инновационная практика. Педагогические чтения памяти И.Я. Лернера: мат-лы X Всерос. науч.-практ. конф., Владимир, 26 ноября 2021 года / Междунар. акад. наук пед. образ., Ин-т теории и истории педагогики и научный проблемный совет по дидактике РАО, Владимир. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Владимир: ВлГУ, 2021. С. 138–145.

Cеменов И.Н. Рефлексивный подход в формировании и развитии личностно-профессионального самосознания студентов как фактор модернизации высшего образования. М.: ФИРО, 2013.

Серафимович И.В. Профессиональное мышление как когнитивный ресурс специалистов социономического типа профессий // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). С. 75–83. https://doi.org/10.11621/npj.2021.0407

Хадисова К.В. Феномен рефлексии в контексте философских и психологических подходов // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Материалы Круглого стола, Грозный, 29–30 мая 2020 года. Грозный: ЧГПУ, 2020. С. 506–511.

Холодная М.А. Светлые и темные стороны рефлексии и арефлексии: эффект расщепления // Психологический журнал. 2022. Т. 43, № 4. С. 15–26. https://doi.org/10.31857/S020595920021475-8

Beck J.S. Cognitive behavior therapy: basics and beyond. New York: Guilford Press, 2011.

Epstein S. Cognitive-experiential, an integrative psychodynamic theory of personality // Bulletin of the Academy of Clinical Psychology. 2003. Vol. 9. P. 5–10.

Langacker R.W. Concept, Image, and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 1991.

Styła R. Shape of the self-concept clarity change during group psychotherapy predicts the outcome: an empirical validation of the theoretical model of the self-concept change // Frontiers in Psychology. 2015. No. 6. P. 1598.

Информация об авторах

Михаил Сергеевич Бриль, кандидат психологических наук, и.о. заведующего кафедрой психологии кризисных и экстремальных ситуаций, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4428-7432, e-mail: brimis@yandex.ru

Юлия Сергеевна Бекренёва, магистр психологии, старший преподаватель кафедры кризисных и экстремальных ситуаций, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0006-4271-4863, e-mail: ulcha.93@mail.ru

Наталья Владимировна Миргород, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПБГУ), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6461-4621, e-mail: mirgorod.nv@yandex.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 30
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 8

 Скачиваний PDF

За все время: 5
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

 Всего

За все время: 35
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 10