Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Культурно-историческая психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1816-5435 ISSN (online): 2224-8935 DOI: https://doi.org/10.17759/chp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2005 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый Аффилирован ISCAR EN In English |
Культурно-историческая психология О роли музыкально-культурологического контекста в литературном образовании школьников 711Френкель Н.В. АннотацияСовременное литературное образование предполагает формирование у школьников культурологической компетенции. Однако, осознавая важность ассоциативной, интерпретационной и тематической функции музыкального искусства в процессе изучения литературы, педагоги не всегда обращают внимание на мировоззренческую и смыслообразующую роль музыки в художественном мире писателя. По мнению автора статьи, основная нагрузка, которую несет музыка при знакомстве с личностью писателя, — быть проводником его идей, его миропонимания, показать, как жизненный пласт музыкальных впечатлений преображается в творчестве. Зыбкая грань между эстетическим и этическим в художественном мире Л.Н. Толстого, художника и моралиста, ощутима практически в каждом его произведении. Это вызывает потребность в поэтапной и системной работе над образной и психологической ролью музыки на страницах художественных произведений Л.Н. Толстого. Рубрика: Психология искусства Тип: научная статья Фрагмент статьи
...По признанию ведущих ученых-методистов, одной из современных тенденций развития методики преподавания литературы в средней школе становится «расширение культурологического контекста, стремление к интегрированию знаний из различных видов искусства и литературы» [2, с. 4]. Несомненно, культурологический подход позволяет рассматривать текст художественного произведения как «культурный универсум» (В.А. Доманский), «феномен культуры» (С.А. Леонов), представляющий собой обобщенную модель мира. Таким образом, преподавание литературы становится одним из способов освоения культуры как интегрированного явления, вбирающего в себя практически все сферы человеческой жизни. Интеграция литературы и музыки — один из важнейших аспектов единого потока органического взаимодействия искусств. В условиях школьного преподавания она находит практическое преломление в соединении литературных и музыкальных познаний школьников, приобретенных ими на уроках литературы, музыки, мировой художественной культуры. Вопрос состоит в том, как, когда и, главное, с какой целью, в каком методическом аспекте привносить на уроки литературы музыкальное искусство, сведения из истории музыкальной культуры, как грамотно и обоснованно сопрягать литературу и музыку. Идея анализа литературного произведения в музыкально-культурологическом контексте имеет свою историю. Безусловно, многое сделано в чрезвычайно важном вопросе об использовании музыки в процессе преподавания литературы. В частности, наметилась целая разветвленная система аспектов того или иного применения музыкального искусства в контексте литературного и эстетического образования и развития школьников. Определены общие принципы использования музыкальных произведений на уроках литературы, рассмотрены задачи, условия, методика обращения к музыке на вступительных и заключительных занятиях, а также в связи с Но, к сожалению, далеко не всегда на уроках литературы видится место музыки в ее образной и психологической интерпретации на страницах художественных произведений, в постижении ее сути писателями-психологами, в ее влиянии на человека, на формирование системы его взглядов, в способности музыки к «озвучиванию» чувств, коррекции поведения литературного героя под влиянием музыки, укрупнения для читателей-школьников как общего замысла художественного произведения, так и отдельных его фрагментов для понимания концепции писателя в целом... Литература
Статьи по теме
|
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|