Культурно-исторические аспекты формирования родительского участия в билингвальной/бикультуральной семье

584

Аннотация

В данной работе представлены размышления одного из трех принимавших участие в исследовании родителей, касающиеся его собственной жизни в процессе становления родителем в билингвальной/бикультуральной семье (с маленькими детьми). Статья опирается на исследование, ставившее своей целью выявить тот вклад, который делают в билингвальные/бикультуральные практики родители-мигранты, живущие в Австралии. Основной тезис работы заключается в том, что история в движении прокладывает между поколениями путь индивидуального развития за пределами историй жизни отдельных людей, через формирование и преобразование «Я». Культурно-историческая концепция, в русле которой выполнено данное исследование, позволяет в динамике проследить процесс формирования родительского «Я» и то, каким образом родители привносят свои личные и «межпоколенческие» истории в окружающий их социальный мир. В статье обсуждаются теоретические предпосылки и методы сбора данных, позволившие исследовать то, как билингвальные/бикультуральные родители воплощают свои собственные «Я» в тех уникальных способах бытия, которые они выбирают, будучи родителями-мигрантами в Австралии, и тех способах, которыми они поддерживают свою собственную культуру и язык.

Общая информация

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Бабаефф Р. Культурно-исторические аспекты формирования родительского участия в билингвальной/бикультуральной семье // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. № 3. С. 63–73.

Литература

  1. Babaeff R. (2009). Demographic-language family tree. Language maintenance: Parent perspectives and practices. Discussion paper presentation: 11th New Zealand Early Childhood Research Conference. Massey University: Wellington NZ. 22nd-23rd January 2009.
  2. Chaiklin S. (2011). Social science research and societal practice: Action research and cultural-historical research in methodological light from Kurt Lewin and Lev S. Vygotsky. Mind, culture, and activity. 18 (2) 129—147.
  3. Clyne M. (2005). Australia's language potential. Sydney:University of New South Walesю
  4. Dopke S. (1992). One parent, one language. An interactional approach. Amsterdam: John Benjamins.
  5. Ferholt B. (2010) A synthetic-analytic method for the study of perezhivanie: Vygotsky's literary analysis applied to playworlds. In C. Connery, V Joh-Steiner & A. Marjanovic- Shane (Eds.), Vygotsky and Creativity: A cultural-historical approach to play, meaning making and the arts. New York: Peter Lang Publishing.
  6. Gonzalez Rey F. (2007). Social and individual subjectiv- ity from an historical cultural standpoint. Critical Social Studies 2, pp. 3—14.
  7. Gonzalez Rey F. (2009). Historical relevance of Vygot- sky's work: Its significance for a new approach to the problem of subjectivity in psychology. Outline, № 1, pp. 59—73.
  8. Gonzalez Rey F. (2011). The path to subjectivity: Advancing alternative understandings of Vygotsky and cultural historical legacy. In P. Portes & S. Salas (Eds.), Vygotsky in the 21 st Century: Advances in cultural historical theory with non-dominant communities. Oxford: Peter Lang International academic Publishing.
  9. Hedegaard M. (1999). Institutional Practice, Cultural Positions and Personal Motives: Immigrant Turkish Parents' Conceptions about their Children's School Life. In S. Chaik- lin, M. Hedegaard, J. Juul, (Eds.) Activity Theory and Social Practice. Aarhus: Aarhus University Press.
  10. Kozulin A. (1986). Vygotsky in context. In A. Kozulin (Ed.), Thought and Language (pp. xi-lvi). Cambridge: The Massachusetts Institute of Technology.
  11. Kozulin A. (2005). The concept of activity in Soviet psychology (pp. 101—124). In H. Daniels (Ed.), An introduc- tion to psychology. East Sussex: Routledge.
  12. Palinscar A.S. (2005). Social constructivist perspec- tives on teaching and learning. In H. Daniels (Ed.), An intro- duction to Vygotsky (pp. 285—314). East Sussex: Routledge.
  13. Paradise R. (2002). Finding ways to study culture in context. Human development, 45, pp. 229—236.
  14. Robbins J. & Jane B. (2205) 'Granddad, where does the sea go when the tide goes out?' Grandparents supporting young chil- dren's thinking in science and technology. Journal of Australian Research in Early Childhood Education, 13 (2), pp. 13—33.
  15. Robbins J. (2007). Collaboration, cultural and concep- tual tools : a consideration of Vygotsky's sociocultural — cul- tural-historical theory in relation to young children's thinking about natural phenomena. Unpublished doctoral thesis, Monash University, Melbourne, Australia.
  16. Rogoff B. (2003). The cultural nature of human devel- opment. New York: Oxford University Press.
  17. Saunders G. (1988). Bilingual Children: from birth to teens. Clevedon: Multilingual Matters.
  18. Schecter S.R., Sharken-Taboada D., & Bayley R. (1996). Bilingual by choice: Latino Parents' rationales and strategies for raising children with two languages. Bilingual Research Journal, 20 (2), 261—281.
  19. Shin S.J. (2005). Developing in two languages: Korean children in America. Clevedon: Multilingual Matters.
  20. Souto-Manning M. (2007). Immigrant families and children (re) develop identities in a new context. Early child- hood education journal, 34 (6), 399—405.
  21. Stetsenko A. (2005). Activity as object-related: Resolving the dichotomy of individual and collective planes of activity. Mind, Culture and Activity, 12(1), pp. 70—88.
  22. Stetsenko A. (2010). Standing on the shoulders of giants: A balancing act of dialectically theorizing conceptual understanding on the grounds of Vygotsky's project. In W.M. Roth Re/Structuring science education: ReUniting sociological and psychological perspectives: Cultural studies of science education 2, (1) 69—88.
  23. Stetsenko A., & Arievitch I. (2004). The self in cultural- historical activity theory reclaiming the unity of social and individual dimensions of human development. Theory Psychology, 14, 475—503.
  24. Stetsenko A., & Vianna E. (2011). Connecting learning and identity development through a transformative activist stance: Application in adolescent development in a child wel- fare program. Human Development, 54 (5), 313—338.
  25. Vygotsky L.S. (1987) The collected works of Vygotsky, Vol 1: Problems of general psychology (N. Minick, Trans., R.W. Rieber & A.S. Carton, Eds). New York: Plenum Press
  26. Vygotsky L.S. (1994). The problem of the environment. In R. vanderVeer & J. Valsiner (Eds.), The Vygotsky Reader (pp. 338—354). Oxford: Blackwell Publishers.
  27. Vygotsky L.S. (1997). The collected works of L.S. Vygotsky, Vol. 4: The history of the development of higher mental functions (M.J. Hall, Trans; R.W. Reiber, Ed.). New York: Plenum Press.
  28. Wertsch J.V. (2007). Mediation. In H. Daniels, M. Cole & J.V. Wertsch (Eds.), The Cambridge companion to Vygotsky (pp. 178—192). New York: Cambridge University Press.
  29. Wilkinson P., & Charing D. (2004) Encyclopedia of religion. London: Dorling Kindersley Ltd.

Информация об авторах

Бабаефф Робин, Университет Монаша, e-mail: Robyn.Babaeff@monash.edu

Метрики

Просмотров

Всего: 2034
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 584
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1