Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9134Новости 1807Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

19 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,064 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Опосредствование в теории и практике культурно-исторической концепции 1745

Хозиев В.Б.
доктор психологических наук, зав. кафедрой клинической психологии, ГБОУ ВПО «Международный университет “Дубна”», Дубна, Россия
e-mail: v_hoziev@mail.ru

Аннотация

Центральный момент культурно-исторической концепции Л.С. Выготского – учение об опосредствовании высших психических функций. В статье рассматривается эволюция категории «опосредствование» в культурно-исторической концепции в широкой временной перспективе: от исследований самого Л.С. Выготского до исследований его учеников (А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эль-конина) и последователей (П.Я. Гальперина, Б.Д. Эльконина). Л.С. Выготский обосновал и экспериментально реализовал экспериментально-генетический метод и методику двойной стимуляции, использованную, например, А.Н. Леонтьевым для исследования памяти. Но в этой методике использованы срезы, не дающие представления о процессе принятия средств конкретным субъектом. C помощью методики можно проследить общие контуры процесса становления опосредствования. Исследование становления предметного действия было проведено Д.Б. Элькониным, показавшим, что предмет входит в деятельность ребенка через сопровождающую этот предмет совместную со взрослым деятельность. Б.Д. Эльконин, исследуя проблему опосредствования, описывает ситуации, в которых опосредствование становится неизбежным. Б.Д. Эльконин расширяет модель опосредствования, задаваемую через со-участие другого и амплификацию усилий участников со-бытия, привносит в понимание опосредствования идею активного опосредствования, где взаимодействие с другим не есть просто акт общения, оно предполагает совместное построение нового действия. Реальность, с которой имеет дело исследователь в культурно-исторической психологии, – деятельность по перестройке психики субъекта. Опосредствование можно трактовать как систематическое присвоение особых психологических средств, в ходе которого происходит развитие субъекта. Диапазон использования «опосредствования» в исследованиях учеников и последователей Л.С.Выготского варьируется от элементарного использования нового средства до создания целостной «ориентировочной основы действия» и образования целостного социального контекста взаимодействия.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Неудовлетворенность возможностями методики двойной стимуляции и стремление выстроить метод в направлении детерминированного экспериментального генеза привели теорию планомерно-поэтапного формирования (ТПФ) к такой организации опосредствования, которая позволила не только контролировать, но и обеспечивать процесс формирования новообразований [4–11]. Приближение формирующих исследований к естественному материалу человеческой деятельности и естественным вариантам социальных взаимодействий, наблюдаемое в широком круге исследований П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, Л.А.Венгера и их учеников и последователей, может быть охарактеризовано как предопределенное необходимостью включения даже в средства лабораторных экспериментов многообразия и избыточности ориентиров, всегда существующих в реальной деятельности. Экспериментальная традиция изживания средств, их нивелировки и редукции не смогла, таким образом, остаться в психологии доминирующей, тогда как сближение планомерно-поэтапного формирования с задачами естественного эксперимента постепенно стало нормой исследования, поскольку в целом ряде случаев налицо была принципиальная невозможность формирования действий в ограниченных условиях ориентировки. Вместе с тем выстраивание средств в психологически обоснованную иерархию позволило в целом ряде исследований в ходе становления новообразований управлять процессом рефлективного экспериментального анализа.

Иная исследовательская логика, исходящая из культурно-исторической парадигмы и использующая формирующий метод как основной, была перенацелена не на лишение испытуемых средств, чтобы убедиться, что они им были нужны, а на оснащение их всем необходимым (а реально всегда выходит еще и избыточным, поскольку очевидное требование обобщенности рассчитано на дифференцировку существенного и несущественного из всего универсума средств), чтобы получить желаемое новообразование. Методологические следствия данной позиции привели к тому, что установленная возможность такого построения при фиксации условий и движения опосредствования (как ближайшей причины происходящих изменений) и стала новым знанием. Прослеживание генеза становится наиболее близким к пониманию причины явления и открытия его организма.

Таким образом, одна линия – линия становления (видоизменения, трансформации, овладения) орудия – представляется как движение от начального, ближайшим образом увязанного субъектом с проблемной ситуацией средства, порой прямо отражающего свойства объекта, к условному, «означенному» образу объекта. Вторая линия связана с перестройкой действия в процессе опосредствования, происходящей в изменении системы связей «старых» и «новых» форм ориентировки. Указание на изначальную «внешность» средств формируемой деятельности выгодно характеризует ТПФ по части наиболее полного и объективного использования их в экспериментальных исследованиях, поскольку средства реально выступают не только как сформированные в процессе общественного развития способы отношения к действительности, но и как основные способы построения психических процессов и овладения ими.

Литература
  1. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
  2. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1 – 6. М., 1982–1984.
  4. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957. № 6.
  5. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. 1966. № 4.
  6. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии. 1966. № 6.
  7. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.
  8. Гальперин П.Я. Стенограмма лекции, посвященной 80-летию со дня рождения Л.С. Выготского. 22.12.1976.
  9. Гальперин П.Я. Проблема деятельности в советской психологии // Проблема деятельности в советской психологии. М., 1977.
  10. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования // Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
  11. Гальперин П.Я. Идеи Выготского и задачи психологии сегодня // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. М., 1981.
  12. Зинченко В.П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации // Вопросы психологии. 1993. № 4.
  13. Зинченко В.П. От классической к органической психологии // Вопросы психологии. 1996. № 5.
  14. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. М.; Л., 1931.
  15. Леонтьев А.Н. Вступительная статья // Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982.
  16. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1983.
  17. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. М., 1986.
  18. Хозиев В.Б. Опосредствование в становящейся деятельности. Сургут, 2000.
  19. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). М., 1994.
  20. Эльконин Б.Д. Л.С. Выготский – Д.Б. Эльконин: знаковое опосредствование и совокупное действие // Вопросы психологии. 1996. № 5.
  21. Эльконин Б.Д. Особенности знакового опосредствования при решении творческих задач // Психологическая наука и образование. 1997. № 3.
  22. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Вестн. Моск. унта. Сер.14. Психология. 1978. № 3.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика