Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8568Ключевые слова 21004 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Школа как транслятор культуры принимающего общества: интеграция детей-мигрантов в образовательной среде 1628

Хухлаев О.Е., кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, huhlaevoe@mgppu.ru
Чибисова М.Ю., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, marina_jurievna@mail.ru
Кузнецов И.М., кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, центр исследования межнациональных отношений, Федеральный научно-исследовательский социологическый центр Российской академии наук, Москва, Россия, ingvar31@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена вопросам обеспечения трансляции культуры принимающего общества как основного механизма содействия интеграции инокультурных учеников. Авторами рассматривается «трансляция культуры» как социально-психологический феномен. Особенности процессов освоения культуры ребенком, приехавшим из другой страны (или культурно-отличающегося региона), проанализированы с помощью модели видов понимания, предложенных В.П. Зинченко. Показано, что одной из важнейших соци- альных функций системы образования является «культурная трансмиссия», то есть передача культурных ценностей, которая возможна только как системная работа образовательного учреждения. Описан анализ культурных различий в образовательной среде с помощью модели «айсберга культуры». В статье продемонстрировано, что технология SWOT-анализа может быть эффективно использована для инвентариза- ции рисков и ресурсов, связанных с интеграцией мигрантов в конкретном образовательном учреждении для обеспечения основы системного планирования работы с детьми-мигрантами в образовании.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

С точки зрения современной психологии, одно из ключевых направлений образования — это трансляция культуры. Как отмечает Е.Е. Сапогова, «трансляция и управление присвоением смыслов и ценностей своей культуры — специальная задача системы образования в любом обществе» [9, с. 65]. Автор имеет в виду образование в целом, однако к детям-мигрантам это безусловно имеет прямое отношение.

Литература
  1. Александров Д.А., Баранова В.В., Иванюшина В.А. Дети и родители — мигранты во взаимодействии с российской школой // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 176—199.
  2. Берри Д.В., Пуртинга А.Х., Сигалл М.Х., Дасен П.Р. Кросс-культурная психология. Харьков: Изд-во Гумани- тарный центр, 2007. 560 с.
  3. Зинченко В.П. Работа понимания // Психологичес- кая наука и образование. 1997. № 3. С. 42—52.
  4. Лебедева Н.М. Этническая и кросс-культурная пси- хология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Макс-пресс, 2011. 424 с.
  5. Леонтьев  Д.А.  О  некоторых  аспектах  проблемы
  6. «культура и личность» // Культурно-историческая психо- логия. 2013. № 1. C. 22— 30.
  7. Макаров А.Я. Особенности этнокультурной адапта- ции детей-мигрантов в московских школах // Социологи- ческие исследования. 2010. № 8. С. 94—101.
  8. Омельченко Е.Л., Андреева Ю.В., Лукьянова Е.Л., Са5 бирова Г.А., Крупец Я.Н. Адаптация детей-мигрантов в школе. Методическое пособие: рекомендации по проведе- нию комплекса адаптационных мероприятий в общеобра- зовательных учебных заведениях РФ. Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного ун-та, 2010. 104 с.
  9. Психология и культура // Под ред. Д. Мацумото. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 617 с.
  10. Сапогова Е.Е. Автобиографический нарратив в кон- тексте культурно-исторической психологии // Культур- но-историческая психология. 2005. № 2. C. 63—74.
  11. Тюрюканова Е.В., Леденева Е.И. Ориентации детей- мигрантов на получение высшего образования // Социо- логические исследования. 2005. № 4. С. 94—100.
  12. Швецова Г. Программно-целевое управление регио- нальной системой образования // Образовательная поли- тика, 2011. № 2 (52). С. 111—123.
  13. Entzinger H., Biezeveld R. Benchmarking in Immigrant Integration. Rotterdam: European Research Centre on Migration and Ethnic Relations (ERCOMER), 2003. 53 p.
  14. French W.L., Bell C.H. Organization Development. New Jersey: Prentice Hall, 1979. 271 p.
  15. Hall E.T. Beyond Culture.NY.: Anchor Books, 1976. 317 p.
  16. Kottak C.Ph. Window on Humanity: A Concise Intro- duction to Anthropology. Columbus, 2010. 247 p.
  17. Laouira O. Schools as agents of cultural transmission and social control // Sciences humaines, 1999. № 12. Р. 41—51.
  18. Raeff C., Greenfield P., Quiroz B. Conceptualizing interpersonal relationships in the cultural contexts of individ- ualism and collectivism // New Directions for Child and Adolescent Development, 2000. Vol. 87. Р. 59—74.
  19. Sahlberg P. Hope of cooperative learning: international talk in Albanian secondary school classrooms // Intercultural education, 2010. Vol. 21 (3). Р. 205—218.
  20. Selfridge R., Sokolik S. A comprehensive view of organization- al management. MSU Business Topics, 1975. Vol. 23 (1). Р. 46—61.
  21. Spindler G. Anthropology and education. Stanford: Stanford University Press, 1955. 297 p.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика