Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9255Новости 1822Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 19 место — направление «Психология» 0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,064 — двухлетний импакт-фактор Культурно-историческая психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1816-5435 ISSN (online): 2224-8935 DOI: https://doi.org/10.17759/chp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2005 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый Аффилирован ISCAR EN In English |
Культурно-историческая психология Идеи А.Н. Леонтьева и их значение для современной психологии 4095Иванников В.А. АннотацияВ статье анализируются некоторые идеи А.Н. Леонтьева и рассматриваются следствия принятия этих идей для развития общей психологии, в частности для понимания поведения живых существ че- рез понятие деятельности, процессов восприятия и мотивации, волевой регуляции. Подчеркивается идея понимания психики как субъективной составляющей деятельности. Анализируется понятие «чув- ственное переживание» и роль деятельности в преобразовании переживаний в ощущение. Анализиру- ется вклад А.Н. Леонтьева в понимание процесса мотивации через введение понятия предмета потреб- ности и новое понимание мотива деятельности, а также роль понятия смысла в создании временной производной побудительности цели и в волевой саморегуляции. Показана связь идей Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева и взаимосвязь основных положений культурно-исторической психологии и теории деятельности А.Н. Леонтьева. Ключевые слова: субъективные переживания (чувствования), деятельность , предмет потребности, мотив, мотивация, смысл, воля, высшие психические функции, культурно-историческая деятельность Рубрика: Памятные даты Тип: научная статья Фрагмент статьи
Еще в начале XX в. Л.С. Выготский показал, что психика человека всегда функционирует не как набор отдельных психических процессов, а как единое целое — системно построенное по своей организации, и поэтому надо все время помнить о целостном едином процессе психической регуляции деятельности, где выделение отдельных психологических процессов (восприятие, мышление, память, воля и пр.) есть лишь теоретическое удобство для подробного анализа этих процессов, часто поднимающихся до уровня самостоятельных психических действий. И это единство определяется жизненной направленностью всех психических процессов. Психика возникает, существует и развивается не сама по себе, а в процессе управления и регуляции деятельности живых существ, на основе конструируемых субъектами активности образов поведенческого пространства их жизни. Литература
Статьи по теме
Психология развития | Нечаев Н.Н. Психология образования, Психология развития | Чернышова Н.А. История психологии, Психология личности | Смолова Л.В. Смысл счастья: осмысление счастья как важнейшей категории логотерапии В. Франкла Психологическая диагностика, Психология личности | Корнилова Т.В., Павлова Е.М. Шкала интеллектуальной оценки риска и ее связь с готовностью к риску и эмоциональным интеллектом Психология личности, Социальная психология | Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д., Муртазина И.Р., Вартанян Г.А., Маневский Ф.С., Александрова Н.Х., Бабакова Л.В. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|