Культурно-историческая психология
2007. Том 3. № 4. С. 121–124
doi:10.17759/chp.2007030414
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Отчет о научной поездке в Бразилию
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Научная жизнь
Тип материала: материалы конференции
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2007030414
Для цитаты: Мещеряков Б.Г., Обухова Л.Ф. Отчет о научной поездке в Бразилию // Культурно-историческая психология. 2007. Том 3. № 4. С. 121–124. DOI: 10.17759/chp.2007030414
Полный текст
В Бразилии в университете города Маринга (штат Парана) с 18 по 21 сентября 2007 г. проводился III Международный конгресс по психологии с символической темой «Коллективность и субъективность в современном обществе» (III International Congress of Psychology — Maringa, Parana, Brazil). На конгресс были приглашены авторы данного отчета. Организаторы предоставили нам возможность выступить по два раза. 18 сентября сначала состоялась 4-часовая лекция Л.Ф.Обуховой на тему «Сходство и различия между двумя психологическими теориями: Выготский и Гальперин», во второй половине того же дня с 4-часовой лекцией выступил Б.Г.Мещеряков («Культурно-исторический подход Выготского к проблеме психического развития: история, методология и теория»). 19 сентября российские представители в течение трех часов провели совместное выступление. Если в первый день большинство слушателей составляли преподаватели, аспиранты и научные работники, то на второй день в рядах слушателей преобладали студенты. Следует заметить, что в бразильских университетах студентам засчитывается в качестве учебной работы даже «пассивное» участие в научных конференциях.
Согласно информации организаторов, они стремились на этом конгрессе собрать известных исследователей из Бразилии и из-за границы, студентов, изучающих психологию и родственные области, специалистов из сфер здравоохранения и образования, а также всех заинтересованных представителей гуманитарных наук. Одна из самых важных целей Конгресса формулировалась как проведение разговора между представителями различных отраслей человеческого знания с ориентацией на конструирование междисциплинарного знания. Организаторы конгресса выражали намерение направить этот многосторонний диалог на разрушение барьеров, которые разъединяют знание и мешают междисциплинарному сотрудничеству при решении проблем современного общества. Действительно, тематика докладов была очень пестрой: «Марксизм и обучение», «Психология и спорт», «Особенности клинического взаимодействия с пациентами, страдающими болезнью Альцгеймера», «Бытие и смерть в современном обществе», «Здоровье и работа сегодня», «Что есть ребенок?», «Групповая терапия: современные подходы». Основной язык конгресса был португальский (выступления россиян переводились с русского на португальский), на кафедре культурно-исторической психологии имеется CD с материалами конференции. Во время работы конгресса ректор университета Маринги — проф. Десио Сперандио — принял иностранных гостей (помимо нас, на встрече были два преподавателя из Франции и один из Испании). Ректор рассказал о своем университете и выразил пожелание устанавливать международные связи (обмен студентами, аспирантами, преподавателями). После этой конференции мы посетили другой университет Бразилии — в городе Кампинас (штат Сан Паулу), где также в течение двух дней выступали перед преподавателями, научными работниками и студентами (лекции и дискуссии), обсуждали трудности перевода работ Л.С. Выготского на иностранные языки (английский, испанский, португальский), знакомились с этим грандиозным университетом. Наиболее тесные контакты у нас были с преподавателями Института обучения — Аной Смолкой и Ангелом Пино, которые в своей научной и педагогической деятельности опираются на идеи российской культурно-исторической психологии и в настоящее время готовят материалы для публикации в журнале «Культурно-историческая психология». По результатам общения со многими преподавателями, исследователями, студентами двух университетов Бразилии можно сделать вывод о большом интересе бразильских коллег как к истории российской психологии, так и к современным исследованиям психологов научной школы Л.С. Выготского, а также их практическим применениям, в частности в сфере образования.
В интервале между пребыванием в двух университетах состоялось краткое посещение Центра Консциенциологии (исследований сознания) в Игуасу, основателем и руководителем которого является Вальда Вейра. На территории центра расположены десятки лабораторных домиков, библиотека, лекционные аудитории. В библиотеке центра мы обнаружили своеобразный культ научных словарей и энциклопедий в области человекознания, включая психологию. Здесь мы познакомились с говорящим по-русски практическим психологом Улиссом Шлоссером, который в 1980-е гг. учился в московском институте физической культуры.
В заключение мы должны выразить благодарность Марилде Фасси (Marilda Goncalves Dias Facci) из университета в г. Маринга и Ане Смолке (Ana Smolka) из университета в г. Кампинос за большой вклад в организацию нашей поездки в Бразилию, а также нашему добровольному гиду в Игуасу — историку Герману Стерлингу, который изучает историю европейского завоевания индейских народов в Бразилии.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2624
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 595
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1