Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8747Новости 1747Ключевые слова 21419 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

15 место — направление «Психология»

1,086 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,034 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Научная школа Лидии Ильиничны Божович:история и современность

Гуткина Н.И.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующая лабораторией «Психологическая готовность к школе», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: n-gootkina@mail.ru

Аннотация

Статья написана к 100-летию со дня рождения выдающегося психолога ХХ века Л. И.Божович. Последовательность событий научной биографии Л. И. Божович представлена в контексте исторических событий времени, взаимоотношений с друзьями и коллегами по работе. Статья написана на основе архивных документов и содержит малоизвестные факты.

Ключевые слова: лаборатория, Божович Л.И., личность, мотив, Выготский Л.С.

Рубрика: Из истории науки

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Перебирая в памяти события моей юности, неразрывно связанные с Психологическим институтом РАО (называвшимся в то время НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР), а также с лабораторией психологии формирования личности, возглавляемой в то время Л. И. Божович, я постоянно думаю, что была свидетельницей уникального общениялюдей науки, о котором в настоящее время вспоминаю с ностальгией. Рассказывая на лекциях студентам и аспирантам о лаборатории Л. И. Божович, я обнаружила, что постепенно в памяти начинают путаться отдельные факты и хронология событий, а поскольку я в лаборатории была самой младшей, а никто из старших коллег не написал историю этой лаборатории, то я решила, что, пока не поздно, надо написать «биографию» лаборатории Л. И. Божович.

Задача оказалась очень сложной: мне предстояло восстановить по рассказам сотрудников, работавших в разные периоды в лаборатории, кто и когда там был и чем занимался, восстановить по различным источникам в хронологической последовательности названия института, в котором на протяжении 30 лет (с 1945 по 1976 гг.) существовала лаборатория, а также различные названия самой лаборатории, кроме того, надо было найти в библиотеках основные работы сотрудников лаборатории за все годы.

Литература
  1. Алемаскин М. А. Психологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей: Дис. …канд. пед. наук (по психологии). М., 1968.
  2. Андреева А. Д. Особенности отношения к учению подростков и старших школьников: Дис. … канд. психол. наук. М., 1989.
  3. Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Автореф. дис. … докт. пед. наук (по психологии). М., 1966.
  4. Божович Л. И. Устойчивость личности, процесс и условия ее формирования // XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 35. М., 1966.
  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  6. Божович Л. И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1978.
  7. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе (сообщение первое) // Вопросы психологии. 1978. № 4
  8. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе (сообщение второе) // Вопросы психологии.1979. № 2
  9. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе (сообщение третье) // Вопросы психологии. 1979. № 4.
  10. Божович Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии.1988. № 5
  11. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36.
  12. Божович Л. И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии. 1976. № 4.
  13. Божович Л. И., Славина Л. С. Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. № 2
  14. Божович Л. И., Славина Л. С. Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2007.№ 3
  15. Божович Л. И., Славина Л. С. Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. № 4.
  16. Божович Л. И., Славина Л. С. Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2008. № 1.
  17. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей:Дис. … канд. пед. наук (по психологии). М., 1968.
  18. Благонадежина Л. В. Влияние изучения литературы на самостоятельное чтение школьников// Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 73.
  19. Благонадежина Л. В. Связь между учебными интересами школьников и их намерениями относительно будущей профессии // Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 73.
  20. Благонадежина Л. В. К вопросу о формировании отношения школьников к труду в зависимости от различной его организации // Вопросы психологии. 1959. № 6
  21. Благонадежина Л. В. Вопросы восприятия театрального спектакля зрителями-школьниками // Вопросы психологии. 1973. №. 1.
  22. Веденов А. В. Личность как предмет психологической науки // Вопросы психологии. 1956. № 1.
  23. Веденов А. В. Вопросы коммунистического воспитания и психологическая наука // Вопросы психологии.1963. № 4.
  24. Власова Н. Н. Особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста: Дис. … канд. психол. наук. М., 1977.
  25. Вопросы психологии школьника / Ответ. ред.
    Л. И. Божович // Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36.
  26. Вопросы психологии личности школьника / Под
    ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., 1961.
  27. Выготский Л. С. Развитие высших психических
    функций. М., 1960.
  28. Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
  29. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития ребенка. М., 2005.
  30. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Психология
    развития ребенка. М., 2005.
  31. Выготский Л. С. Проблема возраста // Психология развития ребенка. М., 2005.
  32. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Дис. … канд. психол. наук. М., 1977.
  33. Гуткина Н. И. Об одном из факторов формирования направленности личности: Дипломная работа. М.(МГУ), 1976.
  34. Гуткина Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Дис. … канд. психол. наук. М., 1984.
  35. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1993, 1996, 2000.
  36. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2004, 2006, 2007.
  37. Данг Суан Хуай. О некоторых проявлениях направленности личности у младших школьников: Дис. … канд.психол. наук. М., 1975.
  38. Данг Суан Хуай, Гуткина Н. И. К характеристике мотивации поведения младших школьников // Вопросы психологии. 1975. № 4
  39. Драгунова Т. В. К характеристике некоторых психологических особенностей советских подростков: Дис. ...канд. пед. наук (по психологии). М., 1951.
  40. Дубровина И. В. Развитие идей Л. И. Божович в современной возрастной и педагогической психологии (вместо предисловия) // Формирование личности в онтогенезе.
    М., 1991.
  41. Дукат Л. Ю. Психологический анализ содержания,строения и функций идеалов школьников: Дис. … канд.пед. наук (по психологии). М., 1964.
  42. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.,1972.
  43. Кислицкая Л. А. Личностное развитие первоклассников, психологически готовых и не готовых к школьному обучению: Дис. … канд. психол. наук. М.,2007.
  44. Коломинский Я. Л. Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе: Дис. …канд. пед. наук. Минск, 1963.
  45. Леонтьев А. А. Л. С. Выготский. М., 1990.
  46. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.,
    1972.
  47. Махлах Е. С. Психологические особенности ролевой игры в школьном возрасте: Дис. … канд. пед. наук (по психологии). М., 1955.
  48. Махлах Е. С. Психологические условия формирования некоторых общественно ценных качеств личности школьников // Тезисы докладов на II съезде общества психологов. Вып. V. М., 1963.
  49. Морозов М. Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста: Дис. …канд. пед. наук (по психологии). М., 1951.
  50. Назаренко В. В. Развитие мотивационной сферы детей 5—7 лет: Дис. … канд. психол. наук. М., 2008.
  51. Неймарк М. З. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе:Дис. ... канд. пед. наук (по психологии). М., 1962.
  52. Неймарк М. З. Психологическое изучение направленности личности подростка: Дис. ... докт. психол. наук. М.,1972.
  53. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте / Ответ. ред. Л. И. Божович //Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 73.
  54. Прихожан А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков. Дис. … канд. психол.наук. М., 1977.
  55. Прихожан А. М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: (Личностный аспект):Дис. … докт. психол. наук. М., 1996.
  56. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.Воронеж, 2000.
  57. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб., 2007.
  58. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. СПб., 2005, 2007.
  59. Прокина Н. Ф. Психологический анализ условий формирования организованности у детей младшего школьного возраста: Дис. ... канд. пед. наук (по психологии). М., 1964.
  60. Психологическое изучение детей в школе-интернате / Под ред. Л. И. Божович, М., 1960.
  61. Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1970.
  62. Серебрякова Е. А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников: Дис. … канд. пед. наук (по психологии). М., 1955.
  63. Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1958.
  64. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М.,1966.
  65. Славина Л. С. Трудные дети. М.;Воронеж, 1998
  66. Флоренская Т. А. Социологизация фрейдизма в теориях развития личности К. Хорни и Г. С. Салливена:Дис. … канд. психол. наук. М., 1975.
  67. Чудновский В. Э. О соотношении возрастных особенностей и свойств типа нервной системы у детей дошкольного возраста: Дис. … канд. пед. наук. М., 1963.
  68. Чудновский В. Э. Опыт экспериментального выявления преобладающих мотивов у школьников // Вопросы психологии. 1968. № 1
  69. Чудновский В. Э. Направленность личности и поведение школьников // Советская педагогика. 1968. № 9.
  70. Чудновский В. Э. Психологические основы нравственной устойчивости личности школьника: Дис. … докт.психол. наук. М., 1980.
  71. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997.
  72. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни. М., 2006.
  73. Шульгина Б. А. К характеристике принятия школьником мнения сверстников в конфликтной ситуации. Вопросы психологии. 1974. №. 2.
  74. Юферева Т. И. Роль самооценки в регуляции поведения младших школьников: Дис. … канд. психол. наук. М., 1977.
  75. Якобсон С. Г. Условия вознкновения интереса к
    рассказам познавательного характера у младших школьников: Дис. … канд. пед. наук (по психологии). М., 1956.
  76. Якобсон С. Г. Изучение организованности школьника в учебной работе // Вопросы психологии личности школьника. М., 1961.
  77. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.
comments powered by Disqus
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика