Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 106Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

15 место — направление «Психология»

1,086 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,034 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Идеи А.Н. Леонтьева и их значение для современной психологии 3492

Иванников В.А.
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
e-mail: vaiv@mail.ru

Аннотация

В статье анализируются некоторые идеи А.Н. Леонтьева и рассматриваются следствия принятия этих идей для развития общей психологии, в частности для понимания поведения живых существ че- рез понятие деятельности, процессов восприятия и мотивации, волевой регуляции. Подчеркивается идея понимания психики как субъективной составляющей деятельности. Анализируется понятие «чув- ственное переживание» и роль деятельности в преобразовании переживаний в ощущение. Анализиру- ется вклад А.Н. Леонтьева в понимание процесса мотивации через введение понятия предмета потреб- ности и новое понимание мотива деятельности, а также роль понятия смысла в создании временной производной побудительности цели и в волевой саморегуляции. Показана связь идей Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева и взаимосвязь основных положений культурно-исторической психологии и теории деятельности А.Н. Леонтьева.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Еще в начале XX в. Л.С. Выготский показал, что психика человека всегда функционирует не как набор отдельных психических процессов, а как единое целое — системно построенное по своей организации, и поэтому надо все время помнить о целостном едином процессе психической регуляции деятельности, где выделение отдельных психологических процессов (восприятие, мышление, память, воля и пр.) есть лишь теоретическое удобство для подробного анализа этих процессов, часто поднимающихся до уровня самостоятельных психических действий. И это единство определяется жизненной направленностью всех психических процессов. Психика возникает, существует и развивается не сама по себе, а в процессе управления и регуляции деятельности живых существ, на основе конструируемых субъектами активности образов поведенческого пространства их жизни.

Литература
  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Питер. 2006. 203 с.
  3. Иванников В.А. Основы психологии: Курс лекций. М.: Питер, 2010. 327 с.
  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. 584 с.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с.
  6. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М.: МГУ, 1994. 287 с.
  7. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 421 с.
  8. Сеченов И.М. Избранные сочинения. М.: Минпрос, 1953. 333 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика